Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 10:28, доклад
Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную является основным принципом организации государственной власти в современном демократическом государстве. Концепция разделения властей сформировалась в Европе 18 веке, в период буржуазных революций. В ее основе - идея ограничения абсолютизма, когда вся полнота государственной власти сосредоточена в руках монарха.
Однако с крушением биполярного мира (наличие двух систем - социалистической (СССР) и капиталистической (США) - являлось своеобразной системой сдержек и противовесов на международном уровне) и переходом к монополярному миру (во главе с США) произошло значительное снижение роли международных организаций. К сожалению. Они уже не выступают гарантом безопасности мира на Земле (о чем свидетельствует Балканский кризис, война в Ираке) и не в состоянии призвать всех членом мирового сообщества к соблюдению международных норм. Это вызывает большую тревогу и опасения за будущее нашей планеты. В связи с этим высказываются предположения о пересмотре структур и членства Совета Безопасности в силу невыполнения им своих непосредственных функций.
Модернизации концепции разделения властей
Концепция разделения властей с течением времени начала подвергаться модификациям. Создатели некоторых первых Конституций стали полагать, что выделение трех ветвей власти не полностью отражает существующие реалии.
Конституционные доктрины некоторых стран Латинской Америки (Конституция Никарагуа 1987, Колумбии 1991 и др.) исходят из существования четырех властей: дополнительно названа избирательная власть (граждане обладающие избирательным правом и составляющие избирательный корпус). Свое организационное выражение эта ветвь власти нашла в создании специальных избирательных трибуналов (судов), которые одновременно выполняют роль избирательных комиссий и рассматривают споры о прямых выборах в госорганы.
О существовании особой - учредительной власти - даже в тех странах, где она не упоминается (но подразумевается) в конституциях, говорят французские специалисты по сравнительной политологии Ж.Блан, Ф.-М.Вирье и Ф.Ваге. Эта
ветвь власти мыслится прежде всего как полномочие на установление конституционных основ общественного и государственного строя. Например, учредительными собраниями, путем референдума. В этом случае учредительная
власть в основе принадлежащая народу, осуществляется такими собраниями или корпусом избирателей. Иногда фигурирует большее количество властей. В Латинских странах существует контрольная власть, осуществляемая Генеральным Контролером республики.
В
научной философской и
Практика показывает, что власти, даже разделенные на основе самых прогрессивных подходов, живут в реалиях общественного развития, зачастую далеко не так, как это предполагает теоретическая модель. Иной раз расхождения нормативных установок и практической ситуации может быть результатом искажения теории, но в большинстве случаев первопричина заложена в деятельности политических сил, стоящих за определенными "властями". Однако
искажения теоретической конструкции и отступления от принципа разделения властей носят исторически ограниченный характер. Было бы неверно полагать, что сама теория себя исчерпала. Наоборот, опыт возвращения к ней после частичных или преходящих отступлений, а, равно как и обращение к ней посттоталитарных государств, говорит об ее внутреннем потенциале и перспективности.
С.Г.Паречина.
Теории государственной
власти
Дж. Локк и его взгляды
на разделение властей
Джон Локк (1632-1704) изложил свое политико-юридическое
учение в труде «Два трактата о государственном
правлении».
Локк полностью разделял идеи естественного
права, общественного договора, народного
суверенитета, неотчуждаемых свобод личности,
сбалансированности властей, законности
восстания против тирана. Дж. Локк развил
эти идеи, видоизменил, дополнил новыми
и интегрировал в целостное политико-правовое
учение — доктрину раннебуржуазного либерализма.
Эта доктрина начиналась с вопроса о возникновении
государства. По Дж. Локку, до возникновения
государства люди пребывали в естественном
состоянии. В предгосударственном общежитии
«нет войны всех против всех». Господствует
равенство ,«при котором всякая власть
и всякое право являются взаимными, никто
не имеет больше другого». Однако, в естественном
состоянии отсутствуют органы, кот. могли бы
беспристрастно решать споры между людьми,
осуществлять надлежащее наказание виновных
в нарушении естественных законов. Все
это порождает обстановку неуверенности,
дестабилизирует обычную размеренную
жизнь. В целях надежного обеспечения естественных
прав, равенства и свободы, защиты личности
и собственности люди соглашаются образовать
политическое общество, учредить государство.
