Референдум Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 19:12, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является определение понятий и видов избирательной системы и референдума, рассмотрение назначения и проведения выборов и их содержание, а также избирательное право граждан и структура избирательного процесса.


Задачи реферата:

Раскрыть понятие и виды избирательных систем.
Выявить понятие, структуру избирательного права граждан.
Рассмотреть понятие и стадии избирательного процесса.
Показать развитие института референдума в России.
Определить понятие и виды референдума Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава 1. Избирательная система Российской Федерации 4

1.1Понятие и виды избирательных систем 4

1.2Избирательное право граждан: понятие, структура, нормативная база 6

1.3Понятие и стадии избирательного процесса 7

Глава 2. Референдум Российской Федерации 10

2.1 Развитие института референдума в России 10

2.2 Понятие и виды референдума Российской Федерации 12

Заключение 17

Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

реферат1.docx

— 46.62 Кб (Скачать)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава 1. Избирательная система Российской Федерации 4

1.1Понятие и виды избирательных систем 4

1.2Избирательное право граждан: понятие, структура, нормативная база 6

1.3Понятие и стадии избирательного процесса 7

Глава 2. Референдум Российской Федерации 10

2.1 Развитие института референдума в России 10

2.2 Понятие и виды референдума Российской Федерации 12

Заключение 17

Список литературы 18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Значительная  часть норм конституционного права  регулирует вопросы, непосредственно  связанные с формированием в  Российской Федерации гражданского общества, строительства новой государственности. Основой этого процесса служат демократические  выборы при гарантированной альтернативности и открытости для общественного  контроля. Они выступают исходным принципом организации органов  государственной власти и местного самоуправления: в соответствии с  Конституцией РФ и федеральными законами избирается Президент России, путем  выборов формируются представительные органы государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, представительные и другие выборные органы и должностные  лица местного самоуправления

     Актуальность выбранной  темы заключается в том, что избирательное право является одной из важнейших и крупнейших подотраслей конституционного права. Его нормы направлены на регулирование избирательных правоотношений и, подобно другим конституционно-правовым нормам, устанавливают права и обязанности их участников1.

     В данном реферате речь идет о прямых выборах, в которых участвуют, как  правило, только граждане, в представительные органы РФ, органы субъектов Федерации  и местного самоуправления, а также  о прямых выборах соответствующих  должностных лиц.

     Целью данного реферата является определение понятий и видов избирательной системы и референдума, рассмотрение назначения и проведения выборов и их содержание, а также избирательное право граждан и структура избирательного процесса.  

     Задачи  реферата:

  1. Раскрыть понятие и виды избирательных систем.
  2. Выявить понятие, структуру избирательного права граждан.
  3. Рассмотреть понятие и стадии избирательного процесса.
  4. Показать развитие института референдума в России.
  5. Определить понятие и виды референдума Российской Федерации.

     Нормативными источниками работы явились Конституция РФ, федеральные конституционные законы РФ, федеральные законы РФ.

     Теоретической базой реферата явились исследования кандидата юридических наук, доцента Н.И. Воробьева, доктора юридических наук, профессора М.В. Баглай. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Избирательная система Российской Федерации

    1.   Понятие и виды избирательных систем

     Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов  Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации, иных федеральных государственных органов, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и избираемых непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, используемыми при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.2

     Существуют  следующие основные виды избирательных  систем:

  1. Пропорциональная, получила распространение в ХХ веке. Используется при выборах коллегиального органа (например, парламента) в многомандатном избирательном округе, избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за список кандидатов (например, выдвинутый политической партией). При этом законом устанавливается «избирательный барьер», т.е. минимальное количество голосов, которое надо получить избирательному объединению, чтобы участвовать в распределении мандатов (на выборах депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу – 7%). Количество полученных избирательным объединением депутатских мандатов определяется путем деления общего количества поданных за него голосов на избирательную квоту (по разным методикам).

     Помимо  используемой в России на выборах  всего состава депутатов Государственной  Думы и как минимум половины состава  депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (ст. 4 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов РФ») пропорциональной избирательной системы закрытых списков (т.е. избиратель голосует за партийный список в целом), существуют варианты пропорциональной избирательной системы открытых списков (с разной степенью свободы выбора внутри списка: выбор 1 кандидата, выбор более 1 кандидата из одного списка и выбор любых кандидатов из любого списка – панаширование).

  1. Мажоритарная. Победитель получает все распределяемые по данному избирательному округу мандаты, применяется при выборах Президента РФ, также может применяться при выборах не более половины состава депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, на муниципальных выборах.

     Могут существовать следующие варианты мажоритарной избирательной системы: с возможностью проведения второго тура (например, при выборах Президента РФ, причем, дабы быть выбранным уже в первом туре, кандидат должен набрать либо абсолютное (более 50% - на выборах президента РФ), либо квалифицированное (например, 75%; в России не применяется) большинство голосов избирателей); в один тур (применяется при выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти в ряде субъектов РФ).

