Реализация норм права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение форм реализации права. Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач.
1. Рассмотреть основные формы реализации права.
2. Изучить непосредственно акты применения права со всех интересующих нас аспектов.
3.Рассмотреть правоохранительные органы в (качестве примера) как один из субъектов правоприменительной деятельности
Главной задачей при изучении темы является раскрытие особых форм реализации права.

Содержание

Введение………………………………………………..3
1. Понятие реализации права, формы непосредственной реализации………………………………………….5
2. Применение права как особая форма реализации. Субъекты применения и ситуации, при которых оно необходимо…............................................................13
3. Стадии процесса применения права………………20
4. Акты применения права……………………………27
Заключение………………………………………….....32
Приложения……………………………………………34
Список литературы……………………………………36

Работа содержит 1 файл

ТГП-курсовая.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

      Злоупотребление правом может  приобретать и такие извращённые  формы социального поведения, когда оно становится даже уголовным преступлением.

      Злоупотребление правом -  явление малоизученное в теоретическом плане, но приобретающее подчас зловещее, даже гибельное свойство для правовой системы. Это как злоупотребление алкоголем, которое становится гибельным для индивида, а подчас при массовом злоупотреблении и для общества. Вот почему сам подход к изучению этого явления с позиции использования права, его меры предоставляются весьма социально важными и теоретически плодотворными. Злоупотребление правом – это как раз тот случай, когда нарушается именно субъективное право – мера возможного поведения, нарушаются границы, устанавливаемые этой мерой.

     Особое  место занимает применение права как властная комплексная деятельность по реализации правовых норм, сочетающая в себе одновременно разные поведенческие акты.4

      Классификация форм реализации  законодательной воли  в практическом отношении тесно связана с избранием методов обеспечения нормального процесса реализации правовых норм и достижения требуемых законодателем результатов.

      Успех или неуспех перевода  нормативных требований права  в реальное поведение связан, в конечном счете, с созданием материальной базы, научно-техническим и ресурсным обеспечением благоприятного морально-политического климата, организационными мерами и т. п. Вместе с тем большое значение имеет субъективная сторона процесса осуществления права и средства прямого воздействия на волю и сознание людей. Если люди решительно отказываются повиноваться предъявленному требованию, то последнее никогда не будет осуществлено в их поведении. Поэтому государство использует ряд методов для того, чтоб и граждан, должностных лиц и коллективных субъектов права потребность, желание или необходимость совершить предусмотренные в нормах права действия.   

      История знает два основных  средства понуждения воли людей  к реализации государственных велений - это обещание награды и угроза физическим принуждением или лишением каких-то благ. В правовом государстве значительно меняются сфера и объём репрессивно-карательных и принудительных мер, открывается возможность своеобразного « самообеспечение » правовых предписаний. Цель права состоит в удовлетворении жизненных потребностей людей. Поэтому должно устанавливаться принципиальное соответствие государственной воли с волей субъектов реализации права.

     При  таком условии глобальная перспектива  состоит в постепенном  отпадении необходимости специализированного государственного принуждения. Само содержание права обуславливает добровольное повиновение со стороны подавляющего большинства граждан.

     Однако « самообеспечение » норм права в обществе нельзя принимать  упрощенно,  нельзя видеть также, что в определённые периоды развития ряда государств получили гипертрофированное использование метода командно-волевого, административного нажима, принудительное и даже репрессивное методы. Заинтересованность участников общественных отношений состоит в реализации принадлежащих им прав в сфере действия управамачивающих норм, а более широко - за пределами действия запретов, ограничений и обязывающих велений. 

     Государство не обещает наград за сам факт реализации управамачивающих норм. Тем более не грозит лишениями на случай отказа от реализации предоставленных прав. Содержащие управамачивающих норм удовлетворяют волю их адресатов, а сам результат осуществления прав приносит желаемые блага.

     При  осуществлении обязывающих норм затрагиваются человеческие силы. В качестве определённой компенсации государство обещает какие-то блага. Исполнение обязанностей под угрозой возможно, но оно не будет качественным. Какой-то круг людей в обществе исполняет юридические обязанности по внутреннему убеждению, чувству долга.

     Правовые  запреты реализуются преимущественно  под угрозой наступления неблагоприятных последствий в случае их нарушения. Это могут быть лишение свободы, штраф, исправительные работы и др.

     В целях обеспечения процесса реализации правовых норм широко используются политические (например, средства партийного воздействия) и идеологические (пропаганда, убеждение) методы. Несмотря на департизацию государственного аппарата, большое значение они имеют в воздействии на должностных лиц и представителей власти. Но решающее значение имеет другое. За надлежащее исполнение ими своих юридических обязанностей государство платит заработную плату. Неисполнение обязанностей влечёт применение дисциплинарных взысканий, вплоть до увольнения с должности. Нарушение запретов образует состав должностного преступления или проступка и наказывается в соответствии с санкцией закона.

   В этом пункте я описала, что представляют собой формы реализации правовых норм. Но указанные формы считаются непосредственными, так как правовые предписания реализуются самими участниками общественных отношений. Если же данные формы не позволяют в полном объёме реализовать права и обязанности, предусмотренные правовыми нормами, возникает необходимость в использовании применения права как особой формы его реализации. 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Применение  права как особая форма его реализации.

Субъекты  применения права и ситуации, при  которых оно необходимо.

    Применение права – это властная деятельность компетентных государственных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально- определённых лиц.5

      Путём применения права государство  в своей деятельности осуществляет  две основные функции: а) организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов; б) охрану и защиту права от нарушения.

