Применение права как особая форма его реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение применения права как особую форму её реализации.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач.

Дать понятие реализации права и выявит формы.
Изучить непосредственно применения права как особая форма его реализации. Дать понятие и определить признаки применения права. Определить стадии применения права.
Рассмотреть акты применения права, дать понятие и найти виды.

Работа содержит 1 файл

курсовая КИС.docx

— 60.78 Кб (Скачать)

     Таким образом, применение права имеет  свое понятие и обладает рядом  необходимых признаков. 

2.2. Стадии применения права. 

     Вообще, применение права - сложная, многоступенчатая деятельность, для нас имеет значение - стадии  применения, характеризующие  саму логику и последовательность действий при рассмотрении и решении юридического дела. Таких стадий шесть: 12

     1.Установление фактической основы дела. При анализе  фактических обстоятельств дела (юридических фактов и фактических составов) устанавливаются:                                                                                                     а) события преступления (время, место, способ совершения; лицо совершившее преступление.); характер и размер ущерба от преступления;                                                                                                             б) виновность обвиняемому, характер вины (умысел или неосторожность), мотивы преступления; обстоятельства, влияющее на степень ответственности;                                                                                                        в) обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.                       

     2. Установление юридической основы дела. На этой стадии делается отыскивание правовой нормы, подлежащей применению к данным фактическим обстоятельствам: даётся юридическая оценка установленным фактическим обстоятельствам дела; решается вопрос о том, какая отрасль, институт и норма права распространяются на данный случай.

     3.Проверка  подлинности текста правовой нормы. Здесь устанавливается:                                                                                                            а) действует ли норма на момент разрешения данного дела;                                                                                                                                 б) действует ли она на той территории, где разрешается дело;                              в) распространяется ли её действие на субъекты, являющиеся участниками возникшего правоотношения.

     4. Толкование правовой нормы и разрешение возможных коллизий (противоречий в законодательстве).

     Коллизия  законов – противоречия друг другу  двух или более формально действующих  нормативно-правовых актов, норм права, изданных по одному и тому же вопросу. Если имеется коллизия между актами, изданными одним и тем же правотворческим  органом, то применяется акт, изданных позднее. При расхождении между  общим и специальным актом  преимущество отдаётся специальному, если он не отменён изданным позднее  общим актом.

     В случае если в Конституции государства сказано, что общепризнанные нормы международного права являются составной частью национального права, то международный договор в правовой системе государства занимает особое место и не подлежит отмене, приостановлению только в силу того, что он принят раньше более позднего акта.

     5. Принятие решения по делу и  издание акта применения правовой  нормы.

     Принятие  решения по делу является завершающёй  стадией процесса применения права. В решении нормы права приобретает  индивидуально-властный характер в  отношении факта.                                                                  Если решение принимается судом, то в нём суд высказывает свои властные суждения по поводу возникающих  в судебном процессе правовых вопросов материально-правового или процессуального  характера.

     Судебное  решение в романо-германской  правовой системе не создают норм права, субъективных прав и обязанностей конкретных лиц. В судебном решении по гражданскому делу выражается лишь применение судом норм права к достоверно установленным фактам, т.е. правоотношений сторон (истца и ответчика), а также принуждение обязанного лица к должному поведению при удовлетворении иска.

            Значение решения суда состоит, а том, что оно:

     Во-первых, прекращает спор сторон о праве ввиду  его рассмотрения судом по существу;

     Во-вторых, завершает судопроизводство по делу;

     В-третьих, восстанавливает законность;

     В-четвёртых, осуществляет воспитательные и предупредительные  функции правосудия.

     По  судебному решению судят о  квалификации и опытности судей, их справедливом подходе к делу.

     6. Доведение содержания акта применения права до сведения исполнителей, заинтересованных государственных, общественных органов и должностных лиц.

     Правоприменительная деятельность может осуществляться уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами.

     Формами осуществления правоприменительной  деятельности являются:

  1. Оперативно-исполнительная. Она заключается в организации исполнения предписаний правовых норм с помощью индивидуальных актов (приказ о приёме на работу, выдача свидетельств, решении о строительстве дома).
  2. Правоохранительная деятельность направлена на охрану норм права, от каких бы то ни было нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям обеспечение исполнения назначенных мер наказания (взыскания), принятие мер по предупреждению правонарушений.

     Правоприменительная деятельность осуществляется на основе принципов:

        1. Законности – это означает, что при решении конкретного случая правоприменительный орган должен основываться на определенной норме права (их совокупности) прямо относящейся к рассматриваемому делу, строго и неукоснительно следовать ее точному смыслу, а также действовать в строгих рамках своей компетенции, не присваивая себе полномочий, которые не зафиксированы в законе.

     Немаловажное  значение имеет также строгое  соблюдение предусмотренного законом  порядке рассмотрения дела и вынесения  решения, установленной формы акта применения права.

