Происхождение государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

В дальнейшем окончательное формирование и развитие государства складывалось по-разному. В силу определенных национальных особенностей внутренние импульсы могли быть разными, несмотря на схожие предпосылки. Каждая страна формировала свою индивидуальную государственность, отличную от всех остальных. Общие закономерности развития государства и права в каждой стране проявляются неоднозначно. Теория государства и права, опираясь на научные результаты историко-юридических исследований, формулирует, открывает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права.

Содержание

Введение 3

Первобытнообщинный строй 5
Общая характеристика первобытного общества 5
Власть и управление в первобытном обществе 6
Вождество как предгосударственная форма власти 10
Основные причины и закономерности возникновения государства 14
IV. Основные теории происхождения государства 18

Заключение 23

Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 48.41 Кб (Скачать)

  Таким образом, вождество – это совершенно самостоятельный тип власти, существовавший на позднем этапе первобытного общества, т.е. на этапе его распада, и переросший в раннее государство.

  Итак, можно сделать следующий вывод: возникшее в VI – III тыс. до н.э. как особый политический институт, государство, его структура и функции основывались на развитии родоплеменных отношений и обособлении отдельных групп лиц (вождей, дружинников, служителей культов, родовой аристократии), которые, превращая свои социальные привилегии во власть, постепенно сосредотачивали в своих руках управленческие функции. Это и стало основой для дальнейшего формирования государственной власти и политической элиты.  
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Основные причины и закономерности возникновения государства.

  Многолетний исторический опыт показывает, что  возникновение государства произошло  не вдруг, а явилось результатом  длительного формирования объективных  предпосылок для его возникновения. Происхождение государства –  это еще одна необходимая ступень  в развитии человеческой цивилизации, которая не могла дольше оставаться в родоплеменных рамках, ей требовалось  дальнейшее развитие, более эффективная  организация. Такой организацией стало  государство, в котором, по сравнению  с первобытнообщинным строем, более  высокий уровень упорядочения отношений  между людьми.

  В меняющихся исторических условиях, особенно в связи с переходом от потребляющей экономики к производящей, родоплеменная  организация уже не могла решать нарастающие социальные противоречия – усложнялись отношения в  обществе,  развивалось производство, объем собственности был значительно больше, чем требовалось для потребления и использования. Традиционные структуры власти и нормативного регулирования оказались беспомощными, и соответственно объективно возникла необходимость изменения организации власти.

  В юридической литературе систематизированы  те основные факторы, которые оказали  значительное влияние на процесс  возникновения государства (А.Б. Венгеров, Т.В. Кашанина, В.И. Червонюк). Очевидно, что образование государства – это определенно объективный процесс, но в возникновении каждого из них играли определенную роль следующие факторы4:

