Проблема типологии государства

Автор: Евгений Фёдоров, 04 Июня 2010 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

Проблема типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории государства и права. Актуальность заключается в следующем: развитие и становление государственности у каждого общества и государства свои из-за следующих условий: национальный состав населения, своеобразие его культуры, размер территории, географическое положение, укоренившиеся обычаи и традиции народа, религиозные воззрения и другие факторы, таким образом, главный вопрос типологии государства в их правильной классификации. Типология государства неразрывно связана с учением о форме государства, но не совпадает с ним.
Если предметом изучения формы государства являются вопросы организации и устройства верховной государственной власти, территориального устройства государственной власти и методы ее осуществления, то предметом типологии государства составляет учение о народовластии (демократии) как родовой сущности государства. Поэтому, несмотря на очевидную взаимосвязь, форму государства нельзя отождествлять с типом государства, а типизацию государства - с классификацией его формы.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
I. Понятие государства………………………………………………………….. 5
II. Типология государств ………………………………………………………...7
2.1. Понятие и назначение типологии государства …………………………….7
2.2. Подходы к типологии государств …………………………………………..8
2.2.1. Характеристика формационного подхода……………………………… ..9
2.2.2. Характеристика цивилизационного подхода …………………………...10
III. Типы государств согласно формационной теории ………………………..12
3.1. Рабовладельческое государство …………………………………………...12
3.2. Феодальное государство …………………………………………………...13
3.3. Буржуазное государство …………………………………………………...14
3.4. Социалистическое государство ……………………………………………15
3.5. Переходное государство …………………………………………………...15
IV. Типы государств согласно цивилизационной теории ……………………17
4.1. Место государства в первичной цивилизации …………………………...17
4.2. Место государства во вторичной цивилизации …………………………..18
V. Личностный подход в типологии государства……………………………..20
Заключение ………………………………………………………………………23
Библиографический список …………………………………………………… 25

Работа содержит 1 файл

НОУ ВПО.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

     Как объясняет данное научное направление, любое общество находится в рамках определенной общественно-экономической  формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический базис, который  состоит из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности. Второй - надстройка, куда относят общественное сознание, мораль, право, государство, религию и науку. В общественно-экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису.

     В формационной теории большое значение имеет типология государства, т.к. природа государств различных исторических эпох отличается принципиальными особенностями. Понятие «тип государства» очень точно выражает исторически изменяющуюся природу государства, позволяет достаточно точно определить характер государства разных эпох истории. Тип государства – это система его важнейших сторон и свойств, порождаемых соответствующей исторической эпохой.

     С позиций формационной теории, тип  государства определяется тем, какому классу оно служит, а значит, какому экономическому базису. То есть тип  государства – это тесно взаимосвязанные  черты государства, соответствующие  определенной классовой структуре общества, которая обусловлена экономическим базисом.

     2.2.2. Характеристика цивилизационного  подхода

     Согласно  цивилизационному подходу социальная природа государства определяется духовными и культурными факторами. Тойнби пишет: «культурный элемент  представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономический и тем более политический планы кажутся искусственными, заурядными созданиями природы и движущих сил цивилизации [ 8 ]».

     Цивилизационный подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах.

     Цивилизационный подход выделяет три принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества:

     1. Природа государства определяется  не только реальным соотношением  сил, но и накопленными в  ходе исторического процесса  представлениями о мире, ценностями, образцами поведения.

     Рассматривая  государство, надо учитывать не только социальные интересы и действующие силы, но и устойчивые, нормативные образцы поведения, весь исторический опыт прошлого.

     2. Государственная власть как центральное  явление мира политики может  рассматриваться в то же время  как часть мира культуры. Это позволяет избежать схематизации государства и особенно проводимой им политики как результата отвлеченной игры сил и, наоборот, раскрыть связь государственной власти и престижа, морали и др.

     3. Разнородность культур – во  времени и пространстве – позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в развитии в других условиях. В сфере государственной жизни особое значение придается различиям, вытекающим из своеобразия национальных культур и черт национального характера.

 

      III. Типы государств согласно формационной  теории

     Типология государств, в своем основании, имеет  общественно- экономические формации. Каждая формация вызывает к жизни  определенный исторический тип государства. Так как в истории человечества их выделялось пять, а именно: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая, и с каждой из них, кроме первой, связывался определенный тип государства, то был сформулирован основополагающий тезис, гласивший, что история знает четыре исторических типа государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.

     3.1. Рабовладельческое государство

     Рабовладельческое государство является первым историческим типом государства, возникшим в  результате разложения первобытнообщинного строя и представляющим собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Экономический базис рабовладельческого общества составляет полная собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников производства. Рабовладельческая собственность – это первый вид частной собственности. Рабовладельческое государство – государство, охраняющее, укрепляющее и развивающее собственность рабовладельцев, как орудие классового господства.

     Государство было необходимо рабовладельцам для  удержания в повиновении огромных масс рабов. Формационная теория относит  к рабовладельческому типу государств помимо античных государств – Афинского  и Римского – многочисленные государства  Древнего Востока: Египет, Вавилонское государство, Индию и Китай. В качестве разновидностей рабовладельческого типа государства называют города-государства Древней Греции, получившие названия полисов, Римскую империю, возникшую в I веке до н.э., и Спарту. Но сейчас такой подход устарел. Не рабы являлись там производительной силой, а общинники-земледельцы. По настоящему рабовладельческий строй существовал только в Древней Греции и Древнем Риме.

