Происхождение государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Данная тема стала объектом моего исследования, так как меня всегда интересовала история, в том числе и история возникновения права. Я считаю её актуальной, ведь профессиональный юрист должен иметь представление, откуда берёт начало право, какова его природа и что было основой современных правовых норм.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..2
1. Социальные нормы первобытного общества………………………3
2. Процесс формирования права……………………………………...11
3. Первые письменные источники права……………………………...16
Заключение……………………………………………………………….26
Список используемых источников……………………………………..27

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 56.25 Кб (Скачать)

Первыми законами в Риме были законодательные акты, принимаемые  народными собраниями и утверждаемые Сенатом.

В 451–450 гг. до н. э. была сделана  запись обычаев, получившая название Законов XII таблиц (leges duodecim tabularum). В 326 г. до н. э. был принят Петелиев закон, отменивший долговое рабство и убийство должника за неуплату долга. Примерно в III в. до н. э. появился закон Аквилия (об ответственности за уничтожение и повреждение чужих вещей). Позднее был принят ряд других законов. В период принципата, когда роль народных собраний понизилась, они уже не принимали законы. Последним был аграрный закон I в. н. э.

При одновременном сосуществовании  в Риме в течение длительного  времени правовых обычаев и законов  возникает вопрос: как соотносились друг с другом эти источники права?

У римлян не вызывало сомнения, что закон мог отменить правовой обычай. Римские юристы также считали, что правовой обычай может отменить закон (в этом случае говорили, что  закон вышел из употребления). От классических юристов на сей счет сохранилось высказывание: «…Законы могут быть отменены не только вследствие выраженной воли законодателя, но и  по молчаливому соглашению всех, путем  обычая» (D. 1. 3. 32. 1).8 Этот вывод делался на основании того, что не существовало различия в том, как народ выразит свое согласие с той или иной нормой права: подачей голосов или своими поступками.

Законы XII таблиц. В 451–450 гг. до н. э. была сделана запись обычаев, получившая название Законов XII таблиц.

В значительной своей части  Законы XII таблиц фиксируют письменно  давно сложившуюся практику взаимоотношений  различных лиц, т. е. право обычное. В этом смысле, как ни странно, их можно было бы назвать варварской правдой (как именуются первые юридические  кодексы государств раннего Средневековья), если забыть о том, что само понятие  «варвары» применялось в античности ко всем людям, кроме греков и римлян.

В тексте таблиц заметно  влияние греческого права, а конкретно  — афинского законодательства Солона. В двух случаях на это прямо  указывает античный юрист Гай. Так  подтверждается сообщение источника  о том, что на подготовительном этапе  для работы коллегии были привлечены греческие законы. Но очевидно и то, что использовались они спорадически, и получившийся свод в основном отражал римские реалии.

Законы XII таблиц закрепили  уже сформировавшееся к этому  времени право частной собственности (dominium), которое в Риме вытекало из высшего права собственности гражданской общины, т. е. государства, и потому принадлежало только гражданам. В них еще отсутствует универсальная формула, позднее выработанная римскими юристами: «Собственность на вещь есть право по своей воле ее использовать, изменять, отчуждать и передавать по наследству». Однако трактовка этого правоотношения в отдельных статьях таблиц уже приближается к классической.

В таблицах юридически оформлено  социальное неравенство между свободными и рабами, патронами и клиентами, патрициями и плебеями. Первое различие просуществует еще два тысячелетия, второе доживет до падения Римской  империи, а третье исчезнет сравнительно скоро, и принад лежность к патрицианскому или плебейскому роду не будет иметь в Риме никакого значения.

В наше время даже образованные люди — не специалисты по античности — убеждены, будто на всем протяжении римской истории, в том числе  в эпоху империи, патриции составляли в Риме привилегированное сословие, угнетавшее плебеев. В действительности патриции, представлявшие собой старую знать родового общества, вели с  плебеями борьбу за сохранение своих  привилегий в течение первых столетий истории Римской республики и  к III в. до н. э. потерпели полное поражение. Во время империи принадлежность к патрицианскому роду была не более  важна для римлянина, чем для  нашего современника — боярское происхождение его предков.

Законы XII таблиц содержат множество  конкретных положений, которые были развиты впоследствии в западноевропейском и позднеримском праве. Заслуга их составителей состоит в том, что они заложили основы правотворческого процесса на будущее и сформулировали нормы, позволившие молодому классовому обществу достаточно эффективно функционировать.

Прежде всего составители таблиц установили определенный порядок судебных процедур, т. е., говоря профессиональным языком, зафиксировали нормы процессуального права.

Законы XII таблиц охраняют устои древней патриархальной семьи.

Законы XII стали первым древнеримским  судебником: многие их положения относятся к сфере уголовного права.

