Прекращение полномочий Президента РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года было призвано преодолеть полосу политического кризиса и противостояния всех ветвей государственной власти. Логика построения новой Конституции РФ соответствует принципу разделения властей, принятому в странах как с классической президентской, так и с парламентарной системой правления. Согласно ст. 10 Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
1. Правовое регулирование прекращения полномочий Президента РФ в обычном порядке…………………………………………………...………5
2. Отставка Президента РФ…………………………………………..……....7
3. Прекращение полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия Президента РФ………………9
4. Процедура отрешения от должности Президента РФ………………….16
Заключение……………………………………………………………..………...21
Список литературы……………………..………………………………..………22

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Консправу.docx

— 49.38 Кб (Скачать)

     Второй  этап заключается в передаче решения Государственной Думы в Совет Федерации, который обязан получить заключение Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. По Регламенту Совета Федерации, на его заседании рассмотрение вопроса начинается с сообщения Председателя Госдумы об основаниях выдвижения обвинения против Президента, затем слово предоставляется Председателю Конституционного Суда и Председателю Верховного Суда РФ для оглашения заключения этих органов, затем заслушивается заключение Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам.

     На  третьем этапе на заседание Совета Федерации приглашается Президент, ему или его представителю может быть предоставлено слово по их желанию. Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности принимается двумя третями голосов от общего числа членов данной палаты. Причем это решение должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента (ч. 3 ст. 93 Конституции); если в указанный срок решение Советом Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

     С объявлением решения Совета Федерации  об отрешении от должности Президента начинается исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства РФ. Думается, при этом не будет излишним и заявление Председателя Правительства о том, что он приступил к исполнению обязанностей. Завершая рассмотрение данного блока проблем, обратим внимание на некоторые любопытные обстоятельства, которые требуют определенного толкования. В данном случае с прекращением исполнения полномочий лицо утрачивает статус Президента, то есть оно более не имеет президентской неприкосновенности, не вправе также полагать, что сохраняет какие-то начала особого положения до вступления в должность нового Президента.

     Иное  дело временное исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства согласно. Ведь здесь речь идет не о досрочном прекращении исполнения полномочий, а только о краткосрочном замещении Президента. Другой момент связан с начальными словами: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно...». В них явно проглядывает двусмысленность. Выходит, что во всех трех случаях (отставка, болезнь, отрешение) Президент сам прекращает свои полномочия.

     Очевидно, что безоговорочно это его  решение лишь в случае его отставки. При прекращении исполнения полномочий по состоянию здоровья, о чем говорилось ранее, инициатива может исходить как от Президента, так и со стороны. А уж при отрешении от должности и инициатива постановки вопроса, и решение исходят со стороны. Это достаточно существенный фактор, при его различной трактовке возможны неожиданные повороты.

     Нуждается также в разъяснении приводившееся  положение в Конституции о том, на какие случаи распространяется временное исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства РФ и что вправе делать последний в данное время. Как уже можно было видеть – к Председателю Правительства обязанности Президента переходят во всех случаях досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом (отставка, состояние здоровья, отрешение от должности) и при замещении Президента. Председатель Правительства на время исполнения обязанностей не имеет права лишь распускать Государственную Думу, назначать референдум и вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции. Однако это незначительная часть возможностей Президента. Не внес ясности в данный вопрос, а, наоборот, его усложнил упоминавшийся Указ от 19 сентября 1996 года «О временном исполнении обязанностей Президента Российской Федерации»; ведь в акте сказано, что временное исполнение обязанностей осуществляется Председателем Правительства «в полном объеме». Значит, он вправе, например, утвердить новую военную доктрину РФ, изменить состав Правительства и т.д. Непонятно также, какие акты будет принимать Председатель Правительства в указанный период, поскольку указы и распоряжения исполняющего обязанности Президента нашим законодательством не предусмотрены.

     В случае замещения Президента при  его болезни Председатель Правительства должен заниматься лишь текущими делами, решать самые неотложные вопросы, а все остальное, что требует принятия нормативных актов оставлять до выздоровления Президента. Но Президент вправе принять далее принципиальное решение по каждому документу, появившемуся в данный период.

     При прекращении полномочий Президента на период до избрания нового Президента тоже целесообразно Председателю Правительства решать только неотложные текущие вопросы, не занимаясь нормотворчеством. За это время могут возникнуть обстоятельства, требующие от Председателя Правительства различных, в том числе и радикальных, действий в рамках полномочий Президента. Однако при нормальном развитии событий он вполне может воздержаться от каких-либо шагов, которые вынудят избранного позже Президента начинать с переоценки действий лица, бывшего исполняющим обязанности Президента.

     Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно и в случае отрешения его от должности (ч. 2 ст. 92 Конституции РФ).

     Такое решение принимается вопреки  воле Президента. Основанием отрешения Президента от должности являются выдвинутые Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения (ч. 1 ст. 93 Конституции РФ).

     В 1999 году Государственной Думой была предпринята попытка отрешить от должности Президента Б.Н. Ельцина. Но уже на первом этапе процедуры эта попытка потерпела неудачу: при рассмотрении в Государственной Думе за решение о выдвижении обвинения Б.Н. Ельцину проголосовало менее двух третей депутатов.

     Но  независимо от этого в процессе обсуждения вопросов отрешения Президента от власти всплыли нерешенные в действующем  законодательстве проблемы, в частности, неурегулированность нормами права  процедуры предъявления обвинения  и дачи заключения Верховным Судом  РФ. И это действительно так. Во-первых, не регламентирован вопрос о процессуальном порядке рассмотрения Верховным  Судом РФ признаков преступления в действиях главы государства. Во-вторых, неясно, кто в Верховном Суде должен давать заключение – коллегия, президиум или пленум Верховного Суда. И, в-третьих, при отсутствии нормативных актов, регламентирующих эту процедуру, Конституционный Суд РФ просто не может проверить соблюдение установленного порядка выдвижения обвинения3.

     Кроме того, следует признать, что процедура  отрешения Президента РФ от власти настолько сложна, что делает почти нереальным само отрешение от власти. Мы отдаем себе отчет в том, что отрешение от власти Президента – достаточно ответственное решение. И здесь недопустимы легкость и упрощенность процедуры. Это одна крайность. Другая – в чрезмерном ее усложнении. Нужна золотая, разумная середина.

 

Заключение

     С учетом выше сказанного, предложение  Л.А. Окунькова о необходимости принятия федерального закона на сегодняшний день очень актуально, где, в частности, были бы конкретно сформулированы обязанности Президента, его полномочия, санкции за конкретные конституционные деликты, механизм привлечения Президента к ответственности, детализирована процедура «импичмента».

     Но  не надо забывать, что по-прежнему многое зависит от главы государства, и то, как он поведет дальнейшую политику, во многом предопределит состояние страны в целом. Много говорится о наделении Президента РФ слишком большими полномочиями. Но история Россия показывает, что сильный лидер с огромной властью может вывести нашу страну из любого кризиса. Поэтому если и надо говорить об уменьшении власти Президента, то это должно быть личное мнение других, хотя и оно имеет право на жизнь. А если говорить о возможности злоупотребления властью Президентом РФ, то это зависит от конкретной личности и от чистоты его помыслов. Бывший Президент В.В. Путин и нынешний президент М.А. Медведев являются примером для истории России, и может вскоре займут свое достойное место в истории. После семидесятилетнего застоя вызванного правлением верхушки лидеров коммунистической партии, сегодняшнему человеку приятно видеть сравнительно молодых, полных сил глав государства. Чего стоит пример общения В.В. Путина с гражданами РФ в прямом эфире. Наблюдаются огромные тенденции сближения Президента РФ с гражданами России. Наконец, лидер нашего государства действительно может называться избранным с согласия всего народа и представителем всего государства.

 

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – СПб.: ООО «Полиграфуслуги», 2006. – 48 с.
  2. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998г. // СЗ РФ. 1998.
  3. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002г. // СЗ РФ. 2002.
  4. Постановление Конституционного Суда РФ от 6 июля 1999г. «По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции РФ» // СЗ РФ. 1999. №29. ст.3773.
  5. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июля 2000г. «По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции РФ о досрочном прекращении полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия» // СЗ РФ. 2000. №29. ст.3118.
  6. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебное пособие / М.В. Баглай. – М.: Политиздат, 1999.
  7. Колосова, Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации: курс лекций / Н.М. Колосова. – М.: Право, 2000.
  8. Котенков, А.А. Президент – Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе. // Государство и право. 1998. №9.
  9. Кулябин, А.И. Президентство – лучшая ли это форма исполнительной власти. // Государство и право. 1992. №8.
  10. Окуньков, Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика / Л.А. Окуньков. – М.: ИНФРА-М, 1996.
  11. Радченко, В.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации / В.И. Радченко. – М.: ТЕИС, 2000.
  12. Скуратов, Ю. Парламент и Президент в Конституции РФ // Российская Федерация. 1994. №5.
  13. Чиркин, В.Е Президентская власть. //Государство и право. 1997 №5.
  14. Энциклопедический юридический словарь. / Под редакцией В.Л. Алтухова. – М.: ИНФРА-М, 1998.

Информация о работе Прекращение полномочий Президента РФ