Проблемы методологии теории государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 14:09, реферат

Описание работы

К сожалению, между разными авторами пока нет единства в решении целого ряда методологических проблем общей теории права. Причем по этим проблемам существует очень широкий спектр мнений. В центре идущей между исследователями полемики находятся следующие основные вопросы: Что следует понимать под методологией общей теории права? Как она соотносится с методом теоретического познания права? Из каких элементов эта методология состоит?

Содержание

1)Введение…………………………………………………………………………………………….3

2)Метод научного познания…………………………………………………………………4

3) Проблемы методологии общей теории…………………………………………8

4)Общие и частные методы………………………………………………………………….12

5)Заключение……………………………………………………………………………………….14

6)Список литературы……………………………………………………………………………15

Работа содержит 1 файл

Научное познание.docx

— 36.39 Кб (Скачать)

            Прежде всего, я считаю что ее противники противопоставляют, по сути дела, методы научного познания права методам практической деятельности, проводят некую границу между теми и другими. На самом же деле такая граница вряд ли существует. Вообще, если говорить по большому счету, практическая деятельность  в известной мере является логическим продолжением научной деятельности. Ведь многие методы, используемые в последней, применяются и в практической деятельности. Причем одни научные методы используются на практике непосредственно. Другие же подобные методы приспосабливаются для практических нужд. Так, в частности, едиными для науки и практики являются методы формальной логики, диалектический метод. Такие же методы, как, например, системный и сравнительный методы уже используются в практической деятельности в несколько адаптированном к этой области виде.

      Что касается деятельности, связанной с толкованием права для его реализации, то она вообще составляет с соответствующей научной деятельностью неразрывное целое. Как в ходе научного толкования права, так и в ходе толкования права с целью его практического использования применяются одни и те же способы толкования права. Даже убежденный сторонник различения методов научного познания права и методов практической деятельности В. М. Сырых включил эти способы, называя их методами теории права, в арсенал методов эмпирического познания объекта общей теории права. Правда, справедливости ради нужно все-таки сказать, что специфика практической деятельности ведет к необходимости выработки уже сугубо утилитарных методик, используемых для достижения тех или иных практических результатов. Такого рода методологические разработки в методологию общей теории права уже, как мы считаем, не входят. Тем не менее и они в конечном итоге всегда основываются на тех или иных методах научного познания права.

       Нужно обратить внимание на то, что вопрос о месте такого рода методик в общей теории права, по нашему мнению, не изучен, как не изучен должным образом и вопрос о соотношении методологии общей теории права с этими методиками. Избранный же некоторыми исследователями путь противопоставления методов научного познания права и методов практической деятельности для решения этих вопросов, как мы считаем, вряд ли приемлем.

       Прежде всего необходимо подчеркнуть, что методология общей теории права представляет собой специфическую составную часть этой теории. Центральным элементом этой методологии является совокупность методов теоретического познания права. Причем методология общей теории права одновременно является и методологией всех других юридических наук, и методологией практической деятельности.

      Теперь назовем те конкретные методы, которые используются общей теорией права и применяются в юридической практике.

          Известны различные классификации методов общей теории права. Причем между учеными имеются серьезные разногласия в понимании тех или иных видов ее методов. Это, естественно, затрудняет их использование в научных исследованиях по общей теории права и в юридической практике.

          В зависимости от сферы их применения обычно выделяются всеобщий диалектико-материалистический метод, общие, специальные и частные методы. При этом диалектико-материалистический метод трактуется как универсальный метод, который "распространяется на все без исключения конкретные науки и на все этапы или стадии процесса познания". Некоторые исследователи, правда, не считают диалектико-материалистический метод каким-то особым методом и относят его к разряду общих методов. Нужно также заметить, что ряд авторов пишет не о диалектическом, а о философском методе, содержание которого составляют всеобщие принципы познания. Эти принципы зависят от философской позиции того или иного автора.

