Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 10:28, доклад
Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную является основным принципом организации государственной власти в современном демократическом государстве. Концепция разделения властей сформировалась в Европе 18 веке, в период буржуазных революций. В ее основе - идея ограничения абсолютизма, когда вся полнота государственной власти сосредоточена в руках монарха.
Принцип разделения
властей на законодательную, исполнительную
и судебную является основным принципом
организации государственной
Главная цель разделения властей - не допустить узурпации(захват власти насильственным путём), монополизации власти в рамках одного органа или ведомства, неизбежно ведущей к деспотии, подавлению прав и свобод человека. Законодательные, судебные, исполнительные органы самостоятельны, независимы друг от друга; чиновник не вправе одновременно занимать должности в разных ветвях власти, которые взаимно контролируют, сдерживают друг друга; вмешательство одной ветви власти в компетенцию другой не допускается. При этом создание системы сдерживания и взаимоконтроля трех ветвей власти не исключает их взаимодействия, сотрудничества при решении общих задач и проблем.
Система разделения властей включает:
· четкое разграничение полномочий и предметов ведения между ветвями власти;
· взаимный контроль, систему сдержек и противовесов;
· взаимодействие, координацию деятельности всех ветвей власти.
Каждой ветви власти соответствуют своя система государственных органов, специфические признаки, принципы организации, нормативно-правовая база.
Законодательная власть осуществляется парламентами, региональными и местными представительными органами. Главная задача законодательной власти - сформировать законодательство как систему норм, обладающих высшей юридической силой. Законодательные органы обладают монополией на законотворчество. Кроме того, они устанавливают налоги, утверждают бюджет, контролируют его исполнение. Депутаты законодательных органов избираются населением на определенный срок. Основными принципами функционирования органов законодательной власти являются:
· коллегиальность деятельности;
· отсутствие соподчиненности законодательных органов всех уровней.
Исполнительная власть осуществляется президентом, правительством, министерствами, иными органами исполнительной власти. В их ведении - исполнение законов, повседневное управление, непосредственная организация жизни общества. Исполнительную деятельность характеризуют:
· организационный характер;
· ориентация на практическую реализацию законодательства;
· непрерывный характер управляющего воздействия во времени и в пространстве.
Исполнительная
деятельность является повседневной,
она не прекращается ни на один день.
Исполнительные органы распоряжаются
финансовыми, людскими, природными, правоохранительными,
информационными ресурсами
Судебная власть.
Назначение судебной власти - отправление правосудия, то есть разрешение правовых споров, привлечение к юридической ответственности за правонарушения. Суд выступает независимым арбитром в юридических конфликтах. Любое лицо, считающее, что его права нарушены, может обратиться в суд за защитой. Судьи независимы, обладают юридической неприкосновенностью, что предполагает усложненный порядок привлечения их к ответственности. В России к статусу судей применяется ещё один принцип - принцип несменяемости судей. Данный принцип в последнее время вызывает много критики, т.к. фактически получается, что судья никому не подотчетен, и отстранить его от должности может только квалификационная коллегия Верховного Суда, чем юридически закреплен принцип круговой поруки в судейском сообществе.
Надо отметить, что во всех развитых государствах судьи являются выборными. В России также согласно ФЗ "О мировых судьях" мировые судьи также являются выборными.
Правосудие осуществляется в особой правовой форме с документальной фиксацией судебных решений, формализованными, строго установленными процедурами. Вступившие в силу судебные решения общеобязательны и подлежат безусловному исполнению всеми участниками общественных отношений.
Учебное пособие по теории государства и права // Диаконов В.В.
В современном мире
разделение властей - характерная черта,
признанный атрибут правового демократического
государства. Сама же теория разделения
властей - итог многовекового развития
государственности, поиска наиболее действенных
механизмов, предохраняющих общество
от деспотизма.
Теория разделения властей была создана
несколькими исследователями политики:
идея высказывалась Аристотелем, теоретически
была развита и обоснована Джоном Локком
(1632-1704 гг.), в классическом виде она
была разработана Шарлем Луи Монтескье
(1689-1755 гг.) и в ее современной форме
- Александром Гамильтоном, Джеймсом Мэдисоном,
Джоном Джеем -авторами "Федералиста"
(серии статей, выходивших под общим
заголовком в ведущих газетах Нью-Йорка
в период обсуждения американской Конституции
1787 г., в которых пропагандировалось единство
США на федеративной основе).
