Развитие отечественной государственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Процесс формирования российской государственности сложен и многообразен. Он включает в себя создание устойчивого государственного механизма, создание и функционирование законов, формирование территории и государственных границ и т.д.

Начало этому процессу было положено в V – VIII веках, когда на европейской части России стали появляться и утверждаться союзы племен древних славян. Они сыграли серьезную роль в создании предпосылок для образования с середины IX до середины XII века собственного государства наших предков.

Содержание

1. Развитие отечественной государственности. ………………………………… 3

1.1. Объединение русских земель в единое централизованное многонациональное государство и его характеристика………………………... 4

1.2. Развитие государственности в XVIII – XX вв…………………………… 12

1.3. Российская государственность в XX веке………………………………. 18

Список использованной литературы…………………………………………… 47

Работа содержит 1 файл

Развитие отечественной государственности.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

     Главное внимание властей было направлено  на Восток. Потери на Западе следовало компенсировать. В состав государства были включены новые земли Сибири, Южного Приуралья. Способствовало укреплению государства и воссоединение с Украиной.

     В период царствования Алексея Михайловича (1645 – 1676) состоялся Земский собор, который выработал и принял Соборное уложение – кодекс общероссийских законов. Они сохраняли свое практическое значение более двухсот лет.

     Таким образом, к середине XVII века разруха и разорение времен интервенции были в основном преодолены. Социально-экономические и политические предпосылки подготовили новый этап в развитии российской государственности. В основе этого процесса было практическое слияние всех областей, земель и княжеств в одно экономическое целое.

     Экономические и социальные процессы наложили отпечаток на развитие политической организации государства. Основной результат этого влияния – превращение феодальной монархии из сословно-представительской в абсолютную на ее начальной стадии.

     К исходу XVII века Россия достигла заметного прогресса в экономическом, политическом и культурном развитии. Однако отставание от стран победившей буржуазии (Англии, Голландии) было очевидным. Страна нуждалась в серьезных преобразованиях, в выходе к морскому побережью для расширения всего спектра связей с Европой. Эти задачи пришлось решать поколению XVIII века под руководством выдающегося государственного и военного деятеля Петра I. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. РАЗВИТИЕ  ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В XVIII – XX вв. 

       Следующий период развития российской государственности, имперский, охватывает два столетия отечественной истории. Создание в XVIII веке Российской империи связано с именем крупнейшего преобразователя Петра Великого, а эпоха правления Екатерины II стала временем ее наивысшего расцвета.

       Реформы Петра I (1682 – 1725) охватили буквально все  сферы государственной, политической, общественно-экономической и  общественной жизни, определив на длительную перспективу развитие страны по пути великодержавия.

       Процесс начался в экономике. Инициатором  промышленных реформ стало само государство. Центром новой промышленности – Урал. За первые 20 лет XVIII века здесь было построено 10 металлургических заводов, которые давали ежегодно свыше 570 тысяч пудов чугуна. В это же время осваиваются Восточная Сибирь, Карелия. Постепенно Россия становится экспортером стратегических, по меркам тех времен, материалов.

       Экономические преобразования в этот период неразрывно связаны с политической жизнью страны, с изменениями в системе управления государством.

       Символом  «нового времени» стал перенос столицы Российской державы из Москвы, основанный в 1703 году в устье реки Невы Санкт-Петербург. 

       Вместо  Боярской Думы в 1711 году был создан Правительственный сенат – высший административный орган. В 1718 году в  сфере центрального управления учреждаются  коллегии, каждая из которых ведала определенной государственной финансово-экономической отраслью. Важнейшими являлись коллегии иностранных дел, воинская, адмиралтейская.

       Прежде  всего, была серьезно усилена социальная база абсолютизма – дворянство. Этому способствовал указ о единонаследии (23 марта 1714 г.) дальнейшее усиление этого сословия связано с введением 24 января 1722 года «Табеля о рангах», который на многие десятилетия определил характер внутриобщественных отношений, стал своеобразным «каркасом» Российского государства.