     Простое наличие рабского труда не дает основания  зачислить данное государство в разряд рабовладельческих, так как пришлось бы считать таковым и США в XVIII – IX веках (негры на плантациях), и СССР (ГУЛАГ и другие лагеря, каторжные стройки).

     Рабство, как экономическое и юридическое  состояние, имело место на определенных последующих этапах государства, но не было социально- экономической основой в процессе становления этого государства, не являлось результатом разложения первобытнообщинного строя. Произошло перерастание первобытного общества в раннеклассовые государства. Что же касается возникновения рабства на последующих этапах развития государственности в Афинах и Риме, приведшего к их становлению как рабовладельческих городов- государств, то это действительно уникальный процесс.

     3.2. Феодальное государство

     Феодальное  государство - это второй исторический тип государства. Его экономический базис и основу производственных отношений составляет собственность феодалов на землю, как главное средство производства, в эпоху феодализма. Эта собственность сочеталась с собственностью лично зависимых от феодалов крестьян на необходимые для обработки земли сельскохозяйственные орудия и их труд.

     К основным разновидностям феодального  типа государства, например в Европе, формационный подход относит раннефеодальные государства (княжества, герцогства и др.), пришедшие им на смену абсолютистские государства и, наконец, свободные торговые города, типа Венеции, Генуи, Новгорода и др.

     Современные представления о феодальном государстве  значительно более глубоки. Например, выделяется договорная взаимозависимость  сеньоров и вассалов, взаимная система  прав и обязанностей, в том числе  обязанность сеньора содержать  вассалов, и обязанность вассалов защищать сеньоров.

     3.3. Буржуазное государство

     Буржуазное  государство - это третий исторический тип государства, предусматриваемый  данной типологией. Как надстройка над экономическим базисом оно  закрепляет и защищает буржуазный экономический  строй.

     Капиталистическое государство охраняет условия буржуазной эксплуатации, и прежде всего, ее основу – частную собственность на орудия и средства производства. Независимо от своей формы оно выступает как орудие господства капитала над трудом.

     Возникновение такого типа государства означает движение вперед по сравнению со средневековьем. Оно является частью политической надстройки над таким экономическим базисом, который предполагает личную свободу работника, его независимость как личности от капиталиста. При капитализме не применяются внеэкономические средства принуждения к труду, как это было в условиях предыдущих типов государств. На последующих этапах развития капитализма усиливается регулирующая роль государства во всех сферах общественной жизни. На стадии империализма происходит перерастание домонополистического капитализма в государственно-монополистический капитализм, что означает непосредственное вмешательство государства в процесс капиталистического воспроизводства.

     В рамках формационной теории это государство является сложным организмом, не исключающим, например, противоречия между государством как политической организацией господствующего класса в целом и теми или иными его слоями. Под давлением народа оно способно ограничивать его интересы.

     Все шире государство применяет метод либерализма и делает шаги в сторону развития политических прав.

3.4. Социалистическое  государство

     Согласно  формационной теории - это высший и  последний исторический тип государства. Это организация политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, важнейшая организационная форма экономического и социально- культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма, орудие защиты революционных завоеваний народа. Согласно теории, в отличие от вышеперечисленных исторических типов государств, социалистическое государство отличается следующими чертами:

     1) Экономическую базу соц. государства  составляют общественные социалистические  формы собственности и социалистическая  система государства. Все перечисленные виды основывались на частной собственности.

     2) Социалистическое государство с  момента своего рождения становится  орудием уничтожения всякой эксплуатации  и причин, ее порождающих.

     3) Социалистическое государство имеет  более широкую социальную базу, т.к. управляют им трудящиеся.

     Исходя  из данной теории, социалистическое государство  уже не есть государство в собственном  смысле т.к. оно не является орудием  власти.

     Фактически  оно «полугосударство», выражающее волю и интересы большинства членов общества- рабочего класса.

     3.5. Переходное государство

     Исходя  из основных исторических типов государств, формационная теория утверждает, что  в рамках одного и того же исторического  типа государства, как правило, существуют его разновидности. Их возникновение  при одинаковой экономической и классовой базе и классовой природе обусловлено наличием специфических условий – это соотношение классовых сил в стране, климатические условия, внешние условия и др.

     Такие разновидности государств в рамках одного и того же исторического типа носят обычно промежуточный характер. В переходных государствах власть принадлежит не одному, а коалиции двух или нескольких классов. Пример – государства, возникавшие в период перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. В такие периоды возникали и хотя недолго, но все же функционировали государства революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. В первые годы после второй мировой войны переходную природу имели восточно-европейские государства народной демократии, которые позже мирно эволюционировали в ту или иную разновидность социалистического государства.

     Необходимость ввести в формационную теорию понятие  «разновидность государства» вытекает из того обстоятельства, что в рамках формационного подхода оказывается затруднительно описать, объяснить и спрогнозировать развитие конкретной государственности у конкретного народа. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     IV. Типы государств согласно цивилизационной  теории

     Исторический  процесс привел к складыванию  свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства.

     В развитии цивилизации проходят несколько  этапов.

     Первый  этап – это локальные цивилизации, каждая из которых имеет совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, китайская, западноевропейская, инкская, эгейская и др.).

     Второй  этап – это особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.

Информация о работе Проблема типологии государства