Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 10:25, курсовая работа
Процесс формирования российской государственности сложен и многообразен. Он включает в себя создание устойчивого государственного механизма, создание и функционирование законов, формирование территории и государственных границ и т.д.
Начало этому процессу было положено в V – VIII веках, когда на европейской части России стали появляться и утверждаться союзы племен древних славян. Они сыграли серьезную роль в создании предпосылок для образования с середины IX до середины XII века собственного государства наших предков.
1. Развитие отечественной государственности. ………………………………… 3
1.1. Объединение русских земель в единое централизованное многонациональное государство и его характеристика………………………... 4
1.2. Развитие государственности в XVIII – XX вв…………………………… 12
1.3. Российская государственность в XX веке………………………………. 18
Список использованной литературы…………………………………………… 47
Основные
контуры советской
Несмотря на некоторые временные ограничения демократических прав, и свобод для отдельных слоев населения, нельзя не признать, что первые годы Советской Власти ознаменовали собой такой громадный скачек в развитии демократии для народа, какого не знала история за все времена существования российской государственности.
В годы гражданской войны (1918 – 1922 гг.) государственное строительство характеризуется резким ограничением демократических начал, распространением принуждения и революционного насилия.
Составной частью противостояния стала иностранная интервенция, задачей которой было расчленение страны и недопущение возрождения независимой России. Это подтолкнуло, образовавшиеся в результате крушения империи, самостоятельные республики к созданию военно-политического, а затем и военно-хозяйственного союза.
К
концу 1922 года сложились объективные
и субъективные предпосылки для
их объединения. И 30 декабря 1922 года было
провозглашено новое
Дорога к единому союзному государству оказалась сложной и противоречивой. Большевикам, нужно отдать им должное, пришлось немало потрудиться в интересах сплочения народов бывшей российской империи, чтобы создать новое государство на постимперском пространстве.
Особенно активно этот процесс развивался в конце 1921 года и в течение 1922 года. В самой правящей партии, не говоря уже о ее национальных отрядах, не было единых взглядов на образование нового государства. И.В.Сталин, считавшийся тогда одним из заметных специалистов в национальном вопросе, выдвинул идею «автономизации», т.е. создание единого федерального государства с явными тенденциями к унитаризму. Суть проекта сводилась к тому, чтобы обеспечить добровольное объединение в рамках РСФСР на правах автономии всех советских республик.
Однако эта идея встретила серьезные возражения со стороны республик Закавказья, особенно Грузии, а также Украины и др. Развернулась острая борьба по вопросу о будущем советском государстве. В этих условиях была найдена новая формула – все республики входили в состав союза на равных условиях. Применительно к тем конкретно-историческим условиям это было наиболее прагматичное и отвечающее интересам народов предложение. Оно вскоре получило широкую поддержку.
Важным этапом в развитии советской государственности и национально-территориального устройства стало принятие в 1936 году Конституции СССР, которая закрепила федеральную систему, состоящую из разных субъектов.
По своему содержанию, по провозглашенным правам и свободам человека, конституция СССР была огромным шагом вперед. При негативном отношении значительной части населения России к эпохе 30-х – 50-х годов, следует, однако отметить, что такого Основного закона страна еще не знала.
Конституция преобразовала Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в Советы депутатов трудящихся; закрепила дальнейшую демократизацию избирательной системы, отменив все ограничения избирательных прав, установив всеобщее избирательное право; выборы стали равными, открытыми, прямыми.
Вместе с тем, конституция 1936 года не расширяла возможностей избирателей в выборе депутатов, ушли в прошлое производственный и территориальный принцип формирования Советов, отменялись съезды советов. Вместо съезда советов высшим органом власти стал Верховный Совет – двухпалатный парламент советского типа.
Событием мировой исторической значимости стала победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. централизованное управление всеми сферами общественной жизни страны позволило сконцентрировать природные, экономические и людские ресурсы на самых важных участках борьбы с врагом и, тем самым, благодаря героизму и самоотверженности народа, одержать победу.
После
войны существенно изменилось и
международное положение
После смерти Сталина в 1953 году, который руководил страной без малого 30 лет, его наследник Н.С.Хрущев пытался реформировать государственное устройство СССР. Но его противоречивые и двойственные реформы (1956 – 1964 гг.) носили порой разрушительный характер и таили в себе опасность для самой системы управления страной. В результате он был отстранен от управления страной своими же соратниками.
На смену ему пришел Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев.
С середины 60-х до середины 80-х годов никаких принципиальных изменений государственное устройство и система государственного управления в СССР не претерпела.
К маю 1977 года был подготовлен проект новой Конституции СССР.
Советская государственность получила дальнейшее развитие. Провозглашено, что вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющих политическую основу страны. Правда, в статье 6 Конституции закреплялось, что «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы является Коммунистическая партия Советского Союза».
Социалистическая
собственность на средства производства
в форме государственной
Несмотря на то, что Конституция 1977 года явилась высшим достижением социалистической демократии, многие ее положения были просто плодом теоретических изысканий, оторванных от реальной жизни. Чувствовалось забегание вперед как в определении зрелости общества, так и перспектив его прогресса.
Прошло
не более 10 лет после принятия Конституции
и на повестку дня были поставлены
вопросы реформирования, а затем
и капитальной перестройки
Реформирование началось с выработки новой структуры высшей государственной власти в стране и изменения избирательной системы. Был принят новый закон о выборах и внесены изменения в Конституцию.
Высшим органом государственной власти становится съезд народных депутатов с широкими полномочиями. Съезд народных депутатов формировал Верховный Совет. Исполнительные органы власти формировались под контролем съезда и Верховного совета.
Выборы проводились на альтернативной основе.
Созданная
система оказалась плохо
В
конце 80-х годов в ходе реформирования
советской государственности, остро
встали вопросы национально-
Начало реформирования политической системы привело к ослаблению руководящей роли КПСС и ослаблению государства как такового. Быстро стали набирать силу центробежные силы.
1989
– 1991 гг. стали годами трагедии
для многих народов страны. Обагрились
кровью межнациональных
Предпринимавшиеся попытки спасти союзное государство путем «Огаревских встреч» к политическим результатам не привели. Новоогаревские собеседники были больше озабочены собственным имиджем, чем интересами Великой страны.
В середине 1991 года всеобщий кризис охватил Советский Союз.
19
– 21 августа часть союзного
руководства во главе с вице-
8
декабря 1991 г. главы Республики
Беларусь, РСФСР и Украины заявили
о создании содружества
История
перестройки, которая так славно
началась в 1983 году, так громко объявившая
о себе в 1985-м и так стыдливо скончавшаяся
в декабре 1991-го вошла в историю и в сознание
людей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Развитие отечественной государственности