       Начало  XVIII века отмечается также активным ростом нового класса – буржуазии. Она формировалась главным образом из верхушки посадских людей, зажиточных крестьян, чиновников.

       Петр  I осуществил ряд крупных военно-административных реформ:

    • Реформа исполнительной власти предусматривала, прежде всего, сокращение управленческого аппарата и его модернизацию.
    • Был реформирован местный аппарат управления. В 1719 году территория страны была поделена на 10 губерний, ответственность за положение дел в которых персонально несли генерал-губернаторы.
    • Коренным образом реформировалась армия. Она становится регулярной и модернизируется от организации и вооружения до быта и одежды.

       В результате социально-экономических  и военно-административных реформ российская государственность приобрела новое качество – страна стала империей, в государстве сложилась дворянско-чиновничья монархия.

       Политический  строй России окончательно принимает  абсолютистский характер. Выражением его утверждения явился акт присвоения в 1721 году Петру I титула “Императора великого и Отца Отечества”. Так, Россия стала империей, обрела статус великой державы, а ее международный авторитет неизменно вырос.

       После смерти Петра I на протяжении века государство сотрясали многочисленные дворцовые перевороты, частая смена на престоле царей и цариц. В целом, вторая четверть XVIII столетия для России характерна отходом от реформаторской деятельности.

       С приходом  к власти Екатерины  II (1762 – 1796) стремительно упрочивается власть самодержца. В осуществлении реформ внутренней и внешней политики Екатерина Великая опиралась на широкий круг способных государственных деятелей, дипломатов и военачальников Г.А.Потемкина, А.Г.Орлова, А.А.Вяземского, И.И.Бецкого, П.И.Пашина, А.А.Безбородко, П.А.Румянцева, А.В.Суворова и др.

       Проводится  реформа сената, целью которой было ограничение его функций в управлении государством.

       Важное  значение имели мероприятия по укреплению государственного аппарата на местах, повышению роли местного дворянства.

       В 1785 году Екатерина II подписала жалованные грамоты дворянству и городам, значительно укрепившие и расширившие их права и привилегии.

       Главная задача внешней политики России середины и второй половины XVIII века заключалась в укреплении внешних рубежей государства, завоевании выхода к Черному морю и, в дальнейшем, закреплении позиций на Балтийском море.

       К концу столетия к Российской империи  были присоединены  Северное Причерноморье, Приазовье и Крым.

       В период правления Павла I (1796 – 1801) «золотой век» дворянства закончился. Оно было поставлено под жесткий контроль администрации. В то же время было несколько ограничена и власть помещиков над крепостными крестьянами.

       XIX век занимает важнейшее положение в содержании имперского этапа развития российской государственности. Он знаменуется целым рядом реформ, самыми значительными из которых стали преобразования М.М. Сперанского и реформы Александра II.

       Начало  реформ М.М.Сперанского относится  к 1801 году и связано, прежде всего, с радикальной перестройкой системы управления. Прежние коллегии заменяются министерствами. В 1810 году создается Государственный Совет. Он становится высшим законосовещательным органом. На местах вся полнота власти по-прежнему принадлежит генерал-губернаторам, которых назначает лично царь.

       Исключительно важным является шаг по созданию конституции  страны. Работа над ней началась после победы в Отечественной войне 1812 года. В 1818 году ее положения начали внедряться в Польше (часть Российской Империи). В последующем планировалось распространить ее положения на всю территорию страны. В конституции декларировалось создание двухпалатного парламента, провозглашались гражданские свободы: свобода слова, политическое и гражданское равноправие. Однако декабрьское восстание 1825 года перечеркнуло процесс начавшейся демократизации и резко изменило характер развития государственности.

       Самым же положительным событием на этом историческом отрезке стала работа над «Сводом законов Российской империи». Он был введен в действие и регламентировал жизнедеятельность  российского общества и государства  вплоть до 1917 года.

       Значительные реформы, радикально изменившие лицо, характер и содержание российской государственности, проводились в 60 – 70 гг. XIX века. Они охватили практически все сферы жизни общества и по своему радикализму могут быть сопоставимы лишь с петровскими преобразованиями.