Локк особенно акцентирует момент согласия
: «Всякое мирное образование государства
имело в своей основе согласие народа».
Государство представляет собой, по Локку,
совокупность людей, соединившихся в одно
целое под эгидой ими же установленного
общего закона и создавших судебную инстанцию,
правомочную улаживать конфликты между
ними и наказывать преступников. От всех
прочих форм коллективности (семей, господских
владений) государство отличается тем,
что лишь оно воплощает политическую власть,
т.е. право во имя общественного блага создавать
законы для регулирования и сохранения
собственности, а также право применять
силу общества для исполнения этих законов
и защиты государства от нападения извне.
Строя государство добровольно, прислушиваясь
только к голосу разума, люди предельно
точно отмеряют тот объем полномочий,
кот. они затем передают государству. О каком-нибудь
полном, тотальном отказе индивидов от всех
принадлежащих им естественных прав и свобод
в пользу государства у Локка нет и речи
. право на жизнь и владение имуществом,
свободу и равенство, человек не отчуждает
никому и ни при каких обстоятельствах.
Эти неотчуждаемые ценности — окончательные
границы власти и действия государства,
преступать которые ему заказано.
Целью деятельности государства , по Локку,
должны быть охрана собственности и обеспечение
гражданских интересов. Средствами, призванными
содействовать осуществлению данной цели,
Локк выбрал законность, разделение властей,
оптимальную для нации форму правления,
право народа на восстание в связи с злоупотреблениями
властью.
Традиционно основоположниками «классического»
варианта теории разделения властей в юридической
литературе называют Дж.Локка и Ш.Монтескье.
Однако Дж. Локк, не выделяя отдельно судебную
власть и разделяя власти лишь на законодательную,
исполнительную и федеративную (регулирующую
отношения с другими государствами), подчинил
все власти законодательным органам, поскольку,
«тот выше, кто может подписывать законы».
Судебную власть Локк считал элементом
исполнительной власти.
Компромиссная позиция между абсолютной
монархией и республикой, к-рую отстаивает
Локк в «Двух трактатах...», опиралась на реальные
политич. условия, вскоре завоеванные
дворянско-буржуазным блоком. В своей политич.
программе Локк конкретизирует эту позицию
как теорию разделения властей. Теория
вполне соответствовала политич. практике
после 1688 г. когда к рулю правления пришли
виги и затем исполнтьельная власть попеременно
стала попадать в руки, то торийских. то вигских
министерских кабинетов. Согласно принципу
разграничения прерогатив, верховная,
законодательная власть принадлежит буржуазному
парламенту, к-рый решает вопросы «по воле
большинства». Эта «воля» (по Локку) закрепляет
буржуазно понимаемые свободы совести,
слова, печати, собраний и. разумеется,
частной собственности. Исполнительная
власть, включающая в себя судебную, военную
и федеративную (т. е. сношения с др. государствами),
передается кабинету министров и лишь
отчасти королю. Все эти полномочия четко
определяются и регулируются законами,
строго контролируются парламентом.
В социологических взглядах Локка отражена
идея политического компромисса между
буржуазией и дворянством. Он один из родоначальников
английского буржуазного либерализма,
защитник конституционной монархии. Ядром
его философии истории является учение
о естественном праве и общественном договоре.
Изначальное естественное состояние Локка
не то же самое, что и «война всех против
всех» Гоббса. Это состояние равенства,
в котором вся власть и правомочность является
взаимной, один имеет не больше чем другой.
Локк характеризует это состояние как
совокупность отношений равенства, свободы
и взаимной независимости людей.
Ограничением неконтролируемой свободы
людей является естественный закон, гласящий:
«никто не имеет права ограничивать другого
в его жизни, здоровье, свободе, либо его
имуществе». Но постепенно естественный
закон стал нарушатся. Появились симптомы
перерастания естественного состояния
в «войну всех против всех». Причина этого,
по Локку, рост народонаселения. В этих
условиях люди сочли необходимым учредить
государство и передать часть естественных
прав власти, образованной на основе договора.
