Приспособление мусульманского права к современному обществу

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

Доктрина мусульманского права имеет два раздела. Она изучает источники права и объясняет, каким образом возник шариат. Кроме того, она изучает содержание норм мусульманского права. В данной работе кратко рассматривается теория источников мусульманского права, а также изложены основные структурные различия между разными толками. Кроме того, большое внимание уделено возможности мусульманского права применяться к условиям современного мира. Также представлен краткий обзор правовых систем различных современных мусульманских государств.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Теоретические основы мусульманского права………………..………5
§1. Происхождение мусульманской правовой системы……………..5
§2. Особенности мусульманского права……………………………...7
§3. Источники мусульманского права……………………………….11
§4. Структура мусульманского права………………………………..14
ГЛАВА 2. Приспособление мусульманского права к современному
обществу…………………….………………………………………...16
ГЛАВА 3. Правовые системы современных мусульманских государств...........19
§1. Новейшие изменения в правовых системах мусульманских
стран……………………………………………………………...........19
§2. Классификация правовых систем стран ислама………………..22
§3. Мусульманское право в Беларуси……………………………….25
Заключение…………………………………………………………………......….28
Список использованных источников..…………………………

Работа содержит 1 файл

Мусульманская правовая система1.docx

— 52.29 Кб (Скачать)

Во-вторых, кодификация тех  вопросов, которых не коснулись изменения  по западному образцу. В частности, это относится к вопросам личного  статуса. Не имея полномочий изменить эти нормы, правители многих стран  стремились систематизировать их. Однако и эта мера, являющаяся по сути рационалистской, долгое время не допускалась мусульманскими традиционалистами. Только в середине ХХ века такая кодификация получила силу закона в некоторых странах. В настоящее время во многих мусульманских  странах укрепляется тенденция  к реформированию и кодификации  семейного и наследственного  права.

Третьей важнейшей особенностью преобразования правовых систем в странах  ислама является упразднение традиционных мусульманских судов. Во многих мусульманских  государствах двойная система судопроизводства полностью или частично была упразднена. Традиционные мусульманские суды частично или полностью ликвидированы  в Турции, Алжире, Египте, Тунисе, Пакистане, Марокко и других странах. В настоящее  время одни и те же судьи применяют  как «современное», так и мусульманское  право. Однако в связи с тем, что большинство юристов получают образование по западному образцу, мусульманское право все больше теряет свои позиции. {12, c. 59-63}

В результате всех преобразований, произошедших в правовых системах стран  ислама за последние двести лет, мусульманское  право сохранило лишь малую часть  своего влияния. Современные правовые системы мусульманских стран  построены по западному образцу, а нормы, восходящие к мусульманскому праву, сохранились в них лишь частично и в отдельных сферах. Однако сильное влияние ислама на общественное сознание не дает мусульманскому праву полностью потерять свое значение. В настоящее время в различных  мусульманских странах степень  влияния мусульманского права на правовую систему различна. Она зависит  от уровня экономического и культурного  развития страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2 Классификация  правовых систем стран ислама

В зависимости от степени  влияния норм мусульманского права  на законодательство и масштабов  их применения ученые делят все страны с мусульманским населением на несколько  групп. Эта классификация несколько  различна у разных исследователей, однако эти различия в основном касаются деталей. Большинство правоведов выделяет три группы правовых систем стран  ислама.

Первую группу составляют страны, где мусульманское право  применяется весьма широко. К этой группе относятся Саудовская Аравия, Иран, Кувейт, Бахрейн, Бруней, ОАЭ. В  этих государствах принципы шариата  официально считаются приоритетными  и оказывают глубокое влияние  на все отрасли права. Широко применяется  также обычное право, не запрещенное шариатом, однако фактически часто расходящееся с ним. Влияние западных правовых принципов на правовые системы этих стран менее значительно, чем в других мусульманских государствах. Однако наблюдается постоянная тенденция к усилению этого влияния, особенно в торговом и имущественном праве.

Вторую группу составляют правовые системы большинства мусульманских  стран. В этих странах мусульманское  право применяется только для  регулирования отдельных сторон общественной жизни, касающихся личного  статуса и религиозных учреждений. Все остальные сферы общественных отношений регулируются «современным»  правом.

В этой группе выделяется две  подгруппы в зависимости от того, на основе какого права созданы современные  правовые системы: английского или  французского и голландского. К первой группе относятся Пакистан, Малайзия, Нигерия. Ко второй – Индонезия, Египет, Алжир, Марокко, Мавритания, Сирия, Ирак, Ливан и др. Особый случай – Судан. Здесь правовая система в разное время испытывала влияние английского  и французского права, поэтому ей присущи черты обеих этих систем.

