Проблема формирования правового государства и гражданского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 21:18, реферат

Описание работы

Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (свободы, права, долга, морали, собственности и др.).

Содержание

1. Признаки гражданского общества в современном мире 3

2. Теория и практика формирования правового государства в современном российском обществе 7

3. Структура социально - политических взаимоотношений в период становления гражданского общества 14

Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

проблемы форм-ния прав-го гос-рства и гражд-го общества в со.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

    Следовательно, в условиях правового государства  речь идет не о том, должны или не должны существовать наряду с законами и подзаконные, ведомственные акты. Существование их неизбежно. Оно обусловлено самой природой и характером регулируемых ими общественных отношений.

    Речь  идет лишь о том, чтобы эти акты не доминировали в количественном и качественном отношении в общей системе нормативно-правовых актов. А главное, чтобы, развивая и детализируя положения, содержащиеся в законах, подзаконные акты не искажали сути и содержания самих законов.

    В России и других странах, ставящих своей  целью формирований правового государства, удельный вес подзаконных, ведомственных  актов вполне возможно и нужно изменить. В противном случае призывы и установки о создании правового государства неизбежно останутся нереализованными призывами и установками,

    Среди других черт и особенностей правового  государства следует указать  на такие, как полная гарантированность  и незыблемость в условиях его  существования прав и свобод граждан, а также установление и поддержание принципа взаимной ответственности гражданина и государства. Как граждане несут ответственность перед государством, так и государственная власть должна нести ответственность перед гражданами.

    Однако  всегда ли это имело место в нашей стане? Гарантировались ли раньше и гарантированы ли в полной мере сейчас права и свободы граждан России? В значительной мере — да.  Гарантированы политически, юридически и отчасти экономически. Хотя и не в отношении всех граждан. Гарантии действовали и действуют в основном  в   отношении власть имущих.

    Вместе  с тем определенные гарантии сохранялись  и сохраняются и ношении прав и свобод остальных, «рядовых» граждан. В прежнем СССР и в современной  России отнюдь не всегда формальной декларацией являлись и являются конституционные положения, закрепляющие равенство граждан перед законом, также их социально-политические и личные права и свободы. Это становится особенно очевидным тогда, когда речь идет о гарантиях права на труд, на отдых, на получение образования, медицинское обслуживание, пользование достижениями культуры и др. Данные права в значительной мере гарантировались в СССР. В определенной мере они гарантируются для всех граждан и в современной России.

    В то же время очевидным является и то, что в силу экономических социальных причин, роста цен и инфляции, усиления бюрократизма и коррупции в управленческом аппарате гарантии прав и свобод граждан в значительной мере ослабляются. Как раньше, так и теперь рядовой гражданин нередко вынужден выступать в роли ходока по «коридорам власти» и быть просителем даже в тех случаях, когда речь идет об удовлетворении его законных прав и интересов.

    Разумеется, при таком положении дела, когда  у государства в лице его различных  органов и множества чиновников преобладающими являются привилегии и права, а у рядовых граждан — преимущественно обязанности, не может быть и речи о реализации принципа взаимной ответственности государства у, гражданина. На протяжении всей истории развития России вначале подданные, затем граждане несли и несут всяческие повинности и ответственность перед государством. Однако ни государство в целом, ни его отдельные органы или чиновники за многие свои деяния, включая самые катастрофические по своим последствиям, фактически никакой ответственности ни перед обществом, ни перед отдельными гражданами не несут.

    В сфере теории государства и права  произошла довольно значительная смена  политических и идеологических ориентиров. Однако в практической политико-правовой жизни, касающейся правового государства и принципа разделения властей, за последние годы не произошло каких-либо существенных изменений. Наличие их без сомнения свидетельствовало бы о движении государства и общества по пути не декларированной, а реальной для всех граждан Российской Федерации демократии.

    В числе важнейших признаков и  черт правового государства выступает не только создание, но и поддержание в обществе режима демократии, законности и конституционности, предотвращение попыток узурпации власти, сосредоточения ее в одних или нескольких руках.