Основные положения теории разделения
властей следующие:
разделение властей закрепляется конституцией;
согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;
все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;
никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;
судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.
Теоретические
и практические истоки принципа разделения
властей - в Древней Греции и Древнем Риме.
Анализ политических структур и форм правления
Платоном, Аристотелем и другими античными
мыслителями подготовил почву для обоснования
этого принципа в эпоху Просвещения.
В Древней Греции Солон, будучи архонтом,
создал Совет 400 и оставил ареопаг, которые
по своим полномочиям уравновешивали
друг друга. Эти два органа должны были,
по словам Солона, уподобляться двум якорям,
предохраняющим государственный корабль
от всяких бурь. Позже, в IV в. до н. э., Аристотель
в "Политике" указал на три элемента
в государственном строе: законодательно-совещательный
орган, магистратуры и судебные органы.
Спустя два века видный греческий историк
и политический деятель Полибий (210-123
гг. до н. э.) отметил преимущество такой
формы правления, при которой эти составные
элементы, противодействуя, сдерживают
друг друга. Он писал о легендарном спартанском
законодателе Ликурге, установившем форму
правления, соединившую "все преимущества
наилучших форм правления, дабы ни одна
из них не развивалась без меры и не превращалась
в родственную ей обратную форму, дабы
все они сдерживались в проявлении свойств
взаимным противодействием и ни одна не
тянула бы в свою сторону, не перевешивала
бы прочих, дабы таким образом государство
неизменно пребывало бы в состоянии равномерного
колебания и равновесия наподобие идущего
против ветра корабля".
Теоретическое развитие принцип разделения
властей получил в средние века. Прежде
всего - в труде "Два трактата о государственном
правлении" (1690 г.) английского философа
Джона Локка, который, стремясь предотвратить
узурпацию власти одним лицом или группой
лиц, разрабатывает принципы взаимосвязи
и взаимодействия ее отдельных частей.
Приоритет остается за законодательной
властью в механизме разделения властей.
Она верховна в стране, но не абсолютна.
Остальные власти занимают по отношению
к законодательной власти подчиненное
положение, однако они не пассивны по отношению
к ней и оказывают на нее активное воздействие.
Столетие спустя после опубликования
"Двух трактатов о государственном
правлении" Декларация прав человека
и гражданина, принятая 26 августа 1789 г.
Национальным Собранием Франции, провозгласит:
"Общество, в котором не обеспечено
пользование правами и не проведено разделение
властей, не имеет конституции".
Взгляды Локка теоретически осмыслил
и развил в классическую теорию разделения
властей (практически в современном
ее понимании) французский философ и
просветитель Шарль Луи Монтескье (полное
имя - Шарль Луи де Секондат, барон Бреда
и Монтескье) в главном труде своей жизни
- "О духе законов", над которым Монтескье
работал 20 лет и который был опубликован
в 1748 г. Это сочинение состоит из 31 книги
и разделено на 6 частей. Под "духом"
законов Монтескье понимал то рациональное,
закономерное в них, что обусловлено разумной
природой человека, природой вещей и т.
д.
Наличие и функционирование системы разделения
властей в государстве должно, по замыслу
Монтескье, оберегать общество от злоупотреблений
государственной властью, узурпации власти
и концентрации ее в одном органе или одним
лицом, что неминуемо приводит к деспотизму.
Основную цель разделения властей Монтескье
видел в том, чтобы избежать злоупотребления
властью. "Если, - писал он, - власть законодательная
и исполнительная будут соединены в одном
лице или учреждении, то свободы не будет,
так как можно опасаться, что этот монарх
или сенат станет создавать тиранические
законы для того, чтобы также тиранически
применять их. Не будет свободы и в том
случае, если судебная власть не отделена
от власти законодательной и исполнительной.
Если она соединена с законодательной
властью, то жизнь и свобода граждан окажутся
во власти произвола, ибо судья будет законодателем.
Если судебная власть соединена с исполнительной,
то судья получает возможность стать угнетателем.
