Реализация норм права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение форм реализации права. Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач.
1. Рассмотреть основные формы реализации права.
2. Изучить непосредственно акты применения права со всех интересующих нас аспектов.
3.Рассмотреть правоохранительные органы в (качестве примера) как один из субъектов правоприменительной деятельности
Главной задачей при изучении темы является раскрытие особых форм реализации права.

Содержание

Введение………………………………………………..3
1. Понятие реализации права, формы непосредственной реализации………………………………………….5
2. Применение права как особая форма реализации. Субъекты применения и ситуации, при которых оно необходимо…............................................................13
3. Стадии процесса применения права………………20
4. Акты применения права……………………………27
Заключение………………………………………….....32
Приложения……………………………………………34
Список литературы……………………………………36

Работа содержит 1 файл

ТГП-курсовая.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

·    Адекватное

·    Ограничительное

·    Расширительное

   Важными моментом в определении видов разъяснения правовых актов является субъект – лицо или орган, дающий это разъяснение. Официальное толкование дается тем органом, который издал данный акт (и тогда оно носит название аутентичного), или же органами, на которые возложена обязанность толковать законы или другие нормативные акты (легальное толкование). Акты официального толкования обязательны для правоприменителей. Неофициальное толкование не является юридически обязательным. Сила его только в глубине анализа, в убедительности и обоснованности. Соответственно выделяют обыденное толкование, даваемое гражданами; компетентное, которое дается сведущими в праве людьми (специалистами); доктринальное, исходящее от ученых, ведущих исследовательскую работу в этом направлении. В зависимости от сферы действия актов разъяснения правовых норм проводится деление толкования на нормативное и казуальное. Нормативное толкование изначально предназначено для распространения его результатов не неопределенный круг лиц и случаев. Оно имеет абстрактный характер, то есть не привязывается к конкретной ситуации. Казуальное толкование вызывается вполне определенным случаем, его основная цель – правильное решение именно данного дела. Принятие решения по делу. Это завершающая и вместе с тем основная стадия процесса применения права, в ходе которой осуществляется применение права в собственном смысле слова, в то время как все предшествующие стадии подготавливают предварительные условия и материалы для окончательного решения по делу. В нем властно распространяется действие применяемой нормы на факт, определяются права и обязанности конкретных субъектов. Именно в решении норма права приобретает индивидуально - властный характер, устанавливается окончательная связь нормы права с фактом, подлежащем разрешению. Решение по делу сопровождается одновременно совершением полномочным органом (письменно или в иной форме) индивидуально-правового акта (акта применения права), являющегося юридическим фактом и служащим основой для возникновения правоотношения. Доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц и организаций. Осуществляется или сразу после вынесения решения (например, оглашение приговора или решения суда), или позже. В каких бы формах доведение решения до сведения не проводилось, оно обязательно должно иметь место. Государственные органы, организации и граждане должны знать обо всех правовых решениях, прямо касающихся их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

  1. Акты применения права.

     Официальной формой  и итогом выражения правоприменительной деятельности выступают акты применения права, посредством которых закрепляются решения компетентных органов по конкретному юридическому делу. Эта разновидность правовых актов характеризуется определёнными специфическими чертами, из которых основными, можно назвать следующие:

    Во-первых, акт применения права имеет властный характер и охраняется принудительной силой государства. Содержащиеся в нём конкретные предписания имеют обязательное значение для всех, к кому они относятся, и в необходимых случаях могут быть реализованы принудительным путём (решение суда о возвращении гражданином взятое во временное пользование вещи обязательно для исполнения. За нарушение требований этого акта гражданин несёт ответственность как  за нарушение нормы права, на основании которой он судим.)  

     Во-вторых, акт применения – это индивидуальный правовой акт. Он относится к строго определённым лицам. Правоприменительный акт имеет силу только для данного случая и на сходные случаи не распространяется. Этим он отличается от нормативно-правовых актов, которые содержат правовые нормы, имеющие общий характер. Нормы права реализуют множество однотипных случаев и распространяются на всех лиц, которые находятся в сфере её действия. Они рассчитаны на неоднократное применение. Индивидуально-правовые  акты не содержат правовые нормы. Они только конкретизируют общие предписания применительно к отдельным лицам или органами имеют разовое значение. В силу этого акты применения норм права к источникам права не относятся. В сборники законодательства не включаются.

     В-третьих, правоприменительные акты  должны быть законными, выноситься в строго соответствии с законом, опираться на определённые нормы права. Так, приговор суда о назначении наказания лицу, совершившему преступление, может выноситься только на основании норм уголовного права. Если акт применения не соответствует закону, он должен быть отменён.

     В-четвёртых, акты применения норм права издаются в установленной законом форме и имеют точное наименование. Закон предусматривает строго определённый порядок издания и оформления индивидуально-правовых актов. К примеру, акты, принимаемые правоохранительными органами, должны иметь следующие обязательные элементы:

  1. Вводную часть, в которой указывается наименование акта, название органа, издавшего его, время издания, конкретный адресат.
  2. Описательную часть, где излагаются фактические обстоятельства дела.
  3. Мотивировочную часть, дающую обоснование принятого решения.
  4. Резолютивную часть, в которой  излагается содержание решения.

Каждый правоприменительный акт  имеет строго определённое наименование: приговор, приказ, постановление, распоряжение.