Законы ХII таблиц были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах и были выставлены для всеобщего обозрения на главной площади Рима, отсюда и пошло их название.

Таким образом, Законы ХII таблиц регулировали семейные, наследственные отношения, займовые операции и частично уголовные преступления. Постепенно, в связи с развитием новых экономических отношений, вызванных ростом товарного производства, товарообмена и банковских операций, Законы ХII таблиц стали корректироваться новым источником права — преторскими эдиктами.

Эдикты магистратов. Римские  судебные магистраты обладали правом издавать постановления для римских граждан и других жителей Римского государства.

Термин «эдикт» происходит от dico («говорю») и в соответствии с этим первоначально обозначал устное объявление магистрата следующих видов:

— постоянный эдикт издавался  новым магистратом и объявлял о том, какие правила будут  лежать в основе его деятельности, в каких случаях будут даваться иски, в каких — нет (своеобразный план работы на определенный период);

— разовый эдикт издавался  по поводу решения какого-либо конкретного  дела и по другим незапланированным поводам.

В дальнейшем эдикты стали  приниматься в письменной форме. Они действовали только в период управления издавшего их магистрата, и следующий магистрат мог  отменить или продлить их. В начале II в. н. э. эдикты были объявлены вечными и неизменными.

Во II в. н. э. юристом Юлианом  была выработана опись отдельных  постановлений, содержавшихся в  преторских эдиктах. Эта опись, являвшаяся по сути кодификацией преторских эдиктов, была одобрена императором Адрианом и получила статус окончательной редакции так называемого вечного эдикта (edictumperpetuum). Ее объявили неизменной, и только император мог вносить некоторые дополнения. «Вечный эдикт» Юлиана не дошел до нас, но сохранились фрагменты комментариев римских юристов. С помощью этих комментариев были сделаны попытки реконструкции эдикта.

В процессе взаимодействия эти два вида права все теснее сближались между собой и начиная с классического периода стали сливаться в единую систему права.

Таким образом, различие цивильного и преторского права просуществовало вплоть до Юстиниана (VI в. н. э.).

Кодификация Юстиниана. Первая половина VI в. н. э. ознаменовалась стремлением  императора Юстиниана восстановить и вновь объединить когда-то блестящую Римскую империю. Колоссальный труд составления юстиниановского Свода был выполнен в несколько приемов и в сравнительно короткий срок.ьПрежде всего внимание юстиниана обратилось на собрание императорских конституций. Необходимо было привести в порядок конституции, накопившиеся за столетний промежуток после издания «Феодосийского кодекса» («Codex Theodosianus»). Но Юстиниан возымел более широкую мысль — пересмотреть и прежние кодексы (Грегорианский, Гермогенский и Феодосийский), вычеркнуть из них все устаревшее, а все действующее объединить в одном сборнике. С этой целью Юстиниан назначил комиссию из 10 человек. Через год комиссия окончила свою работу, и указом «Summa rei publicae» был обнародован «Codex Justinianus» (Кодекс Юстиниана), отменивший собой три прежние.

Собрав и систематизировав законы, Юстиниан решил совершить  то же самое и по отношению к  «давнему праву» (jus vetus). Эта задача представляла, конечно, гораздо больше трудностей, но быстрый успех с Кодексом и наличность энергичных помощников укрепили Юстиниана в его намерении.

Свод законов императора Юстиниана включил три крупных  сборника римского права: институции, Дигесты и Кодекс.9

После опубликования Свода  Юстиниан подготовил собрание императорских  конституций за период с 535 по 565 г., не вошедших в Свод. Это собрание получило название Новеллы.

Все указанные части юстиниановской кодификации должны были, по мысли Юстиниана, составлять одно целое, один «Corpus» права, хотя они и не были тогда соединены под одним общим названием. Лишь в Средние века, когда возродилось изучение римского права (начиная с XII столетия), весь юстиниановский Свод стал называться общим именем «Corpus juris civilis», под таким названием он известен и теперь.

Кодекс Юстиниана. В 529 г. появился Кодекс Юстиниана — собрание императорских конституций от Адриана (117–138 гг.) до Юстиниана. До нас дошла  вторая редакция кодекса (534 г.). Кодекс посвящен вопросам граждан ского, уголовного, и государственного права. Он делится на 12 книг, книги делятся на 98 титулов, титулы — на фрагменты. Внутри титула конституции (числом 4600) расположены в хронологическом порядке. Они пронумерованы. В начале каждой конституции указано имя императора, ее издавшего, и имя лица, к которому она обращена, — инскрипция. В конце указана дата издания конституции — субскрипция.

