Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 15:41, контрольная работа
Проблема правопонимания - одна из важнейших и наиболее сложных в правовой теории и юридической практике. Суть данной проблемы состоит в том, что до настоящего момента в ученой среде нет единого представления или даже общего, удовлетворяющего общественным потребностям, определения права. При этом в современной юридической науке выработано и используется множество различных определений права, что продиктовано в первую очередь прямой зависимостью от понимания права, восприятия всех остальных правовых явлений.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Проблемы понятия, структуры и классификации нормы права.
1.1 Проблемы понятия права
1.2Структура права. Понятие системы права
1.3 классификации нормы права
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы
2. Диспозиция (юридическое расположение
сторон) – элемент нормы права, определяющий
модель поведения субъектов с помощью
установления прав и обязанностей, возникающих
при наличии указанных в гипотезе юридических
фактов. Диспозиция выступает основной
регулирующей частью нормы, ее ядром (например,
в гражданском праве и ряде других регулятивных
отраслей диспозиции выступают в виде
правил правомерного поведения, фиксирующих
соответствующие права и обязанности
сторон – покупателя и продавца, наследника
и наследодателя, кредитора и должника;
в уголовном праве и других охранительных
отраслях большинство диспозиций содержит
признаки запрещенных деяний - нельзя
убивать, красть, грабить, хулиганить.
Диспозиции классифицируются по следующим основаниям:
а) по способу описания – на простые (содержащие указание на совершение деяния без описания его признаков, так как они достаточно очевидны; например, закон не характеризует признаки преступления, если речь идет о предельно ясном деянии), описательные (содержащие правомерного либо противоправного поведения;); отсылочные (содержащие вместо описания признаков деяния ссылку на другую норму того же нормативного акта; например, при характеристике квалифицированного преступления законодатель ссылается на признаки, указанные в ч.1 уголовно – правовой нормы); бланкетные (содержащие ссылку на другой нормативно – правовой акт либо указывают на незаконность действий и таким образом отсылают правоприменителя к соответствующему закону);
б) по юридической направленности выделяются предоставительно – обязывающие (содержат двусторонние правила поведения, например, арендодателя и арендатора); обязывающие (указывают вид и меру поведения обязанного лица, например, должника по договору займа); управомочивающие (указывают на вид и меру возможного поведения, например, избирателя); рекомендательные (указывают на желательность либо целесообразность того или иного поведения, в котором заинтересовано общество и государство, например, не посещать по туристическим путевкам страны, где существует реальная опасность для жизни и здоровья граждан); запрещающие (указывают вид и меру поведения, за которое предусмотрена юридическая ответственность, например, управление автомобилем в нетрезвом состоянии).
3. Санкция – элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными – меры наказания (лишение свободы, штраф, неустойка и т.д.), так и позитивными – меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником, государственная награда, условно – досрочное освобождение из мест лишения свободы и т.п.).
Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет особую роль, вследствие чего, по справедливому суждению, сложившемуся в юридической науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.
При характеристике системы права необходимо помнить, что она представляет собой явление объективного характера, складывающееся не произвольно, а в связи с системой существующих общественных отношений. Правовые нормы, помимо прочего, обеспечивают развитие системы права, делают подвижными ее элементы, обеспечивая тем самым устойчивость системы права в целом. Как известно, по мере изменения общественных отношений появляется необходимость и в новых юридических нормах, отражающих эти изменения. Происходит качественное наполнение структурных элементов системы права, готовых к обособлению сообразно специфике регулируемых общественных процессов.
В теории государства и права акцентируется внимание на том, что следует различать понятия «система права» и «правовая система».
Правовая система - это
предельно широкая, собирательная
категория, отражающая всю правовую
организацию данного общества. Ее
можно определить как совокупность
внутренне согласованных и
Итак, наше правопонимание исключает характеристику системы права как искусственной конструкции и результата построения государством логически стройной структуры. Если право - продукт естественно-исторического развития, то и объективно присущая ему системность - того же самого происхождения. Оно изначально структурировано, упорядочено, и рассматривать его структуру (системность) в отрыве от него самого, можно только условно, понимая, что речь идет лишь об искусственном препарировании для частных познавательных целей. «Изучать право - значит изучать его систему, а изучать его систему - значит изучать право с одной из его существенных сторон. В свою очередь, право - только сторона общества, и изучать общество - значит изучать и право, а изучать право - значит изучать и общество, поскольку оно представлено в юридической действительности».
В юридической действительности сложилось однозначное мнение, что структурными элементами системы права являются:
норма права;
институт права;
подотрасль права;
отрасль права.
Правовая норма - первичный
элемент системы права. Она представляет
собой установленное или
Институт права - это объективно
обособившаяся внутри одной отрасли
или нескольких отраслей права совокупность
взаимосвязанных юридических
Классификация правовых институтов многообразна. Прежде всего, институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные и т. д. По этому же признаку они делятся на материальные и процессуальные. Кроме того, институты подразделяются на отраслевые и межотраслевые, простые и сложные, регулятивные, охранительные и т. д.
