Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

В конституционном праве, институт гражданства является одним из наиболее значимых государственно-правовых институтов, так как определяет правовой статус гражданина, подчеркивает правовую связь между гражданином и государством. История показывает, что по разным причинам, и, прежде всего, вследствие межнациональных конфликтов и растущей интернационализации экономики, возникают различные миграционные потоки.

Содержание

Введение………………………………………………………………..……….........................................3Глава 1. Становление института гражданства в России……………………………………..…….…...6

1.1. Развитие законодательства о Российском гражданстве с 1918г ………………………..………...6

1.2. Понятие гражданства в объективном и субъективном смысле. Принципы гражданства Российской Федерации…………………………………………………………………………………....9

Глава 2. Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации……………………….12

2.1. Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации...................................................................................................................................................122.2. Проблемы приобретения и прекращения гражданства……………………………………...........20

Заключение…………………………………………………………………….........................................24

Список использованных источников и литературы………………………………………………...…26

Работа содержит 1 файл

Курсовая по конституционному праву (гражданство РФ) (ИТОГ).doc

— 194.00 Кб (Скачать)

      Выбор гражданства:

    Гражданство Российской Федерации может приобретаться  в результате выбора гражданства (оптации) – ст. 21 Закона.            Оно может иметь место при изменении государственной границы в связи с присоединением к России новых заселенных территорий. В этом случае лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют возможность выбора российского гражданства, при безусловном праве сохранить прежнее гражданство. Порядок и сроки оптации должны устанавливаться соответствующим международным договором. В случае передачи части российской территории в соответствии с международным договором под юрисдикцию другого государства, оптация послужит основанием для прекращения гражданства Российской Федерации, то есть, граждане России в данной ситуации пожелают изменить российское гражданство на гражданство государства, к которому перешла соответствующая территория.

    Прекращение гражданства Российской Федерации в соответствии с законодательством о гражданстве осуществляется по следующим основаниям:

    1. вследствие выхода из гражданства Российской Федерации

    2. при оптации

    3. по иным основаниям

    «Выход из гражданства Российской Федерации – это главное основание его прекращения»1.

    Данный акт является добровольным, но должен быть осуществлен по определенной процедуре, которая может осуществляться в общем порядке (с подачей заявления на имя Президента Российской Федерации, который, и принимает окончательное решение) – если гражданин проживает в России, или в упрощенном порядке (в этом случае заявление подается и рассматривается соответствующими структурами МИД Российской Федерации) – если гражданин России проживает в иностранном государстве. Также в упрощенном порядке осуществляется прекращение гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей (или единственный родитель) которого является иностранным гражданином. В данном случае вопрос рассматривается соответствующими структурами МВД России.