       Активизация капитализма, появление новых мощных социальных сил потребовали от императора Александра II коренным образом перестраивать как внутриполитические, так и систему общественных отношений.

       Прежде  всего, это касалось отмены крепостного права в 1861 году. Крестьяне наделялись землей и получали личную свободу.

       Принимались меры по улучшению положения рабочих. За период с 1850 по 1870 год были созданы  государственные комитеты по изучению жизни и труда рабочих. Закон 1866 года обязал владельцев крупных предприятий организовать им бесплатную медицинскую помощь, с 1882 года был запрещен труд детей.

       Серьезным шагом на пути либерализации государственности  стала земская реформа. Ее юридической  основой стал указ от 1 января 1864 года и «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Земство становится всесословным органом местного самоуправления.

       Важное  значение имела реформа управления городами (к началу 60-х годов их в России было более 700). Было принято  решение о всесословном городском  общественном самоуправлении, устранялись административный контроль и опека со стороны военных имперских органов. 16 июля 1870 года было утверждено «Городовое положение». По этому документу в городах создавались: распорядительные органы (Городская Дума), исполнительные (Городская управа), избирался Городской голова, являвшийся председателем обоих городских органов.

       Одним из наиболее значимых для российской государственности стала судебная реформа (самая демократичная в  мировой исторической практике второй половины XIX века). С 1864 года стали создаваться суды присяжных.

       После поражения в Крымской войне (1853 – 1856 гг.) встал вопрос о необходимости  реформирования вооруженных сил. Сложная, взрывоопасная международная обстановка требовала мощных, боеспособных армии и флота. С января 1874 года вводится всеобщая воинская повинность (рекрутская система была отменена).

       Активно развивалось народное образование. Начальное образование давали государственные, земские, церковно-приходские, воскресные школы. Среднее образование – классические гимназии и реальные училища.

       Реформы в целом привели к изменению  общего курса царизма. В развитии государственности учитывались  интересы капиталистического развития.

       К концу XIX века Россия завершила многовековой труд государственного и территориального обустройства.

       Наконец страна могла вздохнуть спокойно. Начался мощный рост материальных и  духовных сил народа. Толстой, Достоевский, Чехов, Куприн, Чайковский, Третьяков, Менделеев, Лодыгин, Суриков, Путилов, Мечников, Чебышев, Станиславский, Попов – эти имена прославили во всем мире свою страну – Великую Россию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ В XX ВЕКЕ 

       Наступил  XX век, а вместе с ним череда потрясений – революций и войн. Попытки царского режима воспрепятствовать нарастающему всестороннему кризису в обществе не принесли успеха. В то же время появившиеся идеи революционного преобразования находят понимание у части населения страны, что и предопределило крах системы старого порядка.

       С отречением 3 марта 1917 года императора Николая II от престола прекратило свое существование российское самодержавие. Страна встала перед историческим выбором, – какой путь государственно-политического устройства избрать.

       Февральская революция 1917 года открыла историческую перспективу свободного демократического развития. Однако ситуация развивалась так, что в стране сложился режим двоевластия. Летом 1917 года Россия оказалась перед выбором одного из путей власти: через учредительное собрание, которое готовило Временное правительство или через Советы.

       25 октября (7 ноября) 1917 года после  вооруженного захвата резиденции  Временного правительства – Зимнего  дворца - и ареста министров этого  правительства, власть окончательно  переходит в руки Советов рабочих  и солдатских депутатов.

       5 января 1918 года по требованию большинства наиболее влиятельных политических партий состоялось Учредительное собрание, избранное в ноябре 1917 года. Партия большевиков имела в нем 24% мест. Собрание должно было определить характер и пути дальнейшего развития России. Но в ночь на 7 января 1918 года декретом Всероссийского центрального исполнительного комитета оно было распущено за отказ признать Советы в качестве единственных органов власти.

Информация о работе Развитие отечественной государственности