Разделение властей в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Цель:
обобщить историю принципа разделения, рассмотреть его на современном этапе развития и проанализировать, какие недостатки существуют при его реализации на данный момент в Российской Федерации, установить, почему он не всегда реализуется, и что является причиной его нереализации.
Задачи:
1) Проанализировать принцип разделения властей для выявления в нём недостатков;
2) Рассмотреть положение президента РФ и объём его власти в современном Российском государстве.
3) Рассмотреть положение судебной ветви власти в современном Российском государстве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ РАЗДЕНЕНИЯ ВЛАСТЕЙ……………………………………………………..…… 5
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИ ВЛАСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..................………………..… 11
2.1. Президент………………………………………….………... 11
2.2. Законодательная ветвь власти……………………………... 14
2.3. Исполнительная ветвь власти………………………………. 17
2.4. Судебная ветвь власть……..………………………………. 20
2.5. Уполномоченные по правам человека (омбудсмены)………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….. 28

Работа содержит 1 файл

Теория государства и права курсовик ч 2.docx

— 57.09 Кб (Скачать)

 

 

 

 

           МЕЖДЕНОРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

 

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

 

Курсовая работа

 

на тему:

 

              

 

                    “Разделение властей в Российской Федерации”

 

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнен

студентом 1 курса

юридического  факультета

заочного отделения

филиала МИЭП в  г. Мурманске

Колесниковым  В.Н.

 

 

 

 

Мурманск, 2011 г.

                                                   ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ РАЗДЕНЕНИЯ     ВЛАСТЕЙ……………………………………………………..…… 5

ГЛАВА  2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИ ВЛАСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ    ФЕДЕРАЦИИ..................………………..… 11

2.1. Президент………………………………………….………... 11

2.2. Законодательная ветвь власти……………………………... 14

2.3. Исполнительная ветвь власти………………………………. 17

2.4. Судебная ветвь власть……..………………………………. 20

2.5. Уполномоченные по правам человека (омбудсмены)………24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……26

 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И  ЛИТЕРАТУРЫ….. 28

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   ВВЕДЕНИЕ

 

Основной мировой тенденцией конца XX века является приоритет модели правового государства и торжество  теории естественного права. Российская 
Федерация в настоящее время переживает период экономических и социально- политических реформ, основной целью которых выступает создание условий для максимальной реализации личности в обществе и государстве. Поскольку, основным ориентиром для этого служат современные представления о демократии и основных принципах ее воплощения, особую важность приобретает изучение основных принципов, делающих такую демократию возможной на практике. В современном мире идет тенденция к тому, чтобы государства мира строили общества как можно более демократичнее. Ну, а демократического общества без «принципа разделения властей» не бывает.

Принцип разделения властей  является одним из основных принципов  организации государственной власти и одним из основополагающих принципов  организации и функционирования демократического, конституционного, правового государства.

Принцип разделения властей  означает, что законодательную деятельность должен осуществлять представительный (законодательный) орган, исполнительно-распорядительную деятельность (государственное управление, государственное регулирование) - органы исполнительной власти, правосудие - суды, при этом "ветви власти" самостоятельны, организационно и функционально  независимы друг от друга, что не исключает  их взаимодействие и взаимный контроль. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное  управление, правосудие, государственный  контроль. Политическое обоснование  принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать государственно-властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти или должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Три независимые "ветви власти" - законодательная, исполнительная и судебная - могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, не допуская нарушения законов, это так называемая "система сдержек и противовесов".

Цель и задачи курсовой работы во многом определялись потребностями  современного развития российской государственности:

Цель:

обобщить историю принципа разделения, рассмотреть его на современном  этапе развития и проанализировать, какие недостатки существуют при  его реализации на данный момент в  Российской Федерации, установить, почему он не всегда реализуется, и что является причиной его нереализации.

Задачи:

1) Проанализировать принцип  разделения властей для выявления  в нём недостатков;

2) Рассмотреть положение президента РФ и объём его власти в современном Российском государстве.

3) Рассмотреть положение судебной ветви власти в современном Российском государстве.

Методы исследования:

1)  Исследование нормативно-правовой  литературы;

2)  Подбор и исследование  специальной литературы;

3)  Обобщение полученных  данных и их систематизация.  

 

 

 

 

           1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ.

 

Разделение властей - это  политико-правовая доктрина и конституционный  принцип, лежащий в основе организации  власти демократического государства.

