Разделение властей в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Цель:
обобщить историю принципа разделения, рассмотреть его на современном этапе развития и проанализировать, какие недостатки существуют при его реализации на данный момент в Российской Федерации, установить, почему он не всегда реализуется, и что является причиной его нереализации.
Задачи:
1) Проанализировать принцип разделения властей для выявления в нём недостатков;
2) Рассмотреть положение президента РФ и объём его власти в современном Российском государстве.
3) Рассмотреть положение судебной ветви власти в современном Российском государстве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ РАЗДЕНЕНИЯ ВЛАСТЕЙ……………………………………………………..…… 5
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИ ВЛАСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..................………………..… 11
2.1. Президент………………………………………….………... 11
2.2. Законодательная ветвь власти……………………………... 14
2.3. Исполнительная ветвь власти………………………………. 17
2.4. Судебная ветвь власть……..………………………………. 20
2.5. Уполномоченные по правам человека (омбудсмены)………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….. 28

Работа содержит 1 файл

Теория государства и права курсовик ч 2.docx

— 57.09 Кб (Скачать)

Анализ полномочий Президента РФ и Правительства РФ дает все  основания считать фактическим  главой исполнительной власти Российской Федерации именно Президента РФ, а  не Председателя Правительства или  Правительство РФ в целом. В Федеральном Конституционном Законе "О Правительстве Российской Федерации" поэтому говорится, что Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в России (ч. 3 ст. 1). Но следует учитывать, что Правительство РФ функционирует, имея над собой Президента РФ, указания которого для Правительства обязательны, и надо отметить, что в указах Президента весьма часто встречаются положения, означающие прямое руководящее участие в организации и деятельности Правительства РФ.

Правительство РФ в пределах своей компетенции организует исполнение принимаемых Федеральным Собранием законов, указов и распоряжений Президента РФ и международных договоров, осуществляет регулярный контроль за исполнением всех этих актов органами исполнительной власти.

Согласно ч. 2 ст. Конституции РФ Правительство РФ состоит из Председателя, заместителей Председателя и федеральных министров. Количество членов Правительства РФ определяется Президентом РФ.

Формирование Правительства  РФ начинается с назначения его Председателя. Председатель - ведущая фигура в  Правительстве РФ, он определяет основные направления деятельности Правительства  и организует его работу. Председатель Правительства временно исполняет  обязанности Президента РФ во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии их исполнять (ч. 3 ст. 92 КРФ).

Председатель Правительства  РФ назначается Президентом РФ с  согласия Государственной Думы. Никто, кроме Президента, не вправе выдвигать  кандидатуру Председателя Правительства  или вносить в Думу альтернативную кандидатуру. Дума может дать согласие на назначение либо отказать в согласии, но она не может обсуждать другие кандидатуры. Тем самым достигаются  две важные цели: представительный орган участвует в назначении главы Правительства, но не является решающим источником предоставления ему  власти, что неизбежно породило бы зависимость и контроль.

Президента РФ вправе освобождать  Председателя Правительства от должности, не обращаясь за согласием на это  в Государственную Думу, но немедленно уведомляя об этом обе палаты.

Согласно Конституции РФ Дума может выразить недоверие Правительству, что, однако, не влечет автоматически его отставки: Президент РФ вправе сам решать вопрос, отправить ли Правительство в отставку или не согласиться с решением Государственной Думы.

Но Государственная Дума вправе повторно в течение трех месяцев  выразить недоверие Правительству  РФ (если срок в три месяца превышен, то выражение недоверия не может  быть признано "повторным"). И тогда  Президент РФ обязан выбрать одно из двух: объявить об отставке Правительства  РФ либо распустить Государственную  Думу.

Председатель Правительства  РФ по собственной инициативе может  поставить перед Государственной  Думой вопрос о доверии Правительству. Если же Дума в ответ на инициативу Председателя выразит недоверие  Правительству, то реакция Президента РФ может быть следующей: в течение  семи дней принять решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

На федеральном уровне действуют также федеральные  органы исполнительной власти специальной  компетенции - федеральные министерства, федеральные службы, федеральные  агентства. Правительство РФ руководит  работой федеральных органов  исполнительной власти (за исключением  органов, подведомственных Президенту). Структура федеральных органов  исполнительной власти утверждается указом Президента РФ.

Система органов исполнительной власти субъекта РФ устанавливается  субъектом РФ самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ "Об общих  принципах организации законодательных (представительных) органов государственной  власти субъектов РФ". В соответствии с этим ФЗ система органов исполнительной власти субъекта РФ возглавляется высшим исполнительным органом, который, в  свою очередь, формирует и возглавляет  высшее должностное лицо (или руководитель высшего исполнительного органа) субъекта РФ. Высший исполнительный орган  субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, осуществляет полномочия, установленные законодательством, а также формирует другие органы исполнительной власти.

 

2.4. Судебная ветвь  власть

«Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства. Судебная система 
Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.» гласит Конституция РФ.

Суды - независимое звено  государственной власти, которое  своими специфическими средствами и  специальным аппаратом защищает права и свободы людей, утверждает законность и справедливость. Правильное понимание соотношения функций права и судов весьма точно выражено принципом, "право там, где средства его защиты".

