Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 07:22, курсовая работа
В своей работе я хочу обратиться к истокам, к корням писаного права Древней Руси - к «Русской Правде», чтобы, проанализировав содержание этого уникального памятника древнерусского права, сравнить изложенные в нём правовые нормы с ныне действующими, проследить за их развитием, трансформацией, отмиранием некоторых из них. Также я попытаюсь сравнить право Древней Руси с другими памятниками средневекового права, выделив их общие черты и различия, тем самым пытаясь найти общие закономерности и характерные особенности развития раннефеодальных государств в Европе.
Введение 3
1 Государство и право в Древней Руси 5
1.1 Образование древнерусского государства 6
1.2 Социально-экономический строй 8
1.2.1 Управление 8
1.2.2 Социальный строй 13
1.2.3 Категории населения 15
1.2.4 Экономическое хозяйство 18
1.3 Политический строй 21
1.3.1 Князь 21
1.3.2 Община 22
1.4 Внутренняя политика 23
1.4.1 Занятие славян 23
1.4.2 Князь и его дружина 24
1.4.3 Вотчинная 25
1.4.4 Социальная организация и система управления государством 31
1.4.5 Восстания 33
1.5 Внешняя политика 38
1.5.1 Русско-Византийские отношения 38
1.5.2 Разгром Хазарского каганата 40
1.5.3 Борьба против кочевников 40
2 Русская правда – памятник права Древней Руси 43
2.1 Основные редакции Русской Правды 44
2.2 Возникновение Русской Правды. Источники 44
2.3 Влияние христианства на законодательство Древней Руси 47
3 Преступление и наказание по Русской Правде 51
3.1 Кровная месть 51
3.2 Краткая редакция Русской Правды 53
3.3 Виды преступлений и наказаний 54
3.3.1 Побои и оскорбление 54
3.3.2 Членовредительство 55
3.3.3 Правовое положение различных слоёв населения. Убийство. 55
3.3.4 Кража или порча имущества 56
3.4 Пространная редакция Русской Правды 58
3.5 Преступление и наказание по Пространной редакции Русской Правды в сравнении с Краткой редакцией 59
3.6 Некоторые положения Русской Правды с точки зрения современного права 63
3.7 Регулирование ввоза и вывоза товаров 76
Заключение. 80
Список литературы 82
1.4.5Восстания
В 1018 г. Болеслав выступил в поход на Русь и разбил Ярослава, занял Киев и вернул престол Святополку. Затем он возвратился в Польшу, оставив за собой западную окраину русских земель (с городами Перемышлем и Червенем - эти территории были возвращены Ярославом в 1031 г.). Ярослав, бежавший после битвы в Новгород, получил вновь поддержку от новгородцев, давших средства на найм новой варяжной дружины, и опять двинулся на Киев. На этот раз Святополк, лишившийся польской помощи, бежал из Киева, не принимая боя, и в 1019 г. подошел к столице теперь уже с печенежским силами. Войско Ярослава одержало победу, Святополк бежал на западные границы Руси и по дороге умер. Но на этом междоусобная борьба не окончилась. В 1021 г. Ярослав воевал со своим племянником Брячиславом Изяславичем, княжившим в Полоцке. Тот претендовал на Новгород, но потерпел поражение и вынужден был заключить мир с киевским князем. В 1024 г. против Ярослава выступил его брат тмутараканский князь Мстислав Владимирович. Незадолго до этого Мстислав укрепил свое княжество, подчинив северокавказское племя касогов: он победил в поединке касожского князя Редедю и получил по праву победителя его землю; воины Редеди влились в дружину Мстислава. Ярослав во время выступления Мстислава находился в Ростовской земле, где подавил восстание местного населения, вызванное голодом. Узнав о действиях брата, он нанял варяжскую дружину во главе с Якуном и двинулся на юг. Битва между братьями произошла при Листвене (близ Чернигова). Ярослав ввел в бой дружину Якуна, а собственную дружину оставил в резерве. Мстислав выставил против варягов северян - ополчение из жителей Черниговщины, а когда варяги стали брать над ними верх, ввел в действие свою русско-касожскую дружину и одержал победу. В конце концов братья заключили договор, по