Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

В конституционном праве, институт гражданства является одним из наиболее значимых государственно-правовых институтов, так как определяет правовой статус гражданина, подчеркивает правовую связь между гражданином и государством. История показывает, что по разным причинам, и, прежде всего, вследствие межнациональных конфликтов и растущей интернационализации экономики, возникают различные миграционные потоки.

Содержание

Введение………………………………………………………………..……….........................................3Глава 1. Становление института гражданства в России……………………………………..…….…...6

1.1. Развитие законодательства о Российском гражданстве с 1918г ………………………..………...6

1.2. Понятие гражданства в объективном и субъективном смысле. Принципы гражданства Российской Федерации…………………………………………………………………………………....9

Глава 2. Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации……………………….12

2.1. Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации...................................................................................................................................................122.2. Проблемы приобретения и прекращения гражданства……………………………………...........20

Заключение…………………………………………………………………….........................................24

Список использованных источников и литературы………………………………………………...…26

Работа содержит 1 файл

Курсовая по конституционному праву (гражданство РФ) (ИТОГ).doc

— 194.00 Кб (Скачать)

    Оглавление                                                                                                                                  

Введение………………………………………………………………..……….........................................3Глава 1. Становление института гражданства в России……………………………………..…….…...6

1.1. Развитие законодательства о Российском гражданстве с 1918г ………………………..………...6

1.2. Понятие гражданства в объективном и субъективном смысле. Принципы гражданства Российской Федерации…………………………………………………………………………………....9

Глава 2. Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации……………………….12

2.1. Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской   Федерации...................................................................................................................................................122.2. Проблемы приобретения и прекращения гражданства……………………………………...........20

Заключение…………………………………………………………………….........................................24

Список  использованных источников и литературы………………………………………………...…26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    В конституционном праве, институт гражданства  является одним из наиболее значимых государственно-правовых институтов, так как определяет правовой статус гражданина, подчеркивает правовую связь между гражданином и государством.                                 История показывает, что по разным причинам, и, прежде всего, вследствие межнациональных конфликтов и растущей интернационализации экономики, возникают различные миграционные потоки. Такие передвижения - индивидуальные и групповые, а так же браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблему приобретения и изменения гражданства, весьма актуальную не только для многонациональной Российской Федерации, но и для практики международных отношений. Поэтому законодательство об иммиграции и гражданстве весьма развиты, и значительная часть практических вопросов, связанных с определением гражданства, разрешается с помощью норм международного права. В то же время основы гражданства чаще всего закрепляются в конституциях; другие, более частные вопросы гражданства регулируются специальными законами о гражданстве, а процессуальные вопросы признания, приобретения, утраты и пр. гражданства - соответствующими подзаконными актами.               В Российской Федерации вопросы гражданства регулируются Конституцией РФ¹, международными договорами РФ, Федеральным законом от 31 мая 2002 г. 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"² а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Вопросы гражданства всегда были в центре внимания теоретиков права и законодателей государства, поэтому теоретические работы по этим вопросам весьма обширны. Вопросы гражданства в международном праве рассматривали в своих работах такие авторы как, М.В. Баглай, М.М Богуславский, А.А. Мишин, Г.В. Барабашев, В.Н Дубровин, Б.А Страшун и др. В отечественном конституционном праве данной тематике посвящены работы таких авторов, как Р.В. Енгибарян, Э.В. Тадевосян, С.А Хмелевской, С.В Хмелевского, В.Д. Карповича, В.В. Лазарева и др. Комментарии Конституции РФ, российского законодательства, охватывающего вопросы гражданства таких авторов как, В.Д. Карповича, Я.Л. Ванюшина, В.В. Коряковцева , А. В Мицкевича, М. Гавришина и др. позволяют простым гражданам разобраться в трудных вопросах рассматриваемой темы.          Для Российской Федерации наиболее актуальной проблемой института гражданства является приобретение статуса России лицами, родившимися в и проживавшими на территории бывшего СССР. Далеко не все нормы законов о гражданстве 1991 и 2002 года просты в применении по отношению к данному кругу лиц. Эта проблема породила большое количество судебных дел, по которым люди вынуждены доказывать факты, свидетельствующие о возможности их приема в российское гражданство. В связи со всем вышеизложенным важно знать, что представляет из себя институт гражданства, его принципы и основные положения, как можно приобрести гражданство России. Рассмотрению данных вопросов и посвящена данная работа.              Целью данной работы является раскрытие механизма реализации института гражданства в новейшем законодательстве РФ, основанном на положениях Конституции РФ и международных договорах РФ.              Право человека на гражданство является одним из важнейших неотъемлемых прав, основа правового положения личности как внутри любого государства, так и в международном общении. Оно провозглашено еще Всеобщей декларацией прав человека от 1948 г.¹, содержащей статью 15: «Каждый человек имеет право на гражданство». Известно, что идея гражданства тесно связана с идеями равенства и народного суверенитета. Поэтому в Конституции Российской Федерации от 1993 г. вопросы гражданства закреплены в главе первой, посвященной основам конституционного строя.                Только посредством гражданства возникает прочная и устойчивая в пространстве и времени правовая связь между государством и отдельным лицом, дающая лицу и государству право на полное использование всех преимуществ, вытекающих из их взаимных прав и обязанностей. Только на основе гражданства определенного государства отдельное лицо может воспользоваться максимальным объемом прав, гарантируемых этим гражданством как внутри государства, так и в международном общении.         Институт гражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию: являясь средством и способом защиты прав человека, он, вместе с тем, выступает институтом защиты интересов государства. Каждое государство, руководствуясь принципом суверенитета, для обеспечения исполнения своих функций требует от лица, находящегося    
на территории, соблюдения установленных правил поведения и исполнения обязанностей.   В  отечественной юридической литературе отношения гражданства характеризуются:  1. Правовой связью с государством: на человека распространяется суверенитет государства, гражданином которого он является; он пользуется его защитой и может принимать участие в управлении государством, но, при этом, несет установленные законом обязанности;