Третью группу составляют страны, где мусульманское право  практически полностью утратило свои позиции. К этой группе относятся  бывшие социалистические страны: республики Средней Азии (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Туркменистан), Казахстан, Азербайджан, Албания. Правовые системы этих стран  в социалистический период были изменены коренным образом и построены  на принципах, далеких от ислама. В  настоящее время они также  близки к европейскому праву. Однако, несмотря на официальный отказ от шариата, его нормы во многих странах  по-прежнему соблюдаются среди населения. Это в большей степени характерно для стран Средней Азии. Особый случай – Турция. Эта страна хоть и не являлась социалистической, однако она тесно связана с Европой  политически и экономически. Здесь  еще в 1926 г. мусульманское право  было полностью упразднено. Все сферы  общественных отношений регулируются правом европейского образца.

Можно также выделить еще  одну группу африканских (Танзания, Мали, Чад) и азиатских (Индия, Филиппины) стран, где шариат регулирует некоторые  сферы отношений среди той  части населения, которая относит  себя к мусульманам. Это касается в первую очередь вопросов личного  статуса. Нормы мусульманского права  также оказывают некоторое влияние на принимаемое законодательство этих стран.

В последнее время в  некоторых странах появилась  тенденция к усилению роли мусульманского права. Некоторые государства стремятся  к возрождению и сохранению исламских  традиций, в том числе и мусульманского права. Самым ярким примером данного  явления можно назвать Иран. Это  дает основание считать преждевременными выводы некоторых исследователей о  том, что мусульманская правовая система изжила себя и в скором времени полностью исчезнет. Мусульманское  право, несмотря на активное влияние  других правовых систем, достаточно широко распространено в мире. Огромное количество мусульман по всему миру по-прежнему соблюдают его нормы. Мусульманское  право развивается и видоизменяется в условиях современного мира, хотя это и происходить достаточно медленно. Поэтому его всестороннее изучение не теряет своей актуальности. {30, c. 207-229}

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3 Мусульманское  право в Беларуси

Если верить легенде, в  X веке киевский князь Владимир намеревался принять ислам, однако, не желая расставаться с некоторыми привычками, отдал предпочтение христианству. Так это или нет, но в любом случае на землях Беларуси ислам присутствует издавна.

Первыми мусульманами, появившимися здесь в XIV веке, были татары, воины хана Тохтамыша. Натерпевшись от междоусобиц в Золотой Орде, они, говоря языком современным, попросили политического убежища у литовского князя Витовта. Тот гостеприимно принял татар, определил их к себе на воинскую службу, выделил хорошие наделы на белорусских землях – на Виленщине и Минщине. Татары своей новой родине служили верно, храбро сражались за Витовта и даже называли его своим ханом. Немалый вклад внесли татарские воины в разгром Тевтонского ордена в 1410 году под Грюнвальдом. Постепенно численность исповедующих ислам на белорусских землях росла и к XVI веку достигла примерно двухсот тысяч. Мусульмане настолько прижились на новых землях, что, сохранив язык и культуру, в общении перешли на белорусский язык, являвшийся основным языком великого княжества, и только молитвы читались на арабском и тюркском языках.

В начале XVII века в Речи Посполитой началось наступление на культурное и духовное своеобразие местных татар, появились ограничения в избирательном праве, строительстве мечетей и даже в быту. Именно тогда большинство татар были ассимилированы, утратили свой язык, имена и фамилии трансформировались в польские или литовские. Многие приняли католическую веру. К слову, в то время и православная вера подвергалась в Речи Посполитой настоящим гонениям: церкви закрывались, а православных насильно обращали в католичество.

Тем не менее многие татары остались верны религии своих  предков. Кроме того, с самого начала среди приверженцев ислама в Беларуси стали появляться представители  других национальностей. Сегодня среди  тридцати тысяч исповедующих ислам  в республике белорусских татар-мусульман  чуть больше десяти тысяч, а остальные  – это азербайджанцы, казахи, узбеки, туркмены, курды, афганцы, турки, представители  других национальностей. И хотя число  исповедующих ислам в республике, по сравнению с другими конфессиями, невелико, в последней редакции закона о религиозных конфессиях и организациях ислам признан традиционной религией Беларуси, которая более шести  веков исповедуется на этой земле.

По оценкам специалистов Комитета по делам религий и национальностей  при правительстве Беларуси, «потенциальная база развития мусульманской общины страны – от 28 до 35 тыс. человек». В  это число входят лица, указавшие  во время переписи населения 1999 года свою принадлежность к национальностям, традиционно исповедующим Ислам.

В Беларуси зарегистрировано около 30 мусульманских религиозных  организаций, треть из которых имеет  культовое здание (мечеть или молельный  дом). В стране действуют два духовных управления мусульман.