Все погибло бы, если бы в одном и том же
лице или учреждении, составленном из
сановников, из дворян или простых людей,
были соединены эти три власти: власть
создавать законы, власть приводить в
исполнение постановления общегосударственного
характера и власть судить преступления
или тяжбы частных лиц".
Большой вклад в творческое развитие идеи
сдержек и противовесов и воплощение ее
на практике внес американский государственный
деятель (дважды бывший президентом
США) Джеймс Мэдисон (1751-1836 гг.). Он
изобрел такую систему сдержек и противовесов,
благодаря которой каждая из трех властей
(законодательная, исполнительная и
судебная) является относительно равной.
Этот механизм сдержек и противовесов
Мэдисона до сих пор действует в США.
Сдержками и противовесами Мэдисон называл
частичное совпадение полномочий трех
властей. Так, несмотря на то, что Конгресс
- законодательный орган, президент может
наложить вето на законы, и суды могут
объявить акт Конгресса недействительным,
если он противоречит Конституции. Судебная
власть сдерживается президентским назначением
и ратификацией Конгрессом этих назначений
на должность в органы судебной власти.
Конгресс сдерживает президента своим
правом ратифицировать назначения в органы
исполнительной власти, и он же сдерживает
две другие власти своей властью ассигновать
деньги.
Принцип разделения властей воспринят
теорией и практикой всех демократических
государств. Как один из принципов организации
государственной власти в современной
России, он был провозглашен Декларацией
"О государственном суверенитете Российской
Федерации" 12 июня 1990 г., а затем получил
законодательное закрепление в ст. 10 Конституции
РФ, которая гласит: "Государственная
власть в Российской Федерации осуществляется
на основе разделения на законодательную,
исполнительную и судебную. Органы законодательной,
исполнительной и судебной власти самостоятельны".
Разделение властей в России заключается
в том, что законодательная деятельность
осуществляется Федеральным Собранием:
федеральные законы принимаются Государственной
Думой (ст. 105 Конституции), а по вопросам,
перечисленным в ст. 106, - Государственной
Думой с обязательным последующим рассмотрением
в Совете Федерации; исполнительную власть
осуществляет Правительство РФ (ст. 110
Конституции); органами судебной власти
являются суды, образующие единую систему,
возглавляемую Конституционным Судом
РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным
Судом РФ. Согласованное функционирование
и взаимодействие всех ветвей и органов
государственной власти обеспечивается
Президентом РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции).
Однако практическое воплощение принципа
разделения властей в России идет с большим
трудом. Как отмечается в литературе, все
готовы признать отдельное существование
каждой из трех властей, но никак не их
равенство, самостоятельность и независимость.
Это отчасти объясняется длительным периодом
тоталитарного правления. В истории России
не было накоплено какого бы то ни было
опыта разделения властей; здесь еще живучи
традиции самодержавия и единовластия.
Ведь само по себе конституционное разделение
властей (на законодательную, исполнительную
и судебную) не приводит автоматически
к порядку в государстве, а борьба за лидерство
в этой триаде обрекает общество на политический
хаос. Безусловно, разбалансированность
механизма сдержек и противовесов - лишь
переходный этап в процессе становления
государственности.
Как и у всякой идеи, у теории разделения
властей всегда были как сторонники, так
и противники. Не случайно Монтескье пришлось
в 1750 г. опубликовать блестящую работу
под названием "Защита "О духе законов".
Марксизм в оценке классического учения
о разделении властей исходил лишь из
идеологической подоплеки его возникновения
в эпоху первых буржуазных революций.
Такой подоплекой можно считать компромисс
классовых сил, достигнутый на определенном
этапе борьбы буржуазии за политическое
господство. Исходя из этого, Маркс и Энгельс
отождествили учение о разделении властей
с выражением в политическом сознании
спора между королевской властью, аристократией
и буржуазией из-за господства. Советская
доктрина абсолютизировала этот аспект
и противопоставила теории разделения
властей теорию полновластия Советов,
полновластия народа и т. п. На самом же
деле, это было лишь теоретическим прикрытием
узурпации государственной власти, тоталитарной
сути режима.