    Следует различать «выход из гражданства РФ» и «выезд из РФ»: можно выезжать из РФ, не заявляя о выходе, соответственно, можно ходатайствовать о выходе из гражданства, оставаясь на территории России. В соответствии с ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 18 июля 1996г. гражданину может быть временно ограничено право на выезд из РФ, например:    1. При призыве на военную службу - до ее окончания;        2. При задержании в качестве подозреваемого в совершении преступления или привлечении в качестве обвиняемого - до вступления решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;             3. При осуждении за совершение преступления - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от отбытия наказания;           4. При уклонении от исполнения обязательств, наложенных судом, - до исполнения обязательств либо достижения согласия сторонами;         5. При допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям - на пять лет со дня последнего ознакомления с такими сведениями, в особых случаях - на десять лет;  6. При сообщении о себе заведомо ложных сведений при оформлении выездных документов - до решения вопроса органом, оформляющим такие документы.     Выезд из РФ для иностранного гражданина может быть органичен:      1. Если он задержан по подозрению в совершении преступлении или привлечен в качестве обвиняемого - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;    2. Если осужден за совершение преступления на территории РФ - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от отбытия наказания;        3. В случае уклонения обязательств, наложенных судом, - до исполнения либо до достижения согласия сторонами;            4. В случае невыполнения обязательств по уплате налогов, предусмотренных законодательством РФ, - до выполнения этих обязательств1.       При выходе из гражданства Российской Федерации на основании части первой статьи 19 Федерального закона лица, проживающего на территории Российской Федерации, вместе с заявлением представляется документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ему иного гражданства в случае выхода из гражданства Российской Федерации, а также документ налогового органа Российской Федерации об отсутствии задолженности по уплате налогов.     При выходе из гражданства Российской Федерации на основании части второй статьи 19 Федерального закона лица, проживающего на территории иностранного государства, вместе с заявлением представляются:            1. «Документ, подтверждающий разрешение полномочного органа иностранного государства на проживание в данном государстве (в случае отсутствия этих данных в паспорте заявителя);               2. Документ о снятии с регистрационного учета по месту жительства в Российской Федерации (в случае отсутствия этих данных в паспорте заявителя);       3. Документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления заявителю иного гражданства в случае его выхода из гражданства Российской Федерации;       4. Документ налогового органа Российской Федерации (по последнему месту жительства заявителя на территории Российской Федерации) об отсутствии задолженности по уплате налогов.