Идея разделения властей, выдвинутая еще античными мыслителями 
(Аристотель), была развита в эпоху буржуазных революций (в частности, французским правителем Монтескье) в противовес абсолютизму и феодальному произволу. Зачатки доктрины разделения властей усматриваются уже в трудах выдающихся мыслителей Древней Эллады и Древнего Рима. Среди них можно выделить Аристотеля (384-322 г. до н.э.), Эникура (341- 270 г. до. н.э.), Полибия (201- 120 г. до н.э.). Однако авторство принадлежит, бесспорно, двум мыслителям, ставшим в определенной степени провозвестниками революционных перемен в своих странах: англичанину Джону Локку (1632-1704г.) и французу Шарлю Монтескье (1689-1755г.). Аристотель был, конечно, еще весьма далек от принципа разделения властей в том виде, как мы его знаем сегодня.

Принцип разделения властей  впервые сформулирован английским просветителем XVII века Дж. Локком. Будучи противником тирании, сторонником "теории общественного договора", компромисса, обосновывая сложившийся в Англии после "славной революции" государственный  строй, он в сочинении "Два трактата о государственном управлении" предложил разделение властей по трём сферам на законодательную (в лице Парламента), исполнительную (во главе  с монархом) и федеративную (осуществляющую внешнеполитические функции, причём её отделение от исполнительной непринципиально), к исполнительной власти были отнесены и суды. «Абсолютная деспотическая власть или управление без установленных постоянных законов не могут ни в коей мере соответствовать целям общества и правительства»,- констатирует Дж. Локк. Отсюда и следует главный вывод, составивший сердцевину концепции разделения властей: власть по принятию законов и власть по их исполнению должны быть разделены».

 Французский просветитель Ш.Л.Монтескье в трактате "О духе законов" предложил традиционную модель разделения властей: власть принадлежит народу, законодательная власть осуществляется собранием представителей и выражает интересы народа, исполнительная власть (опять же во главе с монархом) ограничена по своей природе, она осуществляет законы, судебная власть "карает преступления и разрешает столкновения частных лиц". И, что не менее важно, в его интерпретации концепция разделения властей получила свое отражение и закрепление в конституционных актах, многие из которых сохраняют свое действие и по сегодняшний день.

В России идея разделения властей  как принципа  либерализма  впервые  в наиболее  чёткой  форме  была  выражена  М.М.  Сперанским  (1772–1839г.) в «Проектах и  записках».  В  своих  проектах  государственных  преобразований Сперанский мечтал  о  конституционной  монархии,  которая  управляла  бы  на «непременном  законе».  Законность  форм  осуществления  власти   Сперанский прежде всего связывал с необходимостью разделения властей.  «Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и  принимает законы, для чего собирается сессионно, один раз в год, начиная  свою  работу 19 сентября. Глава исполнительной власти — монарх участвует  в  деятельности Думы, но «никакой новый  закон  не  может  быть  издан  без  уважения  Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважаются в Думе».  Мнение Думы свободно,  и  поэтому  монарх  не  может  «ни  уничтожить  законов,  ни обезобразить  их»,  так  как  в  своих   действиях   исполнительная   власть подконтрольна  представительному   органу.   Судебная   власть   реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающийся высшим  судебным органом — Сенатом. Три  власти  управляют  государством  подобно  тому,  как человек своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению. Порядок в устроенном таким  образом  государстве  охраняется  законом.

Рассмотренные   выше   проекты механизма  разделения  властей  Д. Локка  и  М.М. Сперанского  подразумевали наличие монархии. Проект П.И. Пестеля (1793–1826гг.) — «Русская Правда» —  в качестве      формы      государственного      правления      предусматривал республику — наиболее  распространенную  в   настоящее   время,   и   потому чрезвычайно  интересен.   Законодательная   власть   по   проекту   Пестеля, сосредоточена в Народном вече —  «однопалатном  органе,  который  избирается сроком на пять лет, с ежегодным переизбранием одной  пятой  его  части,  при этом «тот же самый может быть опять избран». «Никто не  может  распустить Народное  вече.  Оно  представляет  волю  в  государстве,  душу  народа». Исполнительная  власть  —  державная  Дума  —  состоит  из   пяти   человек, избираемых сроком на пять лет. «Ежегодно из Думы выходит один  и  заменяется другим выбором… Все министры и вообще все  правительствующие  места  состоят под ведомством и начальством  державной  Думы». Блюстительная  власть  — Верховный собор состоит из 120 человек, которые назначаются на всю  жизнь  и не участвуют ни в законодательной, ни в  исполнительной  власти.  Кандидатов назначают губернии, а Народное вече замещает  ими  «выбылые  места».  Каждый закон направляется на утверждение в Верховный собор,  который  не  входит  в его  рассмотрение  по  существу,  но  тщательно  проверяет  соблюдение  всех необходимых формальностей, и  только  после  утверждения  Верховным  собором законопроект  получает  юридическую  силу.