            Общие методы используются, по мнению сторонников рассматриваемой нами классификации, во всех науках или в большинстве из них. Эти методы сводятся ими главным образом к методам формальной логики. Специальные же методы для них - это методы, которые разрабатываются отдельными науками и используются в других науках, в том числе и в правоведении. Наконец, частные методы представляют собой уже, по их утверждению, методы, вырабатываемые юридической наукой. Отдельные авторы, однако, понимают специальные и частные методы не так. А. Ф. Черданцев, например, считает, что частнонаучные методы свойственны некоторой группе наук, а специальные методы присущи одной конкретной науке.

            В другой классификации методов научного познания, в классификации по их уровню, различаются методы высшего, среднего и низшего уровней познания. Методы, относящиеся к высшему уровню познания, в этой классификации отражают общие принципы познания в целом, задают научным исследованиям определенную направленность, обеспечивают их концептуальную определенность. Их совокупность именуется парадигмой. Те же методы, которые включаются в средний уровень познания, носят междисциплинарный характер и используются всеми науками для изучения однотипных объектов. Они составляют группу общенаучных методов. Наконец, методы, относящиеся к низшему уровню, являются частнонаучными методами, непосредственно ведущими к получению конкретных знаний6.

           В науке известна и такая классификация методов познания, в которой эти методы тоже подразделяются на виды в зависимости от уровня познания. Однако уровни познания понимаются в ней уже иначе. В этой классификации различаются эмпирический и теоретический уровни познания. На эмпирическом уровне при помощи таких методов, как, например, наблюдение, сравнение, измерение, описание, эксперимент изучается внешняя сторона явлений. Такое познание осуществляется при помощи органов чувств человека. На теоретическом же уровне исследования совершается проникновение в суть явлений. Здесь уже ученый имеет дело с научными абстракциями. Такое познание возможно, например, благодаря такому методу, как метод системного анализа. Соответственно в данной классификации выделяется эмпирическое и теоретическое познание.

           Дадим свою оценку рассмотренным классификациям методов научного познания. Что касается последней из них, то она общепризнанна в науке и не вызывает с нашей стороны никаких возражений. Одноименная же с ней классификация, в которой различаются высший, средний и низший уровни познания, кажется нам неприемлемой. Это вызвано тем, что, различая высший, средний и низший уровни познания, сторонники данной классификации тем самым вольно или невольно ставят разные методы познания в неравное положение. При использовании этой классификации может создаться такое представление, что методы, которые относятся к низшему уровню познания, являются какими-то менее важными методами. Напротив, методы, включаемые в его высший уровень, представляют собой уже самые главные методы познания. На самом деле в науке не может быть более значимых и менее значимых методов познания. Все научные методы в равной степени важны.

            Что касается общелогических методов познания, то в общей теории права используются такие методы данного вида, как анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, индукция и дедукция, аналогия и моделирование и др. Причем все те научные методы, которые используются в правоведении, созданы на базе именно этих методов. Более того, при использовании в науке и на практике научных методов познания всегда параллельно применяются  и общелогические методы познания.

     Продолжая анализ классификации методов познания, необходимо сказать следующее. Нельзя согласиться с теми ее сторонниками, которые, выделяя всеобщий диалектический метод, склонны считать его особым и самым главным методом познания. Такой взгляд на данный метод унаследован нашей наукой от науки советского периода, в которой утверждалось, что "не подлежит сомнению, что метод материалистической диалектики как единственно научный всеобщий метод познания лежит в основе изучения таких сложнейших общественных явлений, как государство, демократия, право". Современная наука не допускает возможности существования в общественных науках непререкаемых истин. Поэтому не случайно приоритет и даже научная состоятельность всеобщего метода материалистической диалектики подвергаются отдельными исследователями сомнению.

        Наиболее резкие возражения против данного метода находим мы у А. Б. Венгерова. Его не устраивало противопоставление в советской юридической науке рассматриваемого метода другим методам. Это, по мнению А. Б. Венгерова, "лишало теорию государства и права знаний реальных государственно-правовых явлений и процессов, придавало ей схоластический, умозрительный характер, снижало научную обоснованность ее рекомендаций". Более того, А. Б. Венгеров был склонен считать, что, "по-видимому, материалистическая диалектика с ее приматом необходимого над случайным и другими постулатами под напором новых знаний конца XX века и нового исторического опыта исчерпала в основном свой познавательный и прогностический потенциал, по крайней мере в социальной сфере". По убеждению А. Б. Венгерова, на смену диалектико-материалистическим воззрениям придет синергетика - "наука о самоорганизующихся, случайностных процессах"7. Она, как утверждал А. Б. Венгеров, "либо будет включать диалектику как частный метод синергетики - и то лишь для некоторых областей, - либо вообще заменит ее принципиально новыми подходами к действительности".

