Проблема формирования правового государства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 04:46, реферат

Описание работы

Правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимые судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Содержание

Введение
Понятие правового государства.
Проблемы и пути формирования правового государства в России
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Минобр науки России.docx

— 37.98 Кб (Скачать)

Минобр  науки России

ГБОУ  ВПО ВСГУТУ

Кафедра «Социология и политология»

Дисциплина  «Политология» 
 
 
 

Реферат

«Проблема формирования правового государства  в России» 
 
 
 
 
 

Выполнил: ст-т 278гр

Гармаева  А.Р

Проверил: Башинова Т.Д 
 
 
 
 
 
 

г.Улан-Удэ

2011г

Содержание

       Введение

  1. Понятие правового государства.
  2. Проблемы и пути формирования правового государства в России

    Заключение

     Список  литературы 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

     На  сегодняшний день идеи господства права  в масштабе того или иного государства  или даже межгосударственных союзов, приоритета защиты прав личности и  т.д. получили широкое распространение  практически во всем мире, порицаются насильственные методы властвования и  государственного управления, нарушения буквы и духа закона. Поэтому одной из основополагающих целей российских реформ является построение правового государства и гражданского общества, идеи которых носят универсальный характер в том смысле, что они практически присущи политической и правовой идеологии цивилизаций всех народов, участвующих в мировом историческом процессе.

     Правовое  государство – это демократическое  государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство  всех перед законом и независимые  судом, где признаются и гарантируются  права и свободы человека и  где в основу организации государственной  власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и  судебной властей.

     Сегодня, когда Россия решает задачу формирования государственно-организованного общества на правовых началах, требующую дальнейшей фундаментальной теоретической  разработки соответствующей концепции  в условиях проведения в нашей стране экономической и политической реформ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие правового  государства

     Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому государству, призванному  быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод. Это государство, основанное на праве и ограниченное им в своих действиях, подчиненное  воле народа как суверена власти.

     Правовое  государство - многомерное развивающееся  явление. С течением времени оно  приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о  связанности правового государства  с правом.

     Правовое  государство - это правовая форма  организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с  индивидами как субъектами права.

     Правовое  государство по Гегелю является живым  организмом, обеспечивающим цели и  интересы конкретного индивида и  сохранение, стабилизацию общества с  рыночной экономикой и либерально-демократическим  политическим режимом.

     Правовое  государство - объективная необходимость  и величайшая социальная ценность, эффективный способ организации  общества и управления им.

     Ценностный  смысл идеи правового государства  состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности  его свободы, подчинении государства  обществу.

    Признаки  правового государства.

     Основными признаками правового государства  являются: 

  • Разделение властей;
  • Верховенство закона;
  • Признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека; 
  • Социальная и юридическая защищенность личности;  
  • Сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования в системе государственных институтов, созданных на основе права;  
  • Недопущение монополизма в политике и экономике, создание антимонопольных механизмов; 
  • Контроль общества за властью, наиболее действенным способом, которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всех уровней; 
  • Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права (либо прямое действие международных норм);
  • Признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем;
  • Верховенство и прямое действие конституции; 
  • Единство прав и обязанностей граждан. 
  • Наличие развитого гражданского общества;
  • Внешний и внутренний суверенитет государства;
  • Взаимная ответственность человека и государства;

     Признаки  правового государства отражают основные его черты, которые обязательно  должны в нем  присутствовать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Проблемы  и пути формирования правового государства  в России

      Россия  вступила на путь формирования правового  государства в 1906—1907 гг.,

что было связано с начавшимся в эти  годы процессом ее перехода к конституционному строю.

В 1917 г. процессы, происходящие в государственной  жизни страны, получили

новое направление, новое содержание: возникло Советское государство. Его

первая  Конституция 1918 г. закрепляла диктатуру пролетариата и беднейшего

крестьянства. Как известно, диктатура представляет собой власть, которая не

связана законами. В этих условиях, конечно, вопрос о правовом государстве, о

господстве  права, верховенстве закона был неуместен. Более того, утверждался

правовой нигилизм, который сочетался с нигилизмом государственным, с

недооценкой роли и значения государственно-правовых начал, институтов, норм,

процедур  и гарантий в общественной и политической жизни.

В теории и практике советского государственного строительства отвергался

принцип разделения властей. Он трактовался  как буржуазный и неприемлемый для

управления  Советским государством.

Лишь  в конце 80-х годов стало возможным  серьезно вести речь о

необходимости создания правового государства.

     1. В качестве одного из направлений решения этой задачи можно выделить

дальнейшее  реформирование всей системы государственной власти. В основе этих

преобразований  — принцип разделения властей, закрепленный впервые у нас в

статье 13 Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации от 12

июня 1990 г.

Новая Конституция Российской Федерации (ст. 10: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.») закрепляет это разделение. В соответствии со статьей 11 Конституции

Российской  Федерации государственную власть в РФ осуществляют: Президент

Российской  Федерации (согласно ст. 80 Конституции  РФ он — глава государства:

1.     «Президент Российской Федерации  является главой государства.

2.     Президент Российской Федерации  является гарантом Конституции

Российской  Федерации, прав и свобод человека и  гражданина. В установленном

Конституцией  Российской Федерации порядке он принимает меры по охране

суверенитета  Российской Федерации, ее независимости  и государственной

целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие

органов государственной власти.

3.     Президент Российской Федерации  в соответствии с Конституцией

Российской  Федерации и федеральными законами определяет основные направления

внутренней  и внешней политики государства.

4.     Президент Российской Федерации  как глава государства представляет

Российскую  Федерацию внутри страны и в международных  отношениях.»);

Федеральное Собрание, состоящее из двух палат  — Совета Федерации и

Государственной Думы (это парламент РФ — представительный и законодательный

орган Российской Федерации); Правительство Российской Федерации и суды

Российской  Федерации.

Конечно, еще много предстоит сделать  для выработки процедур, формирования

определенных  традиций и правил взаимодействия этих структур государственной

власти.

     2. Узловое условие функционирования Российской Федерации как демократического

правового государства состоит в проведении судебной реформы — утверждении

судебной  власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной

силы, независимой  в своей деятельности от властей  законодательной и

исполнительной .

     3. В правовом государстве человек, его права и свободы — высшая ценность.

Крупнейший  русский философ Н. Бердяев после  октябрьских событий 1917 г.

отметил: идея класса убила в России идею человека.

Дальнейший  ход истории показал, что личность так и не стала чем-то самоценным

в нашей  стране. Человек рассматривался лишь как винтик огромной машины —

административно-управленческой системы. Обеспечение прав и свобод личности

оставалось  на втором плане.

Принятая  Верховным Советом Российской Федерации  в 1991 г. Декларация прав и

свобод  человека и гражданина, новая Конституция исходят из того, что

соблюдение  и защита прав и свобод, чести  и достоинства человека — главная

обязанность государственной власти. Процесс  формирования правового

государства предполагает создание системы политических, юридических и иных

гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных

положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность

государства и личности.

     4. В качестве одной из важнейших задач, связанных с формированием правового

государства, следует рассматривать развитие и совершенствование

законодательства, формирование новой по существу правовой системы.

Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации,

Декларация  прав и свобод человека и гражданина, Закон о гражданстве и др. 12

декабря 1993 г. путем всенародного голосования  была принята новая Конституция

Российской Федерации, которая заложила правовую основу для дальнейшего

Информация о работе Проблема формирования правового государства в России