Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:55, курсовая работа
Цель:
обобщить историю принципа разделения, рассмотреть его на современном этапе развития и проанализировать, какие недостатки существуют при его реализации на данный момент в Российской Федерации, установить, почему он не всегда реализуется, и что является причиной его нереализации.
Задачи:
1) Проанализировать принцип разделения властей для выявления в нём недостатков;
2) Рассмотреть положение президента РФ и объём его власти в современном Российском государстве.
3) Рассмотреть положение судебной ветви власти в современном Российском государстве.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ РАЗДЕНЕНИЯ ВЛАСТЕЙ……………………………………………………..…… 5
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИ ВЛАСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..................………………..… 11
2.1. Президент………………………………………….………... 11
2.2. Законодательная ветвь власти……………………………... 14
2.3. Исполнительная ветвь власти………………………………. 17
2.4. Судебная ветвь власть……..………………………………. 20
2.5. Уполномоченные по правам человека (омбудсмены)………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….. 28
МЕЖДЕНОРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Курсовая работа
на тему:
“Разделение властей в Российской Федерации”
Выполнен
студентом 1 курса
юридического факультета
заочного отделения
филиала МИЭП в г. Мурманске
Колесниковым В.Н.
Мурманск, 2011 г.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
ТЕОРИИ РАЗДЕНЕНИЯ ВЛАСТЕЙ……………………………………………………..…
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИ ВЛАСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..................………
2.1. Президент………………………………………….……….
2.2. Законодательная ветвь власти……………………………... 14
2.3. Исполнительная ветвь власти………………………………. 17
2.4. Судебная ветвь власть……..………………………………. 20
2.5. Уполномоченные по правам человека (омбудсмены)………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….. 28
Основной мировой тенденцией
конца XX века является приоритет модели
правового государства и
Федерация в настоящее время переживает
период экономических и социально- политических
реформ, основной целью которых выступает
создание условий для максимальной реализации
личности в обществе и государстве. Поскольку,
основным ориентиром для этого служат
современные представления о демократии
и основных принципах ее воплощения, особую
важность приобретает изучение основных
принципов, делающих такую демократию
возможной на практике. В современном
мире идет тенденция к тому, чтобы государства
мира строили общества как можно более
демократичнее. Ну, а демократического
общества без «принципа разделения властей»
не бывает.
Принцип разделения властей
является одним из основных принципов
организации государственной
Принцип разделения властей
означает, что законодательную
Цель и задачи курсовой работы во многом определялись потребностями современного развития российской государственности:
Цель:
обобщить историю принципа разделения, рассмотреть его на современном этапе развития и проанализировать, какие недостатки существуют при его реализации на данный момент в Российской Федерации, установить, почему он не всегда реализуется, и что является причиной его нереализации.
Задачи:
1) Проанализировать принцип
разделения властей для
2) Рассмотреть положение президента РФ и объём его власти в современном Российском государстве.
3) Рассмотреть положение судебной ветви власти в современном Российском государстве.
Методы исследования:
1) Исследование нормативно-
2) Подбор и исследование специальной литературы;
3) Обобщение полученных данных и их систематизация.
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ.
Разделение властей - это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического государства.
Идея разделения властей,
выдвинутая еще античными мыслителями
(Аристотель), была развита в эпоху буржуазных
революций (в частности, французским правителем
Монтескье) в противовес абсолютизму и
феодальному произволу. Зачатки доктрины
разделения властей усматриваются уже
в трудах выдающихся мыслителей Древней
Эллады и Древнего Рима. Среди них можно
выделить Аристотеля (384-322 г. до н.э.), Эникура
(341- 270 г. до. н.э.), Полибия (201- 120 г. до н.э.).
Однако авторство принадлежит, бесспорно,
двум мыслителям, ставшим в определенной
степени провозвестниками революционных
перемен в своих странах: англичанину
Джону Локку (1632-1704г.) и французу Шарлю
Монтескье (1689-1755г.). Аристотель был,
конечно, еще весьма далек от принципа
разделения властей в том виде, как мы
его знаем сегодня.
