Проблемы теории государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 12:16, контрольная работа

Описание работы

1. Соотношение внутригосударственного и международного права
2. Субъективное и объективное право
3. Правотворческий процесс

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 37.50 Кб (Скачать)
  1. Соотношение внутригосударственного и международного права (Вопрос № 24)

     Внутригосударственное, т.е. национальное, право и международное  право представляют собой две  различные, самостоятельные системы  права. Это означает, что эти системы  права имеют в своей характеристике как общие черты, так и особенности. Внутреннее право государства регулирует отношения внутри страны, на ее территории. Международное право есть совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами1.

     Внутригосударственное право, законодательство определяют организацию  и деятельность государства, его  политику внутри страны и на международной  арене. Особенно зримо это проявляется  в правовом государстве, выражающем суверенную волю народа.

     Международная система – специфическая социальная система, в которой находят выражение  исторические закономерности развития человеческой цивилизации. Современная  международная система, ее нормативная  основа – международное право, международная  мораль – сформировались как результат  борьбы и сотрудничества государств, народов.

     В теории международного права существуют дуалистическая и монистическая  концепции в отношении вопроса  о взаимосвязи международного права  и внутригосударственного права.

     Дуалистическая  концепция рассматривает международное  право и внутригосударственное  право как самостоятельные, не имеющие  общих точек соприкосновения  комплексы.

     Монистическая теория предполагает, что международное  право и внутригосударственное  право являются составными частями  единого правопорядка. В рамках монистической  теории существует концепция примата  международного права над внутригосударственным  правом и концепция примата внутригосударственного права над международным правом.

     Национальные  системы права регулируют внутригосударственные  отношения. Нормы внутригосударственного права не могут регулировать международные  отношения. Однако это не означает, что эти нормы, вся система  внутреннего права не могут воздействовать на международное право. Есть определенные формы влияния норм внутригосударственного права на международные отношения  и международное право.

     Внутригосударственное право находит выражение во внешней  политике и дипломатии государства. Конечно, внешняя политика и дипломатия государства не должны вступать в  противоречие с общепризнанными  принципами и нормами международного права. Через политику, дипломатию государство  выражает и утверждает правовые идеи, взгляды, нормы, закрепленные в политическом, правовом, нравственном сознании народа, в нормативно-правовых актах, и тем  самым воздействует на международную  жизнь, межгосударственные отношения, на международное право.

     Одной из таких форм воздействия внутреннего  права на международные отношения, нормы международного права является закрепление в Конституции государства, других правовых актах принципов  международного права. В преамбуле  Конституции Российской Федерации  получили выражение принцип уважения прав и свобод человека, общепризнанные принципы равноправия и самоопределения  народов, принцип суверенной государственности  России. Конституция Российской Федерации  установила, что «общепризнанные  принципы и нормы международного права и международные договоры Россииской Федерации являются составной частью ее правовой системы» (ч. 4 ст. 15).

     Таким образом, международное право и  внутригосударственное право не существуют изолированно друг от друга. На нормотворческую деятельность в международном праве оказывают влияние национальные правовые системы.

     Проблема  взаимосвязей закона, международного договора, норм международного права  в регулировании внутригосударственных  отношений обретает новые аспекты  в связи с развитием отношений  между Российской Федерацией, ее центром  и субъектами Федерации (регионами). Представляет интерес в теоретическом  и практическом плане исследование правовых проблем международной  деятельности субъектов Российской Федерации.

 

  1. Субъективное  и объективное  право (Вопрос № 21)

     Право не сводится к совокупности юридических  норм, оно воплощено в правах участников общественных отношений. Это юридические (юрисдикцией обеспеченные) права - они общезначимы и защищены государством, им соответствуют юридические обязанности, которые вместе с правами записаны в общих нормах законодательства, в судебных решениях, сформулированы в правовых обычаях2.

     Право понимается как «субъективное» и  «объективное». Термин «объективное право» рассматривается как совокупность (система) общеобязательных юридических норм, установленных и охраняемых государством, а понятие «субъективное право» означает права, принадлежащие конкретному субъекту, индивиду.

     Субъективное  право есть мера возможного поведения субъекта. Для того чтобы использовать возможное поведение, он должен считаться с аналогичными возможностями других субъектов права. Право в субъективном смысле есть индивидуализированное право. В нем общие юридические права и обязанности становятся принадлежностью конкретных лиц и таким образом переводят его в плоскость правоотношений. Субъективное право неразрывно связано с субъективной юридической обязанностью. Субъективная юридическая обязанность есть мера должного поведения лица. Если субъективное право связано с субъективными интересами лица, то субъективная обязанность связана с возможностью принуждения.

     В трактовке субъективного права  имеются два подхода, в зависимости  от существующего в юридической науке и практике правопонимания.

     Первый  из них связан с существующей характеристикой  права как совокупности общеобязательных юридических норм, установленных  и охраняемых государством (позитивное право). При этом субъективное право  и субъективная обязанность рассматриваются как следствие действия нормы объективного права. Такой подход имеет место там, где господствует система позитивного права, где право и закон совпадают по содержанию.

     Представители естественно-правовой теории происхождения  и трактовки права считают, что  субъективные юридические права  – следствие правовых притязаний (правомочий), присущих субъектам общественных отношений. Таким образом, складываются фактические правоотношения, которые  затем должны получить официальное  признание (санкционирование) со стороны  государства или же судебную защиту.