Власть обязана охранять «естественные
права» людей: личную свободу и частную
собственность. При этом власть не может
быть абсолютной, она обязана сама подчинятся
законам. Если власть действует вопреки
законам или извращает право, нация возвращает
себе право суверена и насильственно расторгает
договор с правительством и образует другое
правительство , передавая ему суверенитет.
Именно это и происходит в условиях современной
Локку Англии. Так мыслитель пытается
теоретически обосновать приход к власти
буржуазно-дворянской партии В. Оранского.
Локк в «Двух трактах о правлении» развивает
также теорию буржуазного парламентаризма.
Разумно устроенное государство имеет,
по его мнению, три элемента власти: законодательный
(парламент), исполнительный (суды, армия)
и «федеративный», ведающий внешними сношениями
( король, министры). Главенствующая роль
в государстве должна принадлежать законодательной
власти. Теория разумного разделения властей
была направлена против абсолютной монархии
и отражала сложившее разделение власти
между буржуазией и обуржуазившемся дворянством.
Теория разделение
властей. Ш. Монтескье
В своей фундаментальной работе «О духе
законов»(1748г.) Монтескье изложил результаты
длительного исследования политико-правовых
установлений нескольких государств,
придя к выводу, что «свобода возможна
при любой форме правления, если в государстве
господствует право, гарантированное
от нарушений законности посредством разделения
властей на законодательную, исполнительную
и судебную, которые взаимно сдерживают
друг друга» . Как видно, цель теории —
создание безопасности граждан от произвола
и злоупотреблений властей, обеспечение
политических свобод.
Разберем поподробнее основные положения
теории разделения властей (по Монтескье).
Во-первых, существует три рода власти:
законодательная, исполнительная и судебная,
которые должны быть рас- пределены между
разными государственными органами. Если же
в руках одного органа сконцентрируется
власть, различная по своему содержанию,
то появится возможность для злоупотребления
этой властью, а следовательно, свободы
граждан будут нарушаться. Каждая ветвь
власти предназначена для осуществления
определенных функций государства. Основное
назначение законодательной власти —
«выявить право и сформулировать его в виде
положительных законов, обязательных
для всех граждан...». «Исполнительная
власть в свободном государстве предназначена
для исполнения законов, устанавливаемых
законодательной властью». «Задача судей
в том, чтобы решения и приговоры «всегда
были лишь точным применением закона.
Судебная власть карает преступления
и разрешает столкновения частных лиц.».
Однако, «хотя органы власти действуют
самостоятельно, речь идет не об абсолютном
обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности
и одновременном тесном взаимодействии
друг с другом, осуществляемом в пределах
их полномочий».
Во-вторых, должна действовать система сдержек и противовесов, дабы власти контролировали действия друг друга. «Взаимовлияние законодательной и исполнительной властей гарантирует реальность права, которое в конечном счете отражает компромисс сталкивающихся воль и интересов различных социальных слоев и сил... За нарушение законов министры могут быть привлечены законодательным собранием к ответственности. В свою очередь, исполнительная власть в лице государя сдерживает от произвола законодательную власть, будучи наделена правом налагать вето на решения законодательного собрания, устанавливает регламент его работы и распускает собрание...» . Безусловно, сейчас предусмотрен намного более разнообразный и эффективный механизм «сдержек и противовесов», чем тот, который мы видим в трудах Ш. Монтескье, однако уже в его работах были заложены основные принципы и институты, посредством которых взаимодействуют органы государственной власти ( что видно из приведенных цитат ). В наше время, как правило, «законодательная власть ограничивается референдумом, президентским правом вето, Конституционным Судом, а внутренним ее ограничением является двухпалатное построение Парламента». «Исполнительная власть ограничена ответственностью перед Парламентом и подзаконным характером издаваемых ею нормативных актов; должна сохраняться также внутренняя разделенность между Президентом и Правительством, федеральной и региональной властью. Судебная власть подчинена Конституции и закону, а ее внутреннее разделение воплощается в том, что Конституционный Суд выделяется из всей судебной системы, меняется круг полномочий прокуратуры, вводятся системы специальных судов, мировых судей.».
