Разделение властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 14:01, реферат

Описание работы

Автор обращает внимание на то, что во взаимоотношениях Президента и Федерального Собрания проявляется формальная роль системы сдержек и противовесов, установленной Конституцией. Президент обладает значительными полномочиями в области законотворчества и может оказывать серьезное воздействие на деятельность Федерального Собрания и весь ход законодательного процесса, исходя из собственных политических интересов. Кроме того, Президент может практически в любое время добиться роспуска Государственной Думы. В то же время возможности Федерального Собрания по контролю за президентской ветвью власти следует признать, по меньшей мере, трудно реализуемыми.

Работа содержит 1 файл

конституционное на 10.docx

— 23.91 Кб (Скачать)

     РАЗДЕЛЕНИЕ  ВЛАСТЕЙ

     Принцип разделения властей  и его реализация в Конституции  Российской Федерации 1993 г. и текущем законодательстве.

     Николаев, А. М.

     Диссертант  обращает внимание на то, что использование  термина "ветвь власти" подразумевает выделение в структуре государственной власти обособленных органов, характеризующихся наличием своих полномочий, сфер и методов деятельности.

     На  наш взгляд, ветвь государственной  власти должна представлять собой совокупность органов государственной власти, имеющих общую функциональную направленность и методы деятельности. Думается также, что тот или иной орган может  быть отнесен к соответствующей  ветви власти только в том случае, если он является независимым и организационно не подчинен структурам других ветвей государственной власти.

     1) Практика реализации принципа  разделения властей свидетельствует,  что наряду с законодательной,  исполнительной и судебной ветвями  власти существуют иные органы  государственной власти, которые  могут образовывать самостоятельные  ветви государственной власти (президентскую,  контрольную, учредительную, финансово-кредитную  и др.).

     2) Закрепленная Конституцией Российской  Федерации форма правления соединяет  в себе признаки смешанной,  президентской и суперпрезидентской республики

     3) Взаимодействие Президента Российской  Федерации с другими органами  государственной власти Российской  Федерации проходит в условиях  доминирования главы государства,  в связи с чем система сдержек  и противовесов фактически не  действует.

     4) Исполнительная власть в системе  разделения властей, закрепленной  Конституцией Российской Федерации,  не обладает в достаточной  мере признаками самостоятельной  и независимой ветви государственной  власти.

     5) Осуществление контрольной функции  государства должно быть возложено  на специальные органы государственной  власти, действующие в рамках  принципа разделения властей.

     Автор обращает внимание на то, что во взаимоотношениях Президента и Федерального Собрания проявляется формальная роль системы сдержек и противовесов, установленной Конституцией. Президент обладает значительными полномочиями в области законотворчества и может оказывать серьезное воздействие на деятельность Федерального Собрания и весь ход законодательного процесса, исходя из собственных политических интересов. Кроме того, Президент может практически в любое время добиться роспуска Государственной Думы. В то же время возможности Федерального Собрания по контролю за президентской ветвью власти следует признать, по меньшей мере, трудно реализуемыми. Взаимоотношения Федерального Собрания с Правительством в подавляющем большинстве случаев также не обходятся без непосредственного или опосредованного участия в них Президента, и этот механизм функционирования государственного аппарата лишний раз подчеркивает безусловное доминирование главы государства в системе органов государственной власти РФ. Юридическим нонсенсом выглядит и отсутствие в конституции нормы о парламентском контроле за исполнительной властью. Такой дисбаланс властных полномочий и односторонние сдержки и противовесы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, не способны создать правовой базы для согласованного взаимодействия и нередко порождают противоречия и конфликты в отношениях органов государственной власти между собой. По нашему мнению, поправки к Конституции, направленные на устранение такого дисбаланса законодательной и президентской ветвей власти, должны быть приняты в первоочередном порядке.