     Субъективное  юридическое право характеризуется  следующими основными признаками. Во-первых, это возможность субъекта права  самостоятельно осуществлять свои права  в пределах, установленных нормой объективного права. Например, определять судьбу принадлежащей ему на праве  собственности вещи: владеть, распоряжаться  и пользоваться ею по своему усмотрению. Во-вторых, субъективному праву одного лица соответствует субъективная юридическая  обязанность другого лица на определенное поведение в рамках юридического отношения, т. е. один субъект отношений  обязан не нарушать право другого. (Пример: обязанность возвращения в срок взятой взаймы суммы денег.) В-третьих, возможность защищать свое право  путем обращения к правосудию или в иной компетентный орган. Центральным  элементом является возможность  собственных действий, в том числе  возможность обладания, пользования  и распоряжения социальными благами  и ценностями. Однако без второго  и третьего элементов возможность  собственных действий не подкреплена  обязанностью другого лица и его  ответственностью.

     Исторически субъективное право зарождается  раньше, чем право объективное. Природа  субъективного юридического права  заключается в наличных естественных правах человека, которые не могут  быть отчуждены принудительной силой  государственной власти. Впоследствии основные права и свободы человека и гражданина получили законодательное закрепление.

     Право как мера свободы немыслимо вне  общеобязательных правил поведения. Совокупность общеобязательных юридических норм, регулирующих систему общественных отношений, обычно принято называть объективным правом. Это право  обращено ко многим субъектам правоотношений, но не зависит ни от одного субъекта. И поэтому оно называется объективным  правом.

     Объективное право в рамках романо-германской правовой системы отождествляется  с совокупностью норм позитивного  права, где основным источником права  является закон.

     Система современного объективного права создается  в результате нормотворческой деятельности государства (его органов). Она включает конституцию, кодексы, различные нормативно-правовые акты, т. е. всю систему законодательства. Структура объективного права складывается из отраслей законодательства (конституционного, административного, гражданского, уголовного, процессуального и др.).

     Диалектическое  взаимодействие субъективного и  объективного права – структурный  стержень эффективного действия механизма  правового регулирования общественных отношений3.

 

  1. Правотворческий процесс (Вопрос № 25)
 

     Одним из важных направлений государственно-властной деятельности является правотворчество, являющееся ведущим звеном механизма  правового регулирования общественных отношений.

     Правотворчество понимается в двух смыслах:

     1) в узком смысле - когда правотворчество является непосредственным процессом создания правовых норм уполномоченными соответствующими органами;

     2) в широком смысле - когда в процесс правотворчества включается все от правотворческого замысла до практической реализации юридической нормы – подготовка, принятие, опубликование и т. д.

     Как любая процессуальная деятельность правотворчество возникает лишь при наличии определенного юридического факта. Основанием возникновения правотворческого процесса является принятие официального решения о подготовке проекта нормативного акта.

     В какой бы форме это решение  не выражалось, оно является юридическим  актом, который создает права  и обязанности. Необходимо ограничить действия, предшествующие правотворческой деятельности от процессуального начала этой деятельности, так как материалы печати, высказывания политических деятелей и научных работников, предложения государственных и общественных организаций о совершенствовании законодательства еще не свидетельствуют о начале правотворческого процесса, т.е. процессуальные отношения не возникают. Подобные предложения являются социально-политическими предпосылками и основаниями правотворческой деятельности. Именно с момента принятия официального решения о подготовке проекта нормативного акта возникает определенное правоотношение, и с этого момента все действия по созданию нормативного акта качественно отличаются от действий, совершавшихся ранее предпосылок.

     Структура правотворческого процесса состоит из двух частей.

     1. Объединяет организационные аспекты, не связанные с юридически значимыми действиями (подготовка проекта нормативного акта, его обсуждение в соответствующей государственной или общественной организации, трудовом коллективе и т. д.).

     2. Основывается на правовых началах, отправной точкой которых является решение о подготовке проекта нормативного акта.

     Несмотря  на различные виды и особенности  правотворческого процесса можно выделить общие стадии и принципы. Говоря о стадии правотворческого процесса, определим ее как самостоятельный этап процедурных действий по формированию государственной воли, организационно обособленный комплекс тесно связанных между собой действий, которые направлены на создание данного нормативного акта.

     1) связана с предварительным формированием государственной воли при составлении проекта нормативного акта, носит подготовительный характер и не порождает правовых последствий;

     2) предполагает официальное утверждение государственной воли в нормах права за счет превращения проекта нормативного акта в правовой акт, имеющий общеобязательный характер.

     Внутри  названных стадий осуществляются различные  процедурные операции разными уполномоченными  государственными органами, которые  в своей совокупности образуют субъектный состав правотворческого механизма  конкретного государства.

     Характерными  чертами такого процесса в Российской Федерации являются дальнейшее укрепление демократических основ создания правовых норм, гласности и профессионализма, учет общественного мнения, повышение внимания к качеству и теоретической обоснованности принимаемых законодательных решений, широкое привлечение научной общественности к их выработке и обсуждению4.

  1. Предварительное формирование государственной воли (подготовка проекта) это первый этап правотворческого процесса. Он начинается с принятия решения о подготовке проекта. Оно, прежде всего, находит воплощение в утвержденных планах подготовительных работ, принятие которых осуществляется в правотворческой практике Российской Федерации и ряда других государств.

     Кроме того, относительно законопроектов такое  решение может исходить от высшего  законодательного органа страны в форме  поручения своим постоянным комитетам, Правительству РФ или какому-либо иному органу или их совокупности разработать проект конкретного  акта. Законопроект может быть подготовлен  и по инициативе Президента РФ, Правительства  РФ, постоянных комитетов Государственной  Думы, других органов и организаций, обладающих правом законодательной  инициативы. Наконец, инициативу в подготовке законопроекта могут проявить входящие в Российскую Федерацию субъекты через их высшие органы государственной  власти.

Информация о работе Проблемы теории государства и права