которому к Мстиславу отходило левобережье Днепра со столицей в Чернигове. Лишь, после смерти Мстислава в 1036 г. Ярослав стал "самовластцем" Русской земли. В 1037 г. произошло последнее крупное сражение с печенегами: они были разгромлены под Киевом и после этого больше не представляли опасности для Руси. В 1043 г. обострились русско-византийские отношения. Ярослав отправил на Константинополь войско во главе со своим старшим сыном Владимиром (ум. г.), князем новгородским. Поход оказался неудачным - русское войско было разбито греческим флотом. После смерти Ярослава в 1054 г. и упомянутого выше раздела княжений между его сыновьями некоторое время сохранялась политическая стабильность. Ярославичи - киевский князь Изяслав, черниговский Святослав и переяславский Всеволод - составляли правящий триумвират под главенством старшего Изяслава. Разделение власти привело к временному возникновению наряду с Киевской митрополией двух новых - Черниговской и Переяславской (упразднены в конце 70-х годов после смерти Святослава и Изяслава).
Князьям-триумвирам удалось в 1060 г. разбить соединенными силами кочевников-торков, пытавшихся занять в причерноморских степях место печенегов. Но во второй половине 60-х годов XI в. разразился кризис. В 1066-1067 гг. развернулась междоусобная война между Ярославичами и их двоюродным племянником полоцким князем Всеславам Брячиславичем. В конце концов Всеслав был вероломно захвачен во время переговоров и заключен в Киеве в темницу - поруб. В 1068 г. в крупный поход на Русь двинулись половцы (кипчаки, куманы) - тюркский кочевой этнос, сменивший печенегов и торкав в причерноморских степях. Три Ярославича потерпели поражение в открытом бою и бежали в свои города. Тогда в Киеве началось восстание горожан, требовавших у Изяслава оружие и коней, чтобы биться с половцами. Кульминацией восстания стало освобождение Всеслава Полоцкого из поруба и провозглашение его киевским князем. Изяслав бежал в Польшу. Всеслав находился у власти 7 месяцев, причем младшие Ярославичи в это время признавали его верховенство. Святославу удалось разбить значительную часть половецких сил и взять в плен хана Шарукана. Весной 1069 г. Изяслав с помощью польских войск вернул себе киевский стол, вынудив Всеслава бежать в Палоцк. Однако союзнические отношения между братьями Ярославичами были подорваны, и в 1073 г. Святослав и Всеволод изгоняют Изяслава, которому пришлось на этот раз отправиться в четырехлетние скитания по Европе, в ходе которых он просил помощи у польского короля и римского папы. Киевским князем стал Святослав. После его смерти в 1076 г. престол занял Всеволод, но в следующем году он уступил его Изяславу, двинувшемуся на Русь с польским войском. В конце 60-х - начале 70-х годов XI в. на Руси обострилась борьба зависимого населения против феодальной знати. Она была вызвана усилением феодальной эксплуатации, в первую очередь государственной, широким распространением помимо дани других податей, таких, как виры и продажи (судебные пошлины), корд (поставки для содержания княжеских должностных лиц). Помимо упомянутого восстания в Киеве произошли выступления в Новгороде и Ростовской земле. Движение принимало здесь форму антихристианского, апеллируя к возврату старой языческой религии. Во главе его вставали языческие жрецы - волхвы. Решительные действия представителей государственной власти позволили справиться с этими выступлениями. В 1078 г. в политическую борьбу на Руси вступили в качестве самостоятельных князей представители следующего поколения - внуки Ярослава. Лишенные столов князья Олег Святославич (сын Святослава Ярославича) и Борис Вячеславич (сын младшего сына Ярослава - Вячеслава) бежали в Тмутаракань (где княжил брат Олега Роман), заключили союз с половцами и двинулись на Русь. Им удалось разбить Всеволода, а затем овладеть Черниговом. Тогда против Олега и Бориса выступило войско четырех князей: Изяслава с сыном Ярополком и Всеволода с сыном Владимиром Мономахом. В битве на Нежатиной Ниве близ Чернигова погибли Борис Вячеславич и Изяслав Ярославич. Половецко-русское войско молодых князей потерпело поражение; Олег бежал в Тмутаракань. Киевское княжение вновь перешло к Всеволоду. В 1079 г. тмутараканский князь Роман Святославич вместе с половецким войском выступил против Всеволода. Киевский князь сумел заключить мир с половцами, после чего те убили Романа. Олег же был схвачен агентами Византии и отправлен в ссылку на о. Родос в Эгейском море. Оттуда он вернулся в 1083г, и вокняжился в Тмутаракани. Киевское княжение Всеволода Ярославича (1078-1093) было временем относительной стабильности во внутри- и внешнеполитической жизни Руси. Сын Всеволода черниговский князь Владимир Мономах (получивший свое прозвище по матери, дочери византийского императора Константина IX Мономаха) окончательно подчинил вятичей - последний восточнославянский союз племенных княжеств, сохранявший еще собственных князей. После смерти Всеволода в 1093 г. наступает период обострения усобиц и борьбы с половцами. Киевским князем стал старший племянник Всеволода Святополк (сын Изяслава Ярославича). В том же 1093 г. Святополк и Владимир Мономах с братом Ростиславом, князем переяславским, выступили против половцев, начавших войну с Русью. Русские войска потерпели жестокое поражение, князь Ростислав утонул в р. Стутне во время отступления; после этого половцам удалось захватить несколько городов (что было крайне редким явлением в русско-половецких отношениях). Южная Русь подвергалась сильному разорению. В 1094 г. Олег Святославич в союзе с половцами пришел из Тмутаракани на Русь и вынудил Владимира Мономаха уйти из Чернигова в Переяславль. В два последующих года Святополк и Владимир вели борьбу одновременно с половецкими ханами Боняком и Тугорканом и с Олегом. В 1095 г. Владимир под Переяславлем уничтожил отряды ханов Итларя и Кытана. В 1096 г. была разгромлена орда Тугоркана, а сам он (тесть Святополка) убит. Олег в том же году был изгнан из Чернигова и перенес усобицу на северо-восток Руси. Здесь, под Муромом, в бою с ним погиб сын Владимира Мономаха Изяслав, но старший брат последнего Мстислав, князь новгородский, нанес Олегу поражение в Ростовской волости, после которого тот вынужден был пойти на переговоры со своими двоюродными братьями Святопалком и Владимиром. В 1097 г. на съезде князей в Любече было заключено соглашение, по которому Святополк, Владимир и Олег с братьями Давыдом и Ярославом Святославичами должны были владеть отчинами - территориями, которые по завещанию Ярослава Мудрого принадлежали их отцам Изяславу, Всеволоду и Святославу (с центрами соответственно в Киеве, Переяславле и Чернигове). Давыд Игоревич, внук Ярослава, получил Владимир-Волынский, а внуки старшего сына Ярослава Владимира - Володарь и Василько - соответственно Перемышль и Теребовль (Юго-Западная Русь). Князья договорились о совместных действиях по защите Руси: "...имемся в едино сердце и блюдем Русскую землю". Но сразу же после съезда разгорелась новая кровопролитная усобица. Давыд Игоревич в сговоре со Святополком Изяславичем захватил в Киеве Василька Ростиславича Теребовльского и ослепил его. После этого он попытался захватить волость Василька, но потерпел поражение от его брата Володаря и вынужден был освободить пленника. Тем временем Владимир Мономах с Олегом и Давыдом Святославичами выступили против Святополка. Тот вынужден был пойти в поход против Давида Игоревича и изгнать его из Владимира-Волынского. После этого Святополк, однако, попытался захватить также волости Володаря и Василька. В решающей битве он потерпел поражение, и тогда его сын Ярослав привел в Перемышлю (столице княжества Володаря) войско венгерского короля Кальмана. Давид Игоревич, к этому времени вступивший в союз с Володарем, в противовес венграм соединился с половецким