    2. Устойчивостью: гражданство носит длительный и устойчивый характер. Оно не может быть изменено произвольно и в одностороннем порядке. Как правило, изменение гражданства – сложная и длительная процедура¹.            Для человека обладание гражданством государства служит гарантией полного распространения на него юрисдикции данного государства, обеспечение возможности реализации им своих прав, законных интересов, защиты от неправомерных действий других лиц.  Гражданство является важнейшим государственно-правовым институтом, определяющим взаимоотношения человека с государством, первоосновой правового статуса личности. Обусловлено это, прежде всего тем, что закрепленный конституцией и действующим законодательством объем прав, свобод и обязанностей личности непосредственно связан с гражданством. Во всей полноте лицо может их использовать, только будучи гражданином соответствующего государства.            В процессе исторического развития нашего государства понятие и сущность гражданства изменялись, наполняясь новым содержанием.         При написании данной работы я ставил следующие задачи:       1. Изучить необходимую нормативно-правовую базу по исследуемым вопросам;    2. Дать понятие гражданства РФ основания и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ, рассмотреть статус иностранных граждан, беженцев и вынужденных переселенцев на территории РФ.            3. Рассмотреть основания, порядок и проблемы приобретения и прекращения гражданства РФ 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. История становления института гражданства

    1. Развитие законодательства о Российском гражданстве с 1918г.

