Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 19:03, курсовая работа
Предыстория права характеризуется, по крайней мере, двумя взаимосвязанными чертами:
во-первых, тем, что юридическое регулирование еще недостаточно отдифференцировано от социального регулирования в целом, от иных, неюридических его разновидностей (моральной, религиозной и других);
во-вторых, тем, что элементарными, примитивными являются нормативные обобщения; они представляют собой по большей части государственно-нормативное выражение индивидуального решения или призванного и защищаемого государством обычая.
Введение 3
1. Естественная и историческая школы права 6
1.1. Школа естественного права 6
1.2. Историческая школа 8
1.3. Экономический материализм 12
2. Происхождение права 18
3. Развитие права 25
Заключение 31
Список использованной литературы 35
Идея саморазвития
права из народного духа
Нормы права могут
вылиться из народного
Отрицая творческое воздействие личности на образование права, отстаивая идею саморазвития путем внутреннего процесса, историческая школа должна была принять консервативное направление. Учение исторической школы противоречит исторической действительности: утверждая, что право развивается внутренними силами, мирным путем, историческая школа обошла два исторических явления в процессе образования права: внешнее влияние и внутреннюю борьбу. Народный дух, этот неиссякаемый источник правообразования, не имеет в себе ничего исторически реального.
Учение исторической школы, с течением времени встречало все более решительную критику. Самым решительным критиком исторической школы следует признать немецкого юриста Рудольфа Иеринга несмотря на то, что он был воспитан в духе школы и достаточно проникся историческим миросозерцанием.4
Органическому представлению
Иеринг противополагает
Верность Иеринга воззрениям
исторической школы
Но в понимании исторического
процесса правообразования
Второе отличие от
исторической школы
Третье отличие состоит
в том, что образование права
под влиянием этих фактором
совершается не мирным, а боевым
путем. Где только
Отстаивая против
Против исторической школы было выдвинуто два возражения. С одной стороны, было указано, что право развивается не внутри самого себя, не из заранее предопределенного народного духа, а образуется и развивается под влиянием внешних факторов. С другой стороны, мы обратили внимание на то, что процесс правообразования происходит небессознательно, а при участии разума и воли индивидов. Была подчеркнута идейная сторона в борьбе за право.
1.3. Экономический материализм.
Особое положение в отношении к исторической школе заняли представители экономического материализма. Они отвергли также самораскрытие из духа и признали действие внешних факторов. Но в то же время они отвергли идейное творчество и сблизились с исторической школой в бессознательности процесса правообразования.
Отношение основателей экономического материализма к исторической школе права было самое отрицательное, считая ее не более чем реакцией против "фривольного духа XVIII столетия".5
В основу понимания процесса
правообразования с точки зрения
экономического материализма легло
знаменитое место из "Критики
политической экономии". В общественном
отправлении своей жизни люди
вступают в определенные, от их воли
не зависящие отношения - производственные
отношения, которые соответствуют
определенной ступени развития их материальных
производительных сил. Совокупность этих
производственных отношений образует
экономическую структуру
Когда имеется в виду установить
важность экономического фактора в
образовании права, когда утверждается,
что право развивается, складывается
под условием склада экономических
отношений, то против этого невозможно
возражать с точки зрения исторической
действительности. История права
дает немало подтверждений такому положению.
Всюду наблюдается образование
общественных классов как группировки
по общности интересов, которая вызывается
сходством и различием в
Школа экономического материализма
считает уголовное право
Влияние экономики на право проявляется особенно ярко в области гражданского права, разграничивающего экономические интересы. Конечно, право собственности, свобода договора и институт наследования, тесно связанные с капиталистическим строем, не являются только следствием из него, потому что они сложились задолго до него. Но верно то, что эти институты могут принимать различные образы в применении к различию экономической обстановки. При малоразвитом обмене, при преимущественно потребительной оценке права собственности поначалу строится строгая виндикация: собственник может взять свою вещь, где бы ее ни нашел, по какому бы основанию она ни попала владельцу. Наоборот, при общественном порядке, когда на первое место выдвигается меновая ценность, когда предприятия заинтересованы в беспрепятственном передвижении вещей из одного хозяйства в другое, право собственности строится на начале защиты добросовестного потребителя, собственник не может взять своей вещи у лица, которое приобрело ее добросовестным путем. Свобода договора на протяжении XIX века испытала влияние экономических перемен. До половины этого столетия провозглашался принцип свободы, насколько это требовалось соглашением между работодателем и рабочим, из которых первый считал себя достаточно обеспеченным своей экономической силой. Во второй половине того же столетия, когда сами работодатели оказались в зависимости от крупных предприятий, транспортных, страховых, банковых, свобода договора стала сменяться неизменными условиями договора, начертанными самим законом. В институте наследования индивидуализация семьи, как следствие экономических изменений, подорвавших родовые связи, создает постепенное изменение в направлении сокращения лиц, призываемых к наследованию.
И тем не менее, все это доказывает только лишь огромное влияние экономических условий на образование права, однако все же не оправдывает заключение, будто экономический фактор составляет единственную силу, двигающую образование права. В объяснении образования права с точки зрения экономического материализма замечают две ошибки: игнорирование идейного фактора и устранение сознательности в творчестве права.
Пусть экономические условия
влияют на идейную сторону. Но психика
человека не просто отражение экономики,
она имеет свои законы действия и
развития. В борьбе за право не все
сводится к отстаиванию своих
материальных выгод. Борцами за новое
право выступают не только те, кто
может непосредственно выгадать
от изменения, но и те, кто может
потерять. Впечатление экономического
неравенства, страдание одних при
роскоши других, порождает идею несправедливости
такого порядка даже в тех, для
кого сохранение его составляет прямой
расчет. Это объясняется тем, что
новое впечатление падает на подготовленную
ранее идейную почву и в
сочетании с другими
С другой стороны, неверна картина образования права, рисуемая экономическим материализмом, и в том отношении, что весь процесс правообразования приобретает характер механический, с устранением сознательности. Экономический материализм как бы не признает сознательную борьбу за право, хотя социал-демократия, принявшая это учение как основу политики, стремилась всем силами развить у рабочих сознательность и организовать их для борьбы. Экономический материализм игнорирует идею психического труда в образовании права. А между тем духовная инициатива и духовная инерция в процессе образования права играют выдающуюся роль.
Исторический процесс и его изображение оказывается не столь закономерным, сколь диалектическим. Переход к капиталистическому строю и от капиталистического к социалистическому состоит в развитии и примирении противоречий. В сущности, весь исторический процесс, а, следовательно, и процесс правообразования представляется в виде "мертвого механизма", соответствующего процесса в физическом мире. В общественной жизни, как и в природе, все явления таят в себе противоречия, которые рано или поздно положат конец его существованию, превратят его в собственную противоположность. Если теперь принять во внимание, что право только надстройка в экономике и что экономика развивается диалектическим путем, то легко прийти к выводу о предопределенности права, что далеко не верно.
2. Происхождение права.
Итак, мы непосредственно подошли к вопросу об образовании права. Как уже было отмечено во введении, этот вопрос разделяется на две весьма отличных друг от друга части: о происхождении права и о развитии права.7 Однако одинаково ошибочно как утверждение, что право всегда было, так и утверждение, что право сразу появилось в виде дара богов или в виде изобретения, выдумки людей. Право создалось незаметными переходами, путем дифференциации из однородной массы правил общежития. Долгое время не замечали, как постепенно нарастало новое явление, пока оно не достигло такой степени самостоятельности, что обратило на себя внимание и возбудило о себе вопрос. Это внимание, вероятнее всего, было возбуждено чьими-то интересами, которые вдруг почувствовали себя задетыми какой-то новой силой, действие которой до сих пор не подозревали.
Где есть общество, там имеются
и правила общежития. На самых
ранних ступенях эти правила представляют
однородную, недифференцированную массу.
Типичным отражением первоначальной однородности
может служить индийское