Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 22:27, курсовая работа
Мы постарались рассмотреть некоторые известные на сегодняшний день теории происхождения государства. При рассмотрении и оценке различных теорий нужно иметь в виду, что ее создатели – это не просто умные люди, а выдающиеся мыслители. Они искренне стремились проникнуть в тайны веков и предложить их с точки зрения наиболее верное объяснение причин возникновения государства. *
1.Проанализируйте теории происхождения государства в соответствии с таблицей. Чем объясняется множественность теорий происхождения государства?.................................................2
2.Социальные нормы родового строя…………………………………….5
3.Цивилизационный подход к типологии государства…………………6
4.Понятие формы (устройства ) государства и ее элементы………...8
5.Соотношение функций государства с целями, задачами и принципами государства…………………………………………………10
6.Понятие механизма государства и его роль в осуществлении задач и функций государства…………………………………………………...11
7.Прокомментируйте следующее утверждение А. Линкольна: «Демократия есть правление народа, для народа и через народ». Может ли демократия быть реализована практически?..................12
8.Проведите сравнительный анализ форм государственного устройства на основе качественного проявления указанных в таблице признаков………………………………………………………...13
9.Представьте в виде схемы классификацию государственных органов………………………………………………………………………14
10.Государственная символика Российской Федерации……..…15
11.Список использованной литературы…………………………….17
ПЛАН.
Наименов
теории |
Сторонники | Основное
содержание |
Достоинства | Недостатки |
1. Теологи-
ческая |
Ф.Аквинс-кий,
Ф. Лебюфф, Д. Эйве |
Бог создал государст-во. | Придавая государству ореол святости, идеологи этой теории способствуют утверждению в обществе по-рядка, согласия, духовности. | Данная теория умаляет
влияние социально- |
2. Патриа-рхальная | Аристо-тель,
Конфуций, Р. Филмер, Н.К. Михай-ловский |
Государство как продукт развития семьи. | Так как изначально
признается божественное происхождение
власти «патриарха»,
подданные должны покорно подчиняться государю. Лишь отеческая забота монарха способна обеспечить необходимые условия жизни для человека. |
Как и отец в семье,
так и монарх в государстве
не выбирается,
не назначается и не смещается поданными, ибо они – его дети. |
3. Договор-ная | Б. Спиноза,
Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев |
Государст-во как продукт соглашения между людьми. | Теория порывала с
религиозными представлениями о
происхождении |
Слишком схематичное и идеализированное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. |
4. Психо-логическая | Л.И. Петра-жицкий,
Д. Фрезер, З. Фрейд, Н.М.Корку-нов |
Государст-во возникло в силу особеннос-тей человечес-кой психики. | Психологичес-кие закономерности – есть важный фактор, влияющий на все социальные институты. Его не в коем случае нельзя игнорировать. | Роль психологических свойств личности преувеличено в процессе образования государства. Они не выступают в качестве решающих причин. |
5. Теория
насилия |
Е. Дюринг,
Л. Гумпло-вич, К. Каутский |
Государст-во возникло в результате военно-политичес-ких факторов. | Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств. | Насилие следует все же рассматривать как один из факторов возникновения государства, но не основным. |
Множественность теорий
происхождения государства
Во-первых, мыслители,
предлагавшие объяснение этому процессу,
жили в разные исторические эпохи
и, разумеется, использовали разный объем
накопленных человечеством
Во-вторых, объясняя
процесс возникновения
В-третьих, зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным, и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства. Причем делали они это подчас так увлеченно, что не замечали влияния на развитие общества других факторов. Одним словом, мыслили односторонне;
И, наконец, нельзя исключит и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия.
Мы постарались
рассмотреть некоторые
*Любашиц В.Я. Теория государства и права. Ростов-на-Дону, «Феникс». 2003 г. С. 51-52
Социальные нормы – это правила поведения, определяющие взаимные отношения между людьми.
К ним относятся:
1. Ритуалы – правила поведения, в которых акцент делается на внешней форме его исполнения, причем эта форма является строго канонизированной.
2. Обряды – правила
поведения, заключающиеся в
3. Мифы – предания,
сказания, повествования о богах,
духах, обожествленных героях, первопредках,
возникшие в первобытном
4. Моральные нормы
– правила поведения,
5.Нормы этикета – правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям. Причем отношения благоприятного, располагающего к общению.
6. Мононормы –
различные по своему характеру
правила поведения
* Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Москва, «Юристъ», 1999 г. С. 185-215.
Типология государств – это их классификация по одному из самых крупных и высших систематических критериев – типу. Под типом понимаются общие системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной группе государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.
Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных государств и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, миропонимания, мировоззрения, своеобразие обычаев и т. д. В совокупности эти факторы образуют понятие «культура», которое служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные и близкие культуры образуют цивилизацию.
Цивилизационный подход
позволяет объяснить
Достоинство цивилизационного подхода состоит в том, что он ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу.
Выделяют следующие этапы цивилизации:
Как видно, критерии разграничения государств первичной и вторичной цивилизаций не отличаются четкостью, они расплывчаты, во многом неопределенны. Очевидно, что науке еще предстоит разработать типологию государств по цивилизационному критерию.*
* Морозова Л.А. Теория государства и права. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г. С. 33-37
Форма государственного устройства – территориальная организация государственной власти, указывающая на характер взаимоотношений между государством как целым и его частями, между центральными и местными государственными органами, а также их взаимоотношение между собой.*
Теория государства
выделяет несколько видов
К унитарным государствам
относятся те, которые представляют
собой единое целостное государственное
образование, части которого не обладают
признаками государственного суверенитета.
Унитарная форма
Унитарные государства бывают централизованными – Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т. п., и децентрализованными – Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы.
Федерация – сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по национально-территориальному (Россия), по территориальному принципу (США).
В настоящее время
в мире существует 26 федеративных государств.
Они находятся в Европе (Австрия,
Бельгия, Германия, Россия, Югославия,
включающая теперь две республики – Сербию
и Черногорию, Швейцария и созданная в
1995 г. Сербско–хорватско-
Любашиц В.Я. Указ. соч. С. 111
в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США, Сент-Китс и Невис); в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); в Океании(Папуа – Новая Гвинея, Соединенные штаты Микронезии); федерацией является Австралия. Некоторые элементы федерализма присущи Европейскому Союзу, объединяющему 15 стран Европы.
Конфедерация – временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.
Конфедерация представляет
собой непрочные
Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, названное содружеством государств. Примером может являться Содружество Независимых Государств (СНГ), в составе которого – государства, ранее входившие в СССР. Это более аморфная и неопределенная форма, чем конфедерация.
Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место и некоторые другие специфические формы – империи, протектораты и пр. Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, ассиметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.*
Информация о работе Происхождение, понятие, функции государства