Проблемы понятия, структуры и классификации нормы права

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 15:41, контрольная работа

Описание работы

Проблема правопонимания - одна из важнейших и наиболее сложных в правовой теории и юридической практике. Суть данной проблемы состоит в том, что до настоящего момента в ученой среде нет единого представления или даже общего, удовлетворяющего общественным потребностям, определения права. При этом в современной юридической науке выработано и используется множество различных определений права, что продиктовано в первую очередь прямой зависимостью от понимания права, восприятия всех остальных правовых явлений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Проблемы понятия, структуры и классификации нормы права.
1.1 Проблемы понятия права
1.2Структура права. Понятие системы права
1.3 классификации нормы права
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

теория гос ва и права.docx

— 42.66 Кб (Скачать)

2. Диспозиция (юридическое расположение сторон) – элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов. Диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром (например, в гражданском праве и ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения, фиксирующих соответствующие права и обязанности сторон – покупателя и продавца, наследника и наследодателя, кредитора и должника; в уголовном праве и других охранительных отраслях большинство диспозиций содержит признаки запрещенных деяний - нельзя убивать, красть, грабить, хулиганить.   
 

Диспозиции классифицируются по следующим  основаниям:

а) по способу описания – на простые (содержащие указание на совершение деяния без описания его признаков, так  как они достаточно очевидны; например, закон не характеризует признаки преступления, если речь идет о предельно  ясном деянии), описательные (содержащие правомерного либо противоправного  поведения;); отсылочные (содержащие вместо описания признаков деяния ссылку на другую норму того же нормативного акта; например, при характеристике квалифицированного преступления законодатель ссылается на признаки, указанные в ч.1 уголовно – правовой нормы); бланкетные (содержащие ссылку на другой нормативно – правовой акт либо указывают на незаконность действий и таким образом отсылают правоприменителя к соответствующему закону);

б) по юридической направленности выделяются предоставительно – обязывающие (содержат двусторонние правила поведения, например, арендодателя и арендатора); обязывающие (указывают вид и меру поведения обязанного лица, например, должника по договору займа); управомочивающие (указывают на вид и меру возможного поведения, например, избирателя); рекомендательные (указывают на желательность либо целесообразность того или иного поведения, в котором заинтересовано общество и государство, например, не посещать по туристическим путевкам страны, где существует реальная опасность для жизни и здоровья граждан); запрещающие (указывают вид и меру поведения, за которое предусмотрена юридическая ответственность, например, управление автомобилем в нетрезвом состоянии).

3. Санкция – элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными – меры наказания (лишение свободы, штраф, неустойка и т.д.), так и позитивными – меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником, государственная награда, условно – досрочное освобождение из мест лишения свободы и т.п.).

Каждый из названных элементов  имеет в структуре правовой нормы  свое место и играет особую роль, вследствие чего, по справедливому  суждению, сложившемуся в юридической  науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции  бессильна.

При характеристике системы  права необходимо помнить, что она  представляет собой явление объективного характера, складывающееся не произвольно, а в связи с системой существующих общественных отношений. Правовые нормы, помимо прочего, обеспечивают развитие системы права, делают подвижными ее элементы, обеспечивая тем самым  устойчивость системы права в  целом. Как известно, по мере изменения  общественных отношений появляется необходимость и в новых юридических нормах, отражающих эти изменения. Происходит качественное наполнение структурных элементов системы права, готовых к обособлению сообразно специфике регулируемых общественных процессов.

В теории государства и  права акцентируется внимание на том, что следует различать понятия  «система права» и «правовая система».

Правовая система - это  предельно широкая, собирательная  категория, отражающая всю правовую организацию данного общества. Ее можно определить как совокупность внутренне согласованных и взаимосвязанных  юридических средств, с помощью  которых государство оказывает  нормативное воздействие на общественные отношения. Система же права - это  его сугубо внутреннее строение, выступающее  составным компонентом правовой системы .