    Наряду  с этим в правовом государстве (как  один из главных признаков его  существования) должно быть достигнуто реальное обеспечение прав и свобод рядовых граждан. Должен быть создан механизм их полной гарантированности и всесторонней защищенности; последовательно проводиться в жизнь принцип оптимального сочетания прав и свобод граждан с их конституционными обязанностями.

        Помимо названных,  есть и другие  признаки и черты, характеризующие  правовое государство и принципиально отличающие его от не правового государства. Их достаточно много и они весьма разнообразны. В своей совокупности они дают общее представление о том, что есть правовое государство и что не является таковым, каковы его сущность содержание, основные цели его создания и назначение. Наконец, каковы условия его формирования и функционирования.

    Последнее является принципиально важным, особенно для современной России, равно как и для других стран, ставящих перед собой задачу формирования на базе существующих государственных структур правового государства. Ибо если в стране нет реальных — объективных и субъективных условий для создания, а затем — нормального функционирования правового государства, то не может быть и речи об успешном решении данной проблемы.

    Что же собой представляют эти условия  или предпосылки? С чем они  связаны? Прежде всего, они ассоциируются  с необходимостью достижения высокого уровня политического и правового  сознания людей, с выработкой у них  необходимой для активного участия  в политической и общественной жизни общечеловеческой культуры.

    Актуальными еще и поныне являются слова В.И.Ленина, сказанные вскоре после Октябрьской революции о том, что для участия масс в решении государственных и общественных дел «кроме закона, есть еще культурный уровень, который никакому закону не подчинишь».

    Принципиально важными предпосылками создания правового государства в нашей стране являются также: выработка у широких слоев трудящихся масс навыков, потребности и достаточно высокого уровня компетентности для сознательного участия их в управлении государственными и общественными делами: наличие в обществе прочного правопорядка, незыблемой законности и конституционности; утверждение принципа плюрализма мнений и суждений во всех сферах   жизни общества и государства; развитие системы самоуправления народа в центре и на местах; последовательное расширение и углубление в сфере экономики, политики, культуры, науки, в социальной сфере жизни общества принципов реальной демократии.

    Важными условиями и предпосылками формирования правового государства в Российской Федерации является также создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства. Существующие ныне противоречия в правовой системе, возникающая время от времени борьба федеральных законов и законодательных актов, издаваемых на местах, не только не приближают страну к правовому государству, но, наоборот, еще больше отдаляют,

    Эта борьба разрушительно сказывается  на экономике, обществе и самом государстве. Пренебрежительное отношение к  федеральным законам автоматически порождают такое же отношение и к местным актам, ведет к трагическим последствиям для многих миллионов людей.

    Современная жизнь дает тему множество весьма печальных примеров. В том числе  примеров, связанных с разрушением  единого государственного пространства СССР, с возникновением межнациональных и региональных конфликтов, территориальных, имущественных и иных споров, с бесчисленными страданиями и гибелью дутых в политические и другие конфликты невинных людей.

    Аксиоматичным, не подлежащем никакому сомнению является тот факт, что законы, пока они действуют в интересах всех слоев и классов общества, жизненно важно — соблюдать, а не нарушать. Добиваться в случае их устарелости, явного или кажущегося консерватизма и отсталости от жизни их немедленной отмены конституционным путем, а не преступать их границы и не разрушать тем самым регулируемые ими хозяйственные, социальные, культурные, политические и иные связи между различными институтами и людьми.

    Среди существующих условий и предпосылок успешного формирования и функционирования правового государства следует назвать наличие в стране гражданского общества. «Идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть  с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности».

    В настоящее время российская действительность характеризуется невысоким уровнем  политической и парламентской культуры, правовым нигилизмом, слабостью демократических традиций и навыков. Если и можно для России признать концепцию правового государства, то, разумеется, с целым рядом оговорок, учитывая отношение россиян к праву как социальному инструменту, историческую приверженность к сильному государству, низкую «природную» правовую активность и инициативу.

