Пути преодоления правового нигилизма в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Проблема правового нигилизма и правового идеализма в учебной литературе по теории государства и права до сих пор не рассматривалась. В научном плане она также в должной мере пока не исследована

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………..3
1. Развитие правовой мысли о сущности правового нигилизма…………...............5
1.1. Преодоление правового нигилизма ………………………………………..7
2. Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление ……………...10
2.1. Сущность правового нигилизма ………………………………………….10
2.2. Формы правового нигилизма ……………………………………………..12
Заключение ………………………………………………………………………………21
Глоссарий ………………………………………………………………………………..23
Библиографический список …………………………………………………………….24
Приложение ……………………………………………………………………..………25

Работа содержит 1 файл

Теория государства и права Абылкасымова.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

     Основные данные о работе

Версия  шаблона 2.1
Филиал КФ СГА
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Теория государства  и права
Тема Пути преодоления  правового нигилизма в современном  обществе
Фамилия студента Абылкасымова
Имя студента Айгуль
Отчество студента Маматжановна
№ контракта 05600090102031

 

     Содержание

 

Введение  …………………………………………………………………………………..3

  1. Развитие правовой мысли о сущности правового нигилизма…………...............5
    1. Преодоление правового нигилизма ………………………………………..7
  2. Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление ……………...10
    1. Сущность правового нигилизма ………………………………………….10
    2. Формы правового нигилизма ……………………………………………..12

Заключение ………………………………………………………………………………21

Глоссарий ………………………………………………………………………………..23

Библиографический список …………………………………………………………….24

Приложение  ……………………………………………………………………..………25

     Введение

    Проблема  правового нигилизма и правового  идеализма в учебной литературе по теории государства и права  до сих пор не рассматривалась. В  научном плане она также в  должной мере пока не исследована. Между тем потребность в ее изучении давно назрела, так как названные социально-юридические феномены широко распространились в практической жизни, сознании людей, политике, культуре, законотворчестве, государственной и общественной деятельности, среди юристов. Студентам необходимо иметь хотя бы общее представление о сути этих аномалий, их деструктивной роли, причинах, формах проявления, путях устранения.

                Современное российское общество характеризуется множеством различных противоречий, среди которых наблюдается и такое, как причудливое переплетение, с одной стороны, тотального правового нигилизма, а с другой - наивного правового идеализма. Как ни странно, оба эти явления, казалось бы, разновекторные и несовместимые, мирно уживаются и образуют вместе общую безрадостную картину юридического бескультурья.

                В первом случае законы откровенно игнорируются, нарушаются, не исполняются, их не ценят, не уважают; во втором, напротив, им придается значение некой чудодейственной силы, способной одним махом разрешить все наболевшие проблемы. Массовое сознание требует принятия все новых и новых законов чуть ли не по каждому вопросу. Указанные крайности - следствие многих причин, без преодоления которых идея правового государства неосуществима.

                Нигилизм как общесоциальное явление. Нигилизм вообще выражает негативное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Это - одна из форм мироощущения и социального поведения. Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России.

                Настоящая курсовая работы состоит из двух основных глав, первая из которых, рассматривает с ретроспективной точки зрения развитие правовой мысли о сущности правового нигилизма, а также преодоление правового нигилизма. Вторая глава посвящена изучению правового нигилизма как общесоциального явления, его сущности и формам.

                Серьезный вклад в изучение проблемы внесли труды современных юристов Алексеева С.С., Ильина И.А., Туманова В.А., а также мыслителей прошлого, таких как Гегель Г.В., Дидро Д., Гоббс Т., Гольбах П.,  Дюркгейм Э., Кьеркегор С., Прудон П., Руссо Ж.Ж. и многих других.

                В этих работах авторами исследован большой теоретический  и практический материал, внесен ряд  конкретных предложений, по попыткам преодоления правового нигилизма.

