Происхождение государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является обобщение теорий происхождения государства и их всесторонний анализ, выделение различных направлений эволюции науки теории происхождения государства, закономерностей и особенностей происхождения государства.
Цель предполагает постановку и решение следующего круга задач:
- основные теории происхождения государства.
- общие закономерности возникновения государства.
- особенности возникновения государств у разных народов мира.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Основные теории происхождения государства. 5

2. Общие закономерности возникновения государства. 19


3. Особенности возникновения государств у разных народов мира. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа содержит 1 файл

Происхождение государства.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

     Разумеется, теологическая теория исходит из религиозных воззрений, не является научной, но отражает отдельные реальные процессы, действительно имевшие место в процессах становления государств.

     Договорная (естественно-правовая) теория (Г. Гроций, Б.Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж.Руссо, Я. Козельский, Н. Радищев, И. Кант). Данная теория основывается на идее происхождения государства в результате соглашения (договора) как акта разумной воли людей. Объединение людей в единый государственный союз рассматривается как естественное требование сохранения человеческого рода и обеспечения справедливости, свободы и порядка.

     В основу теории естественного права  положен тезис о том, что государству  предшествовало естественное состояние  людей. Оно представлялось авторам  теории неоднозначно. Гоббс считал, что в естественном состоянии происходит «война всех против всех». Руссо, наоборот, рисовал радужную картину свободы и равенства. Однако все они рассматривали государство как продукт человеческой деятельности и стремления людей к выживанию. Договорившись о создании государства, люди либо передают правителю часть своих прирожденных прав, чтобы потом получить их из его рук (один вариант трактовки происхождения государства), либо условливаются о сохранении своих естественных прав (другой вариант). В любом случае предусматривается обеспечение прав и свобод личности в рамках государства.

     Разумеется, объективные причины возникновения  государства нельзя объяснить только договором. Их значительно больше. Вместе с тем договор играет значительную роль в создании ряда государств, в  практике их государственного строительства. Так, Конституцией США закреплен договор между народами, находящимися в составе государства, и определены его цели: утверждение правосудия, охрана внутреннего спокойствия, организация совместной обороны, содействие общему благосостоянию. [13]

     Представители договорной теории возникновения государства  считали, что договор об образовании  государства заключался между каждым членом общества и государством. По договору люди передают часть своих  прав государству, которое обязуется  охранять их собственность и безопасность. Таким образом, не божественная Воля, а сами люди, их сознательная деятельность стали причиной образования государства. [5]

     Сторонники  этой теории исходили из того, что государству  предшествует естественное состояние общества. Оно по-разному трактовалось различными учеными. Так, Гоббс считал, что это было состояние «войны всех против всех». Руссо, напротив, исходил из того, что люди в этом состоянии обладали естественными, прирожденными правами и свободами, что это был «золотой век» человечества. Но после появления частной собственности возникло социальное неравенство.

     В России представителем договорной теории был революционный демократ А.Н. Радищев (1749 – 1802), который утверждал, что государственная власть принадлежит народу, передана им монарху и должна находиться под контролем народа. Люди же, входя в государство, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу. Отсюда он и выводил право народа на восстание и революционное ниспровержение монарха, если тот допускает злоупотребление властью и произвол.

     В договорной теории государство возникает  как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который  вступают люди, находившиеся до этого  в «естественном», первобытном состоянии. Государство – это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. [9]

     Общественный  договор, создающий государство, понимался  как согласие между изолированными до того индивидами на объединение, на образование государства, превращая неорганизованное множество людей в единый народ. Но это не договор-сделка с будущим носителем власти, а договор, имеющий конститутивный (устанавливающий) характер, создающий гражданское общество и государственное образование – политическую организацию – государство.

     В договорной теории в связи в этим различали первичный договор  объединения и вторичный договор подчинения, договор народа с князем или иными государственными органами.

     Следует подчеркнуть, что при этом общественный договор мыслился не как исторический факт подписания всеми какого-либо конкретного документа, который лег в основу появления государства, а как состояние общества, когда люди добровольно объединились в его государственно-организованную форму, как принцип, обосновывающий правомерность государственной власти.

     Договорная  теория использовалась в разных целях. Руссо, Радищев обосновывали начала народовластия, народного суверенитета, поскольку первично власть принадлежала объединившемуся в государство народу и могла им быть отобрана от недобросовестного, некомпетентного правителя, у которого таким образом, была лишь производная от народа власть. Гоббс, наоборот, доказывал, что коль скоро власть добровольно передана правителю, например, князю, то он – князь – отныне обладает неограниченными полномочиями. Локк обосновывал конституционную монархию, т.к. общественный договор, по его мнению, представлял собой определенный компромисс между народом и правителем, определенное ограничение свободы и народа, и монарха.

     Сторонники  договорной теории разработали и  естественно-правовую концепцию прав и свобод человека и гражданина, которая будет подробно рассмотрена  в следующей главе.

     Как следует оценивать всю сумму  теоретических представлений о  договорной природе государства исходя из современных научных знаний?

     Безусловно, договорная теория была крупным шагом  вперед в познании государства, т.к. порывала с религиозными представлениями о происхождении государства и государственной власти. Она уловила и некоторые реалии в возникновении отдельных государственных образований. Например, переход от первобытного общества, где власть принадлежала всем общинникам, их собранию, избранному ими совету, военачальнику, вождю – к государству, где власть принадлежала уже государственным органам, царю, особому слою людей, выделившемуся для управления народом.