ханом Боняком. В битве под Перемышлем (1099) половцы, применили характерный для кочевников прием "ложного отступления": их отряд подскакал к расположению венгерских войск, выпустил по стреле и обратился в бегство; когда же венгры погнались следом, основные силы Боняка ударили им в тыл. Окруженное войско Кальмана было наголову разбито и бежало в беспорядке, неся огромные потери. Потерпела неудачу и попытка Святополка закрепить за собой Владимир-Волынский. В 1100 г. состоялся княжеский съезд в Уветичах, подведший итог трехлетней войне. Давид Игоревич как инициатор усобицы был лишен Владимира-Волынского и посажен на княжение в Бужск (менее значительный город Западной Руси). Последующие годы отмечены отсутствием усобиц и организацией Владимиром Мономахом и Святополком Изяславичем нескольких успешных походов в Половецкую степь с участием многих русских князей - в 1103,1107, и 1111гг.; были разбиты ханы Шарукан (возглавлявший еще поход на Русь в 1068 г.), Боняк, Урусоба, Сугра. В 1113 г. умер киевский князь Святополк Изяславич, и в Киеве вспыхнуло восстание против администрации умершего князя и ростовщиков. В этих условиях киевское боярство пригласило на княжение Владимира Мономаха. Владимир, вокняжившись в Киеве, издал ряд законов, учитывавших требования восставших; по его повелению был создан новый юридический свод - так называемая Пространная редакция Русской Правды. В этом памятнике отразились социальные перемены, происходившие на Руси во второй половине XI - начале XII в. Пространная Правда фиксирует существование боярской собственности; специальные разделы посвящены закупам, новой категории зависимого населения, а также холопам. Внесены были изменения и в ряд существовавших ранее норм.
1.5Внешняя политика
1.5.1Русско-Византийские отношения
Основными задачами, стоявшими
перед внешней политикой
1.5.2Разгром Хазарского каганата
Соседом Древнерусского государства являлся Хазарский каганат, располагавшийся на Нижней Волге и в Приазовье.
Хазары были полукочевым
народом тюркского
1.5.3Борьба против кочевников
В X и начале XIвв. на правом и левом берегах Нижнего Днепра жили кочевые племена печенегов, которые совершали быстрые и решительные нападения на русские земли и города. Для защиты от печенегов русские князья строили пояса оборонительных сооружений городов-крепостей, валов и т.д. Первые сведения о таких городах-крепостях вокруг Киева относятся ко времени князя Олега. В 969г. печенеги во главе с князем Курей осадили Киев. Князь Святослав в это время находился в Болгарии. Во главе обороны города встала его мать княгиня Ольга. Несмотря на тяжелое положение (отсутствие людей, недостаток воды, пожары), киевлянам удалось продержаться до прихода княжеской дружины. Южнее Киева, у города Родня, Святослав наголову разбил печенегов и даже взял в плен князя Курю. А три года спустя во время столкновения с печенегами в районе днепровских порогов князь Святослав был убит.Мощная оборонительная линия на южных рубежах была построена при князе Владимире Святом. На реках Стунге, Суле, Десне, и других были построены крепости. Наиболее крупными были Переяславль и Белгород. Эти крепости имели постоянные военные гарнизоны, набранные из дружинников ("лучших людей") разных славянских племен. Желая привлечь к обороне государства все силы, князь Владимир набирал в эти гарнизоны в основном представителей северных племен: словен, кривичей, вятичей. После 1136г. печенеги перестают представлять серьезную угрозу для Киевского государства. По преданию, в честь решающей победы над печенегами князь Ярослав Мудрый возвел Софийский собор в Киеве. В середине XIв. печенеги были вытеснены из южнорусских степей к Дунаю пришедшими из Азии тюркоязычными племенами кипчаков. На Руси их называли половцами, они заняли Северный Кавказ, часть Крыма, все южнорусские степи. Половцы были очень сильным и серьезным противником, часто совершали походы на