Место судебной власти в  системе органов государственной  власти Российской Федерации в решающей степени определяется положением о  разделении властей, закрепленным в  ст. 10 и 11 Конституции РФ. Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

Судебная власть принадлежит  не только высшим судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам  Российской Федерации. Они стоят  в одном ряду с Президентом  РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную  власть в РФ (ч. 1 ст.  Конституции РФ).

Судебная власть полностью  самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти.

Принцип разделения властей  важен также для того, чтобы  взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться  в прерогативы исполнительной власти.

Положение судебной власти в системе разделения властей  начинает выглядеть внешне двусмысленным, когда встает вопрос об организации  этой власти в субъектах РФ. Казалось бы, поскольку из смысла ст. 10 и 11 КРФ  вытекает распространение принципа разделения властей также на субъекты РФ, последние вправе самостоятельно образовывать собственные органы судебной власти, наряду с органами законодательной и исполнительной власти. С другой стороны, природа судебной власти, в отличие от двух других, такова, что она может функционировать только при существовании своеобразной вертикали судебных органов снизу доверху. И Конституция РФ отдает предпочтение как раз такому подходу. Данная проблема присуща многим федеративным государствам.

В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих  судов:

1) Конституционная юстиция.  Она включает Конституционный  Суд РФ, действующий на основании  Федерального конституционного  закона "О Конституционном Суде  Российской Федерации" от 21 июля 1994 г., а также конституционные  и уставные суды в субъектах  РФ, которые, однако, не составляют  единой системы с федеральным  Конституционным Судом. Согласно действующему законодательству Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Конституционный Суд располагает  широкими полномочиями. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого  действия Конституции Российской 
Федерации на всей территории Российской Федерации;

2) Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд  РФ, верховные суды республик,  краевые и областные суды, суды  автономной области и автономных  округов, городские суды Москвы  и Санкт-Петербурга, районные суды, мировые суды, а также военные  суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях  и т. д.). Эти суды действуют  на основе Закона РСФСР "О  судоустройстве РСФСР" (в редакции  ФЗ от 20.08.2004г.) в части, не противоречащей  ФКЗ "О судебной системе  Российской Федерации". Они осуществляют  правосудие по уголовным, гражданским  делам и делам, возникающим из административных правонарушений. Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются ФЗ и законом субъекта РФ;

3) Арбитражные суды. В  эту систему входят Высший  Арбитражный Суд РФ, федеральные  арбитражные суды округов, арбитражные  суды республик и других субъектов  РФ. Арбитражные суды действуют  на основе Федерального конституционного  закона "Об арбитражных судах  в Российской Федерации" от 28 апреля 1995 г., с изменениями на 24.03.2004 Они осуществляют правосудие  путем разрешения экономических  споров и рассмотрения ряда  иных дел.

Закон допускает создание специализированных федеральных судов  по рассмотрению гражданских и административных дел (имеются в виду трудовые, налоговые  и др.), но только путем внесения изменений  и дополнений в данный закон.

Возможность полного и  независимого осуществления правосудия в соответствии с Федеральным Законом самым непосредственным образом связана с порядком финансирования судов.

Судейская неприкосновенность является не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а  средством защиты публичных интересов, и прежде всего интересов правосудия.

Важнейшим конституционным  принципом организации судебной власти является независимость, судей. Статья 120 Конституции РФ гласит: "Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону". Одновременно это главное условие самостоятельности и эффективности судебной власти,  ее способности защищать права и свободы людей.

 

 

2.5. Уполномоченные  по правам человека (омбудсмены).

Должность Уполномоченного  по правам человека учреждена в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным  конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в РФ" в целях  обеспечения гарантий государственной  защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и  должностными лицами. Уполномоченный содействует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию прав, совершенствованию  законодательства о правах человека и приведению его в соответствие с международными стандартами, развитию международного сотрудничества и правовому  просвещению по  вопросам прав и свобод человека.

Деятельность Уполномоченного  дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечёт пересмотра компетенции  других государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление прав и свобод. Уполномоченный рассматривает жалобы граждан РФ, а также иностранных  граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, на решения, действия, бездействие государственных  органов (за исключением законодательных  органов), органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных  служащих, если ранее заявитель обжаловал  их в административном или судебном порядке, но не согласен с решениями, принятым по жалобе, а также самостоятельно принимает меры по защите прав лиц, не способных самостоятельно защищать свои права, а также в случаях  массовых или грубых нарушений прав и свобод граждан. Уполномоченный может  проводить совместно или с  другими должностными лицами проверки, направляет обращения в суд, в  прокуратуру, в другие компетентные органы, направляет заключения, предложения  и рекомендации, опубликовывает ежегодные  доклады.  Он вправе беспрепятственно посещать государственные органы и различные негосударственные организации, запрашивать информацию и материалы.

Уполномоченный назначается  Государственной Думой. "Назначение омбудсмена парламентом - общее правило (хотя оно и знает некоторые  исключения) в мировой практике". Однако Уполномоченный по правам человека в РФ при осуществлении своих  полномочий независим и никому не подотчётен. Уполномоченный и его  рабочий аппарат являются государственным  органом. Уполномоченный не является должностным  лицом Федерального Собрания, а его  рабочий аппарат - его структурным  подразделением. Уполномоченный имеет  большую степень независимости, чем Счётная палата РФ. В субъектах  РФ в соответствии с их законодательством  также может учреждаться должность  Уполномоченного по правам человека.

Информация о работе Разделение властей в Российской Федерации