Проблема формирования правового государства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 04:46, реферат

Описание работы

Правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимые судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Содержание

Введение
Понятие правового государства.
Проблемы и пути формирования правового государства в России
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Минобр науки России.docx

— 37.98 Кб (Скачать)

развития  и совершенствования правовой системы  России.

5. В  течение долгих десятилетий в  нашей стране действовала однопартийная

система, которая исключала возможность  создания и функционирования легальных

оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся

марксизм-ленинизм.

     6. Необходимым фактором, определяющим успех многих преобразований в

государственной и политической жизни нашего общества, является уровень

политической  и правовой культуры в обществе.

Необходимо  избавиться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо

проявился в последнее время не только у  граждан, но и у представителей

государственного  аппарата. Уважение и соблюдение Конституции, закона всеми

членами общества, всеми должностными лицами — неотъемлемая черта

демократического  правового государства, а также современное

демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское

общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации,

политические  партии, в котором никакая идеология  не может устанавливаться в

качестве  официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом

государстве строится на основе идеологического, политического многообразия

(плюрализма), многопартийности. Поэтому одним  из путей формирования правового

государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского

общества, являющегося важным звеном между личностью и государством, в котором

реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов

политического плюрализма.

   Для России путь к правовому государству не был и никогда не будет простым и быстрым. Причин тому много.

       

Во-первых, гражданское общество в нашей  стране ещё только формируется, его  структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает  у населения безразличие к  решению соответствующих проблем. Процедура перехода от сложившейся  социальной культуры к новой болезненна и требует времени, к тому же у многих в настоящее время отсутствует чёткая социальная самоидентификация.

Во-вторых, экономические проблемы решаются дискретно  и непоследовательно с точки  зрения здравого смысла и формальной логики, в результате чего мы имеем  однобокость процессов разгосударствления и приватизации, отсутствие среднего класса собственников, рост люмпенизированного слоя населения, поляризацию доходов  социальных групп и слоёв населения  и т.д.

В-третьих, налицо кризисное состояние российской политической системы, а именно: нестабильность и неопределённость властных отношений, политическая неструктурированность  общества, затянувшийся процесс реализации принципа разделения властей, низкий уровень  политической культуры населения в  целом и власть имущих в частности.

В-четвёртых, до сих пор требуют своего разрешения чисто правовые вопросы. Причём наличие  противоречивого законодательства, спешка при издании нормативно-правовых актов и даже принятие неправовых законов – это не самое главное. На наш взгляд, более сложными являются вопросы понимания и усвоения права широкими слоями населения, внедрения  в позитивные законы естественно-правовых начал, формирования устойчивых правовых традиций в массовом сознании, стимулирования правового самосознания

В настоящее  время Россия стремится к тому, чтобы стать демократической державой. Во всех сферах общественного бытия приходят сложные и противоречивые процессы. Все более очевидны как позитивные результаты перемен, так и сопровождающие их негативные явления, отголоски тоталитаризма.

     Для сегодняшней России, пожалуй, самая  сложная проблема: как создать правовое государство и сильную демократическую власть, где власть не деспотична, где она не над правом, не над народом, а подчиняется праву. Какие-то шаги сделаны последнее десятилетие. Важным шагом является и создание основ разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Но самое трудное состоит в формировании и поддержке в массовом масштабе реальных образцов правового поведения граждан. И в этом процессе важны не только государственно-правовые акции (в том числе и неукоснительное наказание за правонарушения), но и социальная поддержка образцов правового поведения общественными объединениями граждан.

     При советской власти не было и гражданского общества. В то время у нас была не только структура государственно-партийной  регуляции социальной жизни (государственные  органы, парткомы, профсоюзы и различные  официальные общественные организации, контролируемые партией), но и структуры, регулирующие жизнь трудовых коллективов посредством неписанных правил и стандартов поведения, во многом воспроизводящих хотя и в особой, модифицированной форме некоторые традиции русской общинной жизни. Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Он совершается также вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом (даже если этот акт является демократической конституцией) и не может стать результатом чистого законодательства. Весь данный процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело.

     Проблема  здесь не только юридическая, хотя создание совершенной законодательной системы, способной «связать» государство, к формированию которой мы всего лишь приступили, - задача первостепенной важности. Необходимо коренное преобразование социально-экономической и политической систем, в первую очередь преобразование собственности, ибо при безраздельном господстве монопольной бюрократической государственной собственности, неизбежно требующей жесткой административно-командной власти, правовое государство в принципе невозможно.

