Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 14:42, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в анализе правового государства как социального явления и существующих проблем его построения.
Достижение этой цели связано с решением следующих задач:
1. Анализ понятия и принципов правового государства,
2. Выделение основных проблем правового государства в РФ,
Введение………………………………………………………………………3
1. Правовое государство: понятие, признаки и принципы……………5
2. Выбор модели правового государства: постановка проблем и их реализация……………………………………………………………..14
3. Теоретико-методологические проблемы конструирования правового государства……………………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………..25
Список использованной литературы……………………………………….27
Известно, что необходимым условием функционирования правового государства является разделение властей. Однако новое видение правового государства предполагает не только сам факт разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, но и определение качественных характеристик этого разделения. Если на этапе правового государства эпохи Просвещения сам акт разделения властей был достаточным условием для создания системы “сдержек и противовесов”, которая противостояла деспотизму и тоталитаризму феодально-абсолютистской государственности, то с точки зрения анализируемой нами содержательной формы правового государства этого недостаточно. Исторический опыт и современная действительность убедительно доказывают, что сам факт разделения властей не может предотвратить опасности превращения государства в авторитарное, утрачивающее признаки правового государства. Факт разделения властей является необходимым, но еще не достаточным условием для функционирования правового государства. Разделение властей является всего лишь предпосылкой, ограждающей от чрезмерного возвышения какой-либо из ветвей власти (особенно неоправданно усиление исполнительной власти).
Какова же природа качественной основы, которая позволяет создать прочную правовую систему взаимодействия ветвей и власти? Этот подход предполагает внутреннюю согласованность относительно независимых друг от друга ветвей власти. В качестве стержневого момента согласованности должны выступать системообразующие факторы и ценности: главным образом это соблюдение и защита прав и свобод человека; содержательное определение права, т.е. определение, включающее в себя общие для всех властей требования и обязательства. Среди них назовем приверженность естественному правопониманию; строжайшее соблюдение правовой политики; создание законодательной практики, которая базируется не на произвольном формировании законов, а на основе объективных закономерностей развития правовых ценностей; установление сфер правоприменения, которое исключает декларативность законов и видит смысл права в его действии, механизме практической реализации правовых норм и установок. Системообразующие факторы и требования детерминируют характер и способ действия каждой власти. Любая из властей – законодательная, исполнительная, судебная и, можно добавить, информационная становится составляющей правового государства лишь в силу ее двойственного характера. А это означает, что, скажем, исполнительная власть должна одновременно выполнять присущую ей специфическую функцию и вместе с тем должна содержать в себе качественные характеристики, необходимые для функционирования правового государства. Ибо ее действие в качестве специфической исполнительной, законодательной или судебной является всего лишь средством, которое правовое государство использует в целях своего развития и “воспроизводства”. В силу сказанного можно сделать вывод, что гарантия для предотвращения смешения властей или возвышения одной из ветвей власти за счет других появляется лишь в том случае, когда основу ее деятельности составляет процесс формирования и развития системообразующих правовых ценностей, а не собственные амбиции и специфические для нее предметы ведения и полномочия. Данный подход к разделению властей позволяет создать достаточно надежный базис для эффективного решения и такой прагматической задачи, как отбор профессионалов для работы в государственном аппарате. При этих условиях резко сокращается зона действия протекционизма, отбора по признаку личной преданности и политической благонадежности. Достойно сожаления, что в нашей стране слабо учитываются как правовые требования к самой власти, так и определение профессионалов правотворчества и государственного управления на основе цивилизационных критериев.
