Происхождение государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является обобщение теорий происхождения государства и их всесторонний анализ, выделение различных направлений эволюции науки теории происхождения государства, закономерностей и особенностей происхождения государства.
Цель предполагает постановку и решение следующего круга задач:
- основные теории происхождения государства.
- общие закономерности возникновения государства.
- особенности возникновения государств у разных народов мира.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Основные теории происхождения государства. 5

2. Общие закономерности возникновения государства. 19


3. Особенности возникновения государств у разных народов мира. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа содержит 1 файл

Происхождение государства.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

     Эта теория имеет немало достоинств. Экономический  фактор, положенный в основание становления  государства, способен лучше объяснить общественные явления, чем другие факторы - психологические, биологические, моральные, этнические, хотя и они должны учитываться. Классовый подход дает возможности для анализа возникновения государства, для определения сущности государства. Однако он не является единственным и приоритетным для всех времен и народов. Чрезмерный акцент на роли классов и классовой борьбе в возникновении государства привел сторонников этой теории к ряду мифологических выводов. Государство объявлялось временным явлением, возникшим вместе с возникновением классов. Считалось, что государство отомрет вместе с отмиранием классов и установится общество коммунистического самоуправления.

     Недооценивался  идеологический фактор (сознание), который, наряду с материалистическим (бытие), играет существенную роль.[13]

     Сторонники  теории насилия утверждали, что первобытные  племена при встречах между собой  воевали и победители превращались в господствующую часть общества, создавали государство, использовали государственную власть для насилия над покоренными народами. Государство, по мнению представителей этой теории, возникало из силы, навязанной обществу извне. Классовое деление общества имело этническое, даже расовое, происхождение.

     Например, К. Каутский, который также склонялся в объяснении происхождения государства к теории насилия, считал, что и первые классы, и государство образуются из племен при их столкновениях, при завоеваниях. Причем утверждалось, что, как правило, кочевники-скотоводы покоряют мирных оседлых земледельцев.

     «Племя  победителей, – писал он в книге  «Материалистическое понимание  истории», – подчиняет себе племя  побежденных, присваивает себе и  всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. При всяком случае такого завоевания возникает деление на классы, но не вследствие деления общины на различные подразделения, но вследствие соединения в одно двух общин, из которых одна делается господствующим, другая угнетенным и эксплуатируемым классом, принудительный же аппарат, который создают победители для управления побежденными, превращается в государство».

     Как видно, и К. Каутский считал, что государство  – не результат внутреннего развития общества, а навязанная ему извне  сила, что первобытная родовая демократия сменяется государственной организацией только под внешними ударами.

     Данная  теория улавливает отдельные явления  в образовании государства, преувеличивает их, придает им универсальный характер.

     Действительно, завоевания одним народом другого имели место, отражались и на социально-этнической структуре вновь возникающего общества. Однако это были уже вторичные процессы, когда первичные, раннеклассовые государства уже существовали как города-государства, когда завоеванные народы или имели уже свои органично возникшие государственные образования, или достигали в своем развитии уровня, при котором были готовы воспринять государственно организованные формы общественной жизни. Кроме того, теория насилия опять же имеет вневременной, абстрактный характер, соответствует представлениям и уровню знаний XIX – начала XX века.

     Вместе  в тем «завоевательный» фактор в  образовании государства отбрасывать  не следует, помня, однако, и о том, что история дает множество примеров поглощения, растворения побежденным народом завоевателей, сохранение и усвоение завоевателями государственных форм побежденных народов. Словом, теория насилия не раскрывает сущностных причин происхождения государства, только открывает отдельные его формы, главным образом вторичные (войны городов-государств между собой, формирование территориально более обширных государств, отдельные эпизоды в истории человечества, когда уже существующие государства подвергались нападению народов, не знавших еще государственной организации, и либо разрушались, либо использовались победителями (например, нападения германских племен на Рим).[10]

     Большинство ученых исходят из того, что нельзя связывать возникновение государства  только с каким-то одним фактором, а именно комплекс факторов, объективные  процессы, происходившие в обществе, обусловили появление государственной организации [1]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Общие  закономерности возникновения государства. 