Однако, в конституционном
проекте Монтескье недостаточно четко
проводится идея равновесия властей. Законодательная
власть явно играет доминирующую роль,
исполнительную власть Монтескье называет
ограниченной по своей природе, а судебную —
вообще полувластью. Думается , все это
было не столь актуально во времена Монтескье,
сколь актуально было следующее положение
теории разделения властей: определенная
ветвь власти должна представлять интересы
определенной социальной группы. Судебная
власть представляет интересы народа,
исполнительная — монарха, верхняя палата
законодательного собрания (предусмотренная
конституционным проектом Монтескье) —
аристократии, нижняя палата собрания —
интересы народа. Таким образом, мы видим
стремление достигнуть компромисса в борьбе
буржуазии ( слившейся тогда с народом
) и приверженцев абсолютизма.
Ш.-Л. Монтескье придал теории разделения
власти вполне завершенный и стройный
вид. И, что не менее важно, в его интерпретации
концепция разделения властей получила
свое отражение и закрепление в конституционных
актах, многие из которых сохраняют свое
действие и по сегодняшний день.
Так, Монтескье утверждал, что сосредоточение
власти в одних руках ведет к «ужасному
деспотизму» и предлагал разделить государственную
власть на три ветви: законодательную (парламент),
исполнительную (король и министры) и судебную
(независимые суды).
Многие положения, закрепленные в работе
Монтескье, нашли свое отражение в закреплении
в конституционных актах, многие из которых
действуют и по сегодняшний день.
Среди этих актов особое место занимают
два: Декларация прав независимости Североамериканских
Соединенных Штатов от 4 июля 1776 г. И Французская
декларация прав человека (1789 г.).
3. Ж.-Ж. Руссо и модификация
разделения властей
Позднее теория разделения властей получила
сильное практическое и теоретическое
развитие. Прежде всего, следует упомянуть
труды Ж.-Ж. Руссо. В отличие от Монтескье,
Руссо считал, что «законодательная, исполнительная
и судебная власти — особые проявления
единой власти народа». После этого «тезис
о единстве власти использовался разными
силами. При этом следует отметить, что
речь идет не только о власти определенной
социальной общности, даже если это компромисс
различных классов, совместно осуществляющих
политическое господство, политическое
руководство обществом, но и об известной
степени организационного единства: все
органы государства проводят в конечном
счете общую политическую линию, определяемую
носителем реальной власти,и как правило,
строятся по вертикали.».Точка зрения Руссо
отвечала требованиям времени и обосновывала
революционные процессы во Франции конца
18 века; если Монтескье пытался найти компромисс,
то Руссо обосновывал необходимость борьбы
с феодализмом. Как взгляды Монтескье,
так и взгляды Руссо нашли свое наиболее
полное и последовательное отражение в Конституции
США 1787 года. Преамбула к этому документу
гласит: «Мы, народ Соединенных Штатов...»,
отражая тем самым то, что народ является
единственным источником власти. Наряду
с утверждением единства источника власти,
в Конституции США проводится очень четкое
организационно-правовое разделение властей.
Также в этом документе нашла свое отражение
система «сдержек и противовесов»: были
предусмотрены и процедура импичмента,
и отлагательное вето президента, и многие
другие институты, которые являются составной
частью современного права. Джеймс Медисон —
четвертый президент США, игравший, по-видимому,
значительную роль в создании Конституции,
утверждал: «Концентрацию всей власти —
законодательной, исполнительной и юридической —
в одних руках...можно с полным правом считать
определением тирании«.
„В некоторых государствах организационно-правовая
сторона рассматриваемой концепции подверглась
модификациям.“. Конституционная доктрина
ряда стран Латинской Америки исходит
из существования еще одной власти — учредительной,
что связано с частыми государственными
переворотами. О существовании четвертой —
учредительной власти говорят французские
специалисты по сравнительному конституционному
праву Ж. Блан, Ж. М. Вирье и Ф.Ваге. По существу
шесть властей были перечислены в конституции
Алжира 1976 года: политическая(осуществлялась
правящей...партией), контрольная, учредительная
(создание и изменение конституции)» и другие.