    Чтобы познать действующее законодательство о гражданстве необходимо проследить его содержание в историческом аспекте.           В царской России существовало не гражданство, а  подданство, которое сохраняло черты средневековых, феодальных начал. Оно не основывалось на юридическом равенстве подданных.  В Российской империи подданные подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом:              1. «Природные подданные:           1) дворяне (потомственные и личные);         2)духовные лица (делились по вероисповеданиям);      3)городские обыватели (разбивались на группы: почетные граждане, купцы, мещане и    цеховые);             4)сельские обыватели;            2. Инородцы;             3. Финляндские обыватели»¹.          Кроме того, четыре группы природных подданных законодательство делило на лиц податного и неподатного состояния. Лица неподатного состояния (дворяне и почетные граждане) пользовались свободой и передвижения и получали бессрочные паспорта для проживания на всей территории империи. Лица податного состояния (мещане и крестьяне) не обладали данными правами. С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма существенные различия в правах и обязанностях.        Первым актом советской власти по вопросам гражданства был Декрет ВЦИК об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917года. В данном акте провозглашалось, что все существовавшие раннее в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, все гражданские чины, звания (дворянина, купца, мещанина и т.д.), титулы и наименования гражданских чинов уничтожаются, и устанавливается одно общее для всего населения России наименование – граждан Российской Республики.         5 апреля 1918г. ВЦИК принял декрет «О приобретении прав российского гражданства»2. По данному документу право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих в пределах РСФСР, предоставлялось местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам регистрировал принятых в гражданство иностранцев и публиковал их списки и для всеобщего сведения.              Конституция РСФСР 1918г.1 отразила постановление о приобретении и утрате прав российского гражданства (ст.36) и о правах иностранцев на территории Республики. За местными Советами Конституция закрепила полномочия предоставлять права российского гражданства тем иностранцам, которые проживали в РСФСР для трудовых занятий, принадлежали к рабочему классу или к трудовому крестьянству.           С образованием Союза ССР было установлено гражданство СССР. Конституция СССР 1924г.2 в ст.7 закрепила единое союзное гражданство для граждан союзных республик.    29 октября 1924г. было утверждено Положение о союзном гражданстве3. В соответствии с ним правом принятия в союзное гражданство обладали ЦИК союзных республик. Трудящихся иностранцев могли принять в гражданство исполкомы губернских, областных съездов Советов или ЦИК АССР. Утратившими советское гражданство считались лица, лишенные его на основании декретов, принятых до Конституции СССР 1924г; не возвратившиеся из-за границы; лишенные гражданства по приговору суда.         Новое положение о гражданстве Союза ССР было утверждено ЦИК и СНК СССР 13 июня 1930г. В этом же году 23 ноября постановлением ЦИК и СНК СССР был введен упрощенный порядок приема в гражданство СССР и выхода из него, что и было закреплено в Положении о гражданстве Союза ССР 1931г. Данное положение закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, в пределах которой постоянно проживает. Если же он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой союзной республикой, то может избрать гражданство этой республики. Но каждое лицо, находившееся на территории СССР, признавалось гражданином Союза ССР, поскольку не доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства4.         Конституция СССР 1936г.5, как и предшествующая, закрепила принцип единого союзного гражданства (ст.21). В соответствии с данной Конституцией был принят Закон о гражданстве Союза ССР. Сохраняя сложившиеся принципы гражданства, Закон закрепил ряд новых положений. Он установил, что гражданами СССР являются: а) все лица, состоявшие к 7ноября 1917г. в подданстве бывшей Российской империи и не утратившие советского гражданства; б) лица, которые приобрели гражданство СССР в установленном законном порядке. Лица, не отвечающие данным условиям и проживающие в СССР, признавались лицами без гражданства (апатридами). Закон изменил и порядок решения вопросов о выходе из гражданства и о его лишении. Данные вопросы были отнесены к компетенции Президиума Верховного Совета СССР.  В последующие годы принимались многочисленные акты, связанные с решением отдельных вопросов о приобретении гражданства, но наиболее широко урегулировала сферу отношений Конституция СССР 1977г¹. В данной Конституции отразился важнейший принцип гражданства: граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством советского государства (ст.33). Принятие в гражданство СССР, решение вопросов о выходе из гражданства и о его лишении входило в компетенцию Президиума Верховного Совета СССР.     1 декабря 1978г. на основании ст.33 Конституции СССР был принят новый Закон о гражданстве СССР². Это вызвало необходимость по-иному сформулировать условие принадлежности к гражданству СССР, применив так называемый нулевой вариант. Исходным началом в определении принадлежности лица к гражданству СССР признавалось его состояние в гражданстве Союза на день вступления в силу настоящего Закона (а не в подданстве бывшей Российской империи). Число лиц, бывших ранее подданными Российской империи, составляло незначительный процент населения.          Новый этап развития государства, охарактеризованный как перестройка, а также учреждение поста Президента СССР вызвали необходимость изменений союзного законодательства о гражданстве. 23 мая 1990г. был принят Закон о гражданстве СССР3. В данном Законе появились разделы об органах, принимающих решения по вопросам гражданства, о производстве по рассмотрению заявлений и представлений по этим вопросам, об исполнении и обжаловании решений.            Таким образом, Закон восполнил некоторые пробелы, имевшиеся в прежнем законодательстве. Полномочия принятия решений по вопросам гражданства, которые возлагались на Президиум Верховного Совета СССР, перешли к Президенту СССР.     Принятие Декларации о государственном суверенитете России предопределило необходимость принятия Закона о гражданстве Российской Федерации (1992г.)4. Он впервые обстоятельно урегулировал все отношения, связанные с российским гражданством.    В соответствии с Конституцией Российской Федерации в 2002г. был принят Федеральный Закон «О гражданстве Российской Федерации»1.  