     Основная  часть

1 РАЗВИТИЕ ПРАВОВОЙ МЫСЛИ О СУЩНОСТИ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА 

                В истории мировой общественной мысли существует не так уж много терминов, которые имели бы такое широкое применение и относились к столь разнообразным явлениям, как термин «нигилизм». Само понятие «нигилизм» зародилось в средние века в Европе и имело первоначальное значение как еретическое учение, а впоследствии применялось как определение обычного инакомыслия. С политико-философской точки зрения нигилизм совпадает с двумя историческими феноменами: секуляризацией и делегитимизацией сакральной власти. Не случайно мыслители нигилистического толка в ответ на отрицание всегда выдвигают свои предложения по созданию новых основ власти. За немногими исключениями, политики-нигилисты являются авторитаристами, ведь такая форма отрицает установленные нормы, пытается создать значимые сами по себе, бесспорные ценности. Термин «нигилизм» (от латинского nihil - ничто, ничего) означает полное отрицание всего общепризнанного, полный скептицизм. Рассуждая абстрактно, нигилизм можно представить как негативное отношение ко всем сторонам общественной жизни. В философском энциклопедическом словаре нигилизм определяется как отрицание общепризнанных ценностей, идеалов, моральных норм, культуры, права и т.д..

                Правовой нигилизм - понятие более узкое, чем сам  нигилизм, и означает сформировавшееся в сознании отдельного человека негативное или пренебрежительное отношение к праву, вплоть до полного неверия, и характеризуется полным отсутствием солидарности с нормами права, и соблюдение данных норм возможно исключительно по принуждению либо под угрозой наказания. Западные философы-гуманисты XVIII в. утверждали, что социально-политическое положение народа напрямую зависит от законодательной базы и действий законодателей. «Мудрое законодательство, связывающее личные интересы с общественным благом, несокрушимо... Законодатель подобен ваятелю: как этот последний из куска дерева может создать статую бога или скамейку, так и законодатель образует по своей воле героев, гениев, добродетельных людей... или извращает нравы народа вконец»1. Гельвецию принадлежит такое выражение: «Законы могут все», а Дидро2 утверждал, что общество происходит из деятельности законодателя, Гольбах3 же полагал, что общественный прогресс - дело рук гуманного законодателя.

                В западной правовой мысли отношению к данному  виду деформации правосознания неоднозначное и крайне противоречивое. Нигилистические установки являются основополагающей составной и, как правило, неотъемлемой частью ультрареволюционных течений, которые отвергают законные и легальные способы установления политической власти. Эти идеи нашли свое яркое отражение в трудах таких известных анархистов, как М. Штирнер4, У. Годвин5, П. Прудон6, рассматривавших нигилистическую составляющую как необходимое явление освобождения личности. Нигилизм - это черта современной европейской культуры, а также историческое движение народов земли. Данное высказывание соответствует взглядам Ф. Ницше7, М. Хайдеггера8, О. Шпенглера9. Нигилизм - это не только духовное течение наряду с такими, как гуманизм, просвещение и т.п., но еще и одна стадия развития общества в истории Западной Европы. С. Кьеркегор10 и Э. Дюркгейм11 утверждали, что нигилизм возникает на индивидуальном уровне и им наделен каждый индивид. «Каждый человек, счастлив он или несчастлив, болен или здоров, благополучен или неблагополучен, несет в себе отчаяние, ибо человек как существо духовное постоянно находится в критическом состоянии, состоянии поиска путей и способов реализации своего «я», и этот подсознательный поиск производен от творческой природы человека, перманентен»12. Несомненно, поиск своего «я» характерен для любого индивида, произведен для его творческой натуры и необходим для его существования. 

    1.1. Преодоление правового  нигилизма 

                В России исторически  сложилось, что за первые десятилетия  существования советского общества не только не был преодолен правовой нигилизм, доставшийся от прошлого, но к нему добавился еще и благопристойный «социалистический» правовой нигилизм. Слово «нигилизм» - это довольно мягкое отражение всех происходящих событий в современной России. Страна превратилась в одно из самых криминогенных, коррумпированных государств мира. Повсеместно получили большое распространение такие преступления, как захват заложников, похищение человека в целях получения выкупа. На сегодняшний день коррупция во всех ветвях российской власти приобрела угрожающие размеры, происходит слияние государственного аппарата с организованной преступностью.

