Референдум в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

В системе разделения властей в качестве самостоятельной ветви власти выступает судебная власть, основной формой реализации и главенствующей функцией которой является правосудие. В деятельности судов нормы закона обретают свою силу, воплощаются в жизнь. Вместе с тем невозможно говорить о деятельности органов судебной власти в отрыве от

Содержание

Введение
Глава 1. Конституционно-правовые основы статуса судей
Глава 2. Единство статуса судей
Глава 3. Понятие и система гарантий статуса судей
Глава 4 Гарантии независимости судей
Заключение
Список нормативно-правовых актов и использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая Статус судей.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования «САМАРСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

Юридический факультет 
 
 
 

                                       Кафедра государственного права

                                       Специальность 030501 «Юриспруденция» 
 
 
 
 

Референдум  в Российской Федерации 

курсовая работа 
 
 
 
 
 
 
 

              Выполнил: 

              Студентка 1 курса ___ группы

              Никифорова Анастасия Николаевна

              _______________(подпись) 

              Работа  защищена «___»____________200_ г.

              Оценка _______________________________ 

              Зав. кафедрой

                                     __________________________________ 
 

              Научный руководитель

              __________________________________ 
               
               
               
               

Самара 2008

 
 
 

Оглавление 

Введение 3
Глава 1. Конституционно-правовые основы   статуса судей 5
Глава 2. Единство статуса судей 14
Глава 3. Понятие и система гарантий статуса судей  21
Глава 4 Гарантии независимости судей  
Заключение 30
Список  нормативно-правовых актов и использованной литературы 32
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 . Конституционно-правовые основы статуса судей 
 

     В системе разделения властей в  качестве самостоятельной ветви  власти выступает судебная власть, основной формой реализации и главенствующей функцией которой является правосудие. В деятельности судов нормы закона обретают свою силу, воплощаются в жизнь. Вместе с тем невозможно говорить о деятельности органов судебной власти в отрыве от людей, которые осуществляют работу этих органов. Творческая и высокопрофессиональная деятельность судей является необходимым условием эффективного правосудия. В целях независимого и беспристрастного осуществления данной деятельности судьи наделены развитой системой прав, обязанностей и законных интересов, составляющих специальный правовой статус судьи. Слово «статус» латинского происхождения и в переводе означает «положение, состояние».1 В юридической науке понятие «статус» исследуется главным образом в отдельных своих проявлениях, связанных с различными его носителями. Например, конституционный статус личности, правовой статус гражданина, конституционный статус Президента, статус общественного объединения, статус судьи и т.д.

     Правовой  статус судей в  Российской Федерации – это совокупность прав, обязанностей и законных интересов названных должностных лиц, установленная в целях обеспечения независимости судей при отправлении правосудия.

      Права и обязанности судей, реализующиеся  в процессуальной деятельности судьи, подробно регламентируются процессуальным законодательством: Арбитражно-процессуальным кодексом РФ, Гражданско-процессуальным кодексом РФ, Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Кодексом об административных правонарушениях  РФ. Судья обладает также группой прав, которые предоставляются ему как должностному лицу органа судебной власти и не связаны непосредственно с судопроизводством: духовно-культурных, политических, экономических и социальных, реализующихся в соответствующих сферах общественной жизни, а также личных прав. Эти права также входят в содержание специального правового статуса судей и имеют общее назначение: обеспечение надлежащей защиты прав граждан независимым и беспристрастным правосудием.

      Основным  законным интересом судьи является возможность реализации данной им при  вступлении в должность клятвы беспристрастно и справедливо осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, велениям долга судьи и своей совести.

     Ряд российских правоведов включают в правовой статус такие явления, как гарантии, правовые нормы, юридическая ответственность, правовые принципы.  Так, например, Ю. В. Маранц считает, что правовой статус судьи определяется:

    - местом суда в системе органов государства;

    - требованиями, предъявляемыми к кандидатам на занятие должности судьи;

    - порядком занятия должности и освобождения от нее;

    - правами и обязанностями судьи;

    - гарантиями реализации этих прав;

    - безупречной репутацией судьи.2

    Считаю, что с подобными мнениями нельзя соглашаться, так как вышеназванные  явления в действительности  правовому  статусу не присущи.

    Правовое  регулирование статуса  судей.

    Правовое  регулирование правового статуса судей осуществляется прежде всего Конституцией Российской Федерации3,в которой закреплены принципы статуса судей. Также статусу судей и порядку его реализации посвящены нормы Федерального Конституционного Закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"4; Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации"5. .Особенности статуса судей различных судов закреплены в Федеральном Конституционном Законе от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"6, Федеральном Конституционном Законе от 28.04.1995 N 1-ФКЗ

    "Об арбитражных судах в Российской Федерации"7, Федеральном Конституционном Законе от 23.06.1999 N 1-ФКЗ"О военных судах Российской Федерации"8, Федеральном законе от 17.12.1998 N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации"9. Конкретные виды гарантий правового статуса судей закрепляют Федеральный Закон от 10.01.1996 N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации"10, процессуальные кодексы (АПК, ГПК).

