Принципы правового государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 14:57, контрольная работа

Описание работы

Концепция правового государства имеет глубокие исторические корни. Так, идея господства права, верховенство народа высказывалась ещё в Древней Греции. Платон говорил: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью. Там же, где закон владыка над правителями, а они его рабы, я рассматриваю спасение государства и все его блага, какие могут даровать государствам Боги». Эти же идеи позднее развили Локк, Монтескье, Руссо и другими либералами, которые феодальному произволу противопоставляли непререкаемость закона.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Становление и развитие идеи правового государства……………………………..4
2. Признаки правового государства……………………………………………………6
1. Верховенство права……………………………………………………………8
2. Верховенство закона…………………………………………………………10
3. Разделение властей…………………………………………………………...12
4. Признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью…………………………………………………………………….15
5. Независимый суд……………………………………………………………..16
Заключение ……………………………………………………………………………..17
Список использованной литературы………………………………………………….18

Работа содержит 1 файл

сдавать - копия.doc

— 104.00 Кб (Скачать)
gn="center">    2.1. Господство (Верховенство) права.

    Положение о верховенстве права и закона является одной из важнейших характеристик правового государства (наряду с разделением властей и связанностью государства и граждан взаимными правами и обязанностями). Вместе с тем объективно существующее несовпадение права и закона заставляет рассматривать верховенство права и верховенство закона раздельно. В литературе даже отмечается, что идея верховенства права исторически значительно старше идеи верховенства закона.

    Верховенство (господство) права предполагает, прежде всего, наличие законов с правовым содержанием (правовых законов), а также связанность государственной власти с правовыми законами, то есть правом.

    В марте 1990 г. в Москве и Ленинграде состоялся семинар, посвященный "верховенству права", на котором с докладами  выступили 15 ведущих российских и  американских юристов - ученых и практиков. Американский профессор Джон Нортон Мур в своем докладе выделил пять основных принципов верховенства права:

    - правительство народа, управляемое народом и существующее для народа;

    - разделение властей и принципы взаимосвязи между законодательной, исполнительной и судебной властью;

    - представительная демократия, процедурные и существенные ограничения в отношении правительственных действий, направленных против частных лиц (защита личной свободы и личного достоинства);

    - ограниченное правительство и федерализм;

    - судебное разбирательство независимой системой судебных органов как центральный механизм проведения конституционных законов в жизнь.

    Продвинуть  принципы верховенства права в жизнь  стремится Совещание по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (СБСЕ). В июне 1990 г. в Копенгагене состоялось историческое заседание СБСЕ по Человеческому Измерению, на котором 35 государств, входящих в СБСЕ, заявили о своем намерении поддерживать и выдвигать принципы справедливости, которые определяют основу верховенства права. Они считают, что "верховенство права означает не просто формальную законность, которая обеспечивает регулярность и последовательность при достижении и приведении в исполнение демократического порядка, но и справедливость, основанную на признании и полном принятии высшей ценности человеческой личности и гарантированную учреждениями, обеспечивающими рамки ее наиполнейшего выражения".

    Государственная власть действует лишь в границах, установленных законом, государственные  органы обязаны без каких-либо исключений подчиняться действующим правовым нормам. Государственным органом позволено только то, на что их уполномочил закон.   

    В РФ примат права выражается в верховенстве Конституции и связанности государства правом.

    Верховенство  Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории России, означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Таким образом, государственная власть ограничена правом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Верховенство  закона

    Верховенство  закона означает, что законы обладают высшей юридической силой в системе правовых норм, действующих в государстве. Различные правовые акты, издаваемые в государстве, должны соответствовать законам и не противоречить им.

    Государство устанавливает в законах общеобязательные правила поведения, которые должны учитывать объективные потребности общественного развития. В правовом государстве ни один государственный орган, ни одно должностное лицо или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон.

    Конституция РФ - это основной закон Российского  государства, утвержденный высшим органов власти, устанавливающий основные принципы устройства государственной власти и основы правового положения личности, имеющий высшую юридическую силу. Принцип верховенства Конституции закреплен в Конституции РФ, в статье 15, части 1, она гласит: ”Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории 
РФ. Законы и иные другие правовые акты принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ”. Говоря иными словами, Конституция РФ - это закон законов, и ни какой другой закон или акт, не вправе исправить или дополнить Конституцию, тем более противоречить ей.

    Конституция, ее положения обязательны абсолютно  для всех государственных и самоуправленческих органов, учреждений и организаций, общественных объединений, любых должностных лиц, а так же частных физических и юридических лиц, находящихся на российской территории, независимо от их государственной принадлежности. Комментарий к Конституции 
РФ содержит пункт, в котором рассматривается отношение учреждений и организаций России, их должностных лиц и иных сотрудников, граждан России и ее юридических лиц, находящихся за пределами РФ. Для всех них Конституция 
РФ является законом, и носит обязательный характер.

    Так же в комментарии к Конституции РФ рассматривается такое положение, как отношение дипломатических и консульских представительств иностранных государств, отношение представительств международных организаций и их сотрудников, находящихся на российской территории, пользующихся дипломатическим и консульским иммунитетом (то есть неприкосновенностью), к 
Конституции РФ. Они обязаны уважать и не нарушать ее.

    Как уже было сказано выше, все должностные  лица - от главы государства до рядового чиновника - обязаны действовать  в соответствии с законом, обязаны соблюдать и не нарушать его. А за нарушение они должны понести строгую юридическую ответственность, в виде уголовной, административной или гражданской ответственности.

