Принципы
организации и
деятельности прокуратуры.
Принципы организации
и деятельности прокуратуры РФ - это закрепленные
в Конституции РФ и в других законах основополагающие
требования, которые выражают политическое
и государственное назначение прокуратуры,
определяют задачи и полномочия прокуроров,
а также содержание и характер правовых
средств и методов по осуществлению надзора
за точным и единообразным исполнением
законов в государстве, а также содержат
признаки и качества, определяющие отличие
органов прокуратуры от иных государственных
органов, в том числе и от правоохранительных.
Соблюдение установленных законодателем
принципов позволяет прокуратуре успешно
выполнять стоящие перед ней задачи по
осуществлению надзора за точным и единообразным
исполнением законов в государстве.
К числу принципов прокурорского
надзора относятся положения,
которые основаны на Конституции РФ и
Конституциях республик в составе РФ,
возводят органы прокуратуры в ранг независимого
государственного органа с предоставлением
ему необходимых полномочий для успешного
устранения нарушений закона, от кого
бы таковые ни исходили.
Принципы не следует смешивать
с условиями и порядком выполнения
прокурорами своих функций. Условия и
порядок выполнения прокурорами своих
функций относительно принципов организации
и деятельности прокуратуры всегда носят
подчиненный характер. Закрепленные в
законах принципы организации и деятельности
прокуратуры тесно связаны между собой
и взаимообусловлены. Их нельзя отрывать
друг от друга. Только комплексное их понимание
и проведение в жизнь обеспечат деятельность
прокурора, отвечающую требованиям Конституции
РФ и других законов государства.
Осуществляя надзор в конкретных
отраслях права, прокурор должен
учитывать такие принципы правосудия
как независимость судей и подчинение
их только закону, право подсудимого на
защиту, презумпция невиновности, состязательность,
гласность, устность и непосредственность
процесса, неизменность состава судей
и т.д. Если прокурор не будет соблюдать
эти принципы, он допустит нарушение служебного
долга как блюститель законности, стоящий
на охране прав и законных интересов участников
судебного разбирательства.
Основополагающие принципы организации
и деятельности органов прокуратуры
были выработаны еще В.И.Лениным: надзор
прокурора не только за точным, но и
за единообразным исполнением законов;
единство и централизация органов прокуратуры;
независимость их от местных органов власти.
Эти принципы нашли законодательную регламентацию
в Положении о прокурорском надзоре 1922
г. По мере совершенствования государственной
и политической системы в государстве
эти принципы получили свое дальнейшее
развитие, они обогащались новым содержанием.
Их охрана обеспечивалась рядом гарантий,
в том числе правовых и нравственных. Практика
государственного, хозяйственного, социально-культурного
строительства последних лет выработала
ряд новых принципов, являющихся в настоящее
время основополагающими. В концентрированной
форме принципы организации и деятельности
советской прокуратуры нашли отражение
в Законе «О прокуратуре РФ», принятом
17 января 1992 г. В сопоставлении с Законом
«О прокуратуре СССР» (1979 г.) перечень этих
принципов несколько расширен, что отражает
особенности политического и государственного
строительства в современных условиях.
Органы прокуратуры:
- составляют единую
и централизованную систему - прокуратуру
РФ, возглавляемую Генеральным прокурором
РФ, с подчинением нижестоящихпрокуроров
вышестоящим;
- они действуют
на основе законности, в соответствии
с Конституцией РФ, Конституциями республик
в ее составе, иными законами и подзаконными
актами;
- осуществляют
надзор за точным и единообразным исполнением
законов, несмотря ни на какие местные
различия и вопреки каким бы то ни было
местным и ведомственным влияниям;
- принимают меры
к выявлению и своевременному устранению
любых нарушений закона, от кого бы эти
нарушения ни исходили, к восстановлению
нарушенных прав и законных интересов
государства, его органов власти и управления
и привлечению виновных к установленной
законом ответственности;
- взаимодействуют
с местными органами самоуправления, другими
государственными органами, общественными
организациями и трудовыми коллективами,
опираются на активную помощь граждан
в деле укрепления законности и правопорядка.
Прокуроры республик в составе
РФ, краев, областей, городов и
районов систематически информируют соответственно
Президента РФ, Федеральное Собрание,
Правительство РФ, правительства республик,
местные органы самоуправления, а также
трудовые коллективы и общественные организации
о состоянии законности и правопорядка
и мерах по их укреплению.