Например, в сфере трудовых отношений выделяются, в частности, отношения, связанные с заключением трудового договора, установлением и выплатой заработной платы, привлечением нарушителей трудовой и производственной дисциплины к ответственности. Соответственно в трудовом праве образуются институты трудового договора, заработной платы, трудовой дисциплины. Подобным образом выделяются и другие правовые институты. Именно некоторая специфичность одной группы общественных отношений по сравнению с другими служит причиной возникновения соответствующих нормативно-правовых институтов.
Вместе с тем есть и такие институты, которые регулируют лишь какое-либо одно специфическое общественное отношение или даже один из его элементов. Так в уголовно-процессуальном праве известны институты потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, гражданского истца, гражданского ответчика, определяющие правовой статус одного из субъектов уголовно-процессуальных отношений. В гражданском праве имеется ряд институтов, которыми регламентируется какая-либо общая для всех гражданско-правовых отношений отдельная сторона. Это, в частности, институты представительства, исковой давности, защиты чести и достоинства гражданина, регламентирующие такие принципиально важные моменты всех гражданско-правовых отношений как порядок назначения и права представителей субъектов правоотношения, определение сроков исковой давности, порядок и способы защиты чести и достоинства гражданина от любых порочащих его слухов и домыслов.
В последнее время в системе российского права, наряду с традиционными, появился ряд новых отраслей: налоговое право, таможенное право, банковское право и т. д. Все эти отраслевые структуры вобрали в себя многочисленные особенности внутрифедеративных отношений, отразили интересы и своеобразие правового статуса их субъектов. В нормативных актах данных отраслей учтены многие общие тенденции социально-экономического развития России на современном этапе.
Отрасль права не представляет
собой механическое объединение
норм из нескольких институтов. Это
целостное образование, характеризующееся
целым рядом свойств и
В основе деления системы права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования.
Под методом правового регулирования понимаются способы и приемы правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли.
По характеру воздействия выделяют два метода правового регулирования: метод субординации (авторитарный метод) и метод координации (автономный метод).
Метод субординации - это способ властного, императивного воздействия на участников общественных отношений. Императивный метод заключается в подчинении одного субъекта другому. Данный метод наиболее характерен для административного, то есть управленческого права.
Метод координации - это способ регулирования общественных отношений путем предоставления участникам равных правомочий. Автономный метод дает субъектам правоотношения возможность вступления в соглашение и выбора варианта своего поведения.
Дозволение - предоставление права на определенное поведение, например, предоставление права на необходимую оборону против преступного посягательства.
Обязывание - возложение обязанности совершить определенные действия, например, при уплате налогов.
Запрещение - наложение запрета на совершение определенных действий, например, запрет на незаконные действия с наркотиками.
Способы правового регулирования определяются характером предписаний, зафиксированных в нормах права: управомочивающих, обязывающих или запрещающих. Дозволение предоставляет возможность альтернативного поведения, обязывание побуждает к активному поведению, а запрет, напротив, предполагает воздержание от определенных действий, то есть, пассивность, предусмотренную законом.
Система права как конкретная юридическая реальность - результат исторической эволюции. Будучи только стороной социального целого, право не развивается изолированно, само по себе, и структурные изменения в нем - лишь следствие изменений общества.
Типичным является описание строения права Нового времени И. Коллером. С его точки зрения, частное право охватывает:
1) личное право (по современной
терминологии - комплекс личных
2) вещное право;
3) обязательственное право;
4) торговое право;
5) семейное и имущественное право супругов и наследников.
На долю публичного права, по И. Коллеру, приходится:
1) государственное и церковное право;
2) охрана права, гражданский
процесс, уголовное право,
3) международное право.
Наряду с частным и
публичным в системе права
выделяют материальные и процессуальные
отрасли права. Материальные отрасли
- государственное, административное,
уголовное, трудовое, семейное и другие
- регулируют права и обязанности
субъектов. Процессуальные отрасли - уголовно-процессуальное
и гражданско-процессуальное право
- устанавливают порядок
В результате проделанной работы были рассмотрены понятие системы права и основные элементы структуры права.
В результате анализа литературных источников можно сделать вывод, что изучению понятия системы права уделяют большое внимание многие ученые. Наиболее простое и приемлемое значение является следующее: система права - строение права того или иного государства, его подразделения на отрасли (подотрасли), институты и нормы права. В этом определение не только лаконично раскрыта суть самого понятия, но и в какой-то мере дана и структура самого права, основными элементами которого являются: отрасль права, подотрасль права, институт права, норма права.
На основе вышеперечисленных (классических) методов выделяют определенные отрасли права. Отрасли права традиционно делятся на основные и комплексные, формируемые из различных правовых институтов основных отраслей. Среди основных, в свою очередь, различают базовую отрасль, профилирующие (административное право, гражданское право, гражданско-процессуальное право, уголовно-процессуальное право) и специальные отрасли права (финансовое право, земельное право; семейное право, трудовое право, уголовно-исполнительное право).
1.3классификации нормы права.
Поскольку одной из характерных
черт правовых норм является
их формальная определенность, необходимость
в четкой
систематизации и структурной классификации
вполне очевидна.
Существуют
следующие классификации норм права:
По юридической силе содержащего нормы акта:
нормы международно-правовых
актов, законов, подзаконных актов (например,
указов, постановлений) и др. Юридическая
сила акта позволяет выстроить
Информация о работе Проблемы понятия, структуры и классификации нормы права