Происхождение и сущность права

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 17:34, контрольная работа

Описание работы

Право появилось вместе с государством. Можно сказать, что процессы возникновения государства и права шли параллельно. Как уже указывалось выше, основной ячейкой первобытного общества был род, отношения между членами которого регулировались обычаями. Силу обычаев и их общеобязательность обеспечивала система религиозных запретов - табу.

Содержание

1.Происхождение права.

2.Сущность права.

3.Формы (источники) права.

4.Система права.

5.Применение норм права.

6.Законность и правопорядок.

Задание 2. Задачи.


Список лиетартуры.

Работа содержит 1 файл

Вариант 5.docx

— 45.38 Кб (Скачать)

     5.Применение  норм права.

     Применение  норм права - это их реализация в предусмотренных правом случаях и в предписанной им форме правореализующих действий государственного органа (или должностного лица), осуществляемая в пределах его компетенции по разрешению конкретных правовых дел и принятию соответствующих правовых актов.

     Все государственные органы и должностные  лица в сфере своей компетенции  занимаются правоприменительной деятельностью. И в целом все государственные функции (от правоустановления до правоприменения) осуществляются (и должны осуществляться) в виде правоприменительной деятельности государственных органов и должностных лиц, в форме реализации их компетенции. В совокупности таких правоприменительных (правореализующих) действий реально проявляется правовая природа государства. Вместе с тем именно совокупность правоприменительных действий наглядно демонстрирует правовую форму и правовой характер деятельности государства в реальной действительности.

     В правоприменительной деятельности реальное состояние действующего права  и реальное состояние существующего  государства выражены в их неразрывном  единстве. Поэтому качество правоприменительной  деятельности является самым надежным и достоверным критерием для  оценки сложившейся правовой и государственной  действительности.

     В правоприменительной деятельности действия государственного органа (или  должностного лица) по реализации им своей  компетенции обусловлены и продиктованы его обязанностями и правами  по разрешению конкретного правового  дела. Содержанием такого правового  дела может быть любой юридически значимый вопрос, разрешение которого, согласно действующему праву, требует  участия компетентного государственного органа, его действий и решений.

     В одних случаях, когда речь идет о  правонарушениях, правоприменительная деятельность направлена на пресечение противоправных действий, надлежащее рассмотрение совершенного правонарушения, привлечение правонарушителя к ответственности и принятие компетентным государственным органом соответствующего решения (в виде, например, приказа директора о выговоре, решения суда о возмещении ущерба, приговора по уголовному делу и т.д.).

     В других случаях, когда речь идет о  правомерных действиях субъектов права по реализации их прав и обязанностей, задача и цель правоприменительной деятельности состоят в надлежащем государственноправовом обеспечении и гарантировании этих правореализующих действий субъектов права путем соответствующих собственных правореализующих (правоприменительных) действий со стороны самого компетентного органа или должностного лица - в виде, например, выдачи требуемого официального разрешения, необходимой справки или удостоверения, осуществления регистрации, судебного удовлетворения правомерного иска и т.д.

     В этих случаях правореализующие (правоприменительные) действия государственного органа или  должностного лица в ряде важных моментов - там, где действующим правом предусмотрен официальный государственноправовой контроль за соблюдением субъектами права правил и надлежащего порядка реализации своих прав и обязанностей, - перекрещиваются с правореализующими действиями других субъектов права. Причем такими субъектами, реализующими свои права и обязанности, могут быть как другие государственные органы и должностные лица, так и иные субъекты (физические и юридические лица, общественные организации, органы местного самоуправления и т.д.).

     Таким образом, правоприменительная деятельность государственных органов и должностных  лиц, представляя собой реализацию ими своей компетенции, с одной  стороны, является формой государственноправового контроля и юридической оценки правореализующих действий и правонарушений других субъектов права, а с другой стороны, сама является объектом такого же контроля и оценки со стороны соответствующих компетентных органов и должностных лиц.