     В далекой древности государства  не было. Условно этот период можно  назвать догосударственным обществом, которое поэтапно представляло собой:

- праобщину  (первобытное человеческое стадо),

- родовую  общину,

- крестьянскую  общину.

     Община - универсальная форма организации  аграрных и иных ранних обществ, через  которую прошли (или проходят) все  народы мира. В период существования праобщины закончилось биологическое развитие человека, возникли искусственные жилища и орудия труда в целях самосохранения и жизнеобеспечения. Люди объединялись в коллективы, построенные на кровнородственных связях, с властью вожака. Это стало началом социальной организованности, которая развилась в период родовой общины благодаря коллективизму в производстве и потреблении. Поскольку орудия труда были примитивными, а производительность труда - низкой, родовая община пользовалась всем сообща - имела общую собственность, равномерное распределение средств к жизни (дележка поровну).

     Ведущую роль в родовой общине сначала  играла женщина (матриархат), она заботилась о детях и вела хозяйство. Родство  соблюдалось по материнской линии. Роды объединялись в племена в результате брачных связей, запрещенных внутри рода. [6]

     Общность  интересов, производства и потребления  членов рода обусловили такую организацию  социальной власти, как первобытное  общественное самоуправление.

     Признаки  первобытного общественного самоуправления.

1) существовало  только в рамках рода, выражало  его волю и основывалось на  кровных связях;

2) субъект  и объект управления совпадали;

3) органами  самоуправления выступали родовые  собрания, то есть собрания всех  членов рода (мужчин и женщин), и избираемые ими старейшины;

4) общественные  дела решались волеизъявлением  взрослых членов рода на собраниях;

5) власть  старейшин, стоящих во главе  рода, а также военачальников (избирались  только на период военных действий) основывалась на авторитете, опыте, уважении. Племя управлялось советом старейшин, который избирал вождя;

6) должность  старейшины не давала никаких  привилегий. Он работал наравне  со всеми и получал свою  долю, как все;

7) различий  между правами и обязанностями  у членов рода не было.

     Итак, общественная власть совпадала непосредственно с родовой общиной, не была отделена от нее. Единство, взаимопомощь, сотрудничество всех членов рода, отсутствие противоположных интересов позволяли родовым собраниям без конфликтов решать все вопросы.

     Известно, что государства появляются на определенной ступени развития общества. Их возникновение связано с тремя крупными общественными разделениями труда:

1) выделением  скотоводства как обособленной  сферы общественной деятельности (средством обмена стал скот, который приобрел функцию денег);

2) отделением  ремесла от земледелия (изобретение  ткацкого станка, овладение навыками  обработки металлов);

3) появлением  группы людей (купцов), занятых  только обменом (сосредоточение  богатства в их руках благодаря  посреднической миссии)

     В результате общественного разделения труда изменилась хозяйственная  жизнь родовой общины (привлечение  военнопленных в качестве рабочей  силы с целью извлечения прибавочного продукта). Женский род заменяется мужским (патриархат), где родство  ведётся по отцовской, а не по материнской линии. На смену групповому браку приходит парный брак. Интересы патриархальных семей уже не полностью совпадают с интересами рода. С появлением семьи началось разложение родовой общины. Возникла крестьянская община.

     Наличие избыточного продукта позволило сосредоточить некоторым семьям, их главам, старейшинам, военачальникам орудия труда, запасы товаров, стать владельцами обособленных участков земли и рабской силы, захваченной в результате войн. Развивалась социальная неоднородность общества. Имущественное неравенство (сначала - межродовое, а затем внутриродовое) Послужило причиной расслоения общества и появления групп людей, которые «специализировались» на выполнении общесоциальных дел (администраторы, контролеры, казначеи и др.).

