Происхождение, понятие, функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Мы постарались рассмотреть некоторые известные на сегодняшний день теории происхождения государства. При рассмотрении и оценке различных теорий нужно иметь в виду, что ее создатели – это не просто умные люди, а выдающиеся мыслители. Они искренне стремились проникнуть в тайны веков и предложить их с точки зрения наиболее верное объяснение причин возникновения государства. *

Содержание

1.Проанализируйте теории происхождения государства в соответствии с таблицей. Чем объясняется множественность теорий происхождения государства?.................................................2
2.Социальные нормы родового строя…………………………………….5
3.Цивилизационный подход к типологии государства…………………6
4.Понятие формы (устройства ) государства и ее элементы………...8
5.Соотношение функций государства с целями, задачами и принципами государства…………………………………………………10
6.Понятие механизма государства и его роль в осуществлении задач и функций государства…………………………………………………...11
7.Прокомментируйте следующее утверждение А. Линкольна: «Демократия есть правление народа, для народа и через народ». Может ли демократия быть реализована практически?..................12
8.Проведите сравнительный анализ форм государственного устройства на основе качественного проявления указанных в таблице признаков………………………………………………………...13
9.Представьте в виде схемы классификацию государственных органов………………………………………………………………………14
10.Государственная символика Российской Федерации……..…15
11.Список использованной литературы…………………………….17

Работа содержит 1 файл

Форма государства, ее основные элементы(правоведение).doc

— 93.50 Кб (Скачать)

ПЛАН. 

  1. Проанализируйте теории происхождения государства  в соответствии с таблицей. Чем  объясняется множественность теорий происхождения государства?.................................................2
  2. Социальные нормы родового строя…………………………………….5
  3. Цивилизационный подход к типологии государства…………………6
  4. Понятие формы (устройства ) государства и ее элементы………...8
  5. Соотношение функций государства с целями, задачами и принципами государства…………………………………………………10
  6. Понятие механизма государства и его роль в осуществлении задач и функций государства…………………………………………………...11
  7. Прокомментируйте следующее утверждение А. Линкольна: «Демократия есть правление народа, для народа и через народ». Может ли демократия быть реализована практически?..................12
  8. Проведите сравнительный анализ форм государственного устройства на основе качественного проявления указанных в таблице признаков………………………………………………………...13
  9. Представьте в виде схемы классификацию государственных органов………………………………………………………………………14
  10. Государственная символика Российской Федерации……..…15
  11. Список использованной литературы…………………………….17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Проанализируйте теории происхождения государства  в соответствии с таблицей. Чем  объясняется множественность теорий происхождения государства?
 
 
Наименов

      теории

Сторонники  Основное

содержание

Достоинства Недостатки
1. Теологи-

ческая

Ф.Аквинс-кий,

Ф. Лебюфф,

Д. Эйве

Бог создал государст-во. Придавая государству  ореол святости, идеологи этой теории способствуют утверждению в обществе по-рядка, согласия, духовности. Данная теория умаляет  влияние социально-экономических  и других материальных и духовных отношений на государство. К тому же теологическая теория недоказуема, т.к. основана на вере.
2. Патриа-рхальная Аристо-тель,

Конфуций,

Р. Филмер,

Н.К. Михай-ловский

Государство как продукт  развития семьи. Так как изначально признается божественное происхождение  власти «патриарха»,

подданные должны покорно  подчиняться государю. Лишь отеческая  забота монарха способна обеспечить необходимые условия жизни для  человека.

Как и отец в семье, так и монарх в государстве  не выбирается,

 не назначается  и не смещается поданными, 

ибо они – его  дети.

3. Договор-ная Б. Спиноза,

Т. Гоббс,

Дж. Локк,

Ж.Ж. Руссо,

А.Н. Радищев

Государст-во как  продукт соглашения между людьми. Теория порывала с  религиозными представлениями о  происхождении государственности  и полит. власти. Это был серьезный  шаг вперед в познании государства. Так же она имеет и демократичес-кое  содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя. Слишком схематичное  и идеализированное представление  о первобытном обществе, которое  якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями.
4. Психо-логическая Л.И. Петра-жицкий,

Д. Фрезер,

З. Фрейд,

Н.М.Корку-нов

Государст-во возникло в силу особеннос-тей человечес-кой  психики. Психологичес-кие  закономерности – есть важный фактор, влияющий на все социальные институты. Его не в коем случае нельзя игнорировать. Роль психологических  свойств личности преувеличено в процессе образования государства. Они не выступают в качестве решающих причин.
5. Теория

 насилия

Е. Дюринг,

Л. Гумпло-вич,

К. Каутский

Государст-во возникло в результате военно-политичес-ких  факторов. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств. Насилие следует все  же рассматривать как один из факторов возникновения государства, но не основным.
 

    Множественность теорий происхождения государства можно  объяснить так:

    Во-первых, мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи  и, разумеется, использовали разный объем  накопленных человечеством знаний;

    Во-вторых, объясняя процесс возникновения государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей регионы земли, в которых они проживали, игнорируя другие регионы;

    В-третьих, зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным, и, в частности, основываясь на тех  или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства. Причем делали они это подчас так увлеченно, что не замечали влияния на развитие общества других факторов. Одним словом, мыслили односторонне;

    И, наконец, нельзя исключит и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия.

    Мы постарались  рассмотреть некоторые известные  на сегодняшний день  теории происхождения  государства. При рассмотрении и  оценке различных теорий нужно иметь  в виду, что ее создатели – это не просто умные люди, а выдающиеся мыслители. Они искренне стремились проникнуть в тайны веков и предложить их с точки зрения наиболее верное объяснение причин возникновения государства. * 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

    *Любашиц В.Я.  Теория государства и права. Ростов-на-Дону, «Феникс». 2003 г. С. 51-52

  1. Социальные нормы родового строя.
 