В 1994 году создан самостоятельный  Муфтиат Республики Беларусь. {32}.

В Беларуси нет значимых мусульманских ценностей, но мечети, в которых каждый верующий мусульманин  может совершить религиозный  обряд и встретиться с братьями по вере, есть во многих городах и  селениях. Всего в Беларуси насчитывается 24 мусульманские общины – 23 суннитские и одна шиитская.

Первые мечети появились  на территории Беларуси в XV–XVI веках. Одна из старейших в республике мечетей (постройка 1882 года) действует в городе Ивье на Гродненщине.

Драматична история главной  мечети Беларуси в Минске, в северо-западной части которого татары компактно  проживали еще с начала XVI века. Именно здесь в 1599 году по просьбе татарского старейшины Салимана была построена первая деревянная мечеть.

Ее убранство было скромным: женское и мужское отделения, высказывания из Корана на стенах, скамеечки  для верующих. Минарета не было, и  муэдзин созывал верующих, стоя на крыльце. В 1890 году Минское губернское правление разрешило построить  на этом месте каменную соборную мечеть. Более десяти лет шел сбор средств, и в 1902 году было построено новое  красивое здание с большим куполом  и 32-метровым минаретом.

После революции над мечетью, как и над православными и  католическими храмами, пронесся смерч  воинствующего атеизма. С 1936 года мечеть была закрыта и служила продовольственной  базой, в 1949 году здание передали под  учебный центр, а в 1962 году мусульманский  храм был и вовсе разрушен. И  только через три десятилетия, когда  в республике началось возрождение  мусульманских общин, было принято  решение о строительстве мечети в Минске. Свои услуги предложили турецкие специалисты, а из Саудовской Аравии прислали готовый проект. Но белорусские  татары решили воспроизвести историческую минскую соборную мечеть. Эклектичную  по стилю архитектуру старой мечети отличал местный колорит. Основой  нового проекта послужила найденная  в архиве дореволюционная фотография. Строительство величественного  и самобытного храма началось на другом месте, в районе улиц Грибоедова и Татарской, однако вскоре из-за финансовых трудностей стройка превратилась в «долгострой» {33}.

 

 

Заключение

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Мусульманское право возникло как  часть религии ислама в период становления феодального государства  на западе Аравийского полуострова. Мусульманское право как система  юридических норм сформировалось не сразу. В начальный период своего существования теология и правоведение в исламе тесно переплетались. В  дальнейшем право несколько обособилось  от догматики, и сформировались мусульманско-правовые школы – риты. Мусульманское право  оформилось в четкую систему юридических  норм, защищаемых государством.

Главная особенность мусульманского права – идея его божественного  происхождения. Нормы в мусульманском  праве неизменны, поскольку законодательной властью обладает только Аллах. Люди же обязаны подчиняться установленным законам. Воля Аллаха записана в Коране, являющемся божественным откровением. Однако правила, записанные в Коране, нуждались в разъяснении. Поэтому были созданы дополнительные источники права.

Все отрасли мусульманского права опираются на религиозные  догмы. В первую очередь это касается вопросов личного статуса. Поскольку  право тесно связано с религией, правовые нормы и нормы морали также неотделимы друг от друга. Это  отражается и в структуре правовой системы (деление всех поступков  на пять категорий).

В настоящее время мусульманское  право в том или ином объеме действует более чем в тридцати странах, в том числе и в Беларуси. Его влияние в мире весьма значительно. Поэтому изучение мусульманского права имеет большое значение с политической, культурной и международной точек зрения. Изучение различных аспектов и составных частей мусульманского права позволяет глубже понять его природу, а значит, и определить его место в дальнейшем развитии как отдельных мусульманских стран, так и общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Актуальные проблемы развития правовой системы современного

общества: Материалы междунар. науч. конф. студентов и аспирантов, Минск, 29-30 окт. 2002 г. / Белорус. гос. ун-т; Редкол.: Г. А. Шумак (отв. Ред.) и др. – Мн., 2003.

  1. Алексеев С. С. Право и правовая система // Изв. Вузов.

Правоведение. – 1980. - №1.

  1. Алексеев С. С. Право на пороге нового тысячелетия. – М., 2000.
  2. Байтин М. И. Право и правовая система // Вопросы теории

государства и права. –  Вып. 2 (11). – Саратов, 2000.

  1. Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. – М.,

1994г.

  1. Винюкова И. В. К вопросу о структуре правовой системы //

Правовая политика и правовая жизнь – 2003. - №1.

  1. Вишневский А. Ф. Источники мусульманского права: тез. докладов

Информация о работе Приспособление мусульманского права к современному обществу