 Классификация актов применения норм права производится по различным основаниям : 

  1. По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются на: а) акты государственных актов и общественных организаций; б) акты главы государства – Президента РФ; в) акты федеральных органов власти и управления; г) акты органов власти и управления субъектов РФ; д) акты органов правосудия; е) акты органов прокуратуры; и) акты органов надзора и контроля; ж) акты коллегиальные и единоличные.
  2. По субъектам, осуществляющим применение права, т. е. По отраслям применяемых норм различают: а) акты конституционно-правовые; б) акты административно-правовые; в) акты уголовно-правовые; г) акты применения материального и процессуального права.
  3. По форме правоприменительной деятельности можно выделить: а) акты исполнительные, связанные с применением диспозиции нормы права, имеющей дозволяющее содержание, и призванные наиболее эффективно регулировать многообразные проявления правомерного поведения; б) акты правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за совершённое правонарушение, а также с применением мер по их предупреждению.
  4. По функциональному признаку, то есть по их месту в механизме правового регулирования, выделяют два вида: а) акты - регламентаторы, определяющие субъектов конкретного отношения; указывающие объём их субъективных прав и юридических обязанностей; предусматривающие моменты возникновения конкретного правоотношения, условия его развития и прекращения; б) правообеспечительные  акты, которые также выполняют известную роль в индивидуальном регламентировании общественных отношений. Но это не основное их назначение. Функции актов этого вида состоят главным образом в том, чтобы на основе властных полномочий компетентных органов обеспечить реализацию правоотношений, и, следовательно, достижение целей правового регулирования.
  5. По форме внешнего выражения акты применения права подразделяются на акты – документы акты – действия.

Правоприменительный акт-документ –  это надлежаще оформленное решение  компетентного органа, составленное в письменном виде, поскольку требуется  строгая определённость в фиксации, например, фактических обстоятельств расследуемого дела, применении мер государственного принуждения и т. д. Всё это позволяет точно установить содержание акта, проверить законность и обоснованность его издания.

     Акты-документы имеют различную структуру, что обусловлено положением правоприменительного органа и значением рассматриваемых вопросов, а также юридической силой решения и процедурой его принятия.13

     По структуре их  можно разделить на акты-документы:  а) включающие все четыре составные части – вводную, описательную (констатирующую), мотивировочную и резолютивную (приговор или решение суда, другие юрисдикционные акты); б) состоящие из трёх частей – вводной, описательной, резолютивной, что характерно для следственных и административных протоколов; в) состоящие из двух частей – вводной и резолютивной (акты-разрешения на совершение определённых действий); г) не имеющие указанных разделов, за исключением резолютивной части (резолюции «утвердить», «уплатить», «оплатить», «исполнить» и т. п., наложенные должностным лицом на соответствующих документах) 14

      По наименованию правоприменительные  акты-документы подразделяются на  указы, постановления, приказы,  протоколы, приговоры, решения  и т. д.

      Правоприменительные акты-документы делятся на словесные и конклюдентные. Словесные акты применения права-действия – это, к примеру, устные распоряжения руководителя органа, отдаваемые подчиненным и т. п.

      Конклюдентные правоприменительные  акты-действия совершаются посредством сочетания определённых жестов, движений и тому подобных действий, явно и наглядно выражающих решение субъекта применения права (жесты милиционера, осуществляющего регулирование движения транспорта и пешеходов).

       Как и письменные, правоприменительные акты-действия обладают властной силой и влекут юридические последствия. Отказ от выполнения или ненадлежащее их выполнение может повлечь дисциплинарную, административную, материальную, уголовную ответственность.

  1. По своему юридическому значению акты применения права могут быть разделены на основные и вспомогательные. Основные – это акты, которые содержат завершённое решение по юридическому делу (приговор, решение суда). Вспомогательными считаются такие акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных актов (надзора и контроля, процедурно-процессуальные). 
  2. В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на акты однократного действия (наложение штрафа) и длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

  Акт правоприменения является разновидностью понятия «акт управления» и используется как для характеристики действия соответствующего органа, так и формы выражения этого действия. Причем в сфере управления такой формой могут быть и соответствующие документы и устные индивидуально-конкретные веления - результат правоприменительной деятельности.15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

   Предметом исследования моей курсовой являлась тема: « Применение права, как особая форма его реализации ».

   Реализация права – перевод норм права в правомерное поведение субъектов в форме использования принадлежащих ему прав, исполнения обязанностей и соблюдения запретов в целях удовлетворения интересов и потребностей адресатов права, достижения его целей.16

   В своей работе я постаралась раскрыть:

  1. Понятие реализации права, формы непосредственной реализации.
  2. Применение права как особая форма реализации. Субъекты применения и ситуации, при которых оно необходимо.
  3. Стадии процесса применения права.
  4. Акты применения права.

   Главной задачей моей работы является выявление основных форм непосредственной реализации права, которыми являются:

  • Соблюдение права.
  • Исполнение права.
  • Использование права.
  • Применение права – занимает особое место по реализации правовых норм.

   Субъектами правоприменения – правоприменителями – являются органы исполнительной, судебной власти, администрация предприятий, различные инспекции, прокуратура, общественные организации (при делегировании им полномочий) и т.п.

У правоприменительного процесса есть свои стадии, которые делятся на четыре группы:

  • Установление и исследование фактических обстоятельств дела.
  • Установление юридической основы дела (выбор и анализ нормы права с  точки зрения ее подлинности, законности, действия ее во времени, в пространстве и по кругу лиц; анализ содержания нормы права).
  • Принятие решения (издание индивидуального акта).
  • Доведение содержания принятого решения до сведения заинтересованных государственных и общественных органов и должностных лиц.

   Так же я раскрыла акты толкования законов и подзаконных нормативных актов, т.к толкование нормативных актов чрезвычайно важно для применения правовых норм к конкретным фактам общественной жизни, для осуществления правосудия. От правильного, всестороннего и глубокого толкования нормативных актов во многом зависит укрепление законности, охрана прав и законных интересов граждан.

Информация о работе Реализация норм права