    В современной политологии государства  в соответствии с их приоритетными  функциями подразделяют на три типа: полицейские, социальные и правовые. Остановимся конкретнее на последнем. Правовое государство формировалось  постепенно на базе соответствующих  идей и элементов государственности, некоторые из которых появились еще в глубокой древности. Так, о власти закона, одинакового для всех граждан, говорил в VI в. до н.э. древнегреческий архонт Солон. О соотношении естественных прав человека и законов государства писали Аристотель и Цицерон. В Древнем Риме возникли, например, такие зачатки правовой государственности, как разделение властей. Концепция же правового государства в основополагающих чертах сложилась в XVII-XIX вв. в работах Локка, Монтескье, Канта, Джефферсона и других теоретиков либерализма.

    Сам термин "правовое государство" окончательно утвердился в трудах немецких юристов - Т. К. Велькера, Р. фон Моля, а в  дальнейшем получил широкое распространение, в том числе и в России, где  среди видных сторонников теории правового государства были Б.Н. Чичерин, Б.Ф. Кистяковский, П.И. Новгородцев и др. В науке существует множество определений правового государства, наиболее полное из них: правовое государство-это форма организации и деятельности государственной власти, основанная на уважении права государством и отдельным индивидуумом.

    Как и любой политический институт, правовое государство обладает рядом определенных признаков, основные из которых сформулировал  еще Иммануил Кант:

    а) наличие конституционного закона, закрепляющего неизменность основных прав граждан

    б) недопустимость патерналистского вмешательства  государства в дела общества в) независимость  от чужой воли

    г) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную

    д) свобода самоопределения

    е) обладание каждым лицом совокупности прирожденных прав, вечных и неизменных.

    В ходе общественного прогресса концепция  правового государства Канта  пополнилась еще рядом признаков, среди которых: независимость СМИ, последовательная политика социальной защиты в отношении социально ущемленных граждан, верховенство закона и равенство перед ним всех и каждого, судебная состязательность с государством, его органами и чиновниками.

    Таким образом, костяком правового государства  является наличие института гражданского общества. Гражданское общество и правовое государство - это парные категории политологии. Без гражданского общества нет и правового государства, ибо правовое государство должно выражать и отражать интересы гражданского общества, или, как говорил французский политолог Мишель Дюверже, быть ночным сторожем гражданского общества. Различные теории правового государства базируются на концепции гражданского общества.

    Целесообразнее всего рассматривать проблемы формирования правового государства в контексте его основополагающих признаков. Правовое государство - это тот же организм, со своими руками и ногами, и его полная целенаправленная деятельность просто невозможна при условии отсутствия тех и иных органов. Причем, формирование правового государства может происходить только одновременно на трех уровнях: государственным, общественном и личном.

    Головой правового государства является институт гражданского общества. Данный термин все чаще употребляется в нашей стране с начала процесса демократизации, хотя дискуссии по поводу его смысла не затихают и по сей день. Единого, общепризнанного определения гражданского общества пока нет. Сложность в определении заключается в постоянном эволюционизме данного понятия.

    Гражданское общество как общественное явление - многообразный феномен - требует системного подхода к его осознанию. В качестве обобщающего определения в современной науке выделяется: гражданское общество-это система жизнедеятельности общества, автономная по отношению к государственной власти, выражающая частные интересы граждан, регулирующая и защищающая эти интересы. Роль гражданского общества состоит в разрушении монополии на власть государственных деятелей, уравновешивании государственной власти с властью частных лиц и независимых организаций. Формирование правового государства в условиях отсутствия сильного гражданского общества настолько же мифологично, как признание прав и свобод личности в условиях тоталитаризма. Второй проблемой формирования правового государства вслед за отсутствием гражданского общества, по мнению большинства ученых, является политический режим. Многовековая практика показывает, что правовое государство может сформироваться лишь в государстве с демократическим режимом.

Информация о работе Проблема формирования правового государства и гражданского общества