Проект Конституции Муравьёва  предусматривал конституционную монархию, федеративное устройство, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, двухпалатный парламент. Император Александр II провёл судебную, городскую и земскую реформы, фактически были созданы единая судебная система и местное самоуправление. Кроме того, конституционный проект М.Т.Лорис-Меликова предполагал учреждение представительного законосовещательного органа. В 1905-1906 годах, после учреждения Государственной Думы и установления конституционной, дуалистической монархии принцип разделения властей получил определённое закрепление. Согласно Манифесту от 17 октября 1905 года и Основным государственным законам 1906 года верховная власть принадлежала императору, но она уже не была неограниченной. Законодательная власть принадлежала императору в единении с Государственной Думой и Государственным Советом, "власть управления" (исполнительная власть) - императору, судебная власть - судам, установленным законом (осуществлялась ими от имени императора). Совет министров из совещательного органа при императоре преобразован в самостоятельное правительство. Конституционная монархия просуществовала немногим более 10 лет, и в 1917 году, после отречения Императора Николая II от престола, имело место не разделение властей, а двоевластие Временного правительства и Советов рабочих и солдатских депутатов.

В Советском государстве  принцип разделения властей, как  и многие другие правовые принципы, отрицался как неприемлемый и "буржуазный". Формально, по Конституции, вся власть принадлежала народу и осуществлялась им через Советы народных депутатов, которые составляли политическую основу СССР. Все другие государственные  органы были подконтрольны и подотчётны Советам. Кроме того, почти все  государственные органы формировались  Советами. Никакого разделения властей, только полновластие Советов.

Вновь о разделении властей  вспомнили в период конституционных  реформ. В 1988 году в Конституцию СССР были внесены изменения, создана  двухступенчатая система высших представительных органов (Советов) - народные депутаты избирались гражданами, а  Верховный Совет формировался Съездом  народных депутатов. Кроме того, поправки предусматривали возможность выдвижения независимых кандидатов в депутаты. Первые альтернативные выборы народных депутатов СССР в 1990 году стали большим событием в политической жизни страны. Год спустя аналогичные изменения были внесены и в Конституцию РСФСР, а в 1990 году состоялись альтернативные выборы в Советы всех уровней. В том же 1990 году введён пост Президента СССР, учреждены Совет Федерации и Комитет конституционного надзора СССР. Президент СССР рассматривался как глава государства. Конституция РСФСР рассматривала Президента не как главу государства, а как высшее должностное лицо и главу исполнительной власти. Он имел право отлагательного вето на принимаемые Верховным Советом законы (в отношении актов Съезда у него такого права не было). Исполкомы Советов  были преобразованы в самостоятельные исполнительные органы - Администрации. Как самостоятельная "ветвь власти" оформляется судебная власть, помимо судов общей юрисдикции создан Конституционный Суд РФ, создана система арбитражных судов. Районные и городские Советы и администрации обновлённым законодательством определяются не как органы государственной власти, а как органы местного самоуправления. В 1992 году, после распада СССР, принцип разделения властей, провозглашенный в Декларации о государственном суверенитете РСФСР 1990 года, был закреплён в Конституции Российской Федерации - России. Однако увеличение числа конституционных поправок приводило к многочисленным противоречиям (достаточно отметить, что в статью 3 Конституции был введён принцип разделения властей, а из статьи 2 не был исключён принцип полновластия Советов). В такой противоречивой системе был заложен конституционный кризис, и разрешить противоречия можно было только путём принятия новой Конституции.

25 апреля 1992 г. был проведён  всероссийский референдум по  четырём вопросам, народ поддержал  Президента и проводимые им  экономические реформы, однако  конституционное большинство, необходимое  для роспуска Парламента, достигнуто  не было (несмотря на то, что  более двух третей проголосовавших избирателей проголосовали за досрочные выборы депутатов). После референдума Президент опубликовал свой проект КРФ, а в июне созвал Конституционное Совещание, которое на основе президентского проекта разработало проект новой Конституции со смешанной, полупрезидентской формой правления, широкими полномочиями Президента и двухпалатным Парламентом.  

Информация о работе Разделение властей в Российской Федерации