    При выходе из гражданства Российской Федерации на основании части третьей статьи 19 Федерального закона ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой - является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, вместе с заявлением обоих родителей или единственного родителя представляются:             1. Свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка (при его наличии);   2. Документ полномочного органа иностранного государства о наличии у ребенка иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ребенку иного гражданства в случае его выхода из гражданства Российской Федерации;        3. Согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на прекращение гражданства Российской Федерации. Подлинность подписи ребенка удостоверяется нотариальной записью»1.    Должностное лицо обязано выяснить его мнение об изменении гражданства детей. Заявление родителей подписывается обоими родителями. В случае если один из родителей не может присутствовать при подаче заявления в полномочный орган, подпись этого родителя на заявлении должна быть удостоверена нотариальной записью. Заявление о выходе из гражданства Российской Федерации ребенка одновременно с родителями, одним из родителей либо единственным родителем оформляется на бланке заявления о выходе родителя из гражданства Российской Федерации.            При выходе из гражданства Российской Федерации одного из родителей, имеющих гражданство Российской Федерации, также представляется согласие другого родителя, сохраняющего гражданство Российской Федерации, на выход ребенка из гражданства Российской Федерации (при выходе из гражданства Российской Федерации на основании части пятой статьи 25 Федерального закона). Такое согласие дается в произвольной форме. Подпись родителя, давшего согласие, удостоверяется нотариальной записью.       При выходе из гражданства Российской Федерации ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами или иностранным гражданином, вместе с заявлением обоих усыновителей или единственного усыновителя, представляется свидетельство об усыновлении. Кроме того, предоставляются:            1. «Свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка (при его наличии);   2. Документ полномочного органа иностранного государства о наличии у ребенка иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ребенку иного гражданства в случае его выхода из гражданства Российской Федерации;        3. Согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на прекращение гражданства Российской Федерации, оформленное в соответствии с абзацем третьим пункта 5 настоящего Положения.   4. Заявление усыновителей подписывается обоими усыновителями. В случае если один из усыновителей не может присутствовать при подаче заявления в полномочный орган, его подпись на заявлении должна быть удостоверена нотариальной записью»1.      Выход из российского гражданства лица, проживающего на территории РФ, осуществляется с помощью личного обращения гражданина. При подаче заявления о выходе из гражданства необходимы документы, подтверждающие отсутствие не исполненных перед Россией обязательств (например, для граждан призывного возраста - справка из военкомата об отсутствии повестки о призыве на срочную службу). При заявлении ходатайств о выходе из гражданства ребенка необходимы копии свидетельства о рождении, усыновлении, письменное согласие детей в возрасте от 14 до 18 лет на изменение гражданства и пр. Список документов, необходимых для выхода из гражданства, в каждом случае конкретизирован.       Если лицо, вышедшее из гражданства РФ и приобщенное к секретным сведениям, пожелает выехать с территории, Россия не сможет этому воспрепятствовать, так как ныне действующий закон о гражданстве не предусматривает оснований отклонений ходатайств о выходе из гражданства по соображениям государственных интересов. Конституция РФ также говорит о том, что гражданин РФ не может быть лишен права изменить свое гражданство. Получается, что этим фактом могут быть нарушены интересы государства, не нарушая прав и свобод человека и гражданина. Регулирование противоречий между выходом из гражданства и государственной безопасностью осуществляет Международный пакт о гражданских и политических правах (1966г.)2. Статья 12.2 Пакта предоставляет право каждому человеку покидать любую страну, включая свою, а в ст. 12.3 сказано, что «упомянутые выше права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения, или прав и свобод других, и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами».  Для граждан РФ, проживающих за пределами территории РФ, выход из гражданства также осуществляется с помощью личного обращения. Только для этих лиц предусматривается упрощенный порядок выхода из гражданства.          «В случае усыновления /удочерения ребенка – гражданина России иностранным гражданином гражданство ребенка может быть прекращено в общем порядке.  Заявитель получает отказ в выходе из гражданства Российской Федерации, если:      1. имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом (например, не истек срок военной службы, имеются недоимки по налогам и сборам, и др.);              2. привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;           3. не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения (цель ограничения – исключения ситуации без гражданства)»1.         Основанием прекращения гражданства является также отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации. Причиной данного явления может послужить приобретение гражданства на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Отмену решения о приеме в российское гражданство принимает тот орган, который принимал решение о приеме в гражданство – Президент Российской Федерации, соответствующие структуры МВД и МИД России.              Отмена решения о приеме в гражданство гражданина не влечет автоматического прекращения гражданства его супруга, детей и других родственников. В этом случае гражданство ребенка может быть прекращено только при наличии письменного согласия другого родителя – гражданина Российской Федерации и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства2. 

