Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:30, курсовая работа
Данная тема стала объектом моего исследования, так как меня всегда интересовала история, в том числе и история возникновения права. Я считаю её актуальной, ведь профессиональный юрист должен иметь представление, откуда берёт начало право, какова его природа и что было основой современных правовых норм.
Введение…………………………………………………………………..2
1. Социальные нормы первобытного общества………………………3
2. Процесс формирования права……………………………………...11
3. Первые письменные источники права……………………………...16
Заключение……………………………………………………………….26
Список используемых источников……………………………………..27
Мононормы присваивающих обществ под воздействием социально-экономических и политических условий классового общества перерастают в нормы права и морали производящих обществ, как путем «расщепления» на эти нормы, так и путем появления новых позитивно-обязывающих норм, обусловленных организацией земледелия, скотоводства и ремесла. Регулятивная система раннеклассовых обществ получает новую структуру, отличающуюся от предшествующей и по содержанию, и по способам регулирования, и по формам выражения, и по процедурам, и, наконец, по средствам обеспечения — санкциям. В ней возникает специальный и весьма мощный пласт норм, которые по всем характеристикам отличаются от социальных норм присваивающих обществ. Иными словами, появляется право.
Правила производящего хозяйства, возникшие первоначально на основе сельскохозяйственной деятельности, культовой, обрядной стороны новых форм собственности прежде всего на землю, на следующем этапе постепенно получают все более четкое классовое содержание (политизируются). В городах-государствах все больше разрушается социальное, экономическое, информационное равенство, возникает частная собственность, в том числе на землю, эксплуатация. Именно эти классовые отношения начинает обслуживать нормативная система, приобретая уже иные качества. Эти новые содержательные качества и становятся характерными для права.
Применительно к способам регулирования продолжает развиваться, приобретая новый уровень, система запретов, дозволений и позитивных обязываний, происходит «расщепление мононорм». Позитивное связывание занимает все больший объем.
Что же касается норм морали, появившихся в ходе расщепления мононорм, то они содержат указания на то, к какому виду поведения можно отнести соответствующие поступки — добро это или зло, честно, справедливо или постыдно, словом, оценивают, что — «хорошо», а что — «плохо».
2.Процесс формирования права
Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи, расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда». Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).
Появление права во многом
связано с отделением индивида от
коллектива, с осознанием им своей
обособленности, свободы. Право по сути
своей выражает меру свободы и
ответственности в обществе. У
индивидов, обладающих частной собственностью,
появляется не только сознание собственной
независимости от членов рода, но и
притязания к другим индивидам, связанные
с желанием максимально полно
реализовывать свои возможности
в своих интересах. На определенном
этапе человек перестает быть
неотъемлемой частью общины, племени,
он становится более или менее
независимым индивидом, частные (собственные)
интересы которого могут уже не совпадать
с интересами общества в целом. В
этой ситуации неопределенные и немногочисленные
нормы родовой организации уже
не могут справляться с функцией
упорядочения отношений в обществе.
Обычаи архаичны, они не способны решить
многие коллизии развивающегося общества.
К тому же лица-обладатели частной
собственности стремятся к
В процессе возникновения права можно выделить три способа (пути), формированию права. Эти пути таковы:
– санкционирование обычаев.
Государство санкционирует, то есть
разрешает действие, берет под
свою защиту определенные обычаи, выгодные
и угодные господствующему
– юридическая (прежде всего судебная) практика. При разрешении конкретных споров, конфликтов судебные (административные) органы выносят решения, основываясь на обычаях, собственных представлениях о справедливости. На эти решения ориентируются в дальнейшем при разрешении аналогичных конфликтов. Так формируется юридическая практика. В результате этого способа формирования права складывается такой источник права как правовой (судебный, административный) прецедент, формируется т. н. прецедентное право. Правовой прецедент – это решение суда по конкретному делу, которое в дальнейшем становится обязательным для других судов при разрешении аналогичных дел. Этот источник характерен для англосаксонской правовой системы.
– прямое нормотворчество государства. Для достижения своих целей, закрепления выгодных для себя порядков государственная власть издает особые акты (указы, уложения, декреты, законы и др.), обязательные для исполнения в данном государстве и поддерживаемые силой государственного принуждения. В результате прямого нормотворчества государства формируется такой источник права как нормативно-правовой акт. Нормативно-правовой акт - это официальный документ компетентного государственного органа, направленный на установление, изменение или отмену норм права.