     Обстоятельства, связанные с использованием Федеральным  Собранием средств воздействия  на Президента и Правительство, ставят под сомнение жизнеспособность системы  сдержек и противовесов, установленных  Конституцией. Реализация принципа разделения властей во взаимоотношениях Федерального Собрания и Президента сопровождается большими трудностями во многом по причине того, что Президент, используя  свои права на издание нормативных  указов и отклонение законопроектов по мотивам нецелесообразности принятия, способен оказывать чрезмерное влияние  на ход и результаты законодательного процесса, нарушая тем самым разделение властей.

     В основе взаимоотношений государства, и других элементов политической системы лежат принципы сотрудничества, взаимопомощи и взаимоподдержки, что позволяет наиболее эффективно и целесообразно решать разнообразные задачи общественного развития, с наибольшей полнотой раскрывать возможности каждого звена политической системы. Вместе с тем элементы этой системы решают свои конкретные задачи, не подменяя друг друга. Во взаимоотношениях государства и других элементов политической системы отражается общность их конечных целей и задач, единство принципов построения и функционирования, их подлинный демократизм, возникновение всех государственных и негосударственных объединений по воле народных масс, постоянная опора на их творческую инициативу и поддержку.

     Идеологическое  и политическое многообразие

     Принцип идеологического и политического  многообразия (ст. 13 Конституции РФ) - одна из важнейших сторон закрепленного  в Конституции РФ демократического характера Российского государства. Основные характеристики данного принципа:

     1) идеологическое многообразие означает  возможность нормального сосуществования  в обществе различных (в том  числе прямо противоположных)  философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей, теорий. Каждый вправе (самостоятельно  или совместно с другими лицами) свободно создавать, распространять, защищать свои взгляды и идеи. Принцип идеологического многообразия  является развитием неотъемлемых  прав человека на свободу мысли,  слова, информации, совести, вероисповедания;

     2) невозможность установления никакой  идеологии в качестве государственной  или обязательной - необходимая гарантия  принципа идеологического многообразия. Эта гарантия означает, во-первых, что государство не должно  вмешиваться в сферу идеологии  путем подчинения какому-либо  идеологическому направлению, в  том числе политическому, и,  во-вторых, государство не вправе  устанавливать какую-либо идеологию  в качестве общеобязательной, то  есть ограничивать права человека  на свободу совести, мысли и  слова;

     3) принцип политического многообразия, или многопартийность, - свобода  образования и деятельности политических  партий. Политические партии являются  важнейшими субъектами политических  отношений, а также правовых  отношений по формированию органов  государственной власти. Основное  назначение партий - выражение воли  населения или отдельных  его   групп (слоев). В политически развитом  обществе партии занимают про  межуточное положение между индивидом  и государством, выступая в качестве  соединительного звена между  ними. Принцип многопартийности  означает, что не допускаются  ограничения на создание партий  по признаку выражаемых ими  идей, не допускается существование  одной (или ограниченного числа)  партий и запрещение (ущемление)  других. Невозможно также объявление  одной из партий «руководящей»,  занимающей преимущественное положение  по сравнению с другими;

     4) свобода общественных объединеныий. Общественные объединения - это добровольные формирования граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. К общественным объединениям относятся и политические партии. Статья 13 закрепляет равенство общественных объединений перед законом;

     5) пределы принципа идеологического  и политического плюрализма. Свобода  идеологической и политической, а также иной общественной  деятельности не может быть  безграничной. Пределы такой свободы  Конституция РФ устанавливает через запрет создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на:

     - насильственное изменение основ  конституционного строя и нарушение  целостности Российской Федерации;

     - подрыв безопасности государства;

     - создание вооруженных формирований;

     - разжигание социальной, расовой,  национальной и религиозной розни.

Светское  государство

Светским  является государство, в котором  взаимоотношения государства и  церкви строятся на основе взаимного  невмешательства в дела друг друга  и не допускается установление какой-либо государственной религии.