       Принципы правового статуса судей.

    Основными принципами правового статуса судей являются независимость, несменяемость и неприкосновенность. Они закреплены в статьях 120-122 Конституции Российской Федерации.

    Мерой независимости судьи является уровень его беспристрастности при рассмотрении судебных дел. Правовая норма, закрепляющая принцип независимости судей и подчинения их только закону, адресована не только судьям, но и любым государственным органам, органам местного самоуправления и иным органам, организациям, должностным лицам и гражданам. Всем им закон запрещает осуществлять какое-либо воздействие на судей и вмешательство в их деятельность. Нарушение закона влечет установленную ответственность.

    Принцип независимости судей и подчинения их только закону действует во всех стадиях процесса и обязателен для судей всех судов общей юрисдикции. Он проявляется во взаимоотношениях, складывающихся внутри состава суда (при коллегиальном рассмотрении дел), в отношениях нижестоящих судов с вышестоящими судами в единой системе судов общей юрисдикции, в отношениях суда с другими участниками процесса и гражданами, должностными лицами, государственными и иными органами, организациями, не участвующими в деле11.

    Особенностью  института несменяемости судей является особый порядок прекращения или приостановления полномочий судьи специально созданным органом судейского сообщества – квалификационной коллегией судей. Иные составляющие несменяемости (неограниченный срок полномочий, запрет на перевод на другую должность или другой суд без согласия судьи) либо нивелируются исключениями, либо ничем не отличаются от общих правил, установленных трудовым законодательством и законодательством о государственной службе.

    Неприкосновенность судьи отражает усложненный порядок привлечения судьи к любому виду ответственности (кроме гражданско-правовой). В диссертации рассматривается целесообразность привлечения судей к административной ответственности, а также дается характеристика дисциплинарной ответственности судей. Неприкосновенность судей - важнейший элемент судебного иммунитета. Закрепление положения о неприкосновенности судей в ст. 122 Конституции является важным демократическим завоеванием. Данное требование соответствует международно - правовым документам, в частности основным принципам судейской корпорации, предусматривающим запрет ненадлежащего воздействия на судей.

    Следует отметить, что в понятие неприкосновенности судей входит и запрет на привлечение  судьи к ответственности за принятое им решение по делу. Привлечение  к ответственности судьи может состояться после вступления в законную силу приговора, которым устанавливается виновность судьи в злоупотреблении.

    Неприкосновенность  распространяется на всех судей независимо от того, какую должность они занимают, в каком звене судебной системы состоят. В то же время законодательные положения о неприкосновенности судей различаются в зависимости от принадлежности судьи к тому или иному звену судебной системы, исходя из содержания законов о Конституционном Суде, о статусе судей и т.д., что вряд ли может быть оправданно.12

    При этом подчеркивается, что предоставляемый  судье правовой статус «является  не личной привилегией, а средством, призванным обеспечить каждому действительную защиту его прав и свобод правосудием»13.  От того, как честно, добросовестно и беспристрастно будет исполнять свои обязанности каждый судья, насколько он будет эрудирован, воспитан и предан своему делу, прямо зависит состояние правосудия и реализация прав граждан на судебную защиту. 
 
 
 

Глава 2.  Единство статуса  судей в Российской Федерации 
 

    Единство  статуса судей законодательно закреплено ст. 12 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и ст. 2  Закона РФ «О статусе  судей».

    Все судьи в Российской Федерации  обладают единым статусом и различаются  между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов Российской Федерации.

    Единство  статуса судей обусловлено тем, что каждый судья является полноправным носителем государственной власти и при исполнении обязанностей судьи принимает решения самостоятельно, подчиняясь только Конституции РФ и федеральным законам. Законодательное закрепление единства  статуса судей обеспечивает единство судебной системы ( ст. 3 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»)

    Содержание  этого единства выражается в общих  принципах назначения судей на должности, едином порядке прекращения полномочий судей, в их несменяемости и неприкосновенности, в общих принципах реализации права на отставку судей, а также в том, что эти права судьи защищаются федеральным законом в равной мере, независимо от должности. 

    В случае, если действующий судья желает перейти в другой суд с аналогичной  компетенцией повторной сдачи квалификационного экзамена не требуется. Данный вывод подтвержден Определением Верховного суда РФ № 5-Г03-4 от 31.01.2003 г. 14

Информация о работе Референдум в Российской Федерации