Президент Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Президент (от латинского - сидящий впереди) - выборный глава государства в современных государствах с республиканской формой правления. Он наделён широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступает как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. Глава государства призван цементировать государственную власть, обеспечивать конституционным путём разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Президент Российской Федерации…………………………………4
1.1Президент государства в современном мире………………………………4
1.2 Становление и развитие института Президента Российской Федерации……………………………………………………………………….7
1.3 Избрание и прекращение полномочий Президента РФ…………………10
Глава 2. Функции и полномочия Президента Российской Федерации….....13
2.1 Функции Президента России………………………………………………13
2.2 Полномочия Президента России…………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………...36
Библиографический список…………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 178.50 Кб (Скачать)
 

Введение…………………………………………………………………………2

  Глава 1. Президент Российской Федерации…………………………………4

1.1Президент государства в современном мире………………………………4

1.2 Становление и развитие института Президента Российской Федерации……………………………………………………………………….7

1.3 Избрание и прекращение полномочий Президента РФ…………………10

 Глава 2. Функции и полномочия Президента Российской Федерации….....13

2.1 Функции Президента России………………………………………………13

2.2 Полномочия Президента России…………………………………………..17

Заключение……………………………………………………………………...36

Библиографический список…………………………………………………….37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Президент (от латинского - сидящий впереди) - выборный глава государства в современных государствах с республиканской формой правления. Он наделён широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступает как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. Глава государства призван цементировать государственную власть, обеспечивать конституционным путём разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти.

     Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. Советской республике, какой Россия была в течение трех четвертей XX в., такого рода институт был органически чужд. С господствовавшей концепцией полновластия Советов, соединения в них законодательной и исполнительной власти, с доминирующей ролью коммунистической партии в политической системе было несовместимо наличие единоличного органа государственной власти, наделенного самостоятельными государственно властными полномочиями.

    Не случайно была отвергнута поправка к проекту Конституции СССР 1936 года, в которой предлагалось ввести в СССР пост Президента СССР.

     Предшествующие распаду Союза ССР сложные процессы переустройства общества на новых принципах, обновление всей государственной системы, конституционное закрепление принципов многопартийности, разделения властей объективно обусловили необходимость учреждения поста Президента СССР, который был избран Съездом народных депутатов СССР в 1990 году.

      Вскоре аналогичный институт был установлен и в союзных республиках, где решения об этом принимались их Верховными Советами.

      В России вопрос об учреждении поста Президента решался более сложно. Съезд народных депутатов РСФСР высказался против его введения, и по инициативе одной трети депутатов был назначен всероссийский референдум, в соответствии с результатами которого указанный пост и был учрежден. В Конституцию РСФСР 1978 года были включены статьи, закрепившие принцип разделения властей, глава о Президенте; были приняты законы о Президенте Российской Федерации, о выборах Президента и некоторые другие нормативные правовые акты. Первый Президент РФ был избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991 г.

       Президент – совершенно новый для России государственный институт, введение которого внесло существенные изменения в прежнюю организацию государственной власти в нашей стране.

       Поэтому объектом исследования данной работы является правовой статус Президента Российской Федерации.

       Предмет исследования – общественные отношения.

       Целью данной работы стало освещение вопросов, связанных с полномочиями и функциями Президента Российской Федерации. Работа также посвящена правовой характеристике положения Президента в современном государственном устройстве России.

       В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Определить  положение Президента РФ в  системе органов государственной власти и его конституционного статуса в соответствии с Конституцией РФ.

2. Раскрыть основные  полномочия Президента РФ в  соответствии с его компетенцией.

3. Рассмотреть  деятельность органов, осуществляющих  обеспечение деятельности Президента РФ.

      Глава 1. Президент Российской Федерации 

1.1 Президент  государства в современном мире 

     Прежде  всего, для того, чтобы полнее разобраться  в сущности нашей темы, обратимся  к такой глобальной проблеме, как: президент государства в современном  мире.

     Институт президента всегда вызывал интерес и у граждан, и у  специалистов. И это неслучайно, ведь именно президент государства после парламента (общенационального выборного представительного учреждения) является наиболее авторитетным и значимым государственным органом. Именно президент обладает громадной властью в политической и государственной жизни страны, в которой имеется этот государственный институт.

     Рассмотрим  специфику этого института в  различных странах с учетом их экономического развития и социальной стабильности.

     В Конституции США однозначно установлено, что исполнительная власть осуществляется Президентом Соединенных Штатов Америки. Многие исследователи отмечают ведущую роль президента в системе  органов государства, по своему влиянию  на государственные дела он, безусловно, доминирует по отношению к Конгрессу и Верховному суду.

     В других странах Запада действуют  несколько иные властно-управленческие структуры. Так, Президент ФРГ обладает сравнительно ограниченными полномочиями: представляет Федерацию в международно-правовых отношениях, от имени Федерации заключает договоры с иностранными государствами, аккредитует и принимает послов.

     Более развернутой и широкой компетенцией обладает Президент Итальянской  Республики. Согласно Конституции он является главой государства и представляет национальное единство. Назову только самые основные полномочия:

  • в законодательной области участвует в процедуре представления палатам законопроектов; издает одобренные правительством декреты, обладающие силой закона; назначает народный референдум и др.;
  • в сфере деятельности высших государственных органов Президент назначает и освобождает от должности председателя Совета министров; распускает с учетом конституционных рамок своих полномочий палаты парламента и назначает выборы новых палат;
  • назначает в случаях, указанных законом, должностных лиц государства;
  • аккредитует и принимает дипломатических представителей;
  • является командующим вооруженными силами;
  • в судебной сфере возглавляет Высший Совет магистратуры;
  • обладает правом помилования и снижения меры наказания;
  • жалует знаки отличия Республики.

