Референдум Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 19:12, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является определение понятий и видов избирательной системы и референдума, рассмотрение назначения и проведения выборов и их содержание, а также избирательное право граждан и структура избирательного процесса.


Задачи реферата:

Раскрыть понятие и виды избирательных систем.
Выявить понятие, структуру избирательного права граждан.
Рассмотреть понятие и стадии избирательного процесса.
Показать развитие института референдума в России.
Определить понятие и виды референдума Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава 1. Избирательная система Российской Федерации 4

1.1Понятие и виды избирательных систем 4

1.2Избирательное право граждан: понятие, структура, нормативная база 6

1.3Понятие и стадии избирательного процесса 7

Глава 2. Референдум Российской Федерации 10

2.1 Развитие института референдума в России 10

2.2 Понятие и виды референдума Российской Федерации 12

Заключение 17

Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

реферат1.docx

— 46.62 Кб (Скачать)

     Действующее законодательство о выборах предусматривает  ответственность за нарушение избирательных  прав граждан. Лица, препятствующие путем  насилия, обмана, угроз, подлога или  иным способом свободному осуществлению  гражданами РФ права избирать и  быть избранными, лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню выборов, и в день выборов либо препятствующие работе избирательных комиссий, несут  ответственность в соответствии с федеральным законодательством. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Референдум Российской Федерации

     2.1 Развитие института референдума в России

     В нашей стране впервые народное голосование (референдум) было предусмотрено Конституцией СССР 1936 года:

     «Президиум  Верховного Совета СССР производит всенародный  опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных  республик», т.е. референдум характеризовался лишь как всенародный опрос. На практике и таких референдумов не было. Конституция  СССР 1977 г. определила голосование:

       Наиболее важные вопросы государственной  жизни выносятся на всенародное  обсуждение, а также ставятся  на всенародное голосование (референдум)6».

     Однако  долгое время текущее законодательство не определяло механизма применения этого института. В  настоящее  время организация и порядок  проведения референдума регламентированы законодательством. Появилась и  практика их проведения.

     За 70-летний период существования СССР первое всенародное голосование  на его территории  было проведено  лишь однажды – 17 марта 1991 года. Была поставлена задача – выявить волю народа по одному из важнейших вопросов государственной жизни: о сохранении на территории нашей страны Союза  как обновленной федерации суверенных республик и введение поста Президента России. Исторически это стало  возможным благодаря тому, что  16 октября 1990 г. был принят Закон «О референдуме РСФСР», а 27 декабря 1990 г. IV Съезд народных депутатов принял Закон о всенародном голосовании (референдум СССР). Союз ССР в декабре 1991 года прекратил свое существование. Референдум 1991 г. был единственным за всю историю существования Союза ССР.

     «Возникший  в стране конституционный «вакуум» (хотя формально старая Конституция  полностью не прекратила своего действия) и отсутствие высшего представительного  органа могли быть заполнены только президентской властью»7. Из-за недостаточности легитимности для введения в действие новой Конституции, несмотря на то, что ее проект был разработан с соблюдением демократической процедуры, оставалось обратиться к прямому волеизъявлению народа, т.е.  использовать референдум. Особенностью референдума 12.декабря 1993 г. явилось то, что одновременно с принятием новой Конституции проходили выборы в федеральное Собрание, предусмотренное еще не принятой Конституцией.

     Референдум  о принятии проекта новой Конституции РФ состоялся 12 декабря 1993г.  По данным  Национальной службы новостей 58,43% населения РФ проголосовали за принятие новой Конституции. Это были первые демократические выборы в России, они способствовали установлению новой структуры конституционной власти.

     10 октября 1995 года Государственной  Думой РФ был принят Федеральный  Конституционный Закон «О референдуме  РФ». 

     Основное  различие Законов в содержании понятия  референдума, что отражалось на круге  вопросов, которые могут выноситься на него. В ст.1 Закона СССР говорилось, что референдум – это народное голосование по наиболее важным вопросам государственной жизни, а в республиканском  Законе  референдум определялся  более широко - как всенародное  голосование по наиболее важным вопросам государственной и  общественной жизни. В Законе 1995 г. референдум определен, как всенародное голосование по законопроектам, действующим законам и др. вопросам  государственного значения.

     В первых двух Законах было записано, что на всенародное голосование  выносятся «наиболее важные»  вопросы, но критерия для деления  вопросов на наиболее важные и остальные не было дано, в связи с чем, нормы толковались по-разному. В новом Законе  в ст.3 определены вопросы, которые выносятся на референдум в обязательном порядке и  которые не могут выноситься на референдум.

     2.2 Понятие и виды референдума Российской Федерации

      В соответствии с частью 1 статьи 1 Конституции  Российской Федерации Российская Федерация  есть демократическое государство. Демократия определяется как народовластие, форма политического, государственного устройства, основанная на признании  народа как источника власти, его  права принимать участие в  решении общественных, государственных  вопросов, на признании принципов  свободы, равенства и других прав граждан, предусматривающая введение правовых и процедурных гарантий их реализации во всех сферах жизни  общества.

      В Конституции Российской Федерации  указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в  Российской Федерации является ее многонациональный  народ (Ч.1. ст.3). Это означает, что  Россия провозглашается государством народовластия.

      Власть  есть возможность распоряжаться  или управлять кем-либо, подчинять  своей воле других. Власть как явление  социальное возникает вместе с возникновением общества и существует во всяком обществе, поскольку всякое общество требует  управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и  принуждение8.