    1.2. Понятие гражданства в объективном и субъективном смысле. Принципы гражданства Российской Федерации 

    Институт  гражданства является неотъемлемой частью института правового статуса  личности.              Все отношения, связанные с гражданством РФ, регламентируются Конституцией РФ, которая закрепляет лишь отправные, базовые принципы института гражданства (гл.1 «Основы конституционного строя», ст.6) и Законом «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002г, который был принят взамен одноименного закона Российской Федерации 1991г, в который неоднократно вносились изменения и дополнения. Главным отличием нового закона от прежнего явилась большая жесткость его норм по вопросам приобретения российского гражданства. Однако в ноябре 2003г. в закон были внесены изменения и дополнения, существенно облегчающие процедуру приобретения российского гражданства соотечественникам из стран СНГ и Балтии.  «Гражданство РФ (в субъективном смысле) есть устойчивая правовая связь человека с Российским государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод»2.  Гражданство РФ (в объективном смысле) конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют принципы гражданства, регулируют общественные отношения, связанные с приобретением и прекращением гражданства, гражданством детей и гражданством родителей, опекунов и попечителей, недееспособных лиц, а также определенный круг отношений процессуального, процедурного и исполнительного характера3.        Принципы гражданства – это основополагающие начала, на которых строится институт гражданства4.            Конституция РФ и Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» закрепляют следующие принципы гражданства Российской Федерации:    Единство – определяет, что республики-субъекты РФ не могут устанавливать собственное гражданство, предусматривающее изъятия из общего, единого статуса гражданина РФ; гражданин республики одновременно является гражданином РФ; статус гражданина России, проживающего в какой-либо республике, ничем не отличается от статуса российского гражданина, проживающего в ином субъекте Федерации; установление гражданства республикой в составе РФ не порождает двойного гражданства проживающего в этой республике человека – Российской Федерации и соответствующей республики;          Равенство – предполагает, что все люди получают одинаковые права и наделяются равными обязанностями независимо от каких-либо обстоятельств. Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и исполняет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ;         Сохранение гражданства при проживании гражданина России за ее пределами. Не существует каких-либо пресекательных сроков, по истечении которых в случае проживания россиянина в другом государстве он утрачивал бы гражданство РФ. Право на изменение гражданства является неотъемлемым правом любого российского гражданина, отказ в выходе из гражданства РФ может быть только мотивированным и на основании отлагательных обстоятельств, предусмотренных законом;       Невозможность лишения гражданина РФ гражданства или права изменить его. Данный принцип призван обеспечить беспрепятственное осуществление гражданином своих прав без боязни утратить российское гражданство (в частности, за инакомыслие, несогласие с политикой властей и т.п.). Какую бы противоправную деятельность ни осуществлял российский гражданин, к нему могут применяться различные виды ответственности и наказания, но такой санкции, как «лишение гражданства», российское законодательство не предусматривает, и предусматривать не может;            Невозможности высылки российского гражданина за пределы России или выдачи иностранному государству (экстрадиции). Гражданин России не может быть выслан из стран, равно как и иметь препятствия для возвращения на Родину (при этом данный принцип не ограничивает полномочия органов государственной власти РФ по выдворению за пределы России иностранных граждан и лиц без гражданства по предусмотренным законом основаниям). Россиянин не может быть также выдан другому государству в случае совершения правонарушения за рубежом и предъявления соответствующего требования этого государства о выдаче с целью привлечения к ответственности (экстрадиция других лиц, находящихся на территории РФ, возможна на основании межгосударственных договоров о правовой помощи для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение). Однако если совершенное деяние (за которое преследуется российский гражданин) является противоправным и с точки зрения российского законодательства, то этот гражданин должен быть привлечен к ответственности по нормам законодательства Российской Федерации1.    Документами, юридически удостоверяющими наличие у человека гражданства, являются паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении, военный билет и иные документы, содержащие указание на гражданство2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Приобретение и  прекращение гражданства  Российской Федерации

    1. Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации
 

    Приобретение  гражданства Российской Федерации по рождению:      В соответствии со 2 главой Закона о гражданстве гражданство Российской Федерации может быть приобретено по следующим основаниям:         а) по рождению (филиация);           б) в результате приема в гражданство (натурализация);       в) в результате восстановления в гражданстве (реинтеграция);      г) в результате выбора гражданства (оптация).        При приобретении гражданства по рождению в государствах всего мира применяются два основных принципа:             1. «права крови» - в соответствии с данным принципом гражданство ребенка определяется гражданством родителей независимо от места рождения;        2. «права почвы» - в соответствии с этим принципом гражданство ребенка, напротив, определяется по месту рождения, территории государства, на которой родился ребенок, независимо от гражданства родителей1.         Применение в каком-либо государстве того или иного принципа в качестве преобладающего обуславливается рядом факторов, таких как традиции, количество и плотность населения, демографическая политика. При этом сочетание данных факторов не исключается.  Так в Российской Федерации при определении гражданства родившихся детей применяются оба принципа. Однако преобладающим принципом является принцип «права крови». То есть, независимо от места рождения ребенок приобретает российское гражданство, если оба его родителя или единственный родитель являются гражданами Российской Федерации, а также, если один из родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно.    Прием в гражданство Российской Федерации предполагает более сложную специальную процедуру. Таким правом может пользоваться любое лицо, отвечающее требованиям, предусмотренным законодательством. В соответствии с законодательством о гражданстве существуют 2 вида приема в гражданство Российской Федерации:     1. В общем порядке: условиями данной натурализации являются

