Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 21:46, лекция
1. Понятие и виды применения норм права.
2. Характеристика основных стадий (этапов) применения норм права.
3. Понятие, способы и виды толкования норм права.
4. Акт применения права: содержание, признаки, структура.
Делегированное толкование представляет собой официальное разъяснение содержания нормы, исходящее от компетентного органа, который сам не принимал толкуемую норму, но в силу предоставленных ему специальных постоянных полномочий или отдельного поручения вышестоящих органов правомочен осуществлять эту деятельность.
Неофициальным является такое толкование, которое исходит от органов и лиц, не наделенных полномочиями давать формально-обязательное разъяснение смысла юридических норм. Обычно оно выступает в виде советов, рекомендаций, суждений.
Неофициальное толкование могут давать любые органы, должностные лица, общественные организации, научные учреждения, граждане. Оно не является обязательным при применении норм права, на него нельзя официально ссылаться при рассмотрении конкретных дел.
Разновидностями толкования неофициального характера являются обыденное, профессиональное (компетентное) и доктринальное.
Обыденное толкование – это неофициальное разъяснение смысла, содержания нормы права, даваемое любым лицом, не обладающим глубокими познаниями в сфере права. Это обычно разъяснения, даваемые гражданами в бытовой обстановке, в повседневной жизни.
Профессиональное толкование – это толкование, исходящее от лиц, обладающих юридическими познаниями, в частности от юрисконсультов, адвокатов и др.
Доктринальное толкование – это разъяснение правовых норм, осуществляемое научными учреждениями, отдельными учеными или их группами.
4. Закрепление принятого по делу решения осуществляется в форме специальных юридических актов. Они называются актами применения права.
Акт применения права – это официально властное предписание (решение)
по юридическому делу, принятое компетентным органом на основе действующих правовых норм с учетом конкретных жизненных обстоятельств в отношении персонально определенных лиц.
Правоприменительные акты – это находящиеся под защитой государства официальные, как правило, письменные документы, имеющие определенную структуру и наименование. В некоторых случаях они могут выступать и в устной форме.
Акты применения права касаются конкретных жизненных случаев, носят индивидуальный характер, имеют разовое значение. Эти акты не содержат в себе общих юридических правил поведения, (норм права), а применяются в целях их реализации в отношении определенных лиц.
Правоприменительные акты разнообразны, и их можно классифициро-
вать в зависимости от определенных оснований на различные виды. Так, по назначению они могут подразделяться на устанавливающие, прекращающие, изменяющие и охраняющие субъективные права. По содержанию – на акты, обязывающие, запрещающие и управомочивающие. По юридической форме это могут быть указы, постановления, распоряжения, приказы, решения и приговоры суда. В зависимости от субъектов, осуществляющих правоприменение, акты могут быть судебными или административными. По функциям права – на регулятивные (приказ о повышении по службе) и охранительные – (постановления о возбуждении уголовного дела).
Завершающей частью этой стадии правоприменения является доведение содержания принятого решения до сведения заинтересованных лиц, без чего оно не может считаться правомерным.
Применения норм права, все его стадии служат цели укрепления законности и правопорядка. Вместе с тем само правоприменение как по содержанию, так и по форме не должно выходить за рамки законности. Основными требования к применению норм права являются его обоснованность, законность и целесообразность.