    1.   Проблемы приобретения и прекращения гражданства
 

    Совершенствование правового регулирования института  гражданства Российской Федерации  призвано помочь разрешению, как фундаментальных задач государственного строительства, так и оперативных политических, экономических, социальных задач. Среди задач государственно-правового развития Российской Федерации важное место занимает выработка конституционно-правовых основ современной миграционной политики. Особое значение в регулировании миграционных процессов имеет институт гражданства Российской Федерации.    Борьба с нелегальной миграцией – лишь часть проблемы. Россия нуждается в мигрантах, организовать въезд в нашу страну и закрепление на постоянное жительство тех, в ком нуждается государство и общество, - вот важная задача современного социального развития.

      Процедура получения гражданства  по-прежнему чрезмерно усложнена.  Законодательство о гражданстве  Российской Федерации не содержит  эффективных мер, стимулирующих иммиграцию, оно не в состоянии облегчить лицам, имевшим ранее гражданство СССР, путь к обретению российского гражданства2.           Часть 1 ст. 62 Конституции РФ регулирует случаи двойного гражданства. Такая ситуация возникает обычно из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести двойное гражданство, например, при различном гражданстве родителей или в случае усыновления иностранным гражданином, женщина - при выходе замуж за иностранца, если по законам его государства жена должна следовать гражданству своего мужа.           До последнего времени российское законодательство стояло на позиции непризнания за гражданами РФ двойного гражданства: в случаях, когда российский гражданин имел доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства и фактически становился лицом с двойным гражданством, законодательство рассматривало его только как российского гражданина.           Отступление от этой позиции наметилось в Законе о гражданстве РФ от 28 ноября 1991 года. Часть 1 ст. 62 Конституции РФ определяет, что российский гражданин может одновременно иметь и гражданство иностранного государства. Но допускается это только в одном из следующих случаев:               1) если такую возможность предусматривает федеральный закон;      2) если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.  Упоминание в Конституции федерального закона означает, что решение вопроса двойного гражданства в других законодательных актах недопустимо. Согласно ст. 3 Закона о гражданстве российскому гражданину может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий международный договор - как видно, к предусмотренному Конституцией обязательному условию - наличию международного договора - Закон о гражданстве других возможностей признания двойного гражданства не добавляет.           Признание в соответствии с Конституцией двойного гражданства российских граждан лишь в указанных, строго ограниченных случаях означает, что общий принцип, по которому за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, продолжает действовать.       Гражданин иностранного государства при приобретении гражданства российской Федерации может сохранить гражданство этой страны (обязательного отказа от иностранного гражданства, при получении российского, не требуется). Но в России в соответствии с нашим законодательством он будет рассматриваться только как российский гражданин. Двойное гражданство будет за ним признано в России, лишь, если с иностранным государством, гражданином которого он является, имеется соответствующий международный договор.   Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства может создать определенные трудности, поскольку обладатель двух гражданств оказывается связанным с двумя государствами и должен подчиняться закона обоих. Это касается, например, несения военной службы.               Согласно ч. 2 ст. 62 Конституции РФ, факт двойного гражданства не умаляет прав и свобод российского гражданина и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского законодательства. Однако ч. 2 ст. 62 допускает, что федеральным законом или международным договором РФ может быть предусмотрено то или иное ограничение или освобождение от обязанностей, вытекающее из факта двойного гражданства.       Конституцией РФ лицам гарантируется право изменить свое гражданство. Это означает не только приобретение, но и выход из российского гражданства. Основания, по которым может быть отказано в выходе из гражданства, соответствуют Конституции РФ (ч.3 ст.55) в части допустимости ограничения настоящим законом прав и свобод гражданина только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц и для обеспечения обороны страны. Препятствиями выходу лица из гражданства РФ может послужить следующее:   1. «Наличие невыполненных перед Россией обязательств, таких как, к примеру, прохождение военной службы.            2. Закон о гражданстве от 1991г. предусматривал отказ в выходе из гражданства, «если гражданин проживает или намеревается поселиться в стране, не связанной с Российской Федерации договорными обязательствами о правовой помощи, но имеет либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации, либо неисполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определяемых законом РФ».              3. Некоторыми республиками (законы Азербайджана, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана) предусмотрено особое основание для отказа в выходе из гражданства: если выход из гражданства противоречит интересам государственной безопасности республики.               4. Законом о гражданстве от 2002г. предусмотрены возможности отклонения ходатайств о выходе из гражданства РФ по соображениям государственной безопасности. Однако данное основание все же в целом находится в рамках общепринятых норм международного права и демократических принципов правового государства»1.        Все решения по вопросам гражданства Российской Федерации находятся в компетенции Президента Российской Федерации или иных полномочных органов, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации. Согласно Конституции РФ ст.89 п. «а», Президент РФ решает вопросы гражданства РФ. Полномочными органами могут являются территориальные органы внутренних дел. Президент Российской Федерации вправе отменить решение по вопросам гражданства Российской Федерации, принятое другим полномочным органом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Институт  гражданства занимает важнейшее место в правовой системе.