     2. Социальной справедливости - это требование к актам применения права, отражает идею о социальной справедливости общества, означает осознание правильности решения дела с точки зрения интересов народа и государства, убежденность лица применяющего права, а также окружающих в том, что принятое решение служит интересам трудящихся, а также наиболее полно и последовательно отвечает потребностям и интересам отдельных граждан, их коллективов, предприятий, учреждений.

     3. Целесообразности - это соответствие деятельности и лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, наиболее целесообразное осуществление нормы в конкретной жизненной ситуации. Норма права в силу своего общего характера не может учесть все особенности каждого конкретного случая, но обычно дает возможность исполнителю учитывать их. В пределах содержащий правоприменительный акт следует выбирать наиболее эффективное решение, максимально полно и правильно отражающий смысл закона и цели правового регулирования. При этом, чем больше возможностей дает акт для проявления инициативы и самостоятельности, тем больше значение приобретает это требование.         

     4. Обоснованности - (подкреплённость фактами) это означает, что:

     а) Должны быть выявлены все относящиеся  к делу факты;

     б) Такие факты должны быть тщательно  и объективно изучены и признаны достоверными;

     в) Все недоказанные и сомнительные факты не должны быть приняты во внимание.

     И так можно сказать, что стадии нам необходимы для логики и последовательности действия при рассмотрении решении  юридического дела. 

2.3. Акты применения права: понятия, виды. 

     Итогом  правоприменительной деятельности выступают акты применения права. Они  фиксируют основные выводы, полученные на других стадиях правоприменения.

     Акты  применения как государственно-властные веления обеспечивают действие закона. Его претворение в жизнь. Они  представляют собой необходимый  и важнейший элемент правовой системы государства.

     Акт применения является одним из видов  правовых актов, который характеризуется  определенными специфическими чертами. Во-первых, акт применения исходит  от компетентных органов, поэтому и  сам носит государственно-властный характер, охраняется им и обеспечивается государством в его реализации. Во-вторых, он носит конкретно-индивидуальный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто при данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями и какими и т.д. В-третьих, акт применения права имеет определенную установленную законом форму.

     Каждый  акт применения права является актом - документом. В нем есть текст, который  составляется в соответствии с требованиями использования юридической терминологии, четких юридических конструкций. Со временем вырабатываются и получают закрепление в нормативных актах и в обыкновениях практики типизированные, стандартные формуляры актов -документов, которые упорядочивают юридическую работу, вносят в нее необходимую определенность, юридическую и документальную строгость. Особенности правоприменительных актов, требования к ним изучаются в специальных юридических науках, прежде всего науках процессуального права - уголовного, гражданского, административного13.

     Акт правоприменения является разновидностью понятия "акт управления" и  используется как для характеристики действия соответствующего органа, так  и формы выражения этого действия. Причем в сфере управления такой  формой могут быть и соответствующие  документы и устные индивидуально-конкретные веления - результат правоприменительной  деятельности14. 

     Правоприменительные акты, условно,  можно разделить  на группы:

         а) "собственнические" акты управления;

         б) властные акты в области применения права;

         в) акты прямого осуществления центрального руководства;

         г) координационные акты;

         д) ориентировочные индивидуальные акты.

     Такая классификация носит локальный  характер и не может представить  всю систему правоприменительных  актов органов государственного управления в целом. В основу единой классификации должны быть положены все четыре правила деления объема понятия:

         а) наличие одного и того же основания;

         б) равенство объема членов классификации  объему классифицируемого класса;

         в) необходимость взаимного исключения друг другом отдельных членов классификации;

         г) логическая непрерывность деления  на классы.

     Также в основу разделения актов на виды могут быть положены самые различные  признаки. К числу таких признаков  можно отнести:

         а) цель правоприменительного акта;

         б) сферу использования;

         в) характер регулируемых отношений;

         г) характер отражения содержания нормы  права в содержании правоприменительного акта;

         д) степень отражения нормативного веления в содержании правоприменительного акта;

         е) орган, издающий правоприменительный  акт;

         ж) способ принятия акта;

         з) особенности содержания акта;

         и) форма выражения.

     Акты  применения права могут быть самыми различными. В связи с этим их можно классифицировать (объединить в группы) по различным основаниям:

  • по форме можно выделить: указы, приговоры, решения, постановления, приказы и т.д.
  • по субъектам их издающим различаются: акты государственных органов и общественных организаций; акты органов власти и исполнительно-распорядительных органов; акты высших органов власти и управления и местных органов; акты органов правосудия, прокуратуры, надзора и контроля; единоличные и коллегиальные.
  • в зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты следует подразделять на регулятивные и правоохранительные.
  • Такие акты выполняют различные функции в механизме правового регулирования.
  • Регулятивные акты направлены на конкретизацию правомочий, на положительные действия управомоченных субъектов, а также конкретизацию юридических обязанностей.

Информация о работе Применение права как особая форма его реализации