Принцип разделения властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является всестороннее исследование «разделения властей», как теории и принципа, оказывающих фундаментальное влияние на представление о цивилизованном устройстве человеческого общежития.
Задачами курсовой работы являются:
1. Историко-правовые корни разделения властей
2. Единая государственная власть и её ветви
3 .Реальное осуществление принципа разделения властей

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ…………………………
1.1. Историко-правовые корни разделения властей………………………………
1.2. Единая государственная власть и ее ветви…………………………………….
2. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВЕТВЕЙ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………………………………………………………..
2.1. Реальное осуществление принципа разделения властей…………………….
2.2. Разделение властей в Российской Федерации на современном этапе……….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..

Работа содержит 1 файл

ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

В Древней Греции Солон, будучи архонтом, создал Совет 400 и оставил ареопаг, которые по своим полномочиям уравновешивали друг друга. Эти два органа должны были, по словам Солона, уподобляться двум якорям, предохраняющим государственный корабль от всяких бурь. Позже, в IV в. до н. э., Аристотель в «Политике» указал на три элемента в государственном строе: законодательно-совещательный орган, магистратуры и судебные органы. Спустя два века видный греческий историк и политический деятель Полибий (210-123 гг. до н. э.) отметил преимущество такой формы правления, при которой эти составные элементы, противодействуя, сдерживают друг друга. Он писал о легендарном спартанском законодателе Ликурге, установившем форму правления, соединившую «все преимущества наилучших форм правления, дабы ни одна из них не развивалась без меры и не превращалась в родственную ей обратную форму, дабы все они сдерживались в проявлении свойств взаимным противодействием и ни одна не тянула бы в свою сторону, не перевешивала бы прочих, дабы таким образом государство неизменно пребывало бы в состоянии равномерного колебания и равновесия наподобие идущего против ветра корабля».

Теоретическое развитие принцип разделения властей  получил в средние века. Прежде всего - в труде «Два трактата о государственном правлении» (1690 г.) английского философа Джона Локка, который, стремясь предотвратить узурпацию власти одним лицом или группой лиц, разрабатывает принципы взаимосвязи и взаимодействия ее отдельных частей. Приоритет остается за законодательной властью в механизме разделения властей. Она верховна в стране, но не абсолютна. Остальные власти занимают по отношению к законодательной власти подчиненное положение, однако они не пассивны по отношению к ней и оказывают на нее активное воздействие.

Столетие спустя после опубликования «Двух трактатов о государственном правлении» Декларация прав человека и гражданина, принятая 26 августа 1789 г. Национальным Собранием Франции, провозгласит: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции».

Взгляды Локка  теоретически осмыслил и развил в классическую теорию разделения властей (практически в современном ее понимании) французский философ и просветитель Шарль Луи Монтескье (полное имя - Шарль Луи де Секондат, барон Бреда и Монтескье) в главном труде своей жизни - «О духе законов», над которым Монтескье работал 20 лет и который был опубликован в 1748 г. Это сочинение состоит из 31 книги и разделено на 6 частей. Под «духом» законов Монтескье понимал то рациональное, закономерное в них, что обусловлено разумной природой человека, природой вещей и т. д.

Наличие и функционирование системы разделения властей в  государстве должно, по замыслу Монтескье, оберегать общество от злоупотреблений  государственной властью, узурпации власти и концентрации ее в одном органе или одним лицом, что неминуемо приводит к деспотизму. Основную цель разделения властей Монтескье видел в том, чтобы избежать злоупотребления властью. «Если, - писал он, - власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной властью, то судья получает возможность стать угнетателем. Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц».

Монтескье принадлежит  также развитие положения о системе  сдержек различных властей, без  которой их разделение не было бы действенным. Он утверждал: «Необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга». Речь, по существу, идет о так называемой системе сдержек и противовесов, где баланс законодательной, исполнительной и судебной власти определяется специальными правовыми мерами, обеспечивающими не только взаимодействие, но и взаимоограничение ветвей власти в установленных правом пределах.

Большой вклад  в творческое развитие идеи сдержек  и противовесов и воплощение ее на практике внес американский государственный деятель (дважды бывший президентом США) Джеймс Мэдисон (1751-1836 гг.). Он изобрел такую систему сдержек и противовесов, благодаря которой каждая из трех властей (законодательная, исполнительная и судебная) является относительно равной. Этот механизм сдержек и противовесов Мэдисона до сих пор действует в США.

Сдержками и  противовесами Мэдисон называл частичное совпадение полномочий трех властей. Так, несмотря на то, что Конгресс - законодательный орган, президент может наложить вето на законы, и суды могут объявить акт Конгресса недействительным, если он противоречит Конституции. Судебная власть сдерживается президентским назначением и ратификацией Конгрессом этих назначений на должность в органы судебной власти. Конгресс сдерживает президента своим правом ратифицировать назначения в органы исполнительной власти, и он же сдерживает две другие власти своей властью ассигновать деньги.