В русле теоретико-методологических проблем конструирования находится и такая проблема как выбор методов, процедур, необходимых для придания самому процессу конструирования правового государства эффективности и рациональности. Эта проблема может быть разрешена с помощью применения методов правовой технологии. В качестве таких методов для современной социальной и правовой ситуации принципиальное значение имеют метод поэтапного изменения и построения институтов государства и права и метод рационального конструирования[5]. Сторонник поэтапного метода, опираясь на знание специфической природы конкретной правовой ситуации, “правовой природы вещей”, ее потребностей и возможностей, ставит перед собой достаточно определенную цель изменения и преобразования правовых реалий. Этим он существенно отличается от тех, кто основной своей задачей считает поиск “конечного блага”, идеала правового государства. Утопичность и нерациональность последнего метода проявляется в определении границ переходного периода в России. Вначале считалось, что этот период завершается временем принятия Конституции РФ 1993 г. Такое определение границ переходного периода наложило свою печать на характер законодательных решений: многие из них носили (и продолжают носить) временный характер, рассчитаны на короткий срок действия. Сегодня же прослеживается иная крайность: утверждается, что переходным периодом следует считать временной интервал, в течение которого Россия на практике станет демократическим, правовым, федеральным и социальным государством. Если в первом случае утопический и субъективный подход к определению переходного периода выразился в форсировании событий, что в ряде случаев привело к нерациональности законодательных решений, их неадекватности реальным общественным отношениям. То во втором случае определение границ переходного периода временем практической реализации “конечного блага” построением демократического, правового государства, может послужить удобным поводом и праводоподобным аргументом, чтобы откладывать принятие самых неотложных мер по конструированию эффективной правовой системы на более поздний срок, когда-де условия будут соответствовать правовому государству. Хотя, как известно, в идеале такого государства нет, и весьма проблематично, будет ли оно в будущем. Другими словами, если человечество способно достичь на практике такого совершенства, то произойдет это очень не скоро. Принципиально иной методологический подход предлагает метод поэтапного изменения и построения новых правовых институтов. В данном случае не ставится (в качестве основного приоритета) общая задача осуществления правового государства, напротив, приоритет отдается частным, поэтапным изменениям. Скажем, уже сегодня ставится разумная и практически достижимая цель – разработать такие способы и процедуры, осуществление которых позволит сократить разрыв между содержательным (материальным) правом и организационно-процессуальной стороной, т.е. механизмом его реального действия. Причем решение этой задачи может быть также разбито на этапы. При этом используется метод проб и ошибок, метод корректировки – внесения поправок в правоприменительную практику, исправление тех или иных приемов, процедур, а также отдельных законодательных актов с целью повышения эффективности их действия. Как видим, здесь акцент переносится на осуществление конкретных мер, их эффективность. Но именно реализация этих мер и есть практический путь и необходимое условие для построения правового государства.
Не менее значимым является и проблема выбора рационального или иррационального метода. Один из них ведет к формированию рациональных правовых институтов, другой – иррациональных. Первый – конструктивный или институционный метод – предполагает долгосрочно действующую правовую структуру, которая в состоянии дать правовое обеспечение долгосрочной стратегии социально-экономического развития. Изменения в эту структуру вносятся с таким расчетом, чтобы в переходный период население смогло сознательно и безболезненно (т.е. гарантированно), без особого ущерба для себя перейти на новые правовые стандарты. В силу долговременности и стабильности действия правовая структура становится понятной для граждан, их правосознание будет направлено на рациональное ее использование, как в личных интересах, так и в интересах общества в целом. В этой обстановке создаются демократические условия проверяемости и подконтрольности действия правительства и государственных чиновников. Формируется общественная атмосфера уверенности, спокойствия, т.е. атмосфера устойчивости и безопасности. Иная картина наблюдается в условиях действия второго метода (иррационального или деструктивного) – “личного”, “прямого” вмешательства правительства и государственных органов. Правовые структуры, использующие данный метод, дискретны; правовые нормы часто меняются, возникает масса противоречий между различными правовыми актами, регламентирующими одни и те же отношения. Это явление характерно для современного права. Последствиями применения иррационального метода стало игнорирование правовой защищенности личности в сфере труда. Ярким примером такого метода стали акции, проведенные Правительством РФ в августе 1998 г., которые привели к очередному кризису в сфере банковской, и в целом финансовой системы России, вызвали девальвацию отечественной валюты и резкое снижение покупательской способности большей части населения. Метод “прямого”, “личного” толкования права был возведен в ранг приоритетного в трактовке легитимности или нелегитимности правовых норм, закрепленных Конституцией, что, в конечном счете, и стало одной из причин эскалации правового нигилизма. С точки зрения действительного, а не декларативного демократического правового государства, без сомнения, рациональный метод предпочтительнее, более того, он является гарантом устойчивости демократии, способом ее цивилизационного развития.
Итак, проблемы конструирования правовых институтов и в целом правовой системы включают в себя не только выбор стратегически обоснованных моделей общества как базового ядра социального развития страны, но и систему методов и процедур, необходимых для эффективного и рационального изменения и построения институтов, соответствующих концепции правового государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод:
Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.
Оно имеет ряд общих и объединяющих всех членов гражданского общества правовых основ, которые по своей сути носят надклассовый и общечеловеческий характер.
Правовое государство как особое звено политической системы общества располагает специальным аппаратом управления и принуждения. Последний в данном случае выступает в виде совокупности разнообразных органов и организаций, связанных друг с другом едиными принципами образования и функционирования и объективно необходимых для выполнения стоящих перед государством целей и задач.
Проанализировав изученный материал, познакомившись с работами авторов относительно путей и методов совершенствования государственного устройства и создания правового государства, хотелось бы высказать свою точку зрения на ряд положений по этой проблеме.
