Развитие отечественной государственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Процесс формирования российской государственности сложен и многообразен. Он включает в себя создание устойчивого государственного механизма, создание и функционирование законов, формирование территории и государственных границ и т.д.

Начало этому процессу было положено в V – VIII веках, когда на европейской части России стали появляться и утверждаться союзы племен древних славян. Они сыграли серьезную роль в создании предпосылок для образования с середины IX до середины XII века собственного государства наших предков.

Содержание

1. Развитие отечественной государственности. ………………………………… 3

1.1. Объединение русских земель в единое централизованное многонациональное государство и его характеристика………………………... 4

1.2. Развитие государственности в XVIII – XX вв…………………………… 12

1.3. Российская государственность в XX веке………………………………. 18

Список использованной литературы…………………………………………… 47

Работа содержит 1 файл

Развитие отечественной государственности.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

       Основные  контуры советской государственности  были закреплены в первой конституции Российской Советской Федеративной социалистической республики (РСФСР), принятой летом 1918 года. Она вобрала в себя опыт законотворческой деятельности предшествующего периода. Ведь еще до принятия конституции были разработаны и приняты многие декреты, устанавливающие основы нового государственного и общественного устройства, национальное равноправие с гарантированным правом каждой нации на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства были провозглашены основные демократические права и обязанности трудящихся и установлены их основные гарантии. В этих целях были изданы декреты «О печати», «О восьмичасовом рабочем дне», «О народном просвещении», «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», «О праве отзыва делегатов», «Об отделении церкви от государства» и др. Составной частью конституции явилась «Декларация  прав трудящихся и эксплуатируемого народа». В этом документе было закреплено установление диктатуры пролетариата и переход всей власти в руки Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, а также утверждены все проведенные ранее меры, в том числе отмена частной собственности на землю, установление рабочего контроля. Здесь же законодательно закреплены принципы советской федерации.

       Несмотря  на некоторые временные ограничения демократических прав, и свобод для отдельных слоев населения, нельзя не признать, что первые годы Советской Власти ознаменовали собой такой громадный скачек в развитии демократии для народа, какого не знала история за все времена существования российской государственности.

       В годы гражданской войны (1918 – 1922 гг.) государственное строительство  характеризуется резким ограничением демократических начал, распространением принуждения и революционного насилия.

       Составной частью противостояния стала иностранная интервенция, задачей которой было расчленение страны и недопущение возрождения независимой России. Это подтолкнуло, образовавшиеся в результате крушения империи, самостоятельные республики к созданию военно-политического, а затем и военно-хозяйственного союза.

       К концу 1922 года сложились объективные  и субъективные предпосылки для  их объединения. И 30 декабря 1922 года было провозглашено новое государство  – Союз Советских социалистических республик (СССР).

       Дорога  к единому союзному государству оказалась сложной и противоречивой. Большевикам, нужно отдать им должное, пришлось немало потрудиться в интересах сплочения народов бывшей российской империи, чтобы создать новое государство на постимперском пространстве.

       Особенно  активно этот процесс развивался в конце 1921 года и в течение 1922 года. В самой правящей партии, не говоря уже о ее национальных отрядах, не было единых взглядов на образование нового государства. И.В.Сталин, считавшийся тогда одним из заметных специалистов в национальном вопросе, выдвинул идею «автономизации», т.е. создание единого федерального государства с явными тенденциями к унитаризму. Суть проекта сводилась к тому, чтобы обеспечить добровольное объединение в рамках РСФСР на правах автономии всех советских республик.

       Однако  эта идея встретила серьезные  возражения со стороны республик  Закавказья, особенно Грузии, а также  Украины и др. Развернулась острая борьба по вопросу о будущем советском  государстве. В этих условиях была найдена  новая формула – все республики входили в состав союза на равных условиях. Применительно к тем конкретно-историческим условиям это было наиболее прагматичное и отвечающее интересам народов предложение. Оно вскоре получило широкую поддержку.

       Важным  этапом в развитии советской государственности и национально-территориального устройства стало принятие в 1936 году Конституции СССР, которая закрепила федеральную систему, состоящую из разных субъектов.

       По  своему содержанию, по провозглашенным  правам и свободам человека, конституция  СССР была огромным шагом вперед. При негативном отношении значительной части населения России к эпохе 30-х – 50-х годов, следует, однако отметить, что такого Основного закона страна еще не знала.

       Конституция преобразовала Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в Советы депутатов трудящихся; закрепила дальнейшую демократизацию избирательной системы, отменив все ограничения избирательных прав, установив всеобщее избирательное право; выборы стали равными, открытыми, прямыми.

       Вместе  с тем, конституция 1936 года не расширяла возможностей избирателей в выборе депутатов, ушли в прошлое производственный и территориальный принцип формирования Советов, отменялись съезды советов. Вместо съезда советов высшим органом власти стал Верховный Совет – двухпалатный парламент советского типа.

       Событием  мировой исторической значимости стала  победа советского народа в Великой  Отечественной войне 1941 – 1945 гг. централизованное управление всеми сферами общественной жизни страны позволило сконцентрировать природные, экономические и людские ресурсы на самых важных участках борьбы с врагом и, тем самым, благодаря героизму и самоотверженности народа, одержать победу.