Принцип разделения властей
впервые сформулирован
Французский просветитель Ш.Л.Монтескье в трактате "О духе законов" предложил традиционную модель разделения властей: власть принадлежит народу, законодательная власть осуществляется собранием представителей и выражает интересы народа, исполнительная власть (опять же во главе с монархом) ограничена по своей природе, она осуществляет законы, судебная власть "карает преступления и разрешает столкновения частных лиц". И, что не менее важно, в его интерпретации концепция разделения властей получила свое отражение и закрепление в конституционных актах, многие из которых сохраняют свое действие и по сегодняшний день.
В России идея разделения властей как принципа либерализма впервые в наиболее чёткой форме была выражена М.М. Сперанским (1772–1839г.) в «Проектах и записках». В своих проектах государственных преобразований Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая управляла бы на «непременном законе». Законность форм осуществления власти Сперанский прежде всего связывал с необходимостью разделения властей. «Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно, один раз в год, начиная свою работу 19 сентября. Глава исполнительной власти — монарх участвует в деятельности Думы, но «никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважаются в Думе». Мнение Думы свободно, и поэтому монарх не может «ни уничтожить законов, ни обезобразить их», так как в своих действиях исполнительная власть подконтрольна представительному органу. Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающийся высшим судебным органом — Сенатом. Три власти управляют государством подобно тому, как человек своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению. Порядок в устроенном таким образом государстве охраняется законом.
Рассмотренные выше проекты механизма разделения властей Д. Локка и М.М. Сперанского подразумевали наличие монархии. Проект П.И. Пестеля (1793–1826гг.) — «Русская Правда» — в качестве формы государственного правления предусматривал республику — наиболее распространенную в настоящее время, и потому чрезвычайно интересен. Законодательная власть по проекту Пестеля, сосредоточена в Народном вече — «однопалатном органе, который избирается сроком на пять лет, с ежегодным переизбранием одной пятой его части, при этом «тот же самый может быть опять избран». «Никто не может распустить Народное вече. Оно представляет волю в государстве, душу народа». Исполнительная власть — державная Дума — состоит из пяти человек, избираемых сроком на пять лет. «Ежегодно из Думы выходит один и заменяется другим выбором… Все министры и вообще все правительствующие места состоят под ведомством и начальством державной Думы». Блюстительная власть — Верховный собор состоит из 120 человек, которые назначаются на всю жизнь и не участвуют ни в законодательной, ни в исполнительной власти. Кандидатов назначают губернии, а Народное вече замещает ими «выбылые места». Каждый закон направляется на утверждение в Верховный собор, который не входит в его рассмотрение по существу, но тщательно проверяет соблюдение всех необходимых формальностей, и только после утверждения Верховным собором законопроект получает юридическую силу.
Проект Конституции Муравьёва
предусматривал конституционную монархию,
федеративное устройство, разделение
властей на законодательную, исполнительную
и судебную, двухпалатный парламент.
Император Александр II провёл судебную,
городскую и земскую реформы,
фактически были созданы единая судебная
система и местное
В Советском государстве принцип разделения властей, как и многие другие правовые принципы, отрицался как неприемлемый и "буржуазный". Формально, по Конституции, вся власть принадлежала народу и осуществлялась им через Советы народных депутатов, которые составляли политическую основу СССР. Все другие государственные органы были подконтрольны и подотчётны Советам. Кроме того, почти все государственные органы формировались Советами. Никакого разделения властей, только полновластие Советов.
Вновь о разделении властей
вспомнили в период конституционных
реформ. В 1988 году в Конституцию СССР
были внесены изменения, создана
двухступенчатая система высших
представительных органов (Советов) - народные
депутаты избирались гражданами, а
Верховный Совет формировался Съездом
народных депутатов. Кроме того, поправки
предусматривали возможность
25 апреля 1992 г. был проведён
всероссийский референдум по
четырём вопросам, народ поддержал
Президента и проводимые им
экономические реформы, однако
конституционное большинство,
Информация о работе Разделение властей в Российской Федерации