Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 10:25, курсовая работа
Процесс формирования российской государственности сложен и многообразен. Он включает в себя создание устойчивого государственного механизма, создание и функционирование законов, формирование территории и государственных границ и т.д.
Начало этому процессу было положено в V – VIII веках, когда на европейской части России стали появляться и утверждаться союзы племен древних славян. Они сыграли серьезную роль в создании предпосылок для образования с середины IX до середины XII века собственного государства наших предков.
1. Развитие отечественной государственности. ………………………………… 3
1.1. Объединение русских земель в единое централизованное многонациональное государство и его характеристика………………………... 4
1.2. Развитие государственности в XVIII – XX вв…………………………… 12
1.3. Российская государственность в XX веке………………………………. 18
Список использованной литературы…………………………………………… 47
Главное внимание властей было направлено на Восток. Потери на Западе следовало компенсировать. В состав государства были включены новые земли Сибири, Южного Приуралья. Способствовало укреплению государства и воссоединение с Украиной.
В период царствования Алексея Михайловича (1645 – 1676) состоялся Земский собор, который выработал и принял Соборное уложение – кодекс общероссийских законов. Они сохраняли свое практическое значение более двухсот лет.
Таким образом, к середине XVII века разруха и разорение времен интервенции были в основном преодолены. Социально-экономические и политические предпосылки подготовили новый этап в развитии российской государственности. В основе этого процесса было практическое слияние всех областей, земель и княжеств в одно экономическое целое.
Экономические и социальные процессы наложили отпечаток на развитие политической организации государства. Основной результат этого влияния – превращение феодальной монархии из сословно-представительской в абсолютную на ее начальной стадии.
К
исходу XVII века Россия достигла заметного
прогресса в экономическом, политическом
и культурном развитии. Однако отставание
от стран победившей буржуазии (Англии,
Голландии) было очевидным. Страна нуждалась
в серьезных преобразованиях, в выходе
к морскому побережью для расширения всего
спектра связей с Европой. Эти задачи пришлось
решать поколению XVIII века под руководством
выдающегося государственного и военного
деятеля Петра I.
1.2. РАЗВИТИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
В XVIII – XX вв.
Следующий период развития российской государственности, имперский, охватывает два столетия отечественной истории. Создание в XVIII веке Российской империи связано с именем крупнейшего преобразователя Петра Великого, а эпоха правления Екатерины II стала временем ее наивысшего расцвета.
Реформы Петра I (1682 – 1725) охватили буквально все сферы государственной, политической, общественно-экономической и общественной жизни, определив на длительную перспективу развитие страны по пути великодержавия.
Процесс начался в экономике. Инициатором промышленных реформ стало само государство. Центром новой промышленности – Урал. За первые 20 лет XVIII века здесь было построено 10 металлургических заводов, которые давали ежегодно свыше 570 тысяч пудов чугуна. В это же время осваиваются Восточная Сибирь, Карелия. Постепенно Россия становится экспортером стратегических, по меркам тех времен, материалов.
Экономические
преобразования в этот период неразрывно
связаны с политической жизнью страны,
с изменениями в системе
Символом «нового времени» стал перенос столицы Российской державы из Москвы, основанный в 1703 году в устье реки Невы Санкт-Петербург.
Вместо
Боярской Думы в 1711 году был создан
Правительственный сенат –
Прежде всего, была серьезно усилена социальная база абсолютизма – дворянство. Этому способствовал указ о единонаследии (23 марта 1714 г.) дальнейшее усиление этого сословия связано с введением 24 января 1722 года «Табеля о рангах», который на многие десятилетия определил характер внутриобщественных отношений, стал своеобразным «каркасом» Российского государства.
Начало XVIII века отмечается также активным ростом нового класса – буржуазии. Она формировалась главным образом из верхушки посадских людей, зажиточных крестьян, чиновников.
Петр I осуществил ряд крупных военно-административных реформ:
В результате социально-экономических и военно-административных реформ российская государственность приобрела новое качество – страна стала империей, в государстве сложилась дворянско-чиновничья монархия.
Политический строй России окончательно принимает абсолютистский характер. Выражением его утверждения явился акт присвоения в 1721 году Петру I титула “Императора великого и Отца Отечества”. Так, Россия стала империей, обрела статус великой державы, а ее международный авторитет неизменно вырос.
После смерти Петра I на протяжении века государство сотрясали многочисленные дворцовые перевороты, частая смена на престоле царей и цариц. В целом, вторая четверть XVIII столетия для России характерна отходом от реформаторской деятельности.
С приходом к власти Екатерины II (1762 – 1796) стремительно упрочивается власть самодержца. В осуществлении реформ внутренней и внешней политики Екатерина Великая опиралась на широкий круг способных государственных деятелей, дипломатов и военачальников Г.А.Потемкина, А.Г.Орлова, А.А.Вяземского, И.И.Бецкого, П.И.Пашина, А.А.Безбородко, П.А.Румянцева, А.В.Суворова и др.
Проводится реформа сената, целью которой было ограничение его функций в управлении государством.
Важное значение имели мероприятия по укреплению государственного аппарата на местах, повышению роли местного дворянства.
В 1785 году Екатерина II подписала жалованные грамоты дворянству и городам, значительно укрепившие и расширившие их права и привилегии.