  1. Экономический фактор. Рост производительности труда ведет к увеличению объема производимой продукции, появлению частной собственности, экономическому обособлению отдельных членов рода, и как следствие – социальному неравенству. Из-за появления частной собственности и социальной стратификации усиливаются экономические противоречия, противоположность интересов, создаются предпосылки для возникновения рабства, эксплуатации наемного труда. Для сглаживания таких острых экономических и социальных противоречий, а так же для охраны собственности не только от внутренних, но и внешних врагов требовалась принципиально новая организация. Государство и стало такой организацией. Имея свой, новый аппарат управления и принуждения, государство полностью отвечало требованиям того времени.
  2. Природно-климатический фактор. Климат, географические условия предполагают определенный образ жизни и производства. Они оказывают влияние на характер использования орудий труда (например, могут вести к их усовершенствованию), а так же на отношения в крупных сообществах людей.
  3. Демографический фактор. Великое переселение народов (IV – VII века) стало государствообразующим фактором для многих евразийских народов. Миграция, процессы расселения, необходимость противостоять внешней агрессии – все это привело к формированию союзов племен, как военно-территориальных образований. На основе этого происходило постепенное разрушение традиционных родовых связей, предгосударственного строя и складывались объективные основы для возникновения государства.
  4. Внешний фактор. Угроза со стороны других племен вынуждала определенные племена создавать органы власти и управления для защиты и отстаивания своих собственных интересов. «Идея врага» способствовала развитию и укреплению внутренней самоорганизации, которая впоследствии перерастала в государство.
  5. Военный фактор. Он достаточно тесно связан с внешним. На ранних этапах развития человеческого общества войны имели огромное значение – они были одним из основных способов обогащения за счет захвата рабов, скота и территорий. Помимо этого войны способствовали внутренней сплоченности племен. Военное устройство показывало, что существует необходимость в верховной власти, которая бы управляла общественной жизнью и организовывала ее. К тому же войны усиливали власть вождей племен, превращая их в эту самую верховную власть, подчинение которой должно было быть безоговорочным. Постепенно вожди начинали представлять собой публичную власть, которая является необходимым элементом государства.
  6. Географический фактор. Как известно, первые рабовладельческие государства возникли в районах с субтропическим климатом. У народов, живших на огромных пространствах Центральной и Восточной Европы, Центральной Азии с умеренным климатом (германцев, славян, монголов), при разложении родового строя возникали не рабовладельческие, а феодальные государства. Принципиальное значение географический фактор имел и для образования Российского государства.
  7. Психологический фактор. Он инициирует процессы политогенеза, отображая психологическую предрасположенность нации к этим процессам. Так, кочевой образ цыган в сочетании с их свободолюбием объясняет отсутствие у данного этноса государства. В то время как евреи наоборот стремились создать собственную государственную организацию, которая бы объединила весь этнос.
  8. Религиозный фактор. Религия послужила мощной силой, объединившей первобытное общество. Возникновение монобожия способствовало укреплению единой государственной власти, придавая ей высший, божественный характер, а, следовательно, беспрекословное подчинение этой власти. Историки-религиоведы считают, что некогда равноправное общество, благодаря объединению религиозной и политической власти, превратилось в абсолютную монархию с сильным аппаратом управления.5

Государство приходит на смену родоплеменному строю. Оно есть объективная необходимость  более совершенной и четкой организации  общественной жизни. Государство не навязывается обществу силой. В большинстве  случаев оно является продуктом  внутреннего развития общества.

К общим  закономерностям возникновения  государства можно отнести раскол общества на классы, необходимость  подавления сопротивления эксплуатируемых  масс, поддержание господствующего  положения «верхушки», охрана собственности. Также одной из наиболее важных предпосылок  являлась необходимость защиты своих  территорий от нападений внешних  врагов. Внешняя угроза всегда способствует внутреннему сплочению любого коллектива, и первобытное общество не являлось исключением.

Несмотря  на общность закономерностей и факторов возникновения государства, у разных народов они действовали в  разных сочетаниях. Именно этим объясняется  различие путей образования государства  и государственных форм.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III. Основные теории происхождения государства.

До сегодняшнего дня нет однозначного ответа на вопрос – как же возникло государство  и каковы причины его возникновения. Существующие теории происхождения  государства не редко противоречат друг другу и не содержат однозначных  ответов на эти вопросы.

Одной из причин многообразия теорий о происхождении  государства считается то, что  нельзя видеть далее горизонта своего века, и каждая новая эпоха дает истории новые точки зрения и  особенную форму6. Эта мысль подтверждается тем фактом, что разные теории происхождения государства возникали в разные исторические эпохи, в различных условиях и нередко являлись продуктом той эпохи, в которую возникали.

Другая  причина носит крайне субъективный характер – это идейные позиции  авторов, научное кредо, которому они  следовали при создании теории7.

Теологическая теория. Она является одной из древнейших теорий и объясняет происхождение государства божьей волей, результатом божественного промысла. Правитель от бога наделяется правом управлять своими подданными, и никто не смеет претендовать на его власть. Люди должны беспрекословно подчиняться воле монарха.