Итак, наше правопонимание исключает характеристику системы права как искусственной конструкции и результата построения государством логически стройной структуры. Если право - продукт естественно-исторического развития, то и объективно присущая ему системность - того же самого происхождения. Оно изначально структурировано, упорядочено, и рассматривать его структуру (системность) в отрыве от него самого, можно только условно, понимая, что речь идет лишь об искусственном препарировании для частных познавательных целей. «Изучать право - значит изучать его систему, а изучать его систему - значит изучать право с одной из его существенных сторон. В свою очередь, право - только сторона общества, и изучать общество - значит изучать и право, а изучать право - значит изучать и общество, поскольку оно представлено в юридической действительности».

В юридической действительности сложилось однозначное мнение, что  структурными элементами системы права  являются:

норма права;

институт права;

подотрасль права;

отрасль права.

Правовая норма - первичный  элемент системы права. Она представляет собой установленное или санкционированное  государством общеобязательное, формально-определенное правило поведения, предоставляющее  участникам регулируемого отношения  субъективные права и возлагающее  на них юридические обязанности. Правовые нормы регулируют лишь те общественные отношения, которые на данный момент являются для государства наиболее важными, объективно нуждающимися в таком опосредовании.

Институт права - это объективно обособившаяся внутри одной отрасли  или нескольких отраслей права совокупность взаимосвязанных юридических норм, регулирующих небольшую группу видовых  родственных отношений. Институт права - это составная часть, звено отрасли, институт регулирует не всю родовую  совокупность общественных отношений, а лишь их отдельные стороны и  особенности.

Классификация правовых институтов многообразна. Прежде всего, институты  делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные и т. д. По этому же признаку они делятся на материальные и процессуальные. Кроме того, институты подразделяются на отраслевые и межотраслевые, простые и сложные, регулятивные, охранительные и т. д.

Например, в сфере трудовых отношений выделяются, в частности, отношения, связанные с заключением  трудового договора, установлением  и выплатой заработной платы, привлечением нарушителей трудовой и производственной дисциплины к ответственности. Соответственно в трудовом праве образуются институты  трудового договора, заработной платы, трудовой дисциплины. Подобным образом  выделяются и другие правовые институты. Именно некоторая специфичность  одной группы общественных отношений  по сравнению с другими служит причиной возникновения соответствующих  нормативно-правовых институтов.

Вместе с тем есть и  такие институты, которые регулируют лишь какое-либо одно специфическое  общественное отношение или даже один из его элементов. Так в уголовно-процессуальном праве известны институты потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, гражданского истца, гражданского ответчика, определяющие правовой статус одного из субъектов  уголовно-процессуальных отношений. В  гражданском праве имеется ряд  институтов, которыми регламентируется какая-либо общая для всех гражданско-правовых отношений отдельная сторона. Это, в частности, институты представительства, исковой давности, защиты чести и  достоинства гражданина, регламентирующие такие принципиально важные моменты  всех гражданско-правовых отношений  как порядок назначения и права  представителей субъектов правоотношения, определение сроков исковой давности, порядок и способы защиты чести  и достоинства гражданина от любых  порочащих его слухов и домыслов.

В последнее время в  системе российского права, наряду с традиционными, появился ряд новых  отраслей: налоговое право, таможенное право, банковское право и т. д. Все эти отраслевые структуры вобрали в себя многочисленные особенности внутрифедеративных отношений, отразили интересы и своеобразие правового статуса их субъектов. В нормативных актах данных отраслей учтены многие общие тенденции социально-экономического развития России на современном этапе.

Отрасль права не представляет собой механическое объединение  норм из нескольких институтов. Это  целостное образование, характеризующееся  целым рядом свойств и признаков, не присущих правовым институтам. В  частности, отрасль права регулирует общественные отношения, связанные  с осуществлением какой-либо широкой  сферы предметной деятельности общества, государства, граждан и иных субъектов  права. Например, гражданское право  регулирует все имущественные и  связанные с ними личные неимущественные  отношения, семейное право - отношения, связанные с браком и принадлежностью  человека к семье. Трудовое право  регулирует отношения, в которые  вступают рабочие и служащие в  процессе осуществления трудовой деятельности в сфере производства.