  1. Различные виды смешанных (модифицированных) избирательных систем (например, система единственного непередаваемого голоса или система дораспределения мест на уровне страны при голосовании в регионах) – в России не применяется.3
    1. Избирательное право граждан: понятие, структура, нормативная база

     Субъективное  избирательное право гражданина является конституционным (закреплено в ст.32 Конституции РФ), политическим, индивидуальным, основным, абсолютным, состоит в участии в формировании органов государственной власти и местного самоуправления.

     Активным  избирательным правом (правом выбирать) обладают дееспособные граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста, не лишенные свободы  по приговору суда, вступившему в  законную силу.

     Для пассивного избирательного права (права  быть избранным) устанавливаются повышенные возрастные цензы (например, на выборах  президента РФ – достижение 35-летнего  возраста), может быть установлен ценз оседлости (постоянное проживание на территории РФ в течение 10 лет).

     Выборы  проводимые в Российской Федерации, являются равными. Это означает, что  каждый избиратель имеет один голос  и все избиратели участвуют в  выборах на равных основаниях, только при наличии этих двух элементов  выборы могут считаться равными.

     Помимо  активного и пассивного избирательного права, в состав избирательных прав граждан входят право участвовать  в выдвижении кандидатов, право заниматься предвыборной агитацией, право наблюдать  за проведением выборов, право участвовать  в работе избирательных комиссий, право на получение информации о  выборах (в частности, об их результатах).4

     Выборы  в Российской Федерации являются прямыми, избиратели голосуют на выборах  «за» или «против» кандидатов непосредственно. Голосование на выборах РФ является тайным. Это означает, что исключается  возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. Избирателю предоставляется возможность использовать закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. Бюллетень опускается в  избирательный ящик лично. Участие гражданина РФ в выборах является добровольным.

     Гражданин РФ, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские  учреждения РФ обязаны оказывать  содействие гражданину РФ в реализации избирательных прав, установленных  законом.

     Избирательные права граждан закреплены в Конституции  РФ, Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан РФ», федеральных законах: «О выборах Президента РФ», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» и законах субъектов РФ об отдельных категориях выборов, уставах муниципальных образований.

    1.   Понятие и стадии избирательного процесса

     Избирательный процесс – урегулированная избирательным  законодательством слаженная и  последовательная деятельность участников избирательных правовых отношений, представленная в виде логически-следующих  друг за другом стадий (обязательных и  факультативных).

     Стадии  избирательного процесса в РФ:

  1. Назначение выборов. Осуществляется в установленные федеральным законом (законом субъекта РФ) о конкретном виде выборов сроки, но не позднее, чем за 65 дней до истечения срока полномочий предыдущего состава избираемого органа (должностного лица). Выборы назначаются уполномоченным органом (должностным лицом) путем издания подзаконного правового акта индивидуального характера, подлежащего обязательному официальному опубликованию.
  2. Подготовительная стадия: создание организационных структур (избирательной комиссии), территориальных структур (избирательные округа и участки), субъективных структур (составление и корректировка списков избирателей).
  3. Выдвижение кандидатов.
  4. Предвыборная агитация.
  5. День перед выборами (агитация и некоторые другие избирательные действия запрещены).
  6. Досрочное голосование, может проводиться только на муниципальных выборах.
  7. Голосование. Должно быть проведено в определенный срок после назначения выборов (через 80-110 дней при выборах в федеральные органы государственной власти, через 80-100 дней при выборах в органы государственной власти субъектов РФ, через 70-80 дней при выборах в органы местного самоуправления). Голосование может происходить только в воскресный день. Продолжительность голосования в день голосования не может составлять менее 10 часов, конкретная продолжительность голосования определяется федеральным законом, либо законом субъекта РФ. Участковая комиссия также обеспечивает возможность голосования вне помещения для голосования (на дому) тем избирателям, проживающим на территории данного избирательного участка, которые не могут по уважительным причинам самостоятельно прибыть в помещение для голосования.
  8. Повторное голосование.
  9. Подсчет голосов. Подсчет голосов осуществляется непосредственно членами участковой комиссии с правом решающего голоса, открыто и гласно, в присутствии наблюдателей; по его итогам составляется протокол, скрепляемый печатью участковой комиссии, подписями всех членов участковой комиссии с правом решающего голоса; он направляется в вышестоящую избирательную комиссию; копии протокола могут быть выданы присутствовавшим при подсчете голосов.
  10. Повторный подсчет голосов – чрезвычайная стадия избирательного процесса.
  11. Определение итогов голосования. Осуществляется участковыми комиссиями путем составления протоколов об итогах голосования на избирательных участках.
  12. Обработка итогов голосования, определение результатов выборов.
  13. Официальное опубликование результатов выборов.5

Информация о работе Референдум Российской Федерации