Хочется обратить внимание что, способы формирования права и источники права - не одно и тоже. Способы формирования права - это определенная деятельность, процесс создания того или иного источника права. Источники права - это формы выражения вовне правовых норм, определенные носители, в которых содержатся сформированные нормы права. Во всех этих случаях речь идет о позитивном (объективном) праве, для него характерна неотъемлемая связь с государством. Все пути формирования позитивного права связаны с государством, именно государство превращает различные социальные нормы в правовые. Только после того, как некие правила санкционированы или сформулированы государством и взяты им под защиту государственного принуждения, они могут расцениваться как правовые.4
Так же в качестве путей возникновения права хочется рассмотреть особенности формирования права в европейских государствах и на Востоке.
На Древнем Востоке
возникновение права связано
с кризисными экологическими явлениями,
произошедшими в эпоху неолита
— нового каменного века. Резкое
изменение климата привело к
вымиранию отдельных видов
В долинах крупных рек — Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Янцзы — на рубеже IV—III тысячелетий до н. э. возникли раннеземледельческие общества, а на их основе — раннеклассовые государства.
Правовые нормы формировались
при непосредственном участии государства
путем установления ответственности
за нарушение некоторых обычаев.
Взятые под охрану государством, обычаи
стали одними из важнейших форм выражения
правовых норм. В них еще проявлялись
представления родового строя, но все
большее значение приобретала идеология
раннеклассовых обществ, утверждавшая
социальное неравенство и
Значительную роль в создании права сыграли судебные органы. Рассматривая конкретные дела, они выносили решения, становившиеся правилами при рассмотрении аналогичных дел другими судами. С укреплением государственной власти и развитием письменности правовые нормы стали фиксироваться в законах. Первые законы создавались в качестве сводов правовых обычаев и судебных решений. Такими, например, были законы царя Хаммурапи, правившего в Вавилоне в XVIII в. до н. э.
В отличие от мононормативного социального регулирования первобытного общества, основанного на доминировании запретов (табу), правовая регламентация общественных отношений все больше использовала обязывания и дозволения. Дозволения устанавливали социально оправданную свободу поведения личности, позволяли индивиду действовать по принципу «имею право». Право давало возможность более эффективно разрешать споры между отдельными лицами и общинами, принадлежащими к разным племенам, преодолевая тем самым междоусобицы, имевшие зачастую губительные для общества последствия.
В Древней Греции и Риме
становление права было обусловлено
постепенным разделением труда
и обособлением в самостоятельные
отрасли хозяйственной
В Западной и Восточной
Европе, населенной в основном германскими
и славянскими племенами, становление
права, как и государства, шло
параллельно с разложением
Особую роль в праве феодальной Европы играло каноническое (церковное) право Римской католической и Православной церквей. Каноническое право регулировало внутрицерковные отношения, а также значительную часть внецерковных, главным образом гражданско-правовых, семейных, наследственных, и некоторые уголовные отношения.
3.Первые письменные источники права
Право как сложное социальное явление, помимо своей внутренней структуры, имеет определенные формы внешнего выражения. Под внешней формой права понимаются юридические источники, формально закрепляющие правовые предписания, адресованные участникам правоотношений. Однако помимо формальных (юридических) источников право имеет и другие истоки его формирования, т. е. систему факторов, характеризующих его содержание и формы выражения.
Источник – это
основные начала, исходные положения.
Обычно различают источники
Существующие различные
расхождения в трактовке
Термин «источник права»
может иметь несколько
Источниками права
могут быть и объективные
К первым источникам права можно отнести источники права Древнеримского государства. Римское право — это не только собственно право крупнейшего государства античного мира. В Риме была создана абстрактная правовая форма, которая успешно регулировала любые частнособственнические отношения. Этим объясняется тот факт, что римское право пережило римскую государственность и приобрело новую жизнь в рецепции.
Институции Гая к источникам права относят: законы, сенатусконсульты, конституции императоров, эдикты магистратов, деятельность юристов. В этом перечне указанные источники раскрывают способ (форму) возникновения норм права. Следовательно, источник права понимался в Риме как способ (форма) образования права.
В Институциях Юстиниана упоминается два вида источников:
1) закон и другие нормы, исходящие от государственных органов и зафиксированные ими в письменной форме;
2) нормы, складывающиеся в практике (имеются в виду правовые обычаи).
По признаку письменной и устной формы источников римляне разделяли право на писаное (jus scriptum) и неписаное (jus non scriptum): «Наше право является или писаным, или неписаным…» (D. I. I. 1. 6).7
В более широком смысле
к источникам права относятся
многочисленные правовые и другие памятники,
содержащие юридические нормы и
иные данные о праве. В первую очередь
к ним можно отнести