     Иной  становится организация власти. Вместо собрания членов рода все чаще проводились  только собрания мужчин. Постепенно осознавалась важность хорошего управления, руководства. Произошло разделение функций власти на светскую (управление), военную (военное руководство), религиозную. Совет старейшин становится органом текущего управления. Появляется племенная бюрократия (управленческая, военная, религиозная), которая осуществляет руководство обществом уже не только в его общих интересах, но и в собственных, групповых, классовых интересах.

     Потребовалась качественно новая организация, способная сохранять и обеспечивать жизнь общества как целого организма. Возникла необходимость в публичной  власти, отделенной от общества, с особыми  отрядами людей, которые занимаются только управлением и имеют возможность осуществлять организованное принуждение. Такой организацией стало государство.

     Следует учесть, что родовая организация  постепенно эволюционировала в государство, проходя определённые переходные стадии, одной из которых была «военная демократия» (органы самоуправления ещё сохраняются, но уже новые догосударственные структуры в лице военачальника и его дружины набирают силу).

     Таким образом, причинами возникновения  государства являются:

1) необходимость  совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением в результате развития производства, разделения труда, изменения условий распределения продуктов, ростом численности населения и расслоением общества на социально неоднородные группы (классы);

2) необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего его социальную устойчивость, что достигается с помощью общеобязательных социальных (прежде всего юридических) норм;

3) необходимость  подавления сопротивления эксплуатируемых  масс, возникших в результате расслоения общества на социально неоднородные группы (классы);

4) необходимость  защиты территории и ведения  войн, как оборонительных, так и  захватнических;

5) необходимость  организации крупных общественных  работ, объединения для этой  цели больших групп людей (в ряде стран Азии и Африки). [13]

     Как правило, древнейшие государственные  образования закономерно возникают  на социально-экономической основе раннеземледельческого общества и  характеризуются как раннеклассовые государства. Эти первичные государства возникают к IV-III тыс. до н.э. в Месопотамии, Месоамерике, в Горном Перу, в некоторых других районах разновременно и независимо друг от друга. [11]

     Первоначально они возникают как города-государства. Поселок (селение), в котором живут  свободные общинники-земледельцы, представляет теперь не родовую (семейную), а соседскую общину. Он выделяется из группы первоначальных селений в хозяйственный и религиозный центр, постепенно перерастает в административно-хозяйственный и религиозный центр-город. Этот город с прилегающей к нему небольшой сельскохозяйственной местностью и становится городом-государством. В таком городе постоянно проживают вожди и жрецы, он становится местом, где происходят заседания советов и собраний. [10]

     Город-государство  знает уже четкую социальную дифференциацию, имущественное расслоение, разделение труда здесь закрепляется территориально – появляются кварталы горшечников, медников, других ремесленников, выделяется знать, формируется первоначальный аппарат управления: лица, занимающиеся организацией производства, учета, организацией общественных работ, выдачами из общественных фондов и т.п.

     В городе-государстве организуются три  центра управления, административного  и идеологического лидерства: городская община, дворец и храм. В частности, храмы начинают выступать как религиозные, организационно-хозяйственные, распределительные и информационные системы.

     Город начинает выполнять по отношению  к другим прилегающим селениям функции  государственного управления. Эти функции весьма многообразны: управление общинными земледелием и землевладением; выполнение общественных ритуальных обрядов; осуществление межгосударственного продуктообмена, который со временем развивается в товарообмен (продуктообмена внутри города-государства почти не существует: каждая «большая семья» – родители, их дети, молодые мужчины и женщины с их женами и мужьями, внуки, другие родственники – обеспечивает себя полностью, за исключением украшений, керамики, некоторых орудий, и лишь на последующих этапах возникают рынки, т.е. торговля); защита от военных нападений и организация военных походов для покорения других городов-государств, взимание дани или налогов; создание и распределение общественных фондов, в основном продуктов на случай стихийных бедствий, военных нападений и т.п.; создание институтов для рассмотрения споров, поддержания соответствующих традиций, обычаев, установления светских и религиозных правил (при переплетении таковых); развитие ремесла и торговли и ряд других функций.

Информация о работе Происхождение государства и права