    Так же недопустимо “обогащать” закон  подзаконными актами, вкладывать в  его содержание такой смысл, который не был предусмотрен законодателем. 
Кроме того и все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться законом. А для этого помимо всего прочего, они должны быть проинформированы о его содержании. В нашей стране это положение закреплено в ст. 15, ч. 3, Конституции РФ, она гласит: “Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не признаются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие право, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.”

    Официальное опубликование имеет целью довести  их содержание до всеобщего сведения, что абсолютно необходимо для  их реализации. При этом именно официальное  опубликование служит гарантией того, что публикуемый текст полностью соответствует подлиннику, то есть тому тексту, который был принят законодательным органом или референдумом и подписан компетентным должностным лицом. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Разделение  властей

    Важной  особенностью правового государства является реализация принципа разделения властей.

    Идея  разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человеком идеального государства на протяжении многих веков.

    Теория  Шарля-Луи Монтескье была воспринята неоднозначно. Например, Жан- 
Жак Руссо (1712-1778 г.) - французский философ просветитель, отрицал разделение властей, в социально-политическом смысле, указывая на то, что власть должна исходить от народа. Русский ученый-юрист А. А. Жилин отмечал ущербность властей, их согласованность, взаимодействие. А Н. М. Курнов считал, что правильнее говорить не о разделении властей, а о распределении функций между самостоятельными органами единой государственной власти.

    Своеобразно расценивалась теория разделения властей  в современной юридической литературе. Так, профессор И. Д. Левин, писал :”Разделение властей представляет собой систему государственно-правовых институтов, направленных на обеспечение юридическими средствами относительной независимости отдельных органов государства друг от друга, ограничения власти каждого органа путем выделения для него определенной сферы деятельности. Возможность органов противопоставить свою точку зрения, воспрепятствовать приведению в исполнение решения другого органа без права замены его своим решением.”1

    Шло время, изменился процесс обновления всех сторон жизни общества, сопровождающийся стремлением пересмотреть устоявшиеся  взгляды. Изменилось и отношение  к теории разделения властей. Если первоначально  говорилось не только о положительных, но и об отрицательных ее сторонах, то в последующем речь шла уже о реализации этой теории в современной практике без каких-либо изъянов.

    В Российской Федерации принцип разделения властей впервые закреплен в 
Декларации о государственном суверенитете РСФСР, а позже был введен в 
Конституцию РСФСР.

    А принятая, всенародным голосованием на референдуме 12 декабря 1993 г., 
Конституция РФ содержала статью закрепляющую принцип разделения властей в 
Российской Федерации. Статья 10 Конституции РФ гласит: ”Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной. 
Исполнительной и судебной власти самостоятельны.”

    Важной  особенностью российской Конституции  является то, что Президент как бы не входит ни в одну из трех ветвей. Он глава государства и обязан обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент не вправе вмешиваться в полномочия 
Федерального Собрания или судебных органов - Конституция РФ строго разделяет их полномочия (Гл. 5, ст. 108, 109 и гл. 7, ст. 118, 120 Конституция РФ). В то же время многие статьи Конституции указывают на то, что фактически Президент РФ признается главой исполнительной власти. 
Многие страны, в том числе и Россия, в основу правового регулирования, в основу правовых отношений положили принцип разделения властей.

    Чрезвычайно важное значение имеет и само содержание принципа разделения властей. Данный вопрос не должен рассматриваться традиционно  и сводиться лишь к взаимодействиям законодательной, исполнительной и судебной властей.

    Конкретное  содержание принципа разделения властей  состоит в следующем:

    - законы  должны обладать высшей юридической  силой и приниматься только  законодательным (представительным) органом;

    - исполнительная  власть должна заниматься в  основном исполнением законов  и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетным главе государства  и лишь в некотором отношении  парламенту;

    - между  законодательным и исполнительным  органом должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них;

    - судебные  органы независимы, и в пределах  своей компетенции действуют  самостоятельно;

    - ни  одна из трех властей, не  должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью;

    - конституционная  система должна предусматривать  правовые способы сдержевания  каждой власти двумя другими,  то есть содержать взаимные  противовесы для всех властей.

    Подводя итог, обобщая все выше сказанное, можно дать более узкую формулировку данному принципу. И так, разделение властей - это правовой принцип, суть которого заключается в недопущении сосредоточения всей полноты государственной власти в руках какой-либо одной из ее ветвей: законодательной, исполнительной или судебной, чтобы тем самым предотвратить возможность злоупотребления властью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью.

    Принципы  правового статуса личности есть те признаваемые и охраняемые правом, государством начала, исходя из которых осуществляются использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей.

    Для правового государства характерно то, что оно находится на службе у человека и общества. Признавая, соблюдая и защищая неотчуждаемые права человека и гражданина, государство выполняет возложенную на него обществом обязанность. Это не исключает ответственности человека и гражданина перед государством, обязанностей граждан по защите его интересов.

    Устойчивая  правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, называется гражданством. Гражданство может быть только единым и равным независимо от оснований его приобретения. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права иметь его (ст. 6 Конституции). Если гражданин совершает тяжкое преступление, он привлекается к уголовной ответственности, ему назначается суровое наказание, но лишить гражданства на этом основании нельзя. Право на гражданство— неотчуждаемое право человека.

Информация о работе Принципы правового государства