В основе деления системы  права на отрасли лежат два  критерия: предмет и метод правового  регулирования.

Под методом правового  регулирования понимаются способы  и приемы правового воздействия  на общественные отношения, составляющие предмет отрасли.

По характеру воздействия  выделяют два метода правового регулирования: метод субординации (авторитарный метод) и метод координации (автономный метод).

Метод субординации - это  способ властного, императивного воздействия  на участников общественных отношений. Императивный метод заключается  в подчинении одного субъекта другому. Данный метод наиболее характерен для  административного, то есть управленческого  права.

Метод координации - это способ регулирования общественных отношений  путем предоставления участникам равных правомочий. Автономный метод дает субъектам правоотношения возможность  вступления в соглашение и выбора варианта своего поведения.

Дозволение - предоставление права на определенное поведение, например, предоставление права на необходимую  оборону против преступного посягательства.

Обязывание - возложение обязанности совершить определенные действия, например, при уплате налогов.

Запрещение - наложение запрета  на совершение определенных действий, например, запрет на незаконные действия с наркотиками.

Способы правового регулирования  определяются характером предписаний, зафиксированных в нормах права: управомочивающих, обязывающих или запрещающих. Дозволение предоставляет возможность альтернативного поведения, обязывание побуждает к активному поведению, а запрет, напротив, предполагает воздержание от определенных действий, то есть, пассивность, предусмотренную законом.

Система права как конкретная юридическая реальность - результат  исторической эволюции. Будучи только стороной социального целого, право  не развивается изолированно, само по себе, и структурные изменения  в нем - лишь следствие изменений  общества.

Типичным является описание строения права Нового времени И. Коллером. С его точки зрения, частное право охватывает:

1) личное право (по современной  терминологии - комплекс личных неимущественных  прав);

2) вещное право;

3) обязательственное право;

4) торговое право;

5) семейное и имущественное  право супругов и наследников.

На долю публичного права, по И. Коллеру, приходится:

1) государственное и церковное  право;

2) охрана права, гражданский  процесс, уголовное право, уголовный  процесс;

3) международное право.

Наряду с частным и  публичным в системе права  выделяют материальные и процессуальные отрасли права. Материальные отрасли - государственное, административное, уголовное, трудовое, семейное и другие - регулируют права и обязанности  субъектов. Процессуальные отрасли - уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право - устанавливают порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел.

В результате проделанной  работы были рассмотрены понятие  системы права и основные элементы структуры права.

В результате анализа литературных источников можно сделать вывод, что изучению понятия системы  права уделяют большое внимание многие ученые. Наиболее простое и  приемлемое значение является следующее: система права - строение права того или иного государства, его подразделения  на отрасли (подотрасли), институты и нормы права. В этом определение не только лаконично раскрыта суть самого понятия, но и в какой-то мере дана и структура самого права, основными элементами которого являются: отрасль права, подотрасль права, институт права, норма права.

На основе вышеперечисленных (классических) методов выделяют определенные отрасли права. Отрасли права  традиционно делятся на основные и комплексные, формируемые из различных правовых институтов основных отраслей. Среди основных, в свою очередь, различают базовую отрасль, профилирующие (административное право, гражданское право, гражданско-процессуальное право, уголовно-процессуальное право) и специальные отрасли права (финансовое право, земельное право; семейное право, трудовое право, уголовно-исполнительное право).

1.3классификации нормы права.

Поскольку одной из характерных  черт правовых норм является  
их формальная определенность, необходимость в четкой  
систематизации и структурной классификации вполне очевидна.  
Существуют следующие классификации норм права:

По юридической силе содержащего  нормы акта:

нормы международно-правовых актов, законов, подзаконных актов (например, указов, постановлений) и др. Юридическая  сила акта позволяет выстроить определённую иерархию правовых норм и определить, какая из них будет применяться  при противоречии норм друг другу.

Информация о работе Проблемы понятия, структуры и классификации нормы права