Византию и Русь. Положение Древнерусского государства осложнялось еще и тем, что начавшиеся в это время княжеские усобицы дробили его силы, а некоторые князья, стремясь использовать половецкие отряды для захвата власти, сами приводили врагов на Русь. Особенно значительна была половецкая экспансия в 90-е гг. XIв., когда половецкие ханы даже пытались взять Киев. В конце XIв. были предприняты попытки организовать общерусские походы против половцев. Во главе этих походов стоял князь Владимир Всеволодович Мономах. Русским дружинам удалось не только отвоевать захваченные русские города, но нанести половцам удар на их территории. В 1111г. русскими войсками была взята столица одного из половецких племенных образований - город Шарукань (недалеко от современного Харькова). После этого часть половцев откочевала на Северный Кавказ. Однако половецкая опасность не была ликвидирована. В течение всего XIIв. происходили военные столкновения между русскими князьями и половецкими ханами.
2Русская правда – памятник права Древней Руси
В своей работе я хочу обратиться к истокам, к корням писаного права Древней Руси - к «Русской Правде», чтобы, проанализировав содержание этого уникального памятника древнерусского права, сравнить изложенные в нём правовые нормы с ныне действующими, проследить за их развитием, трансформацией, отмиранием некоторых из них. Также я попытаюсь сравнить право Древней Руси с другими памятниками средневекового права, выделив их общие черты и различия, тем самым пытаясь найти общие закономерности и характерные особенности развития раннефеодальных государств в Европе.
На данный момент в нашей исторической литературе господствует убеждение, что частная юридическая жизнь древней Руси наиболее полно и верно отразилась в древнейшем памятнике русского права - в Русской Правде. Насколько мне позволяет знание изучаемого материала, я полностью согласен с этим утверждением, ибо в Русской Правде охвачены чуть ли не все отрасли тогдашнего права. В этом документе достаточно подробно говорится о существовавших в то время договорах: купли-продажи (людей, вещей, коней, а также самопродажи), займа (денег, вещей), кредитования (под проценты или без), личного найма (в услужение, для выполнения определённой работы); в нём чётко регулируется правовое положение отдельных групп населения (зависимые и независимые), зафиксированы основные черты частного права. Но наиболее обширным и подробнее других изложенным разделом является раздел, посвящённый преступлению и наказанию, а также судебному процессу в Древней Руси. В своей работе я остановлюсь именно на этом разделе и, проанализировав доступный мне научный материал, постараюсь довести до сведения читателя основные положения, изложенные в нём. Перечислив основные виды преступлений и наказаний за них, проанализировав принципы наступления уголовной ответственности за совершение преступлений различной тяжести, я попытаюсь разобраться в правовом положении различных слоёв населения, определить меру влияния на систему наказаний различных источников права, а также сравнить нормы, посвящённые преступлению и наказанию, в Русской Правде с нормами обычного славянского права, действовавшими до её создания, выявить в них общие и различные черты. Кроме того, я попытаюсь определить степень влияния христианства на судебный процесс и разобраться в особенностях судебного процесса того времени. Последняя же задача, поставленная мною в этой работе - это сравнить систему преступления и наказания по Русской Правде с аналогичной системой в действующем на данный момент законодательстве, найти, проанализировать и сравнить общие черты и характерные для них особенности, а также выделить существенные, принципиальные отличия в содержании понятий преступления и наказания по Русской Правде и аналогичных понятий в современном законодательстве.
Информация о работе Развитие государства и права в Древней Руси