Конституция РФ в ст. 14 объявляет Российскую Федерацию  светским государством. Раскрывая содержание светского характера государства, следует остановиться на следующих  характеристиках данного принципа:

отделение церкви от государства. Этот принцип  означает:

во-первых, государство не возлагает на религиозные  объединения выполнение функций  органов государственной власти, других государственных органов, учреждений и органов местного самоуправления, а религиозные объединения не выполняют этих функций;

во-вторых, государство не вмешивается в  деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону;

в-третьих, религиозные объединения не участвуют  в выборах в органы государственной  власти и в органы местного самоуправления, не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь;

в-четвертых, деятельность органов государственной  власти и местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями, а должностные  лица государственных и муниципальных  органов, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное  положение для формирования того или иного отношения к религии;

в-пятых, запрещается создание религиозных  объединений в государственных  и муниципальных органах и  организациях, воинских частях;

2) отделение  школы от церкви. Государство  обеспечивает светский характер  образования в государственных  и муниципальных образовательных  учреждениях. При этом религиозные  объединения вправе создавать  свои образовательные учреждения, а государство оказывает помощь  религиозным объединениям в обеспечении  преподавания общеобразовательных  дисциплин в таких учреждениях;

3) невозможность  установления какой-либо религии  в качестве государственной или  общеобязательной. Данный принцип  выступает гарантией неотъемлемого  права человека на свободу  совести и свободу вероисповедания.  Недопустимо принуждение людей  к исповеданию какой-либо религии  либо исповеданию религии вообще, невозможно установление религии  в качестве государственной идеологии,  то есть превращение России  в клерикальное или теократическое  государство;

4) равенство  религиозных объединений перед  законом. Данный принцип означает  равноправие религиозных объединений  по объему их правоспособности. Однако Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести  и религиозных объединениях»  содержит ряд моментов, вызывающих  сомнения в равноправности религиозных  объединений в Российской Федерации:

во-первых, в преамбуле закон перечисляет  некоторые религии, уже этим подчеркивая  их «особую ценность»: «Федеральное Собрание... признавая особую роль православия  в истории России, в становлении  ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть  исторического наследия народов  России... принимает настоящий Федеральный  закон»;

во-вторых, закон устанавливает преимущества для «традиционных» религий, которые  существуют на территории России уже  долгое время. Для создания новой  религиозной организации (религиозного объединения с правами юридического лица) не менее десяти граждан Российской Федерации (а право на свободу вероисповедания, как известно, принадлежит каждому), объединенных в религиозную группу (религиозное объединение без прав юридического лица), должны представить в регистрирующий орган подтверждение о существовании данной религиозной группы на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления.

Принципы  полит. системы. по В. Никонову

В качестве принципов демокр. орг-ии общества, требующих закрепления в Конституции, необходимо выделить следующие:

  • создание политических институтов, способных исключить тиранию, что предполагает возможность законной смены правителя;
  • создание условий, при которых защита прав граждан станет определяющей в карьере политиков
  • соблюдение прав меньшинств;
  • установление пределов полномочий государственных институтов;
  • разделение властей по горизонтали (на законодательную, исполнительную и судебную) и вертикали (федеральную, региональную и местную);
  • создание условий, предотвращающих посягательство на всевластие, для чего необходимо, чтобы институциональные интересы каждой ветви или этажа власти не совпадали.

Для создания такого политического механизма, считает  В.Никонов[5], необходимо соблюдение двух принципов.

  • Первый принцип гласит: политический процесс должен действовать и развиваться в соответствии с правилами и процедурами, которые неподконтрольны одному человеку, даже самому могущественному. Этому критерию наша Конституция, по мнению российского политолога, скорее не отвечает, так как была написана людьми, находившимися в эпицентре политической борьбы, поэтому Конституция закрепила их успех в этой борьбе. Не случайно часто действующую Конституцию называют «ельцинской».
  • Второй принцип заключается в том, что существующие конфликты, которые порождает эпоха, не должны диктовать процесс создания политической системы. Конституция писалась под влиянием вполне конкретной политической ситуации, когда стояла задача принизить значение законодательной власти после ожесточенного столкновения Президента России со Съездом народных депутатов Российской Федерации. Таким образом, конфликт начала 1990-х гг. наложил неизгладимый отпечаток на Конституцию, что отражается на российском политическом процессе.

Информация о работе Разделение властей