     Более сложным, более смешанным является институт Президента Французской Республики. «Президенту Республики принадлежит  центральное место в системе  государственных органов Пятой  республики. Согласно ст. 5 Конституции он следит за соблюдением Конституции, обеспечивает нормальное функционирование государственных институтов, принимает меры по обеспечению национальной независимости и территориальной целостности, обеспечивает соблюдение международных соглашений и договоров. Президент Республики – верховный главнокомандующий вооруженными силами страны, он производит назначение на высшие военные и гражданские должности. Он представляет страну в международных отношениях, ведет международные переговоры и заключает международные договоры»1.

     Как видно из перечисленных полномочий Президента Республики, он – высшее должностное лицо государства, его  верховный представитель во всех актах внутриполитической и международной  жизни. Президент Республики обладает исключительно широкими полномочиями в сфере руководства и управления государственными делами. Ему принадлежит право законодательной инициативы, право досрочного роспуска Национального собрания, а также определенные полномочия и в судейской сфере.

     Надо  заметить, что, по мнению исследователей, современная Франция принадлежит к числу республики со смешанными формами правления. Ее часто называют полупрезидентской, полупарламентской страной, но самое главное, что для Франции бесспорно характерно усиление роли исполнительной власти и ослабление роли парламента.

     Итак, как видно из приведенных примеров, каждой стране свойственны свои специфические  особенности для характеристики института президента. Конечно, эта  закономерность проявляется и в  своеобразии института Президента Российской Федерации, в определении его статуса. Тем более что Российская Федерация обладает целым рядом особенностей при характеристике состояния и перспектив функционирования государственности в целом, отдельных ее институтов и структур. И это обусловлено особенностями социально-экономического и исторического развития России.

     Институт  президента в России создан, по существу, впервые, если не считать кратковременного существования Президента СССР. Особенности  института Президента РФ – политические, организационно-структурные, функциональные и другие – как уже отмечалось, получили свое отражение и юридическое закрепление в Конституции Российской Федерации, которая была принята 12 декабря 1993 года. Так что накоплен более чем десятилетний опыт создания и деятельности этого важнейшего государственного органа России. 
 
 
 

1.2 Становление и развитие института президентства в России. 

Возникновение института президентства в мире было связано с поиском США  нового способа организации высшей государственной власти, предусматривающего создание сильной исполнительной власти и в то же время исключающего возможность ее превращения в тиранию. Мыслившийся первоначально как глава исполнительной власти Президент США заменил в сознании граждан монарха и стал осуществлять функции главы государства. Современное представление о Президенте как раз и основывается на отождествлении его с главой государства. Институт президентства, возникнув как отрицание монархии, утвердил республиканскую форму правления. Ее характерные черты - выборность и срочность полномочий главы государства. Эффективность функционирования президентства в США способствовала распространению этого института в мире.

Само понятие  «президент» определяется как выборный глава государства . В юридических науках понятие «президент» проецируется на понятие «институт президента», который определяется как совокупность государственно-правовых (конституционных) норм, регулирующих формирование и функционирование президентской власти. При этом в юридических науках понятие «президент» проецируется на понятие «институт президента», который определяется как совокупность государственно-правовых(конституционных) норм, регулирующих формирование и функционирование президентской власти. Поэтому понятие «глава государства» является родовым по отношению к понятию «президент» и общим для глав государств как с республиканской, так и с монархической формой правления. Видовыми признаками понятия «президент» являются выборность и срочность полномочий. Различные модели президентской власти предопределяют использование в Конституции таких терминов, как «глава государства» (Беларусь, Россия), «глава исполнительной власти" (США), «арбитр» (Франция), «высшее должностное лицо» (Россия с 1991 по 1993 годы). Иногда конституционный статус Президента не определен (ФРГ).2

Особый интерес  представляет собой анализ понятий  «институт президента» и «правовой  статус президента», проведенный И.Д. Хутинаевым. Российский ученый отмечает первичность института президента и его больший объем нормативного содержания по сравнению с правовым статусом президента. В отличие от последнего институт президента определяет не только функционирование, но и избрание президента. На этом основании делается вывод о том, что правовой статус - как бы часть правового института, определяющая президентскую деятельность.

Очень важным для  понимания сущности института президентства  является определение основных черт, характеризующих данный институт. Б.П. Елисеев выделяет следующие:

Президент является выборным главой государства, который  может возглавлять исполнительную власть или быть арбитром в системе разделения властей;

в организационном  аспекте Президент никому не подчинен и, вообще, обладает высокой степенью независимости от каких-либо других государственных органов, что не снимает с него обязанности действовать на основе и во исполнение законов;

пост Президента имеет ярко выраженный политический характер. Ему принадлежит важная роль в формировании политики государства, верховного политического руководства  государственными делами.

Понятие «Президент» (от лат. Praesidens) буквально означает «сидящий впереди». В современном значении президент - это выборный глава исполнительной власти в республике, он же считается главой республики вообще и представителем ее в международных отношениях.

Информация о работе Президент Российской Федерации