       После войны существенно изменилось и  международное положение страны, социализм превратился в мировую  систему. Неизмеримо выросли международный авторитет и влияние СССР. В этих условиях на повестку дня встал вопрос разработки новой конституции СССР. Разработка проекта началась в 1947 году, однако осуществить задуманное тогда не удалось. Разработка новой конституции началась лишь спустя 30 лет.

       После смерти Сталина в 1953 году, который  руководил страной без малого 30 лет, его наследник Н.С.Хрущев пытался  реформировать государственное  устройство СССР. Но его противоречивые и двойственные реформы (1956 – 1964 гг.) носили порой разрушительный характер и таили в себе опасность для самой системы управления страной. В результате он был отстранен от управления страной своими же соратниками.

       На  смену ему пришел Генеральный  секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев.

       С середины 60-х до середины 80-х годов никаких принципиальных изменений государственное устройство и система государственного управления в СССР не претерпела.

       К маю 1977 года был подготовлен проект новой Конституции СССР.

       Советская государственность получила дальнейшее развитие. Провозглашено, что  вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющих политическую основу страны. Правда, в статье 6 Конституции закреплялось, что «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы является Коммунистическая партия Советского Союза».

       Социалистическая  собственность на средства производства в форме государственной общенародной и колхозно-кооперативной собственности  составляли основу экономической системы страны.

       Несмотря  на то, что Конституция 1977 года явилась  высшим достижением социалистической демократии, многие ее положения были просто плодом теоретических изысканий, оторванных от реальной жизни. Чувствовалось  забегание вперед как в определении зрелости общества, так и перспектив его прогресса.

       Прошло  не более 10 лет после принятия Конституции  и на повестку дня были поставлены вопросы реформирования, а затем  и капитальной перестройки политической системы общества.

       Реформирование  началось с выработки новой структуры высшей государственной власти в стране и изменения избирательной системы. Был принят новый закон о выборах и внесены изменения в Конституцию.

       Высшим  органом государственной власти становится съезд народных депутатов  с широкими полномочиями. Съезд народных депутатов формировал Верховный Совет. Исполнительные органы власти формировались под контролем съезда и Верховного совета.

       Выборы  проводились на альтернативной основе.

       Созданная система оказалась плохо управляемой. На повестку дня встал вопрос  о ее дальнейшем реформировании. Был введен институт президента. Первым Президентом Советского Союза стал М.С.Горбачев.

       В конце 80-х годов в ходе реформирования советской государственности, остро  встали вопросы национально-государственного устройства страны. Были выдвинуты идеи демократизации общественной жизни, развития гласности, обновления государства, расширения прав союзных республик.

       Начало  реформирования политической системы  привело к ослаблению руководящей  роли КПСС и ослаблению государства как такового. Быстро стали набирать силу центробежные силы.

       1989 – 1991 гг. стали годами трагедии  для многих народов страны. Обагрились  кровью межнациональных конфликтов  Средняя Азия, Закавказье, Прибалтика. Самыми популярными лозунгами  стали «Независимость» и «суверенитет». Наступил «парад суверенитетов». Процесс разрушения советской формы государственности приобрел катастрофический характер. Ни отказ от ст.6 Конституции СССР, ни введение в политическую систему таких конструкций как съезд народных депутатов, институт президентства не остановили нарастание противоречий, не сняли остроту кризиса.

       Предпринимавшиеся попытки спасти  союзное государство  путем «Огаревских встреч» к  политическим результатам не привели. Новоогаревские собеседники были больше озабочены собственным имиджем, чем интересами Великой страны.

       В середине 1991 года всеобщий кризис охватил  Советский Союз.

       19 – 21 августа часть союзного  руководства во главе с вице-президентом  Г.И. Янаевым путем объявления  чрезвычайных мер попытались  остановить распад страны, но эта попытка потерпела неудачу.

       8 декабря 1991 г. главы Республики  Беларусь, РСФСР и Украины заявили  о создании содружества Независимых  Государств. В заявлении говорилось: «мы, Республика Беларусь, РСФСР  и Украина, как государства  – учредители Союза ССР, подписавшие союзный договор в 1922 году, констатируем, что Союз ССР, как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование».

       История перестройки, которая так славно началась в 1983 году, так громко объявившая о себе в 1985-м и так стыдливо скончавшаяся в декабре 1991-го вошла в историю и в сознание людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

    1. Воропаев, Н.Г. Отмена крепостного права в  России. / Н.Г. Воропаев. -М.: Правда, 1989. – 287 с.
    2. Данилов, В.П. Аграрные реформы и крестьянство в России /В.П. Гаврюшин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 155 с.
    3. Зуев, М.Н. История России с древности до наших дней: учебник / М.Н. Зуев. - М.:, Высшая школа, 2005. – 348 с.
    4. Кирюшин, В.И. Узловые вопросы аграрной реформы / В.И. Кирюшин. - М.: ИНФРА-М, 2002.- 163 с.
    5. Костомаров, Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей / Н.И. Костомаров. - М.: Книга, 1996. – 355 с.

 

Информация о работе Развитие отечественной государственности