Органы прокуратуры осуществляют
свои полномочия независимо от
каких бы то ни было местных органов и
должностных лиц, подчиняясь только Генеральному
прокурору РФ.
Весьма существенное положение
относительно принципов организации
и деятельности органов прокуратуры содержится
в действующем законе «О прокуратуре
РФ». В Законе подчеркивается, что органы
прокуратуры действуют гласно в той мере,
в какой это не противоречит требованиям
закона об охране прав и свобод граждан,
а равно государственной и иной охраняемой
законом тайны.
Рядом с этим принципом стоит
принцип следующего содержания:
создание и деятельность политических
партий и их организаций в органах прокуратуры
не допускаются. Прокуроры в своей служебной
деятельности не связаны решениями политических
партий и массовых общественных движений.
Законом «О прокуратуре РФ»
возведено в ранг принципа
положение о том, что прокуроры не
вправе заниматься по совместительству
какой-либо оплачиваемой деятельностью,
кроме преподавательской, научной и творческой.
Необходимо подчеркнуть, что закрепленные
в Конституции РФ, в Законе «О
прокуратуре РФ», а также в иных законах
принципы регулируют не только порядок
организации органов прокуратуры, но и
деятельность прокуроров, как по установлению,
так и по устранению нарушений закона.
Закрепленные в законах принципы организации
и деятельности органов прокуратуры носят
общеобязательный характер, т.е. их соблюдение,
предъявляемое не только к прокурорам,
но и ко всем органам государственной
власти и управления, политическим партиям
и общественным движениям, должностным
лицам, за законностью деятельности которых
осуществляют надзор прокуроры. Эти принципы
обязательны и для граждан, за соблюдением
законов которыми прокуроры осуществляют
надзор.
Закон «О прокуратуре
СССР» 1979 г. это положение относил
к числу требований, предъявляемых
к лицам, назначаемым на должности прокуроров
и следователей, а не к принципам организации
и деятельности прокуратуры.
Система,
структура и организация
органов прокуратуры.
В соответствии
с Конституцией РФ (ст. 129) и Законом «О
прокуратуре РФ» (ст. 10) органы прокуратуры
составляют единую, строго централизованную
систему с подчинением нижестоящих прокуроров
вышестоящим, а все вместе взятые - Генеральному
прокурору РФ. Прокуратура как государственный
орган строится в соответствии с административным
и федеративно-государственным устройством
страны, установленным Конституцией РФ.
Возглавляет систему органов прокуратуры,
с присущими только ему полномочиями,
Генеральный прокурор РФ, назначаемый
на эту должность Советом Федерации по
постановлению президента Российской
Федерации. Его полномочия определены
Конституцией РФ, Законом «О прокуратуре
РФ», а также законодательством по различным
отраслям права (уголовно-процессуальным,
гражданско-процессуальным, трудовым,
исправительно-трудовым и т.д.).
В целях оперативного руководства
деятельностью органов прокуратуры
образована генеральная прокуратура РФ,
представляющая собою достаточно мощных
государственный аппарат, который не только
осуществляет руководство нижестоящими
прокуратурами, но и принимает на себя
непосредственное исполнение особо важных,
наиболее ответственных функций по осуществлению
надзора за точным и единообразным исполнением
законов в государстве, а также производство
раскрытия и расследования особо опасных
преступлений, расследование уголовных
дел особой сложности или особого общественного
значения.
В соответствии со ст.10 Закона
«О прокуратуре РФ» систему
органов прокуратуры помимо Генеральной
прокуратуры РФ составляют прокуратуры
республик в составе РФ, прокуратуры краев,
областей, городов Москвы и Санкт- Петербурга,
действующих на правах областных прокуратур,
прокуратуры автономной области, автономных
округов, городов и районов.
Генеральный прокурор может создавать
прокуратуры районов с подчинением
их прокурору города. В крупных городах,
таких как Москва, Санкт-Петербург, Краснодар,
Нижний Новгород, Ростов, Екатеринбург
и другие есть по несколько районов, в
каждом из которых имеется прокуратура.
Прокуратура этих городов как самостоятельное
подразделение входит структурно в прокуратуру
края, области или города. Прокурор города
главным образом осуществляет организационные
функции, не подменяя при этом прокурора
области или края по осуществлению ими
функций процессуального характера.
В систему органов прокуратуры
входят также военные, транспортные
прокуратуры, прокуратуры по надзору за
исполнением законов в исправительно-трудовых
учреждениях, природоохранные прокуратуры,
прокуратуры воинских частей. Территориальные,
а также указанные выше специализированные
прокуратуры в своей совокупности и составляют
стройную систему органов прокуратуры.
Переходя к рассмотрению структуры
различных ее звеньев, необходимо
отметить, что действующая структура Генеральной
прокуратуры РФ определена Законом «О
прокуратуре РФ». Генеральную прокуратуру
РФ возглавляет Генеральный прокурор.
Он имеет первого заместителя и заместителей.
Распределение обязанностей между ними
осуществляется Генеральным прокурором.
В Генеральной прокуратуре образуется
коллегия, как совещательный орган
при Генеральном прокуроре, в составе
Генерального прокурора (председатель
коллегии), его первого заместителя и заместителей
(по должности), других работников органов
прокуратуры. К их числу относятся, главным
образом, руководители ведущих управлений
и отделов. Персональный состав коллегии
утверждается Генеральным прокурором
РФ.
В Генеральной прокуратуре РФ
имеются управления и отделы
по традиционно сложившимся отраслям
и направлениям деятельности органов
прокуратуры: общий надзор, надзор в стадии
производства дознания и предварительного
следствия, надзор в уголовном и гражданском
судопроизводстве, а также надзор в стадии
исполнения приговоров, определений и
постановлений судов.
Весьма существенные преобразования
произведены Генеральным прокурором в
структуре управления общего надзора.
Приказом Генерального прокурора № 166-111
от 21 февраля 1992 года определена не только
штатная численность этого управления,
но и созданы отделы в управлении, что
определяет главные направления в обще
надзорной деятельности. В Управлении
созданы: организационно-аналитический
отдел; отдел по надзору за законностью
правовых актов, издаваемых органами государственной
власти и управления, а также должностными
лицами; отдел по надзору за исполнением
законов субъектами хозяйственной деятельности,
политическими организациями и движениями;
отдел по надзору за исполнением природоохранного
законодательства; отдел по надзору за
исполнением законов о несовершеннолетних.
Начальники управлений и отделов
Генеральной прокуратуры РФ назначаются
на должность Генеральным прокурором
РФ. Одновременно они являются его старшими
помощниками и помощниками.
Генеральный прокурор имеет помощников
по особым поручениям. В управлениях
и отделах есть старшие прокуроры и прокуроры,
старшие следователи и следователи по
особо важным делам. Указанные должностные
лица назначаются на должность и освобождаются
от неё приказом Генерального прокурора
РФ.
При Генеральной прокуратуре
РФ состоит Научно-исследовательский
институт проблем укрепления законности
и правопорядка, который призван разрабатывать
проблемы организации борьбы с преступностью
по различным направлениям, а, главное,
по предупреждению нарушений законности
и правопорядка. Институт является головным
Научно-исследовательским
институтом в РФ по проблемам криминологии
и прокурорского надзора. Институт поддерживает
широкие международные связи. Он является
коллективным членом в Международной
ассоциации уголовного права и в Международном
криминологическом обществе, имеющих
статус консультативных членов ООН.
В целях повышения квалификации
следственных кадров органов прокуратуры
и внутренних дел при Генеральной прокуратуре
РФ в городе Санкт- Петербурге действует
Институт усовершенствования следственных
работников, в котором проходят обучение
не только следователи органов прокуратуры
и внутренних дел, но и руководители органов
дознания и предварительного следствия,
а также районные и городские прокуроры,
имеющие недостаточный опыт по руководству
и надзору за следствием. В Москве действует
Институт повышения квалификации руководящих
кадров Генеральной прокуратуры РФ, в
котором проходят обучение прокуроры
республик, краев, областей, руководящий
состав военных, транспортных прокуратур,
прокуратур исправительно-трудовых учреждений,
природоохранных и прокуратур воинских
частей.
При Генеральной прокуратуре
РФ состоит Методический Совет,
являющийся совещательным органом. Состав
Совета утверждается Генеральным прокурором
РФ из числа ученых-юристов и практических
работников прокуратуры. Возглавляет
Совет один из заместителей Генерального
прокурора РФ. Совет принял соответствующие
рекомендации по повышению эффективности
прокурорского надзора и совершенствованию
следственной работы.
В соответствии со ст. 14 Закона
«О прокуратуре РФ» прокуратуру
республики в составе РФ, прокуратуру
края, области, городов Москвы и Санкт-
Петербурга, автономной области, автономного
округа, приравненные к ним прокуратуры
возглавляют соответствующие прокуроры,
которые имеют первых заместителей и заместителей,
назначаемых Генеральным прокурором РФ.