Главная задача внешней политики России середины и второй половины XVIII века заключалась в укреплении внешних рубежей государства, завоевании выхода к Черному морю и, в дальнейшем, закреплении позиций на Балтийском море.
К концу столетия к Российской империи были присоединены Северное Причерноморье, Приазовье и Крым.
В период правления Павла I (1796 – 1801) «золотой век» дворянства закончился. Оно было поставлено под жесткий контроль администрации. В то же время было несколько ограничена и власть помещиков над крепостными крестьянами.
XIX век занимает важнейшее положение в содержании имперского этапа развития российской государственности. Он знаменуется целым рядом реформ, самыми значительными из которых стали преобразования М.М. Сперанского и реформы Александра II.
Начало реформ М.М.Сперанского относится к 1801 году и связано, прежде всего, с радикальной перестройкой системы управления. Прежние коллегии заменяются министерствами. В 1810 году создается Государственный Совет. Он становится высшим законосовещательным органом. На местах вся полнота власти по-прежнему принадлежит генерал-губернаторам, которых назначает лично царь.
Исключительно важным является шаг по созданию конституции страны. Работа над ней началась после победы в Отечественной войне 1812 года. В 1818 году ее положения начали внедряться в Польше (часть Российской Империи). В последующем планировалось распространить ее положения на всю территорию страны. В конституции декларировалось создание двухпалатного парламента, провозглашались гражданские свободы: свобода слова, политическое и гражданское равноправие. Однако декабрьское восстание 1825 года перечеркнуло процесс начавшейся демократизации и резко изменило характер развития государственности.
Самым
же положительным событием на этом
историческом отрезке стала работа
над «Сводом законов Российской
империи». Он был введен в действие
и регламентировал
Значительные реформы, радикально изменившие лицо, характер и содержание российской государственности, проводились в 60 – 70 гг. XIX века. Они охватили практически все сферы жизни общества и по своему радикализму могут быть сопоставимы лишь с петровскими преобразованиями.
Активизация капитализма, появление новых мощных социальных сил потребовали от императора Александра II коренным образом перестраивать как внутриполитические, так и систему общественных отношений.
Прежде всего, это касалось отмены крепостного права в 1861 году. Крестьяне наделялись землей и получали личную свободу.
Принимались меры по улучшению положения рабочих. За период с 1850 по 1870 год были созданы государственные комитеты по изучению жизни и труда рабочих. Закон 1866 года обязал владельцев крупных предприятий организовать им бесплатную медицинскую помощь, с 1882 года был запрещен труд детей.
Серьезным
шагом на пути либерализации
Важное значение имела реформа управления городами (к началу 60-х годов их в России было более 700). Было принято решение о всесословном городском общественном самоуправлении, устранялись административный контроль и опека со стороны военных имперских органов. 16 июля 1870 года было утверждено «Городовое положение». По этому документу в городах создавались: распорядительные органы (Городская Дума), исполнительные (Городская управа), избирался Городской голова, являвшийся председателем обоих городских органов.
Одним
из наиболее значимых для российской
государственности стала
После
поражения в Крымской войне (1853 –
1856 гг.) встал вопрос о необходимости
реформирования вооруженных сил. Сложная,
взрывоопасная международная
Активно развивалось народное образование. Начальное образование давали государственные, земские, церковно-приходские, воскресные школы. Среднее образование – классические гимназии и реальные училища.
Реформы в целом привели к изменению общего курса царизма. В развитии государственности учитывались интересы капиталистического развития.
К концу XIX века Россия завершила многовековой труд государственного и территориального обустройства.
Наконец
страна могла вздохнуть спокойно.
Начался мощный рост материальных и
духовных сил народа. Толстой, Достоевский,
Чехов, Куприн, Чайковский, Третьяков,
Менделеев, Лодыгин, Суриков, Путилов,
Мечников, Чебышев, Станиславский, Попов
– эти имена прославили во всем мире свою
страну – Великую Россию.
1.3. РОССИЙСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ В XX ВЕКЕ
Наступил XX век, а вместе с ним череда потрясений – революций и войн. Попытки царского режима воспрепятствовать нарастающему всестороннему кризису в обществе не принесли успеха. В то же время появившиеся идеи революционного преобразования находят понимание у части населения страны, что и предопределило крах системы старого порядка.
С отречением 3 марта 1917 года императора Николая II от престола прекратило свое существование российское самодержавие. Страна встала перед историческим выбором, – какой путь государственно-политического устройства избрать.
Февральская революция 1917 года открыла историческую перспективу свободного демократического развития. Однако ситуация развивалась так, что в стране сложился режим двоевластия. Летом 1917 года Россия оказалась перед выбором одного из путей власти: через учредительное собрание, которое готовило Временное правительство или через Советы.
25
октября (7 ноября) 1917 года после
вооруженного захвата
5 января 1918 года по требованию большинства наиболее влиятельных политических партий состоялось Учредительное собрание, избранное в ноябре 1917 года. Партия большевиков имела в нем 24% мест. Собрание должно было определить характер и пути дальнейшего развития России. Но в ночь на 7 января 1918 года декретом Всероссийского центрального исполнительного комитета оно было распущено за отказ признать Советы в качестве единственных органов власти.
Информация о работе Развитие отечественной государственности