Проблема реализации принципа разделения властей, действия системы сдержек и противовесов на примере Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является всестороннее исследование «разделения властей», как теории и принципа, оказывающих фундаментальное влияние на представление о цивилизованном устройстве человеческого общежития.
Для того, чтобы поставленная цель была раскрыта необходимо структурировать материал по теме в соответствии с основными задачами предпринимаемого исследования:
1. Рассмотреть исторические предпосылки и сам процесс возникновения теории о разделении властей;
2. Изучить развитие принципа разделения властей в современной российской государственно-правовой действительности.

Содержание

1.Понятие системы разделения властей в государстве………………………...5
2.Законодательная власть……………………………………………………….12
3.Исполнительная власть………………………………………………………..17
4.Судебная власть………………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

Курсовая ТГП.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

      Ведение судебного процесса на языке, понимаемом сторонами, или с обеспечением им переводчика за счет государства;

      Гласность, т.е. открытый, публичный суд. Закрытые заседания проводятся если в процессе затрагиваются вопросы государственной тайны, интимные отношения сторон;

      Возможность обжалования и пересмотра судебного  решения путем апелляции (повторное  рассмотрение дела по существу по процедуре  первой инстанции), кассации (проверка выполнения закона судом), ревизий, которая сочетает черты апелляции и кассации;

      Ответственность государства за судебную ошибку. Государство  возмещает физическому или юридическому лицу ущерб, который причинен ему ошибочным судебным решением, неправильным осуществлением правосудия.

      Конституция закрепляет некоторые особые принципы в сфере уголовного процесса – гарантии правосудия, поскольку именно в уголовном процессе судебное, т.е. государственное принуждение проявляется особенно жестоко. К их числу относятся: право обвиняемого на рассмотрение дела в присутствии присяжных заседателей, которые решают вопрос о его виновности или невиновности; право пользоваться помощью адвоката с момента задержания или ареста; право на бесплатную юридическую помощь в установленных законом случаях; презумпция невиновности (каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда; ни кто не может быть осужден повторно за одно и тоже преступление; при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона; закон устанавливающий и отягчающий ответственность обратной силы не имеет. Некоторые из названных принципов относятся, прежде всего, к уголовному процессу, но распространяются и на гражданские дела.

      Также, во всех государствах, существуют различные  органы и должностные лица, одна из задач которых состоит в  содействии судебной власти. Это прокуроры, следователи, адвокаты, нотариусы, судебная полиция, судебные исполнители. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

 

      Какими  бы ни были разными варианты механизма  действия принципа разделения властей теория в основе определяет следующее его содержание:

      “Законодательная  власть обладает верховенством, поскольку  она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет, в конечном счете, правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.

      Исполнительная  власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

      Судебная  власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей является организационно–правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей”.11

      Таким образом, разграничение единой государственной  власти на три относительно самостоятельные  и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает своё место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно–правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Следует отметить, что принцип разделения властей является одним из принципов правового государства и эффективно действовать может только в связке с ними, важнейшими из которых являются принцип законности, взаимная ответственность государства и личности, реальность прав личности.

Тематика  принципа разделения властей показывает, насколько важна теоретическая  правовая база как подготовительная ступень для реального осуществления на практике — в государственно-правовом строительстве. Правильно выведенное содержание, анализ и чётко определённый круг необходимых критериев объективных и субъективных факторов, предложение различных вариантов с сохранением основной конструкции в теории помогут избежать болезненных “опытов” на практике, ломающих порой судьбы поколений и отдельных людей. Естественно при создании

      правового государства, в котором принцип  разделения властей занимает важнейшее  место, “творцам” надо учитывать  как богатый теоретический, так и практический опыт.

 

Список использованной литературы.

 
    1. Конституция РФ. 1993.
    2. Федеральный закон “О счетной палате Российской Федерации” от 11.01.1995 года, № 4-ФЗ, Собрание законодательства РФ , № 3, 1995 г.
    3. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / отв. Редактор          В.А. Четвернин. М., 1997.
    4. Козлова Е.И., Кутафин  О.Е. Конституционное право России. М., 1995.
    5. Стрекозов В.Г. Конституционное право России. М., 1997.
    6. Терехов В.И. Становление и развитие концепции разделения властей // Разделение властей: история и современность / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1996.
    7. История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. М., 1997.
    8. Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т. 3. М., 1988.
    9. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.
    10. План государственного преобразования графа М.М. Сперанского. Хрестоматия по истории России. М., 1996.
    11. Кутафин О.Е. Основы государства и права, М: Юрист, 1998.
    12. Хропанюк Н.В. «Теория Государства и Права», Москва, «ДДТ», 1994.

Информация о работе Проблема реализации принципа разделения властей, действия системы сдержек и противовесов на примере Российской Федерации