Смысл классического учения о разделении
властей (в том виде, в каком оно было
разработано Монтескье и поддержано Кантом)
не следует сводить ни к выражению компромисса
классово-политических сил, ни к разделению
труда в сфере государственной власти,
выражающей народный суверенитет, ни к
механизму "сдержек и противовесов",
сложившемуся в развитых государственно-правовых
системах. Разделение властей - это прежде
всего правовая форма демократии.
Теория
права и государства
Современное развитие теории разделения властей
Все более распространенной в политической науке становится мысль об изменчивости и даже стирании границ между и полномочиями отдельных органов.
Так английские госудаствоведы Э.Уэйд и Дж.Филлипс отмечают, что не всегда легко разграничить законодательство и управление. "Законодательная функция заключается в создании общих норм. Многие парламентские законы, в
особенности законы частного и местного характера, разрешая социальные вопросы, не формулируют общих норм. В этом случае парламент осуществляет управленческую функцию, пользуясь законодательными формами". По мнению
английского юриста А.Дженнингса, в настоящее время совершенно невозможно провести различия между судебными и административными функциями по особенностям природы и сущности функций, осуществляемых ныне судами и
административными органами в данном государстве. Точно также невозможно провести четкое различие и между функциями парламента и административных органов.
Новое толкование теории разделения властей дает английский политолог М.Вайл. Он отмечает, что развитие политической мысли и конституционной практики доказало ее непреходящее значение, которую, однако, необходимо
"адаптировать" к сложившимся реалиям политической системы современных государств. При рассмотрении проблем организации и осуществления государственной власти он не ограничивается формально юридическим
объяснением взаимоотношений законодательных, исполнительных и судебных органов, и исследует также взаимодействие конституционных и политических институтов и социальных сил (политических партий, СМИ, "групп давления" и др.). Особое внимание он уделяет проблемам ограничения госвласти и контроля за ее реализацией для предотвращения произвола и злоупотреблений со стороны бюрократии. Решение этих принципиальных проблем он видит в достижении "равновесия" между государством и обществом.
В
настоящее время либеральные
современному состоянию американского общества. Это связано с увеличением объема государственной работы, с распределением между властями множества новых полномочий, с усилением роли президента.
Следует отметить, что концепция разделения властей мыслилась ее творцам как некая универсальная основа, опираясь на которую можно конструировать рациональную модель государственного устройства, пригодную практически для любой страны. Реальная жизнь, однако, быстро внесла в эту парадигму серьезные изменения. Выяснилось, что наряду с некими общими положениями в каждой стране наряду с общими положениями в каждой стране в процессе
государственного строительства формируется особая, присущая только ей модель государственного механизма. Несмотря на это в развитии концепции разделения властей можно выделить некоторые общие тенденции.
Во-первых, концепция разделения властей, зародившись как идейно-политическое отрицание абсолютной монархии и тоталитарной централизации, привела к установлению конституционной монархии и учреждению новой формы правления - республиканской.
Во-вторых, переход к республиканской форме правления сопровождался утверждением помимо унитарного также и федеративного устройства. Применительно к федерациям концепция разделения властей начинает обогащаться
чрезвычайно важным и приобретающим все большее значение аспектом: определением отношения между федерацией и ее составными частями. В эпицентре оказывается вопрос о принадлежности государственного суверенитета в федерации: является ли его носителем федерация в целом или каждая составляющая ее часть в отдельности?
Исторически этот вопрос был решен в пользу федерации. Однако в конце 20-го столетия проблема принадлежности суверенитета в федеративных государствах стала весьма актуальной и послужила причиной многих вооруженных
конфликтов (Грузия, Россия, Югославия), которые неразрешены и по сей день. Даже в США, стране имеющей устойчивую политическую систему и более чем двухсотлетний опыт федеративного устройства, в 1995 году была создана организация "Республика Техас", выступавшая за отделение этого штата от федерации.
В-третьих, вплоть до середины 19-го века суверенные государства рассматривались как единственные и равноправные субъекты международного права. Но в дальнейшем начали возникать все нарастающим темпом (особенно в послевоенные годы) всевозможные международные организации, которые стали выполнять особую и самостоятельную роль в процессе межгосударственных отношений. Особенно важными среди них являются во главе с ООН так называемые межправительственные организации, которых к настоящему моменту насчитывается свыше 300. На таком фоне в политико-правовой лексикон вошли такие понятия как "мировое правительство", "надгосударственная власть" и т.д.