Принцип разделения властей воспринят теорией и  практикой всех демократических государств. Как один из принципов организации государственной власти в современной России, он был провозглашен Декларацией «О государственном суверенитете Российской Федерации» 12 июня 1990 г., а затем получил законодательное закрепление в ст. 10 Конституции РФ, которая гласит:

«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Разделение  властей в России заключается  в том, что законодательная деятельность осуществляется Федеральным Собранием: федеральные законы принимаются Государственной Думой9 (ст. 105 Конституции), а по вопросам, перечисленным в ст. 106, - Государственной Думой с обязательным последующим рассмотрением в Совете Федерации; исполнительную власть осуществляет Правительство РФ (ст. 110

Однако практическое воплощение принципа разделения властей в России идет с большим трудом. Как отмечается в литературе, все готовы признать отдельное существование каждой из трех властей, но никак не их равенство, самостоятельность и независимость. Это отчасти объясняется длительным периодом тоталитарного правления. В истории России не было накоплено какого бы то ни было опыта разделения властей; здесь еще живучи традиции самодержавия и единовластия. Ведь само по себе конституционное разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную) не приводит автоматически к порядку в государстве, а борьба за лидерство в этой триаде обрекает общество на политический хаос. Безусловно, разбалансированность механизма сдержек и противовесов - лишь переходный этап в процессе становления государственности.

Как и у всякой идеи, у теории разделения властей  всегда были как сторонники, так и противники. Не случайно Монтескье пришлось в 1750 г. опубликовать блестящую работу под названием «Защита «О духе законов».

Марксизм в  оценке классического учения о разделении властей исходил лишь из идеологической подоплеки его возникновения в эпоху первых буржуазных революций.

Такой подоплекой можно считать компромисс классовых сил, достигнутый на определенном этапе борьбы буржуазии за политическое господство. Исходя из этого, Маркс и Энгельс отождествили учение о разделении властей с выражением в политическом сознании спора между королевской властью, аристократией и буржуазией из-за господства. Советская доктрина абсолютизировала этот аспект и противопоставила теории разделения властей теорию полновластия Советов, полновластия народа и т. п. На самом же деле, это было лишь теоретическим прикрытием узурпации государственной власти, тоталитарной сути режима.

Смысл классического  учения о разделении властей (в том виде, в каком оно было разработано Монтескье и поддержано Кантом) не следует сводить ни к выражению компромисса классово-политических сил, ни к разделению труда в сфере государственной власти, выражающей народный суверенитет, ни к механизму «сдержек  и противовесов», сложившемуся в развитых государственно-правовых системах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция  Российской Федерации (принята  на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. 25.12.1993.

2. Бережнов А.Г.  Принцип разделения властей в  контексте теории и практики советской и современной российской государственности / Разделение властей: история и современность / Отв. ред. М.Н. Марченко -- М., 2004.-- С. 320.-323.

3. Голубок С.А.  Конституционное право России: учебник. - М.: ИД РИОР, 2008.

4. Горобец В.Д.  Доктрина разделения властей  и права человека // Журнал российского права, 2005.

5. Карелин А.В.  Разделение властей как один  из основополагающих принципов  построения системы государственных органов в демократических государствах // Современное право. 2009. № 12(1). C. 30-34.

6. Карелин А.В.  Реализация принципа разделения  властей в субъектах Российской  Федерации // Образование и право. 2010. № 1(5). C. 18-24.

7. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. - «Эксмо», 2009 г.

8. Косов Р.В.  Пределы власти (История возникновения,  содержание и практика реализации  доктрины разделения властей): монография. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2005.

9. Краснов Ю.К.  Принцип разделение властей в  России: теория и практика / Ю.К.Краснов // Право и управление. XXI век. - 2005. - №1.

10. Мартьянова  Г.В. Принцип разделения властей  в системе публичной власти  субъекта Российской Федерации  (в порядке постановки проблемы) / Право: история, теория, практика. Сб. статей и материалов. Вып.2 // Брянск: ГУП» Брянск. Обл. полиграф. объединение», 2007.

11. Монтескье  Ш. Избранные произведения. М.: Научная  книга, 1955.

12. Николаев  А. Некоторые проблемы реализации  принципа разделения властей в Конституции РФ // Право и жизнь, 2000, № 25.

13. Полянский  И.А., Комарова В.В. Реализация  принципа разделения властей в РФ // Государственная власть и местное самоуправление, 2001.

14. Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр. – М.: «КАНОН-пресс», 1998. 461 С.

15. Смоленский  М.Б., Мархгейм М.В. Конституционное  право Российской Федерации: Учебник для вузов. - М.: Изд-во «Феникс», 2007.

16. Сперанский, М.М. Проекты и записки /М.М.  Сперанский. СПб.: Ленинградское отделение института истории АН СССР, 1961.

17. Усанов В.Е.  Конституционное право Российской  Федерации: Учебник для вузов. - М.: Изд-во Элит, 2008.

18. Черепанов  В.А. О принципах разделения  государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами // Журнал российского права. 2005. № 9. С. 63.

19. Энтин, Л.М.  Разделение властей: опыт современных  государств / Л.М.Энтин. - М.: Юридическая  литература, 2007.

20. http://www.pravo.vuzlib.org/book_z917_page_84.html

 

1 Энтин, Л.М. Разделение властей: опыт современных государств / Л.М.Энтин. - М.: Юридическая литература, 2007. С.67

2 Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр. – М.: «КАНОН-пресс», 1998. – С.212.

3 Монтескье Ш. Избранные произведения. М.: Научная книга, 1955.

4 Курс политологии: Учебник. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2010. С.112. .

5 Мартьянова Г.В. Принцип разделения властей в системе публичной власти субъекта Российской Федерации (в порядке постановки проблемы) / Право: история, теория, практика. Сб. статей и материалов. Вып.2 // Брянск: ГУП» Брянск. Обл. полиграф. объединение», 2007.

6 Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. - М., 2007 С.201

7 Косов Р.В. Пределы власти (История возникновения, содержание и практика реализации доктрины разделения властей): монография. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2005.

8 Политология. Учебник для вузов / Под ред М.А.Василика. - М., 2009. с - 267.

9 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. 25.12.1993.ст. 105.

 


Информация о работе Принцип разделения властей