Данная  теория отражена в трудах мыслителей Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая, однако свое наибольшее развитие она  получила в Средневековье. В IX – X вв. сформировалась так называемая теория мечей, суть которой состоит в том, что для защиты христианства бог дал церкви 2 меча – церковный и светский. Светский меч был передан монарху. Монарх должен был подчиняться церкви, поскольку она – источник его власти.

На Западе одним из наиболее ярких сторонников  этой теории был Фома Аквинский, который  в своей работе «О правлении властителей» утверждал, что возникновение и  развитие государства аналогично сотворению богом мира.

Теологическая теория была обусловлена религиозным  сознанием людей. Эта теория верно показывает, что государство возникает вместе с монорелигией. Она отражает, что первые государства были теократическими, и власть монарха считалась божественной. Позднее основы этой теории использовались для оправдания безграничной власти монарха.

Патриархальная  теория. Традиционно считается, что основатель данной теории – политический мыслитель XVII в. англичанин Роберт Филмер. Однако истоки этой теории прослеживаются уже в работах Платона и Аристотеля. Патриархальная теория предполагает возникновение государства и государственной власти как власти опекунской, отеческой, в результате соединения родов в племена, племен в большие общности, вплоть до государства. В своей работе «Патриарх: защита естественной власти королей против неестественной свободы народа» (1680) Филмер провозглашает мысль о том, что «люди от природы несвободны», они находятся под властью своих родителей. Прототип подобной власти Филмер видел и в абсолютной монархии.

Современное развитие эта теория получила в идее государственного патернализма, т.е. заботы государства о своих гражданах. Позитивным в патриархальной теории является то, что ее сторонники, например Н. Михайловский, предлагали устранять из общества все безнравственное, вредное, а это возможно только, если общество построено по типу семейных отношений.

Недостаток  патриархальной теории заключается  в том, что она не может объяснить  причины революций и внутренних войн. Ведь если власть отца (государства) непоколебима и абсолютна, то почему не все люди этому подчиняются?

Договорная, или естественно-правовая, теория. Данная теория возникла в XVII – XVIII вв, хотя некоторые ее положения встречаются в произведениях древнегреческого философа Эпикура.

В XVI – XVII вв. на смену теологическому мировоззрению приходит буржуазно – юридическое, которое рассматривало государственно-правовые явления как первичные. Именно в это время возникают идеи о естественных правах и общественном договоре. Основатели договорной теории, Т. Гоббс, Г. Гроций, А.Н. Радищев, Дж. Локк, рассматривали государство, как результат объединение людей на добровольной и договорной основе. Государство возникает из соглашения между правителями и подданными, заключаемого с целью обеспечения надлежащего порядка и разумной организации общественной жизни. При этом властители и подвластные имеют друг перед другом взаимные обязательства.

К достоинствам этой теории можно отнести то, что  она провозгласила народ источником государственной власти. Также эта  теория носит выраженный демократический характер, поскольку исходит из того, что некоторые права и свободы принадлежат человеку от рождения, и все люди равны между собой. И наконец, эта теория полностью отвергла религиозную трактовку происхождения государства.

Однако  договорная теория не может объяснить  возникновение государства у  разных народов.

Органическая  теория. Она возникла в XIX веке в результате значительных успехов естествознания, хотя уже Платон сравнивал государство с организмом. Представители этой теории – Г. Спенсер, Блюнчли, Прейс – трансформировали биологические закономерности на социальные процессы. Возникновение человечества объясняется как результат эволюции животного мира, его движения от низшего к высшему. В понимании сторонников этой теории государство есть биологический организм, все части которого специализируются на выполнении определенных функций. Например, правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом.

Очевидно, что между естественной природой и обществом существуют тесные взаимосвязи, однако влияние естественной среды  все же не так однозначно, как  это представлялось сторонникам  органической теории.