                Дефицит права и  правосознания в нашем государстве  имеет отдаленные корни, которые  уходят в историю российского  государства. Формирование национального сознания в России отмечено наличием правового нигилизма у широких масс населения страны. Это - естественное следствие управленческой практики русского самодержавия, многовекового бесправия крепостничества, лишившего массу людей правосубъектности, разгула во все эпохи репрессивного законодательства, несовершенства правосудия, обусловленных своеобразным укладом жизни общества, экономическими, политическими и другими условиями. Сыграло свою отрицательную роль и отсутствие значимого внимания к праву со стороны Православной церкви (в отличие от католической, роль которой в рецепции римского права весьма значительна).

                Преодоление правового  нигилизма - процесс длительный и  сложный, предполагающий изменение  объективных факторов жизни общества и направленный на создание обновленной социально-правовой среды. В системе мер преодоления правового нигилизма приоритетное значение приобретает юридическая политика государства. Эта политика должна быть подчинена задаче утверждения в общественной жизни качественного правового закона, который бы отражал ценности личности, интересы различных социальных групп, отвечал международно-правовым стандартам, национальным традициям, действовал эффективно. Преодоление правового нигилизма также связано с созданием качественной системы правового обслуживания, в том числе правового информирования населения, которое повышает правовую компетентность граждан. Перспективным путем устранения правового нигилизма может стать всеобщее юридическое образование. Преимущества всеобщего юридического образования заключаются в равномерном распределении периодов обучения в течение жизненного цикла человека и предоставлении ему возможности приобретать необходимые юридические знания, умения, навыки в тот момент, когда у него возникает в них необходимость. Следующим важнейшим путем преодоления правового нигилизма может стать улучшение механизма правового регулирования и правовой защиты. Прежде всего это создание при помощи благоприятной государственной политики, юридических и информационных средств таких условий, когда для гражданина соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Повсеместное внедрение в систему общественной жизни качественного правового закона могло бы укрепить веру общества в то, что не гражданин существует для закона, а закон для него. Гражданин должен быть по отношению к государству лояльным, пока оно выполняет свои правовые обязательства, т.е. придерживается незыблемых демократических завоеваний, таких как права и свободы человека, справедливость и т.п. Как только государство забывает о своем назначении, гражданин освобождается от своей политической обязанности. В данном аспекте над государством имеет место своего рода моральный суд, а гражданин является инстанцией, правомочной определять пределы своей политической обязанности.

                Правовой нигилизм является неотъемлемым элементом общественного  сознания, которое проявляется в  пренебрежительном и недоверчивом отношении к праву, а зачастую в полном отрицании права, законности и всех общепризнанных социальных ценностей. В отличие от Запада, где существует господство либеральных прав и свобод, в России приоритетными являются общественные интересы. Характер правового нигилизма деструктивен, и его разрушительное действие все чаще проявляется в деятельности законодательной и исполнительной власти и судебных органов. При господстве правового нигилизма полностью низвергается принцип верховенства закона и существенно слабеет сила судебного решения.

 

     

     2 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ КАК УСТОЯВШЕЕСЯ ОБЩЕСОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

 

2.1. Сущность правового нигилизма 

                Нигилизм (в переводе с латинского - ничто) выражает отрицательное  отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем, сторонам человеческого бытия. Это  одна из форм мироощущения и социального поведения. Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России.

                Правовой нигилизм - разновидность социального нигилизма  как родового понятия. Сущность его - в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин - в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Указанная крайность - следствие многих причин, без преодоления которых идея правового государства неосуществима. Речь идет о невостребованности права обществом.

                Правовой нигилизм имеет в нашей стране благодатнейшую почву, которая всегда давала и продолжает давать обильные всходы. Причем эта почва постоянно удобряется, так что «неурожайных» лет практически не было.

                В.А. Туманов13 отмечает, что как только страна отказалась от тоталитарных методов правления и попыталась встать на путь правового государства, как только люди получили реальную возможность пользоваться правами и свободами, так сразу же дал о себе знать низкий уровень правовой культуры общества, десятилетия царившие в нем пренебрежение к праву, его недооценка. Юридический нигилизм при востребованном праве оказался куда более заметным, чем при праве невостребованном.

Информация о работе Пути преодоления правового нигилизма в современном обществе