     Правоприменительная деятельность - это одновременно и применение государственным органом или должностным лицом определенной нормы права для решения конкретного правового дела (вопроса), и вместе с тем реализация данным органом (или лицом) соответствующей своей обязанности (и права), предусмотренной диспозицией применяемой нормы права. При этом необходимо, чтобы данное конкретное дело (вопрос) входило в круг случаев, предусмотренных гипотезой этой же нормы права. В нормативно-регулятивном плане это означает, что государственный орган (или должностное лицо) вправе и обязан реализовать диспозицию управомочивающей его нормы (т.е. реально использовать те или иные властные правомочия из общего комплекса компетенции данного органа или лица) лишь тогда и постольку, когда и поскольку эта норма применяется к правовому делу (вопросу), предусмотренному гипотезой данной нормы.

     В процессе применения норм выделяются три стадии: 1) установление фактических обстоятельств дела; 2) юридическая квалификация этих фактических обстоятельств; 3) принятие решения по делу.

     Все действия правоприменительного органа и лица на всех стадиях правоприменения - это предписанные применяемыми нормами права юридически значимые действия для» определения юридического значения соответствующих фактических обстоятельств дела и принятия по нему юридического решения. Поэтому фактические и юридические аспекты правоприменения и разрешаемого правового дела тесно переплетены и совмещены на всех стадиях применения нормы права. Юридическое здесь везде должно быть обосновано фактически, а фактическое - установлено в его юридической значимости.

     Основная  задача первой стадии процесса правоприменения - выявление, исследование и установление фактических обстоятельств дела под углом зрения их соответствия правопри-менительным случаям (условиям, основаниям), предусмотренным гипотезой определенной нормы, которую необходимо применить при соответствующих обстоятельствах.

     Всестороннее, полное и объективное юридическое  выявление (сбор), изучение и установление фактических обстоятельств дела должно осуществляться в соответствии с общими требованиями достижения объективной  истины об этих обстоятельствах и  вместе с тем в строгом соответствии со специальными целями, задачами, формами  и средствами их юридического исследования для достижения в конечном счете  не абстрактной, а именно конкретной юридически значимой объективной истины о правовых свойствах, характеристиках и значениях исследуемых фактов. Это специфическое юридическое исследование фактических обстоятельств дела должно проводиться в рамках и на основе установленного правопорядка, в предусмотренных процессуальных формах, с помощью надлежащих юридико-доказательственных средств (свидетельские показания, вещественные доказательства, документы, данные экспертизы, личные признания участников дела и т.д.).

     Собранные и проанализированные формы должны носить достоверный характер и в своей совокупности - в виде фактического состава дела - полностью соответствовать по своим юридически значимым характеристикам тем условиям, которые предусмотрены гипотезой применяемой нормы.

     Юридическая квалификация фактических обстоятельств  дела (фактического состава дела, включая  конкретные действия всех его участников) на второй стадии правопримени-тельного процесса - это продолжение и завершение их юридических (юридико-квалификационно мотивированных, конкретизированных и ориентированных) исследований, начатых на первой стадии правоприменения. Ведь и на первой стадии собирались и изучались не просто факты как таковые, а именно определенные, юридически значимые факты, т.е. юридически характеризуемые, оцениваемые, квалифицируемые факты.

     Юридическая квалификация любого факта - это его оценка с точки зрения определенной нормы права, устанавливающая конкретное юридическое значение данного факта (действия лица, отношения, события и т.д.). Поэтому все правоприменение в целом носит юридикоквалификационный характер, и различные моменты и аспекты юридической квалификации фактических обстоятельств дела присущи всем формам и стадиям правоприменительной деятельности.

     На  первой стадии правоприменения, когда  необходимо выявить, собрать и установить всю совокупность юридически значимых фактов, первоочередной интерес представляет юридическая квалификация фактических  обстоятельств с позиций гипотезы определенной правовой нормы, с точки  зрения их соответствия условиям и  требованиям данной гипотезы. Только на этой основе выявляется собственно правовой характер дела (вопроса), определяются конкретные задачи и формы дальнейшей правоприменительной деятельности, реализуются права и обязанности  участников правоприменительного процесса.