      На этом основании выделяют  две формы применения права:  оперативно - исполнительную  и правоохранительную.

     1) Оперативно-исполнительная форма применения права - это властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путём создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права.6 Указанная форма деятельности есть основной способ организации исполнения положительных велений права.

     2) Правоохранительная деятельность – это деятельность компетентных органов по охране норм права, о каких бы то ни было нарушений. Цель правоохраны – контроль за соответствием деятельности субъектов права юридическим предписаниям, за её правомерностью, а в случае обнаружения правонарушения – принятия соответствующих мер для восстановления нарушенного правопорядка, применение государственного принуждения к правонарушителям, создание условий, предупреждающих правонарушения.

    Применение права как особая форма реализации отличается от соблюдения, исполнения и использования рядом характерных черт.

        Во-первых, по своей сущности применение права выступает как организующая властная деятельность государства, посредством которой упорядочивается общественная жизнь путём установления чётких организационных начал взаимоотношений между различными субъектами общественных отношений, сосредоточения решения определённых вопросов в руках компетентных органов.

      Эта деятельность связана с  особыми приёмами разрешения  жизненных ситуаций, требует профессиональных знаний, навыков. Учитывая это, государство определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности. К ним относятся:  государственные  органы  (суд, прокуратура, милиция и т.д);  должностные лица  (Президент РФ, глава администрации, прокурор, следователь и т. д.);  некоторые общественные организации  (товарищеские суды, профсоюзы).

      Граждане не являются субъектами  правоприменения, поскольку государство  не уполномочило их на эту деятельность. Однако это не умаляет роли граждан в правоприменительной деятельности. Нередко по их инициативе осуществляется применение права (например, заявление гражданина о приёме на работу или назначении пенсии и т. д.)

      Следовательно, применить норму права – это не просто осуществить, реализовать её. Это властная деятельность компетентного органа, которому государство предоставило полномочия на самостоятельную, творческую реализацию права.

      Цель применения права – удовлетворение не личных потребностей правоприменителей и не только потребностей лиц, реализующих права и обязанности, а потребностей и интересов всего общества. Поэтому правоприменительная деятельность обладает повышенной социальной значимостью по сравнению с другими формами реализации права.  7

   Во-вторых, применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, получивших в специальной литературе название правоприменительных отношений. Правовое положение участников в подобных правоотношениях различно. Активная и определяющая роль принадлежит субъекту, обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями, он обязан  использовать их на удовлетворение не своих собственных интересов, а интересов других участников правового отношения в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации. «Оказать содействие, принудить к реализации правовых норм, возложить ответственность в случае нарушения правовых норм и т. п. – такова задача субъектов правоприменения».8

     Субъект правоприменения – это наделённый государством соответствующей компетенцией активный участник правоприменительных отношений, которому принадлежит ведущая роль в развитии и движении этих отношений в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации при помощи акта применения права.

     В-третьих, правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формах. Это способствует укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов личности.

     В-четвёртых, применение права как самостоятельная форма реализации – сложная, поскольку её осуществление проявляется в  сочетании с иными формами  реализации (исполнением, соблюдением, использованием) и во взаимном проникновении друг в друга.

     В-пятых, применение права – это не одноактное действие, а определённый процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных стадий реализации права (установление фактических обстоятельств дела, юридической основы дела и т. д.). 

      В-шестых, применение права сопровождается всегда вынесением индивидуального акта (акта применения права), исходящего от субъекта правоприменения.

      Необходимость   применения права в определённых  сферах общественных отношений диктуется природой и характером этих отношений. В частности: а) когда правоотношение не может появиться без властного веления государственного органа или должностного лица (призыв граждан на действительную военную службу, назначение пенсии и т.д.): б) когда возникает спор о праве и стороны сами не могут прийти к согласованному решению (раздел судом имущества) или существует препятствие для реализации субъективных прав и юридических обязанностей; в) когда требуется официально установить наличие или отсутствие конкретных фактов и признать их юридически значимыми. Только в судебном порядке, например: можно признать гражданина умершим или безвестно отсутствующим; г) когда общественное отношение в силу его особой социальной или личной значимости должно пройти контроль со стороны соответствующих органов государства с целью проверки его правильности и законности (регистрация избирательной комиссии кандидата в депутаты, регистрация автотранспорта в органах ГАИ, нотариальное удостоверение купли-продажи домостроения и т. д.); д) когда совершено правонарушение и лицо привлекается к юридической ответственности.  

     Всё  изложенное позволяет сделать  вывод, что применение права  – важная форма реализации  юридических норм, отличающаяся  от иных по своей цели, характеру  деятельности. Под применением права  следует понимать осуществляемую в специально установленных законом формах государственно-властную, организующую деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае и вынесении индивидуально-правовых актов (актов применения права)

Субъекты применения права.

   Субъектами правоприменения – правоприменителями – являются органы исполнительной, судебной власти, администрация предприятий, различные инспекции, прокуратура, общественные организации (при делегировании им полномочий) и т.п.

   Все эти теоретические положения (о субъектах правоприменения, об их полномочиях, функциях и т.п.) имеют важное значение. Действительно, если кого-либо штрафует тот или иной представитель власти или осуществляет другие санкции (например, увозит со стоянки автомобиль якобы за нарушение правил пользования стоянкой, да еще при этом требует возмещения расходов по буксировке автомобиля, его перевозке), то сразу возникает вопрос имеет ли он на это властные полномочия, имеет ли он право так поступать, а тот ли это случай, когда должен действовать (осуществляться) соответствующий закон, правовые требования?

Информация о работе Реализация норм права