     Таким образом, ставя задачу формирования правового государства в российском обществе, мы не должны идеализировать, а тем более копировать устоявшуюся на современном Западе модель правового государства.

     Главное в итоге — какое место занимает человек в системе ценностей  того или иного государственного или общественного строя, какие реальные возможности ему предоставлены обществом, какими правами он пользуется, какое качество жизни ему обеспечивается. Именно данные критерии определяют преимущества и перспективы той или иной социально-политической системы. Это особенно актуально в современных условиях изменяющегося с космической скоростью мира, когда в нашем обществе в процессе его обновления все более остро встает проблема гуманизации системы общественно-политических отношений. 

     .

     России  предстоит пройти долгий и сложный  путь формирования структур гражданского общества и новых принципов отношений  власти и граждан, учитывая при этом, что даже общества, обеспечивающие высокий уровень материальных благ и всеобщие гражданские права, далеко не идеальны, так как в них не достигнуто реальное равноправие: существуют проблемы равноправия женщин, социальных меньшинств и т.п.

     В нынешних политологических, историко-философских  и даже правовых дискуссиях мелькают две мысли: 1) правовое государство -конструкция, устаревшая для постиндустриального общества; 2) эта идея вообще не органична российским традициям и ментальности.

     Насколько очевидны проблемы прав и свобод личности в России, настолько ясно и то, что именно они способны сегодня и в обозримом будущем стать одним из важнейших объединяющих российское общество элементов. Только на основе законности, справедливости, утверждения прав и свобод человека возможно построение правового государства -гармоничное сочетание интересов личности и государства, центра и регионов, народностей, различных политических сил, общественных воззрений и настроений.

     К реальному благополучию, стабильности и безопасности держава может  прийти не посредством установления режима силы, а посредством силы права, достижения широкого социального  консенсуса в вопросе уважения и  защиты прав человека. При этом предполагается свобода каждого в выборе собственного жизненного пути сообразно индивидуальным потребностям, воззрениям, иным условиям. Гарант тому — права человека.

     И тогда, преодолевая различные трудности  и препятствия, Россия постепенно создаст свой образ правового государства, который будет адекватен ее истории, традициям и культуре, что и позволит ей стать подлинно свободным демократическим обществом.

 

. Заключение.

     На  данный  момент нет альтернативы правовому государству,  если мы принимаем общечеловеческую систему  ценностей западной цивилизации. 

     Таким образом, государство занимает в  политической системе центральное  место, обусловливаемое его природой и назначением как особого  инструмента, с помощью которого осуществляется политическая власть экономически господствующего класса. Сохранение и упрочнение политической власти возможно лишь тогда, когда государство интегрирует  интересы всех слоев населения. Стремясь обеспечить объединение общественных сил, их сотрудничество, гражданское  согласие, оно взаимодействует с  другими субъектами политической системы  как ее основа, придавая обществу устойчивость и способность к развитию.

     Путь  к правовому государству долгий и трудный, полный заблуждений и  иллюзий. Многие государства сотни  лет шли к демократии, порой  расплачиваясь за это слишком  дорогой социальной ценой. Построение правового государства должно опираться  на тщательно продуманную стратегию  и тактику. Необходимо постоянно  помнить о том, что функции  правового государства не остаются неизменными, а трансформируются и  наполняются новым содержанием  по мере развития самого правового  государства. Также не обойтись и  без учета опыта других стран, однако этот опыт должен сочетаться с  собственными традициями и реалиями.

     Суровая закономерность, а может быть и  трагическая неизбежность в том, что человеческая природа и социальная жизнь все еще далеки от совершенства. 

 

     

     Список  литературы

  1. Конституция РФ. – М.: Юрайт-М, 2002.
  2. Василик М.А., Вершинин М.С. Политология: Элементарный курс: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2001.
  3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов – 3-е издание. – М.: Юриспруденция, 2000.
  4. Клименко А.В., Румынина В.В. теория государства и права: Учебное пособие для студентов. – М.: Мастерство: Высшая школа, 2000.
  5. Лугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 1999.
  6. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учебное пособие.Т.1, 2. М.: Изд-во «Юридический колледж МГУ». 1995.

7. Правовое государство, личность, законность.// Кол. авт. В.С.Нерсесянц и др.// НИИ правовой политики и проблем правоприменения Российской правовой академии Министерства юстиции РФ, Москва, 1997.

  1. Политология для юристов: Курс лекций/ Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. М.: Юристъ, 1999.

Информация о работе Проблема формирования правового государства в России