      
 
 
 
 
 
 
 

Общие и частные методы. 

      Хотелось бы немного рассказать  о видение классификации методов научного познания, т.к. некоторые авторы видят их по разному. Я приведу мне понравившийся взгляд. Выделяют общие и частные методы.

            Общие методы главным образом вырабатываются философской наукой. Однако, по-видимому, возможны случаи, когда такой статус приобретают методы, выработанные иными науками. Так, например, в ходе математизации науки самое широкое распространение получил такой метод познания, как формализация, что, наверно, дает основание считать его общим методом. Вообще, как нам представляется, к общим методам нужно относить такие методы, которые применяются во всех или многих науках.

          Частные методы разрабатываются отдельными науками. Применяются же они в какой-то одной науке или в группе наук. В правоведении используются как частные методы неюридических наук, так и частные методы, выработанные юридической наукой.

        Различаемые многими исследователями специальные методы познания мы не выделяем в самостоятельный вид методов. Относимые к ним методы, как мы думаем, охватываются частными методами.

Теперь назовем  те конкретные методы научного познания, которые прежде всего используются в юридической науке и соответственно могут быть применены в юридической  практике. Из общих методов научного познания в правоведении широко используются такие методы, как диалектический, логический, исторический, системный, сравнительный и прогностический  методы, методы восхождения от конкретного  к абстрактному и восхождения  от абстрактного к конкретному, а  также метод формализации.

            Диалектический метод требует изучать действительность в ее противоречивости, целостности и развитии. При использовании логического метода объект познания расматривается без учета всех исторических случайностей, отдельных фактов, особенностей, вызванных конкретно-исторической обстановкой. Напротив, при помощи исторического метода объективная действительность познается уже такой, какая она есть на самом деле со всеми ее закономерными и случайными проявлениями. Посредством системного  метода устанавливается внутреннее строение той или иной системы, место в ней каждого структурного элемента, а также выявляются связи между ними. Сравнительный метод основывается на сопоставлении различных систем, явлений и т. п. с целью выявления их сходства и различия. Прогностический же метод обеспечивает познание перспектив развития познаваемого явления.

             Что касается метода восхождения от конкретного к абстрактному, то благодаря этому методу создаются научные абстракции. Эти абстракции отражают закономерности предмета той или иной науки, а также позволяют сформировать ее понятийный аппарат. При использовании метода восхождения от абстрактного к конкретному наблюдается уже обратный процесс. Опираясь на познанные закономерности и научные понятия, ученый через их призму рассматривает конкретное. В результате этого уточняются познанные ранее закономерности и выработанные понятия и, как следствие этого, создаются новые научные абстракции. Наконец, метод формализации заключается в выработке определенной знаковой системы, отражающей содержательную сторону изучаемого предмета. Это позволяет глубже изучить закодированные при помощи этой системы явления.

            Как нетрудно увидеть, применяемые в юриспруденции общие методы научного познания нередко находят свою дальнейшую конкретизацию и развитие в частных методах познания, а также в тех методиках, которые используются в ходе практической деятельности. Так, например, системный метод лежит в основе такого способа толкования права, как систематический способ. Таким образом, эти методы могут применяться в правоведении как непосредственно, так и через выработанные уже юридической наукой специальные методы познания и методики осуществления той или иной юридической деятельности.

         Теперь назовем частные методы познания, используемые в правоведении. Из частных методов неюридических наук это конкретно-социологический, психологический, кибернетический, математический, статистический методы и ряд других методов. За каждым из них стоят свои приемы познания права и связаных с ним явлений общественной жизни. В рамках конкретно-социологического метода применяются, например, такие приемы, как анкетирование, интервьюирование и др.

Информация о работе Проблемы методологии теории государства и права