    Социальные нормы  – это правила поведения, определяющие взаимные отношения между людьми.

    К ним относятся:

    1. Ритуалы – правила  поведения, в которых акцент  делается на внешней форме его исполнения, причем эта форма является строго канонизированной.

    2. Обряды – правила  поведения, заключающиеся в символичных  действиях, но, в отличии от  ритуалов, глубже проникающие в  психику человека и преследующие  идеологические (воспитательные) цели.

    3. Мифы – предания, сказания, повествования о богах,  духах, обожествленных героях, первопредках, возникшие в первобытном обществе.

    4. Моральные нормы  – правила поведения, определяющие, что есть добро и что есть  зло.

    5.Нормы этикета  – правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям. Причем отношения благоприятного, располагающего к общению.

    6. Мононормы –  различные по своему характеру  правила поведения первобытного  общества (ритуалы, обряды, обычаи, религиозные  нормы и другие) единые для всех его членов.*

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    * Кашанина Т.В.  Происхождение государства и  права. Москва, «Юристъ», 1999 г. С. 185-215.

  1. Цивилизационный подход к типологии государства.
 

    Типология государств – это их классификация по одному из самых крупных и высших систематических критериев – типу. Под типом понимаются общие системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной группе государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

 

    Суть цивилизационного подхода состоит  в том, что при характеристике развития конкретных государств и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, миропонимания, мировоззрения, своеобразие обычаев и т. д. В совокупности эти факторы образуют понятие «культура», которое служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные и близкие культуры образуют цивилизацию.

    Цивилизационный подход позволяет объяснить многовариантность  исторического развития, в том  числе тот факт, что общества и  государства развиваются неодинаково  и избирают разные пути движения к  прогрессу.

    Достоинство цивилизационного подхода состоит в том, что он ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу.

    Выделяют следующие  этапы цивилизации:

  1. локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская и др.);
  2. особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.)
  3. всемирная цивилизация, охватывающая все человечество и формирующаяся в настоящее время на основе принципа глобального гуманизма. Этот принцип не отрицает национальных особенностей, разнообразия верований, сложившегося миропонимания и т. п. Однако на первое место выдвигаются ценность человека, его право на свободное развитие, его благо.
  4. В юридической литературе отсутствует общепризнанная типология государств по цивилизационному критерию. Вместе с тем выделяются государства первичной и вторичной цивилизации. Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе и выполняемой роли. Для государств первичной цивилизации характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Это объясняется ключевой ролью государства в развитии социально – экономической сферы. Государство этого типа связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям принято относить древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др.
  5. Государство вторичной цивилизации не так всесильно, как в первичных цивилизациях, и не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций обычно называют западно-европейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.

    Как видно, критерии разграничения государств первичной  и вторичной цивилизаций не отличаются четкостью, они расплывчаты, во многом неопределенны. Очевидно, что науке еще предстоит разработать типологию государств по цивилизационному критерию.*

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    * Морозова Л.А.  Теория государства и права.  Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г. С. 33-37

  1. Понятие формы (устройства ) государства и ее элементы.
 

    Форма государственного устройства – территориальная организация  государственной  власти, указывающая  на характер взаимоотношений между  государством как целым и его  частями, между центральными и местными государственными органами, а также их взаимоотношение между собой.*

 

    Теория государства  выделяет несколько видов территориального устройства государства. В частности, по форме государственного устройства государство может быть: а) унитарным, б) федеративным, в) конфедерацией, г) содружеством.

    К унитарным государствам относятся те, которые представляют собой единое целостное государственное  образование, части которого не обладают признаками государственного суверенитета. Унитарная форма государственного устройства имеет место во многих странах. Она характеризуется единой структурой государственного  аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция (функциональная, предметная, территориальная) ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либо местных органов.* 114

    Унитарные государства  бывают централизованными – Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т. п., и  децентрализованными – Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы.

    Федерация – сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями  и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по национально-территориальному (Россия), по территориальному  принципу (США).

    В настоящее время  в мире существует 26 федеративных государств. Они находятся в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия, Югославия, включающая теперь две республики – Сербию и Черногорию, Швейцария и созданная в 1995 г. Сербско–хорватско-мусульманская федерация в Боснии ); в Азии (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан);

    Любашиц В.Я. Указ. соч. С. 111

 

     в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США, Сент-Китс и Невис); в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); в Океании(Папуа – Новая Гвинея, Соединенные штаты Микронезии); федерацией является Австралия. Некоторые элементы федерализма присущи Европейскому Союзу, объединяющему 15 стран Европы.

    Конфедерация –  временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.

    Конфедерация представляет собой непрочные государственные  образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как  это произошло с Сенегамбией  – объединение Сенегала и Гамбии в 1982 – 1989 гг.), либо преобразуются в  федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз, существовавший в 1815 – 1848 гг. трансформировалась в федерацию).

    Появилась новая  форма ассоциированного государственного объединения, названное содружеством государств. Примером может являться Содружество Независимых Государств (СНГ), в составе которого – государства, ранее входившие в СССР. Это более аморфная и неопределенная форма, чем конфедерация.

    Кроме названных  форм государственного устройства в истории имели место и некоторые другие специфические формы – империи,  протектораты и пр. Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, ассиметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.*

 
 
 
 
 

Информация о работе Происхождение, понятие, функции государства