Дигесты Юстиниана. В 533 г. был  обнародован результат работы комиссии в виде Дигест (digesta — упорядоченное) или Пандект (pandectae — все в себе вмещающее). Комиссия использовала около 2000 книг, написанных 39 юристами. Наибольшее количество отрывков заимствовано из сочинений Ульпиана — до 1 / 3 всего объема Дигест и Павла — около 1 / 6. Кроме того, сочинения Папиниана составили 1 / 18 часть, Юлиана — 1 / 20, Помпония и Сервия Сцеволы — 1 / 25, Гая — 1 / 30, Модестина — 1 / 45, Марцелла — 1 / 60 и т. д. Почти все из цитируемых юристов, кроме трех (Квинт Муций Сцевола, Алфен Вар, Элий Галл), жили в период империи и большинство — в период принципата. Дигесты состоят из 50 книг. Книги (кроме 30 и 32) делятся на титулы, числом 432. Титулы — на фрагменты, числом 9123. А фрагменты в новейших изданиях Дигест — на параграфы. Комиссии было предписано воспользоваться сочинениями только тех юристов, которые обладали ius respondendi, однако она в этом случае такой строгости не проявила. Основным содержанием Дигест являются фрагменты, относящиеся к частному праву, но многие места Дигест относятся к публичному праву, а также к тому, что мы назвали бы общей теорией права. Так, уже в первом титуле первой книги Дигест дан ряд общих определений, ставших хрестоматийными: определение правосудия, предписания права, определение науки права или юриспруденции. Здесь же говорится о разделении права на частное и публичное, цивильное и право народов. Большой интерес представляет фрагмент из Помпония о происхождении и развитии римского права. В третьем титуле речь идет о законах, сенатусконсультах и длительном обычае, а в четвертом — о конституциях принцепсов. К публичному же праву относятся книги 47, 48 и отчасти 49 (Уголовное право и процесс). Кроме того, вопросы публичного права включены в титулы 11 (о праве фиска) и 14 (о военном или лагерном пекулии), а также в книгу 49 и в книгу 50 в титул 6 (об иммунитетах). Наконец, в различных книгах Дигеста встречаются положения, которые по современной юридической систематике относятся к международному праву.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе я попыталась охарактеризовать социальные нормы первобытного общества и раскрыть исторический процесс формирования права, его основные пути. Постаралась подробно рассмотреть первые письменные источники Римского права, указав их особенности и основные черты. Рассмотрела понятия: «источник права», «закон», «эдикт». Выяснила, что современное право берет свои источники именно из Римского права и что большое количество норм из его первых письменных источников «перекочевали» в современное законодательство в почти исходном состоянии.

Я полагаю, что информация полученная при подготовке к данной работе, поможет мне в дальнейшем при изучении отраслевых правовых дисциплин, поскольку теперь мне  известно откуда берут начала их основополагающие нормы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

    1. А. Б. Венгеров О Происхождение права / А.Б. Венгеров// Журнал Историкус. – 2008. - №3. – С 11-14
    2. Энгельс Ф. К жилищному вопросу // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т. 18. С. 272.
    3. А.В. Мальков Теория государства и права / А.В. Мальков. – М.: Изд-во «Норма», 2009.  – 427с.
    4. М .М. Алдаганов Право в системе общественных отношений / М.М. Алдаганова. – Спб.: Изд-во «Санкт-Петербургского университета», 2008. – 182с.
    5. А.В. Ильин Из истории права /А.В. Ильин – Спб.: Изд-во «Санкт-Петербургского университета», 2002. – 96с.
    6. С.Н. Антонов Указания будущим юристам/ С.Н. Антонов. – Спб.: Изд-во «Санкт-Петербургского университета», 2008. – 272с.
    7. Дигесты Юстиниана. М., 1984. С. 62.
    8. А.В. Ильин Из истории права / А.В. Ильин. – М.: Изд-во «АСТ», 2001. – 340с.
    9. О.М. Пашаева Римское право / О.М. Пашаева. – М.: Изд-во «ЮРаЙТ», 2009. – 295с.

1 А. Б. Венгеров О Происхождение права / А.Б. Венгеров// Журнал Историкус. – 2008. - №3. – С 11-14

2 Энгельс Ф. К жилищному вопросу // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т. 18. С. 272.

3 А.В. Мальков Теория государства и права / А.В. Мальков. – М.: Изд-во «Норма», 2009.  – 427с.

4 М .М. Алдаганов Право в системе общественных отношений / М.М. Алдаганова. – Спб.: Изд-во «Санкт-Петербургского университета», 2008. – 182с.

5 А. В. Ильин Из истории права /А.В. Ильин – Спб.: Изд-во «Санкт-Петербургского университета», 2002. – 96с.

Информация о работе Происхождение государства