Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 10:55, реферат
Понятие приватизации государственного и муниципального имущества, ее субъекты и объекты, способы осуществления и законодательное регулирование.
Введение
Понятие приватизации государственного и муниципального имущества
Субъекты и объекты приватизации
Способы приватизации государственного и муниципального имущества
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
В последние десятилетия в нашем государстве произошли коренные изменения, связанные с переход нашей страны от командно-административной системы экономики к рыночной модели экономических отношений. Для осуществления этого перехода необходимо, прежде всего, необходимо было создать конкурентную рыночную среду путем построения новых отношений собственности, демонополизации экономики, устранения исключительного положения государственных предприятий.
Именно приватизационная реформа стала «рычагом», «основной движущей силой» коренных преобразований, сердцевиной экономической реформы. Вообще, приватизация представляет собой процесс реформирования государственной собственности путем передачи государственной собственности путем передачи государственного имущества в собственность граждан и юридических лиц (частную собственность) в целях формирования слоя новых собственников и освобождения государства от затрат по содержанию части имущества (неэффективное производство и др.) и управлению им.
Приватизационная
реформа в России прошла не совсем
так, как задумывалось ее идеологами
и организаторами, и в нашем
обществе сейчас всё чаще можно услышать
высказывания по поводу не законности
проведенной приватизации, её экономической
и политической не целесообразности,
а некоторые известные политические деятели
высказываются за пересмотр итогов проведенной
приватизации.
Понятие приватизации государственного и муниципального имущества
В экономическом смысле под приватизацией понимается преобразование отношений собственности путем передачи или продаж на различных условиях государственной и муниципальной собственности частным и коллективным хозяйствующим субъектам»1.
Поскольку к началу 90-х годов XX в. наиболее актуальным для экономики страны был вопрос о приватизации предприятий, первый закон в этой сфере - Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. № 15314 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» касался предприятий, их имущества, а не других видов государственного и муниципального имущества. В нем вовсе не упоминались, например, земельные участки, включая те, на которых предприятия размещены.
В соответствии с этим Законом под приватизацией понималось приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства в частную собственность предприятий как имущественных комплексов, а также иных объектов: цехов, производств, участков, оборудования, зданий, сооружений, материальных и нематериальных активов предприятий, долей (паев, акций) государства в капитале акционерных обществ (товариществ) и др.
Данное определение содержало в себе ряд недостатков, в том числе:
неоправданное
ограничение круга лиц, являвшихся
приобретателями
использование неюридической терминологии в определении объектов приватизации (цех, участок и т.п.);
отсутствие
указания на возмездность отношений, связанных
с приватизацией
Акцент в определении приватизации делался на приобретении объектов в частную собственность, а не на целесообразном в каждом отдельном случае отчуждении государственного и муниципального имущества.
Приватизация
инициировалась органами исполнительной
власти, заинтересованными юридическими
и физическими лицами, которые
подавали заявки на приватизацию конкретного
объекта уполномоченному
В
Гражданском Кодексе
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества»1 существенно изменил понятие приватизации. Приватизация - это возмездное отчуждение государственного или муниципального имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц. Из указанного определения следует, что:
приватизация носит возмездный характер;
приватизация как процесс представляет собой деятельность государства и муниципальных образований, направленную на уменьшение доли собственности этих публично-правовых образований в экономике страны.
Ныне
действующий Федеральный закон
от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного
и муниципального имущества» понимает
под приватизацией
Отменена
заявочная система
Сфера действия Закона о приватизации 2001 г. (как и его предшественника — Закона 1997 г.) очерчивается не прямо, а перечислением отношений, возникающих при отчуждении государственного и муниципального имущества, на которые этот Закон не распространяется. Например, регулируются другими законами приватизация жилищного фонда и имущества государственного резерва, государственного имущества, находящегося за пределами России, и другие случаи отчуждения, указанные в законе.
Законодательство о приватизации не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:
государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
государственного и муниципального имущества на основании судебного решения.
Отчуждение государственного и муниципального имущества в указанных случаях регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Например, отчуждение имущества государственного предприятия, признанного в установленном порядке банкротом, регулируется о а банкротстве, а не законодательством о приватизации. Таким образом, указанные отношения не подпадают под понятие приватизации.
Субъекты и объекты приватизации
Под субъектами приватизации следует понимать продавцов, покупателей государственного имущества, а также специально созданные государственные органы. В субъектах России создаются территориальные органы по управлению государственным имуществом. Основными функциями всех органов по управлению государственным имуществом являются:
-разработка
и издание в пределах своей
компетенции нормативных
-разработка
проекта программы
-принятие
решений о приватизации
-преобразование
государственных унитарных
-осуществление
от имени РФ прав акционера
(участника) хозяйственных
Продавцом федерального имущества, в соответствии со ст.6 Закона, по специальному поручению Правительства Российской Федерации от его имени, выступает специализированное учреждение и назначенные им представители, которые владеют переданными ему объектами приватизации до момента их продажи; осуществляют продажу объектов приватизации; ведут учет подлежащих приватизации акций хозяйственных обществ, принадлежащих РФ; получают и перечисляют полученные в результате приватизации федерального имущества денежные средства, ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность об их движении.
Покупателями
федерального имущества могут быть
любые физические и юридические
лица, за исключением государственных
и муниципальных унитарных
Установленные
федеральными законами ограничения
участия в гражданских
Что касается объектов приватизации, то это государственное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Законом. В зависимости от возможности приватизации Государственная программа приватизации выделяет следующие группы объектов:
-имущество,
приватизация которого
-имущество,
которое закрепляется в
-имущество,
которое приватизируется на
-имущество,
которое приватизируется на
-имущество,
которое приватизируется на
Существует целый ряд способов приватизации государственного имущества. Исчерпывающий перечень способов приватизации федерального имущества содержится в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества». 10 способов приватизации:
-преобразование
унитарного предприятия в
-продажа
государственного или
-продажа
акций открытых акционерных
-продажа
государственного или
Информация о работе Приватизация государственной и муниципальной собственности