Теория  насилия (завоевания). Она объясняет возникновение государства военно-политическим фактором – завоеванием одних племен и народов другими. Сторонники данной теории (Е. Дюринг, Л. Гумплович, к. Каутский) утверждали, что история не знает ни одного примера возникновения государства иначе, чем не при помощи насилия одних племен над дргуими. Эта теория опиралась на конкретные исторические факты (например, Франкское государство). Но в противовес этому есть факт, что восточнославянские государства формировались без помощи насилия. Это доказывает, что военно-политический фактор хоть и был важен, однако имел вторичное значение.

Расовая теория. Ее основателями считают французского социолога Жозефа Гобино и немецкого философа Фридриха Ницше. В основе этой теории лежит идея физической и психологической неравноценности человеческих рас, превосходство одних над другими и деление рас на высшую и низшую. Те, кто относятся к высшей расе, являются создателями цивилизации и вершителями судеб, они призваны господствовать. Представители низшей расы являются объектом господства. Они якобы не способны сами создавать цивилизацию и управлять ей.

Расовая теория возникновения государства  получила особое развитие в таких  работах Ницше, как «Греческое государство», «Воля к власти», «Происхождение морали» и др.

В понимании  Ницше государство является средством  возникновения и продолжения  насильственного социального процесса, в ходе которого происходит формирование привилегированного культурного человека, господствующего над остальной  массой.

«Как  бы ни было сильно в отдельном человеке стремление к общению, только железные тиски государства могут сплотить друг с другом большие массы настолько, чтобы могло начаться то химическое разложение общества и образование его пирамидальной надстройки»8.

Расовая теория является крайне недемократичной, негуманной и пропагандирует вражду между народами.

Ирригационная, или гидравлическая, теория. Она была изложена немецким ученым К. Витфогелем в сочинении «Восточный деспотизм». Суть этой теории состоит в том, что в Древнем Египте люди стали постепенно переходить к оседлому образу жизни, необходимо было строить каналы и иные гидравлические сооружения для ведения земледелия. Ирригационные работы требовали определенного руководства. Его выполняли люди, имеющие для этого достаточные знания и навыки. Впоследствии именно эти люди стали государственными служащими. Следовательно, для создания государства определяющим фактором стал ирригационный.

При создании своей теории К. Витфогель опирался на реальные факты, однако ирригационным фактором можно объяснить происхождение государства лишь в регионах с жарким климатом, но не на всем земном шаре.

  Помимо  перечисленных существует еще множество  теорий происхождения государства (марксистская, классовая, психологическая, теория инцеста), однако государство явление многогранное. Рассмотренные теории по-разному объясняют причины происхождения государства. Попытка их обобщения и осмысления в рамках одной универсальной теории вряд ли вероятна, хотя такие попытки и предпринимались. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства. 
 
 
 
 

Заключение.

Процесс происхождения государства один из наиболее сложных в современной  юридической науке. Ученые веками пытаются найти ответ, откуда же взялось государство, какова его природа. Не менее сложными и запутанными являются отношения  между обществом и государством. Между ними долгое время существовало множество противоречий, которые порождали такие явления, как революции, войны, восстания. Однако сегодня мы можем с уверенностью говорить о том, что государство и общество все же неотделимы друг от друга. Ведь государство было создано на основе общества. В обществе существовала объективная нужда в государственном устройстве, в верховенстве власти, законов. Именно поэтому считать, что когда-нибудь наступит время без государства, необоснованно. Только государство может привести общество к гармонии. Без централизованного регулирования общество потеряет свою целостность и погрязнет в междоусобных войнах. Одним из примеров частичной утраты государственности можно считать период феодальной раздробленности Руси. Утратив свою внутреннюю сплоченность и предпосылки для создания государства, Русь была порабощена более сильным и четко организованным государством – Ордой.

Информация о работе Происхождение государства