      С возникновением государства возникает  и государственная власть как  один из существенных признаков государства. Государственная власть имеет в  качестве своих основных элементов  общую волю и силу, способную обеспечить подчинение этой общей воле всех членов общества.

      Конституция Российской Федерации закрепляет прерогативу  многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, - указывается в части 4, статьи 3 К РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

      Таким образом, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное  осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

      В условиях народовластия осуществление  власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т.е. гражданами государства поскольку она выступает  в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых  могут на равных правах все граждане. Народовластие как форма государства  и способ правления превращается таким образом в организационный  принцип обладания властью и  ее осуществления, определяющий, что  решение любых государственных  задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей  от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической  легитимации является базовым в  понимании демократии9.

      В зависимости от формы волеизъявления народа в соответствии с частью 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации  различаются две формы демократии: прямая (непосредственная) и представительная – осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют (весь народ, население, проживающее на той  или иной территории). Причем, некоторые  специалисты в области конституционного права России считают, что нельзя говорить о приоритете той или  иной формы демократии, так как они равным образом важны для реализации народовластия10.

      Непосредственная  демократия исходит из того, что  в демократическом государстве  воля народа и государственная власть должны быть тождественны, что сам  народ должен непосредственно участвовать  в принятии важных политических решений, осуществлении власти. Таким образом, непосредственная демократия является формой прямого волеизъявления народа или каких-либо групп населения.

      При непосредственной демократии народ  изъявляет свою волю в форме:

    • референдума;
    • выборов;
    • всенародных и иных обсуждений проектов законов, других важных вопросов государственной жизни;
    • правотворческой инициативы;
    • участия в управлении делами общества через органы местного самоуправления, общественные организации, собрания и сходы граждан и др.;
    • индивидуальных или коллективных обращений (петиций) в органы государственной власти и местного самоуправления.

      «Высшим непосредственным выражением власти народа»  – указывается в Конституции  Российской Федерации (ч.3 ст.3 К РФ), - являются референдум и свободные выборы.

      Согласно  Федеральному конституционному закону «О референдуме в Российской Федерации» от 28 июня 2004 г.11, референдум – это всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан на референдуме, защите демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.

      Референдум  и выборы – это институты прямой демократии, которые похожи по целям  и субъектам, но различаются по объектам и результатам. Цель у них –  выражение воли народа. Субъективный состав – граждане, которые имеют  право принимать участие в  референдуме и в выборах.

      Под выборами понимается участие граждан  в осуществлении власти народа посредством  выделения из своей среды путем  голосования представителей для  выполнения в государственных органах  или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению  власти в соответствии с волей  и интересами граждан, выраженными  на выборах12.

      Основное  отличие процедуры выборов от процедуры референдума состоит  в объекте волеизъявления избирателей. При выборах это кандидат в  депутаты представительного органа или на какую-нибудь должность. При  референдуме объект волеизъявления – не человек (кандидат), а определенный вопрос – принятие закона, поправок к нему, его отмена либо какая-нибудь проблема, касающаяся государства, региона  или территории.

      На  практике проведение выборов является главным средством обеспечения  состязательности и реальности политического  процесса, дозволенной и узаконенной  формой политической борьбы, которая  в процессе ее реализации не должна выходить за рамки конституционных  установлений. В Российской Федерации, как и во всех демократических  государствах, проведение выборов является основной формой и способом мирной борьбы за обладание государственной  властью.

      Различают следующие виды референдума.

      В зависимости от содержания законопроекта  выделяют конституционный и обыкновенный референдумы. На конституционный выносят  вопросы, связанные с принятием  новой конституции или внесением  в нее поправок. На обыкновенном или законодательном референдуме решается вопрос о принятии того или иного текущего закона или изменении закона, ранее утвержденного на референдуме.

      Кроме того, референдумы могут быть обязательными  и факультативными. На первый выносятся  вопросы, прямо указанные в Конституции, поскольку иначе как путем  референдума они решены быть не могут. На втором решаются вопросы, вынесение  которых на всенародное обсуждение не обязательно. Такой референдум происходит по инициативе либо государственных  органов, либо избирателей.

      По  территориальному признаку различают  референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и  местный референдум.

      Стоит обратить особое внимание, что в  референдуме РФ имеет право участвовать каждый гражданин РФ, достигший на день проведения референдума РФ18 лет.

      Референдум  Российской Федерации проводится на всей территории Российской Федерации  на основе всеобщего равного и  прямого волеизъявления, при тайном голосовании. Каждый участник референдума  Российской Федерации обладает одним  голосом.

      Важно отметить, что гражданин Российской Федерации голосует на референдуме  Российской Федерации лично. Участие  в референдуме Российской Федерации  является свободным, контроль за волеизъявлением  гражданина не допускается. В ходе референдума  Российской Федерации никто не может  быть принужден к выражению своих  мнений и убеждений или отказу от них. 
 
 
 

Заключение

     В процессе подготовки и написания реферата были четко определены понятия избирательной системы и референдума.

     Избирательная система Российской Федерации, на мой взгляд, является основным объектом изучения избирательного права, как отрасли науки. Нормативно-правовая база, регламентирующая избирательную систему, своевременно подвергается изменениям, что говорит о ее развитии, адаптации к изменениям в обществе и исключает возможность устаревания.

     Каждый  гражданин РФ реализует свое право  избирать и быть избранным, используя  избирательную систему, следовательно  защита данного права также обеспечивается избирательной системой государства.

Информация о работе Референдум Российской Федерации