Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:09, курсовая работа
Прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в Российской Федерации рассматривается как одна из самостоятельных форм государственной деятельности, обеспечивающая успешную реализацию задач по укреплению законности и правопорядка в Российской Федерации, осуществление принципов социальной справедливости. Важно отметить, что прокурорский надзор рассматривается как одна из наиболее существенных гарантий по охране прав и законных интересов граждан.
Нормативным источником для деятельности органов прокуратуры до 1992 года являлся во всех союзных республиках общесоюзный закон о прокуратуре СССР, в союзных республиках в силу строгой централизации органов прокуратуры не было своих республиканских законов о прокуратуре. С принятием Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» (1992 г.) Генеральная прокуратура Российской Федерации и подчиненные ей прокуратуры приобрели ряд прерогатив, ранее им не свойственных. Практическая необходимость принятия этого Закона обусловлена и тем, что в условиях катастрофического роста преступности в РФ, в том числе преступности организованной и коррумпированной, а также ухудшающейся её криминогенной характеристики, возрастает роль органов прокуратуры в раскрытии и расследовании каждого совершенного преступления, в обеспечении одного из основополагающих принципов уголовного судопроизводства - неотвратимости наказания за совершенное преступление.
1. Введение
2. Задачи, стоящие перед органами прокуратуры
3. Принципы организации и деятельности прокуратуры
4. Система, структура и организация органов прокуратуры
5. Компетенция деятельности органов прокуратуры
6. Список используемой литературы
В прокуратуре республики в составе РФ, прокуратуре края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, приравненных к ним прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора, возглавляющего прокуратуру (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других работников органов прокуратуры. Коллегии могут быть образованы в прокуратурах автономных округов. Персональный состав коллегий утверждается соответствующими прокурорами.
В прокуратуре республики в составе РФ, прокуратуре края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономного округа, приравненных к ним прокуратурах образуются управления и отделы, начальники и заместители начальников которых назначаются на должность и освобождаются от нее прокурорами, возглавляющими эти прокуратуры, и являются соответственно их старшими помощниками и помощниками. В названных прокуратурах имеются старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, следователи по особо важным делам и старшие следователи, которые назначаются на должность и освобождаются от нее соответствующими прокурорами. Прокуроры республик в составе РФ, городов Москвы и Санкт- Петербурга могут иметь помощников по особым поручениям.
Прокуратуру города и района, приравненные к ним прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры. В прокуратуре имеются первый заместитель, заместители, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие следователи и следователи, а в прокуратурах городов - следователи по особо важным делам, назначаемые на должность и освобождаемые от нее прокурорами соответствующих республик в составе РФ, края, области, автономной области, автономного округа (ст. 15 Закона о прокуратуре).
Как было указано выше, к числу специализированных прокуратур относятся: органы военной прокуратуры, транспортные прокуратуры, прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительно-трудовых учреждениях, природоохранные прокуратуры и прокуратуры воинских частей. Генеральному прокурору РФ предоставлено Законом право создавать специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей и районов (ст. 10). В этих целях Генеральный прокурор использует имеющийся в его распоряжении специальный резерв штатной численности и средств материального и технического обеспечения.
Специализированные
Компетенция деятельности органов прокуратуры и формы прокурорского реагирования на нарушения закона.
В целях устранения, а главное, предупреждения нарушения закона и норм уголовного процесса, охраны прав и законных интересов граждан прокурору в сфере уголовного судопроизводства предоставлены весьма существенные полномочия. Они значительно расширены в связи с принятием Закона «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ». В такой отрасли прокурорского надзора, как надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, полномочия прокуроров носят властно- распорядительный характер. Прокурор может быстро, без проволочек устранить любое нарушение закона.
Полномочия прокурора в этой
стадии процесса
Прежде всего, прокурор выступает как орган надзора за исполнением законов. Обладая властно-распорядительными полномочиями, он вправе отменить или изменить любое решение или акт органов расследования, отстранить лицо, производящее расследование, от дальнейшего производства по делу, передать уголовное дело другому следователю или принять его к своему производству, избрать, изменить или отменить избранную следователем меру пресечения в отношении обвиняемого и т. д.
С другой стороны, являясь
Наконец, прокурор наделен
Все эти разноплановые функции,
Осуществляя надзор за
В компетенцию прокуратуры
Своевременное и правильное
Социальная опасность укрытия преступлений от учета весьма значительна. Это нарушение закона порождает безнаказанность лиц, совершивших преступления. Эти лица совершают впоследствии новые, еще более опасные преступления. Известны факты, когда некоторые опасные преступники совершали по нескольку десятков квартирных краж и других преступлений, и все преступления были укрыты от учета, хотя потерпевшие обращались с заявлениями в органы внутренних дел. Такие случаи имели место в Москве, Краснодаре, Иркутске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и др.
Важным аспектом деятельности прокуратуры является надзор за законностью возбуждения уголовных дел. Только своевременное и правильное возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий могут способствовать быстрому и полному его раскрытию и качественному расследованию преступления. Не менее опасна и другая крайность- это непродуманное , поспешное возбуждение дела, что влечет за собой незаконные и необоснованные аресты и задержания, обыски и выемки, необоснованное предъявление обвинения, а в конечном счете -незаконное и необоснованное осуждение граждан. Эта проблема является наиболее острой и интересной в деятельности прокуратуры, однако рамки этой работы позволяют лишь обозначить наличие таковой и сделать вывод о том, что правильно организованный прокурорский надзор, надзор эффективный и действенный, будет способствовать строгому соблюдению законности в такой ответственной стадии уголовного судопроизводства, как возбуждение уголовных дел.
В компетенцию органов
Наиболее важным
Статья 25 Конституции РФ гарантирует гражданам неприкосновенность жилища: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения». Основания и порядок производства обыска установлены в УПК. Производится обыск по мотивированному постановлению следователя и только с санкции прокурора.
Прокурор обязан проверить не только достаточность оснований на производство обыска, но и установить причины, в силу которых следователь или лицо, производящее дознание, не получило заранее санкцию прокурора на его производство.
Конституция РФ (ст.29) гарантирует гражданам свободу мысли и слова. Цензура запрещается. Эти права граждан охраняются законом. В соответствии со ст.174 УПК наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях производится только с санкции прокурора, либо по определению или постановлению суда.
Одним из важнейших принципов уголовного судопроизводства, за соблюдением которого прокурор осуществляет надзор, является принцип презумпции невиновности. В ст.49 Конституции РФ говорится: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда». Необходимые правовые основы для обеспечения соблюдения этого принципа закладываются в стадии предварительного следствия. Прокуроры, осуществляющие надзор за законностью производства дознания и предварительного следствия, должны добиваться того, чтобы в суд направлялись уголовные дела, расследованные всесторонне, полно и объективно.