  • достижение иностранным гражданином или лицом без гражданства возраста 18 лет и обладание дееспособностью (натурализация несовершеннолетних детей осуществляется в упрощенном порядке);
  • ценз проживания – лицо, желающее приобрести гражданство Российской Федерации, должно к моменту обращения с соответствующим заявлением непрерывно проживать на территории России в течение 5 лет, имея при этом вид на жительство (предварительное получение вида на жительство является обязательным условием для обращения с заявлением о приеме в российское гражданство. Нелегальное и полулегальное фактическое проживание в расчет не принимаются). Срок проживания на территории России считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы России не более чем на 3 месяца в течение одного года;     2. В упрощенном порядке: такой порядок предусмотрен как для детей и недееспособных лиц, так и для совершеннолетних и дееспособных иностранных граждан и лиц без гражданства. В первом случае волю на приобретение гражданства недееспособными (или не полностью дееспособными) лицами изъявляют их законные представители – родители, опекуны, попечители. В случаях, когда у ребенка единственный родитель, опекун или попечитель, достаточно заявления этого родителя, опекуна, попечителя, при условии, что он является гражданином Российской Федерации. В случае, когда у ребенка живы оба родителя, но российским гражданством обладает лишь один из них, помимо заявления этого родителя, необходимо согласие второго родителя (однако такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации).             Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» (глава II, ст.14) предусматривает правила приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке (то есть без соблюдения условий, необходимых для приобретения гражданства в общем порядке, прежде всего ценза проживания) как для иностранцев и лиц без гражданства, проживающих за границей, так и для иностранцев и лиц без гражданства, которые уже проживают в России. Для реализации этой процедуры необходимы следующие условия:

    1. наличие хотя бы одного родителя-гражданина Российской Федерации, проживающего в России;

    2. проживание в государствах СНГ и Балтии бывших граждан СССР, если они до сих пор не получили гражданства государства проживания и остаются лицами без гражданства;

    3. получение профессионального образования (среднего или высшего) гражданами государств СНГ или Балтии в учебных заведениях России после 1 июля 2002 года;

    4. рождение иностранного гражданина или лица без гражданства на территории РСФСР до распада СССР и наличие у него в прошлом гражданства СССР;

    5. состояние в браке с гражданином Российской Федерации не менее 3 лет (то есть сам по себе факт заключения брака с российским гражданином, равно как и краткосрочный брак, права на сокращение ценза оседлости не дает);

    6. наличие у нетрудоспособного заявителя совершеннолетних дееспособных детей – граждан Российской Федерации и др1.

    Вопросами приема в российское гражданство  в упрощенном порядке (включая принятие окончательного решения) занимаются уполномоченные органы исполнительной власти – МВД  и МИД России через соответствующие структуры на территории Российской Федерации и за ее пределами. Так как данная процедура является упрощенной, то позволяет решать вопросы на местах. Срок принятия решения сокращен (он не может превышать 6 месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов)2.

      Восстановление в  гражданстве Российской  Федерации:

    На  первый взгляд понятие «Восстановление  в гражданстве» является не вполне логичным исходя из принципа невозможности  лишения гражданства. Но в Законе «О гражданстве Российской Федерации» 2002 года данное основание сохранено. Если раннее восстановление в российском гражданстве осуществлялось по достаточно простой процедуре (в порядке регистрации) и было актуальным, в частности, для лиц, которые в прошлом были лишены советского гражданства помимо их воли (применялась такая санкция в СССР), то сейчас эти лица могут приобрести гражданство Российской Федерации только в общем порядке (в порядке натурализации). В то же время по этому основанию могут приобрести российское гражданство иностранные граждане и лица без гражданства, которые имели гражданство Российской Федерации раннее, но затем изменили или утратили его (например, в связи с изменением гражданства родителей, усыновлением, установлением опеки или попечительства, в случае выхода из гражданства России). Однако данная процедура приобретения гражданства в порядке восстановления на сегодняшний день такая же, как и при приеме в гражданство в общем порядке. Единственным смягчающим условием является срок проживания на территории России – для заявителя он сокращен до 3 лет3.

Информация о работе Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации