Происхождение права

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Предыстория права характеризуется, по крайней мере, двумя взаимосвязанными чертами:
во-первых, тем, что юридическое регулирование еще недостаточно отдифференцировано от социального регулирования в целом, от иных, неюридических его разновидностей (моральной, религиозной и других);
во-вторых, тем, что элементарными, примитивными являются нормативные обобщения; они представляют собой по большей части государственно-нормативное выражение индивидуального решения или призванного и защищаемого государством обычая.

Содержание

Введение 3
1. Естественная и историческая школы права 6
1.1. Школа естественного права 6
1.2. Историческая школа 8
1.3. Экономический материализм 12
2. Происхождение права 18
3. Развитие права 25
Заключение 31
Список использованной литературы 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая по праву.docx

— 63.38 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИЛИАЛ  НОУ ВПО

«МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И  ПРАВА»

В г. МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ

 

КАФЕДРА ПРАВА

ДИСЦИПЛИНА – ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

 

«Происхождение права»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

1 курса ЗФО

Специальности «юриспруденция»

Грицай А.В.

 

 

 

 


2010

Содержание:

Введение                                                                                                       3

1. Естественная и историческая  школы права                                              6

1.1. Школа естественного  права                                                               6

1.2. Историческая школа                                                                           8

1.3. Экономический материализм                                                            12

2. Происхождение права                                                                            18

3. Развитие права                                                                                       25

Заключение                                                                                                   31

Список использованной литературы                                                          35

 

Введение.

Кардинальное преобразование нашего общества люди чаще всего связывают  с правом, с правовым государством, с правосудием, с правами человека. Но как возникло право? Как появилось  это общественное явление, этот незаменимый  в современном цивилизованном обществе социальный регулятор? Этот вопрос интересен  многим.

Актуальность  данной тематики обусловлена тем, что право играет очень заметную роль в современной жизни. Его понимание достаточно многозначно. Обыденные представления о праве чаще всего связаны с определением права в субъективном смысле - право как нечто принадлежащее индивиду, как то, чем он может свободно распорядиться под защитой государства без чьего-либо вмешательства (право на труд, на отдых и т.д.). Профессиональное понимание права юристами обычно базируется на определении права в качестве совокупности правил поведения (право в объективном смысле), исходящих от государства или поддерживаемых им в качестве масштаба (средства) решения юридических дел. Доктринальное (научное) понимание права требует синтетического (интегративного) определения. Право - это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.

Сразу следует отметить, что вопрос об образовании права  разделяется на два весьма отличных друг от друга вопроса: о происхождении  права и о его развитии. Вопрос о происхождении права есть вопрос о том, как образовалось в обществе то явление, которое именуется правом. Вопрос о развитии права есть вопрос о том, каковы факторы, под влиянием которых происходит преобразование права, приобретение им таких форм, в которых мы можем видеть право  сегодня. Цель данной курсовой работы – рассмотрение вопросов происхождения и развития права.

Вопрос об образовании  права сложен, и у юристов нет  единого мнения на этот счет. Существуют и существовали различные взгляды, концепции по этому вопросу, обусловленные  различными обстоятельствами: конкретным историческим промежутком, историко-правовой обстановкой в государстве - родине конкретного правового учения, а  также субъективными факторами: личным мнением юриста-теоретика, основателя учения, его отношением к той или  иной социальной группе. Было бы неправильным не изложить в данной работе учения различных правовых школ, учения о  природе и происхождении права. Сразу отбросив ненаучные концепции, хотелось бы привести взгляды классических правовых школ: школы естественного  права, исторической школы права (вместе с учением Рудольфа Иеринга - поначалу представителя этой школы, но затем  обособившегося и внесшего свои поправки в учение школы, ставшими отдельной  концепцией), учение экономического материализма. И уже опираясь на концепции классических правовых школ, что-то почерпнув из них, а с чем-то не согласившись, мы рассмотрим вопросы о появлении  права и о его дальнейшем развитии.

При обсуждении проблемы образования  права мною был изучен ряд литературных источников. Основными являются труды по теории права, из которых почерпнут теоретический материал, прежде всего взгляды тех или иных школ права. При этом были взяты книги как современных юристов (таких, как С.С.Алексеев, автор "Теории права"), так и дореволюционных (прежде всего, Г.Ф.Шершеневич, "Общая теория права"). Труды по истории государства и права (такие, например, как "Всеобщая история государства и права" З.М.Черниловского или "История государства и права зарубежных стран" под редакцией О.А. Жидкова) помогают рассмотреть вопрос о происхождении права с историко-правовых позиций, что помогает постичь суть проблемы, последовательность фактических событий; без изучения литературы по истории права также довольно затруднительно получить общее представление о юридических памятниках начала его зарождения и развития (древних сводах правовых норм - Законах Ману, Законах XII таблиц, а также юридических памятниках средневековья - так называемых варварских правдах, прежде всего Русской Правды и Салической Правды), без чего невозможно полноценное написание данной курсовой работы.

 

1. Естественная  и историческая школы права.

1.1. Школа  естественного права.

Школа естественного права, особенно при том направлении, которое  она приняла в XVIII столетии, стала  в оппозицию к исторически  сложившемуся праву. Государственный  порядок и положительное право  составляет продукт искусственного творчества прежних времен. Государство  и право изобретены так же, как  и религия. И то и другое - орудие порабощения мысли, совести и  свободы человека в интересах  властвующих. С течением времени  они покрылись авторитетом старины  и создали в умах людей политические и юридические предрассудки.1

Государственный и правовой строй, основанный на исторических началах, по мнению естественной школы права, перестал удовлетворять запросам современности. Его нужно сокрушить, чтобы на его месте воздвигнуть новый  строй. Протест против исторического  начала в праве был поднят во имя  разума, не примиряющегося с тем, что  есть, а диктующим то, что должно быть. Право должно быть преобразовано  на началах разума. Оно должно быть преобразовано, потому что оно может  быть преобразовано. Если государство  и право были произвольно созданы  вопреки требованиям разума, они  могут быть создано применительно  к требованиям разума.

В борьбе рационализма против историзма имеется два момента: философский и политический. Ум, воспитанный на математическом методе и на механическом мировоззрении, не мог не увлечься мыслью, что социальные отношения построены так же, как и все, сделанное человеком. Политический момент выразился в сознании полного несоответствия между исторически сложившимся правом и требованиями разумности и нравственности.

Если право было некогда  создано произволом людей, если право  может быть произвольно преобразовано  на началах разума, то в учении школы  естественного права выдвигается  представление о произвольности в образовании права. Разум ведет человека к открытию тех естественных норм права, которые лишь затемнены предрассудками, развившимися на почве исторического произвола. Среди многообразия исторического права возвышается единое, вечное и неизменное право разума. Отсюда второй вывод, делаемый из рационалистического учения школы естественного права, - это неизменность права, основанного на природе. Право разума, к которому человечество должно стремиться, не подлежит развитию, а поддается только раскрытию. Право разума - то, что называют обыкновенно Правом Природы или Законом Природы и что можно было бы также назвать Всеобщим Законом, потому что соблюдать его обязан весь род человеческий, или еще Вечным законом, потому что оно не подлежит изменениям подобно положительным законам.

 Природа и разум  едины. Поэтому естественное право  не зависит от особенностей  того или иного народа. Отсюда  третий вывод в учении рассматриваемой  школы - космополитизм права. Если  естественное право едино, вечно  и неизменно, а задача законодателя  состоит в приспособлении положительного  права к естественному, то не  может быть и не должно быть  права французского, английского,  немецкого. Право только одно - человеческое. Если в действительности  наблюдается различие в правах  не только между странами, но  даже в пределах той же страны, то это лишь плод исторических  предрассудков.

 Из представления о  произвольности права следует  симпатия школы естественного  права к закону, как наилучшей  форме права, как к наиболее  приспособленному орудию разума. Обычное право есть плод исторических  предрассудков и средство их  поддержания. Просвещенный монарх  или суверенный народ могут  дать торжество праву разума  только путем законодательным.

 Исторически сложившееся  право есть произвольное уклонение  от права природы; основная  задача государственной власти - создать право, соответствующее  праву природы. В этом основном  положении раскрывается главный недостаток теории школы естественного права - полное игнорирование сил, воздействующих на волю человека в его правовом творчестве и начала закономерности в развитии права. Законодатель, кто бы он ни был, самодержавный монарх или республиканский парламент, является продуктом своего времени, его идей, его стремлений, его потребностей. Законодатель творит право не из абсолютного разума, а из относительных условий своей деятельности. Чтобы право вошло в жизнь и не встречало трений, способных противодействовать его применению, необходимо, чтобы оно соответствовало историческим условиям существования данного общества. Единство права может быть достигнуто лишь путем сближения условий существования различных народов.

1.2. Историческая  школа.

Против школы естественного  права выступала историческая школа. Возникновения исторической школы определяются временем победной борьбы германской нации за освобождение ее от французского господства под главенством Наполеона I. Поводом послужил вопрос об издании для всей Германии гражданского кодекса в противовес кодексу Наполеона.2

 Главные представители  исторической школы - это Савиньи  и его ученик Пухта, оказавший  немалое влияние на своего  учителя. Замечательно, что оба  они по мере отдаления от  общественных условий, вызвавших  их учение, стали смягчать резкие  черты своего направления.3

 Выступление исторической  школы в начале XIX столетия являлось  протестом против школы естественного  права, господствовавшей в XVIII в. по основаниям отчасти философским,  отчасти политическим. Рационализму  противостоял историзм как стремление  к обоснованному на фактах  знанию. Космополитизм оказался  в противоречии с национальной  борьбой. Политическое увлечение  преобразованиями общественной  жизни на новых началах, диктуемых разумом, столкнулось с историческими силами, задержавшими осуществление идей равенства, свободы и братства. Разочарование неуспехом и реакция против крайностей революционного периода толкали мысль от бессильного будущего к могучему прошлому.

 Сменилась основная  проблема философии права. На  место вопроса, как преобразовать  право, стал вопрос, как образуется право. Если прежде обнаруживалась наклонность раздвоить право на положительное, обязанное своим происхождением предрассудкам и произволу, и естественное, раскрываемое из разума или природы, то теперь проявляется стремление свести право к единству. Все право - положительное, все право имеет общий источник происхождения, и все право подлежит одним и тем же условиям развития. Идея развития сменяет собой идею творчества в праве.

Учение исторической школы  есть утверждение развития права  против произвольности исторического  права и неизменности естественного  права. Произвола в установлении права нет и быть не может. Законодатель не изобретает право, а записывает подсказанное ему право, в лучшем случае выбирает из предложенного его вниманию. Развитие права, сменяемость его форм в  исторической действительности не допускает  идеи неизменного естественного  права.

 Отрицая человеческий  произвол в образовании права,  представители исторической школы  отвергали и внешние факторы,  под влиянием которых могло  бы складываться развитие права.  Право образуется только посредством  внутренних, незаметно, тайно действующих  сил. Право есть продукт народного  духа, который дается каждому  народу (нации) при выступлении  его на историческую сцену  и который живет и проявляется  во всех членах народа (нации). Таким путем создается народное  правосознание - неисчерпаемый и  единственный источник права.  Поэтому у каждого народа право  имеет свои характерные черты,  отличающие данный народ от  других, как отличают его язык, нравы, учреждения.

 Если право составляет  продукт народного духа, то образование  права есть не что иное, как  постепенное раскрытие этого  духа в историческом процессе. Из народного духа создается  народное правосознание, которое  выливается в нормы права. Воля  человеческая не играет роли  в развитии права, которое происходит  чисто объективно, по началу необходимости.  Народный дух двигает развитие  права помимо сознательного участия  людей. Право складывается не  так, как оно должно бы быть  по субъективному представлению  отдельных личностей, а так,  как оно должно быть по закону  объективной необходимости. Образование  права идет не в направлении  желательности, а в направлении  неизбежности.

Информация о работе Происхождение права