     Исходная  юридическая квалификация первичных  фактов по делу в дальнейшем или  подтверждается, или изменяется с  учетом вновь установленных фактов и всей их совокупности в целом. Так  что производство по делу, возбужденное по признакам одной нормы, в последующем  может быть переквалифицировано  на другую норму. Окончательная юридическая  квалификация всего фактического состава  дела на основе определенной нормы  права осуществляется на второй стадии процесса правоприменения.

     Для установления искомой юридической  квалификации необходимо, с одной  стороны, в окончательном виде проверить  и определить правомерность и  адекватность юридической оценки всего  фактического состава дела (и прежде всего юридически значимых действий его участников) на основе и с  позиций именно данной выбранной  нормы права, а с другой стороны, еще раз проанализировать саму эту  выбранную для юридической квалификации норму права. В ходе такого анализа  нормы права необходимо выявить  и уяснить действительный юридико-регулятивный смысл данной нормы применительно  к конкретным обстоятельствам рассматриваемого дела (т.е. осуществить соответствующее  казуальное толкование содержания этой нормы), проверить подлинность текста применяемой нормы (его соответствие тексту официальной публикации оригинала на момент правоприменения) и распространение ее действия (во времени, пространстве, по объекту регуляции и кругу лиц) на обстоятельства данного дела.

     Окончательная юридическая квалификация установленного фактического состава рассматриваемого правового дела (вопроса) позволяет  перейти к завершающей третьей стадии правоприменительного процесса - к принятию решения по данному делу.

     В ряде случаев при наличии пробелов в праве юридическая квалификация соответствующих отношений (фактических  обстоятельств дела) и решение  дела в целом осуществляются посредством  надлежащего использования аналогии закона или аналогии права.

     Решение по делу представляет собой акт применения права, определяющий конкретные права и обязанности субъектов рассмотренного отношения.

     Правоприменительный акт носит индивидуальный (персонально  определенный) характер, обязателен для исполнения, при необходимости - посредством мер государственного принуждения.

     Правоприменительный акт может быть выражен в письменной форме (в виде самостоятельного письменного  документа или письменной резолюции  на другом документе), устно (наложение  штрафа на месте), посредством официальных  знаков (жесты регулировщика и  т.д.).

     Классификация правоприменительных актов по различным  группам может быть осуществлена по разным основаниям - по субъектам, принявшим соответствующие акты, по их регулятивно-правовому характеру и т.д.

     Правоприменительные акты различных государственных  органов и должностных лиц  имеют официальные (законодательно определенные) типовые наименования, например: распоряжение Президента РФ или Правительства РФ; приказ министра или руководителя предприятия, учреждения; постановление следователя или  прокурора по вопросам предварительного следствия; письменное указание прокурора  органам дознания и предварительного следствия в связи с возбуждением и расследованием ими уголовных  дел; определение суда по вопросам судебного  разбирательства дела; решение суда по гражданским делам; приговор суда по уголовным делам и т.д.3

     6.Законность  и правопорядок.

     О законности написано очень много  работ. Существует и множество различных  определений этого явления. Но практически  в каждом из них выделяется то главное, что и образует суть, основу законности, – строгое, неуклонное соблюдение, исполнение норм права участниками общественных отношений. Именно это присуще законности любого исторического периода независимо от условий места и времени. В конкретных исторических условиях эта сущность наполняется конкретным содержанием и приобретает соответствующие формы. Законность провозглашается, а нередко и закрепляется в законодательстве в качестве принципа, требования соблюдать правовые предписания, обращенного к субъектам общественных отношений. Но вместе с тем в силу различных причин, в том числе и мер государственного принуждения, законность (соблюдение норм права) проявляется в конкретном поведении, деятельности указанных субъектов, т.е. становится методом их деятельности. В результате возникает режим общественной жизни, выражающийся в том, что большинство участников общественных отношений соблюдают и исполняют правовые предписания.

Информация о работе Происхождение и сущность права