На протяжении многих столетий с момента зарождения государственной формы устройства и организации жизни общества человечество всегда стремилось найти оптимальные варианты взаимоотношений между интересами личности, общества и власти. Мировая история богата примерами свидетельствующими о многочисленных неудачах и трагедиях, связанных с игнорированием объективных правовых начал рациональной и разумной организации государственного устройства. Власть, формирующая свои взаимоотношения с обществом преимущественно только на принуждении, силе, жестокости рано или поздно обречена на вымирание и гибель.
Стабильное государство - это государство не только сильное в экономическом плане, но и прочное своими внутренними политическими и правовыми связями, которые являются цементирующей основой любого общества и создают надежные предпосылки для его гармоничного развития. И чем справедливее правовые взаимосвязи: власть - общество - личность, чем полнее учитываются интересы каждого человека и общества в целом, тем стабильнее и прочнее само государство.
Современная Россия в последние годы делает важнейшие и серьезные шаги по пути к созданию полноценного правового государства. В нашей многострадальной стране практически есть уже все для реализации поставленных целей, но в силу глубоких противоречий в политическом равновесии эта реализация постоянно находится на грани срыва. Отвечая на вечный вопрос: «ну и что же делать?», можно сказать одно - жить. Если мы действительно хотим построить справедливое демократическое общество, то нужно начинать прежде всего с нас самих. Только тогда, когда мы осознаем свою роль в обществе, почувствуем себя частью этого общества, ощутим, что оно полностью зависит от нас, тогда, возможно, возникнут зачатки формирующегося гражданского общества. Важно понять, что правовое государство построить за десять лет невозможно. В других странах этот процесс протекал долго, в течение веков, постепенно шлифовался и совершенствовался десятками поколений. В этом смысле необходимо уяснить несостоятельность правового нигилизма, который сформировался после продолжительного тоталитарного периода в менталитете русского человека. «Хочешь быть свободным - соблюдай законы». Это значит, что нужно бороться за свои права, использовать для разрешения многих проблем нормы права, а не нормы обычаев, активно осуществлять свои конституционные избирательные права. Нельзя всю вину сталкивать на парламент, губернаторов, президента, а также многих других должностных лиц, так как всех этих людей мы избирали сами, и, жаловаться, получается нам следует только на себя. В заключение остается только добавить, что мы хозяева своей судьбы и тот путь, который Россия изберет в будущем, зависит и от нас с вами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1.Конституция РФ. - М.,2007.
Научная литература
2. Алексеев С. С. Государство и право. - М.: Юрид. лит., 1994.
3. Батурин Ю.М., Лившиц Р.З. Социалистическое правовое государство от идеи к осуществлению.- М., 1988.
4. Бережнов Г. А. Политика и права человека. - Омск., 1993.
5. Жильцова Е.И. Егорова Ж.Н., Сухолет И. Н. Политическое и духовное развитие современного общества. - М., 1993.
6. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права- М., 2000.
7. Нерсесянц B.C. История идей правовой государственности- М., 1996.
8. Новгородцев П.Н. Введение в философию права: Кризис современного правосознания. – М., 1966.
Периодические издания
9. Денильханов А.Х., Новгородцев П.И. О правовом государстве и демократии // Социально-политический журнал.- 2007.-№ 4.
10. Закон в переходный период: опыт современной России (“Круглый стол” журнала) // Государство и право. – 1995. – № 10.
11. Черненко А.К. Концептуальные основы правовой технологии // Гуманитарные науки в Сибири. – 1997. – № 1.
Учебная литература
12. Общая теория права / Под ред. Бабаева В.К. - Н. Новгород, 2003.
13. Теория государства и права: Учебно-методический комплекс / Под ред. Толстик В.А., Парфёнов А.В. -Н.Новгород,2007.
14. Теория государства и права: Учебник для вузов /Отв. ред. д.ю.н., проф. Перевалов В.Д.-М.,2004.
11
[1] Конституция Российской Федерации. – М., 2007. – С. 4, 9.
[2] Закон в переходный период: опыт современной России (“Круглый стол” журнала) // Государство и право. – 1995. – № 10. – С. 28–61.
[3] Новгородцев П.Н. Введение в философию права: Кризис современного правосознания. – М., 1966. – С. 18.
[4] Закон в переходный период: опыт современной России (”Круглый стол” журнала) // Государство и право. – 1995. – № 10. – С. 46.
[5] Черненко А.К. Концептуальные основы правовой технологии // Гуманитарные науки в Сибири. – 1997. – № 1.
Информация о работе Проблемы построения правового государства