     Отражала  эта теория и договорную практику многих феодальных городов, заключавших  договор с князем о его материальном обеспечении в обмен на управление городом, на защиту города.

     Имела эта теория и глубокое демократическое  содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного монарха, вплоть до революционного восстания.

     Даже  в XX веке эти идеи получали свое распространение  и воплощение, например, когда было заключено соглашение в кризисный период 80-х годов между польской «Солидарностью», представлявшей как бы польский народ, и властью.

     В то же время договорная теория грешит крупными недостатками, в том числе  вневременным, абстрактным представлением о первобытном обществе, его состоянии. По мнению Гоббса, это первобытное состояние представляло собой войну всех против всех, а по мнению Локка, Руссо – золотой век всеобщего мира и благоденствия, свободы и равенства. Ныне наука располагает данными об ограниченности и схематичности, умозрительности, как тех, так и других представлений. [10]

     В договорной теории основная фигура –  это абстрактный, изолированный  человек, этакий Робинзон, который вступает в соглашение и образует государство. Но такого изолированного человека как субъекта исторического процесса создания государства никогда не существовало. Человек выступал в различных социальных объединениях: общинах, кланах, больших семьях, классах, в обществе, которые и были реальными субъектами этого процесса.

     Однако  позитивное содержание договорной теории происхождения государства было столь значительным, как подчеркивалось выше, что оно и сейчас используется во многих демократических, либеральных движениях, хотя, разумеется, и в новых, современных формах. [2]

     Органическая  теория (Г. Спенсер) отождествляет процесс  возникновения и функционирования государства с биологическим  организмом. Представления о государстве  как о своеобразном подобии человеческому  организму сформулированы еще древнегреческими мыслителями. Г.Спенсер в XIX в. развил эту мысль, заявив, что государство - это общественный организм, который состоит из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток.

     Согласно  его теории, государство, как и  всякое живое тело, базируется на дифференциации и специализации. Дифференциация означает, что государство вначале возникает как простейшая политическая реальность и в процессе своего становления усложняется, разрастается. Этот процесс завершается гибелью государства в результате его старения. Специализация предполагает, что формирование государства сопровождается объединением индивидов в группы-органы, каждая из которых осуществляет определенную, только ей свойственную функцию. В результате складывается система органов государства. И все это происходит как в живом организме, части которого специализируются на определенной функции в системе целого.

     Такое представление о государстве  кажется, на первый взгляд, наивным  и ненаучным, однако и здесь есть рациональное зерно. Оно выражается в признании связей законов общественной жизни и законов природы, понимании того, что человек становится существом общественным, будучи уже биологически сформированным индивидом с волей и сознанием. Иными словами, человек первоначально является творением природы, затем - членом общества, а потом - гражданином государства.

     Позитивным  можно назвать обоснование дифференциации (деление на классы) и интеграции общественной жизни (объединение людей  в государство). [13]

     Один  из ее основоположников профессор Л.И. Петражицкий (1867 - 1931 гг.) объяснял появление государства особыми свойствами человеческой психики, в частности стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни. Таким образом, государство и право порождены не материальными условиями жизни, как в марксистской доктрине, а особыми психическими свойствами людей, их эмоциями, переживаниями.

     Петражицкий, например, утверждал, что без правовых переживаний людей невозможно существование  устойчивых социальных групп, а также общества и государства. Причиной возникновения государства является определенное состояние психики людей. Постоянная зависимость людей первобытного общества от авторитета вождей, служителей язычества и колдунов, страх перед их магической силой привели к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно. [15]

     Теория  насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский) объясняет возникновение государства  как результат войн, насильственного  подчинения одними людьми других (у Е. Дюринга - части общества другой частью, у Л. Гумпловича и К. Каутского - одного племени другим).

     Они отрицают внутренние социально-экономические  причины происхождения государства. Все государственно-правовые институты, существующие в обществе, выводятся ими из голого насилия. Насилие лежит и в основе возникновения частной собственности.

     Государственная власть, по мнению Л. Гумпловича, возникает  из физической силы, из господства племени, которое сначала физически преобладает  над другим племенем, а потом превращается в господство класса.

     Только  теорией насилия нельзя объяснить  происхождение государства. Однако ряд идей, составляющих теорию насилия, заслуживают внимания. Исторический опыт свидетельствует, что завоевание одних народов другими было реальным фактом существования государственности на протяжении долгого времени (например, Золотая Орда). Элементы насилия сопровождают образование любого государства (римского, древнегерманского, Киевской Руси). Насилие - борьба между Севером и рабовладельческим Югом - сыграло определенную роль в образовании США.

Материалистическая (классовая) теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) базируется на тезисе об экономических  причинах (наличие частной собственности) возникновения государства, породивших раскол общества на классы с противоположг ными интересами. К. Маркс писал, что государство есть «орган господства, орган угнетения одного класса другим». В.И. Ленин называл государство «машиной для поддержания господства одного класса над другим». В их трактовке государство обеспечивает преимущественные интересы экономически господствующего класса с помощью специальных средств подчинения и управления.

     Если  Е. Дюринг, Л. Гумплович в основу возникновения  государства положили факторы внутреннего  или внешнего насилия, то К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин руководствовались положением, что государство - не сила, навязанная извне, а результат внутреннего развития общества.

Информация о работе Происхождение государства и права