    Надо  отметить, что принадлежность лица к гражданству того или иного  государства имеет существенное значение, поскольку гражданин обладает в отношении государства всеми правами и свободами, а государство защищает своего гражданина, где бы он ни находился. Гражданство - это наделение гражданина не только соответствующими правами и свободами, но и обязанностями.              В Конституции подчеркивается, что каждый гражданин обладает на ее территории всеми правами и свободами и исполняет равные обязанности. Следует также отметить, что граждане Российской Федерации по сравнению с другими лицами, законно находящимися на территории России, наделены правами в сфере осуществления политической власти. Например, только граждане могут избирать и быть избранными в представительные органы Российской Федерации и ее субъектов. Только граждане обязаны защищать наше Отечество и исполнять некоторые другие обязанности.              Одной из важных гарантий использования гражданином Российской Федерации своих прав и свобод является закрепление в статье положения, исключающего возможность лишения гражданина его гражданства. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства и выслан за пределы Российской Федерации. Он не может быть также выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора РФ. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство и за ее пределами.   Законом о гражданстве предоставляется возможность добровольного прекращения состояния гражданства лицом в результате выхода из гражданства или выбора гражданства другой страны. И только в одном случае прекращение российского гражданства допускается без волеизъявления лица. Это решение государства об отмене приема в гражданство в случае представления им ложных сведений и документов.  Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правоспособности лица. Реализуя право на гражданство, человек обретает устойчивую правовую связь с конкретным государством, которая выражается в их взаимных правах, обязанностях и ответственности.  Таким образом, можно сказать, что с принятием нового Закона «О гражданстве» в 2002г., ужесточились условия приобретения и прекращения гражданства. Надо сказать, что по оценкам специалистов действовавшее законодательство в области гражданства было весьма либеральным. Так, возможность приобретения российского гражданства в порядке регистрации существенно облегчало прием в гражданство бывших граждан СССР и их родственников, а наличие института признания гражданства вообще освобождало значительную часть таких лиц от процедур, связанных с его приобретением.  Следует отметить, что положения Федерального закона, касающиеся производства по делам о гражданстве, не являются принципиально новыми. В то же время они более четко по сравнению с ранее действовавшим законодательством регламентируют процедуру подачи и рассмотрения заявлений по вопросам гражданства, а также порядок принятия по ним решений. При этом впервые законом закрепляется норма, согласно которой формы заявлений, перечень указываемых в них сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения российского гражданства определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Эта норма представляется весьма важной, поскольку наличие акта Президента, которым практически в полном объеме должны быть регламентированы все необходимые процедуры, значительно сузит сферу ведомственного нормотворчества по вопросам гражданства Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованных источников и литературы

    1. Нормативно-правовые акты 

    
  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным  голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. Конституция РСФСР 1918года // СУ РСФСР. 1918. №51. Ст.582.
  3. Конституция СССР 1924года // Вестник ЦИК. СНК и СТО СССР. 1924. N 2. Ст. 24.
  4. Конституция СССР от 6декабря 1936года // Известия ЦИК СССР и ВЦИ. N 283. 06.12.1936.
  5. Конституция СССР 1977года // Ведомости ВС ССС. 1977. N 41. Ст. 617.
  6. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 // Ведомости ВС СССР. 1976. №17. Ст. 291.
  7. Всеобщая декларация прав человека 1948 г // Права и свободы личности. Библиотечка Российской газеты совместно с библиотечкой журнала Социальная защита. Вып. 11.- М., 1995. С. 10-17.
  8. Федеральный Закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31мая 2002года // Российская газета. 2002. 5 июня.
  9. Закон о гражданстве СССР от 1декабря 1978года // Ведомости ВС СССР. 1978. №49. Ст.816.
  10. Закон о гражданстве СССР от 23мая 1990года // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. N 23. Ст. 435.
  11. Закона о гражданстве Российской Федерации от 28ноября 1992года // Российская газета. 1992. 6 февраля.
  12. Декрет о приобретении прав российского гражданства от 5апреля     1918года // Известия ВЦИК. N 66. 05.04.1918.
  13. Положение о союзном гражданстве от 29октября 1924года // СЗ СССР. 1924. №23. Ст.202.

    2. Специальная литература 

    
  1. Абдулаев  М.И. Правоведение. М.: Финансовый контроль, 2004. – 561 с.
  2. Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. М., 1994. – 240 с.
  3. Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в РФ. М., 1992. – 517 с.
  4. Калинин В.Н., Яшин В.Н. Правовое регулирование приобретения гражданства РФ // Право и политика № 11. 2000. – 54 с.
  5. Козлова Е.И. Конституционное право России. М. Юрист. 2003. – 587 с.
  6. Колпаков Р.В. Конституционное право России. М.: Приор-издат, 2007. – 815 с.
  7. Торшенко А.А. Конституционное право Российской Федерации. Екатеринбург 2005. – 158 с.

Информация о работе Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации