Прекращение полномочий Президента РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года было призвано преодолеть полосу политического кризиса и противостояния всех ветвей государственной власти. Логика построения новой Конституции РФ соответствует принципу разделения властей, принятому в странах как с классической президентской, так и с парламентарной системой правления. Согласно ст. 10 Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
1. Правовое регулирование прекращения полномочий Президента РФ в обычном порядке…………………………………………………...………5
2. Отставка Президента РФ…………………………………………..……....7
3. Прекращение полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия Президента РФ………………9
4. Процедура отрешения от должности Президента РФ………………….16
Заключение……………………………………………………………..………...21
Список литературы……………………..………………………………..………22

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Консправу.docx

— 49.38 Кб (Скачать)

Российская  академия государственной  службы

  при Президенте  РФ

Филиал  ГОУ ВПО Волго-Вятская  академия государственной  службы

в г. Кирове

Кафедра экономики и управления

Курсовая  работа

 

По дисциплине «Правовые основы российского государства» 

Тема «Прекращение полномочий Президента РФ» 
 
 
 
 
 
 

                Выполнила: студентка 3 курса специальности «Государственное и муниципальное управление», группа ГМУ-34-СП-08

                Жуйкова Елена Викторовна 

                Проверил(а):  
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Киров 2011

План. 

Введение……………………………………………………………………….....3

  1. Правовое регулирование прекращения полномочий Президента РФ в обычном порядке…………………………………………………...………5
  2. Отставка Президента РФ…………………………………………..……....7
  3. Прекращение полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия Президента РФ………………9
  4. Процедура отрешения от должности Президента РФ………………….16

Заключение……………………………………………………………..………...21

Список  литературы……………………..………………………………..………22 

Введение

     Принятие  Конституции Российской Федерации 1993 года было призвано преодолеть полосу политического кризиса и противостояния всех ветвей государственной власти. Логика построения новой Конституции РФ соответствует принципу разделения властей, принятому в странах как с классической президентской, так и с парламентарной системой правления. Согласно ст. 10 Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны. При этом разделение властей не только не исключает, но, напротив, предусматривает координацию усилий различных ветвей власти и их взаимодействие в установленных Конституцией РФ пределах и формах. Основная роль по обеспечению взаимодействия властей возложена Конституцией на Президента, который согласно ч. 2 ст. 80 Конституции обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

     При этом конституционная модель президентской  республики в Российской Федерации и принципы взаимодействия властей выглядят таким образом, что путем «сдержек» и «противовесов» обеспечивается воспрепятствование превращению института Президента в режим личной власти, неподконтрольной народу или способной игнорировать иные ветви государственной власти России. Проблема заключается в том, чтобы наполнить эту модель реальным социальным содержанием и юридически и фактически гарантировать общество от авторитаризма. Необходимые для этого правовые условия в действующей Конституции имеются. Как бы ни были широки полномочия Президента, они небеспредельны. Эти полномочия сопрягаются с полномочиями других федеральных органов государственной власти, а отношения Президента и органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ характеризуются не только правами, но и взаимной ответственностью.

     Президентство является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике. Он вызывает к себе пристальный интерес. Появилось немало посвященных ему исследований.

     В данной работе рассмотрены виды оснований прекращения полномочий Президента РФ. В настоящее время возникает много споров по поводу указанных в конституции оснований. Например, к какому основанию относится смерть Президента и почему она не может быть выделена как отдельное основание для прекращения полномочий Президента РФ. Проблем достаточно, и они требуют дальнейших аналитических разработок. Именно по этой причине мною была выбрана данная тема.

 

1. Правовое регулирование прекращения полномочий Президента РФ в обычном порядке

     Согласно  ст. 91 Конституции, Президент обладает неприкосновенностью. Это означает: никто не может применить в отношении Президента физического или психического насилия; его нельзя задержать, ни обыскать, ни арестовать, ни привлечь к любому виду правовой ответственности, пока он состоит в должности Президента; наконец, Президента нельзя свергнуть, ни отстранить от исполнения обязанностей.

     В соответствии с ч. 1 ст. 92 Конституции  Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги, прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

     В последнее время привлекают пристальное  внимание теоретические и практические вопросы, связанные с досрочным  прекращением полномочий Президента РФ. В ч. 2 ст. 92 Конституции, посвященной  этим вопросам, говорится: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отстранения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий». Большое значение имеет и следующая, третья часть ст. 92: «Во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации».

     Полномочия  Президента государства могут быть прекращены по разным основаниям. Как правило, эти основания предусматриваются законами. Однако на практике имеют место случаи, когда полномочия президента прекращаются по основаниям, не предусмотренным законодательством. Например, первый и последний Президент СССР М.С. Горбачев сложил с себя полномочия в связи с ликвидацией СССР, хотя Конституция СССР 1977 г. не предусматривала такого основания прекращения существование самого государства.

     Примером  нелегитимного прекращения полномочий президента может служить утрата власти в результате революции, когда  власть президента или насильственно  ликвидируется, или переходит в  другие руки в результате ее захвата  вопреки закону.

     Правовыми основаниями прекращения полномочий президента являются те основания, которые предусмотрены законодательством (выборы другого президента, уход в отставку, упразднение поста президента и др.).

     Ст. 92 Конституции РФ предусматривает несколько оснований прекращения полномочий Президента РФ. Одно из них – это истечение срока

     В ч. 1 ст. 92 Конституции РФ установлено, что Президент прекращает исполнение своих полномочий с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации. Это обычный порядок прекращения полномочий. В остальных случаях, о которых пойдет речь ниже, полномочия могут быть прекращены досрочно.

2. Отставка Президента РФ

     Президент РФ прекращает исполнение своих полномочий досрочно в случае отставки – добровольного ухода с должности Президента. Так именно поступил Б.Н. Ельцин 31 декабря 1999 года. Процедура ухода в отставку, к сожалению, в законе не регламентирована, хотя потребность в этом имеется. В законе, по нашему мнению, должны быть указаны форма выражения Президентом своей воли (скорее всего, это должно быть письменное заявление), мотивы, побудившие Президента принять такое решение (такие мотивы могут носить личный характер – преклонный возраст, состояние здоровья; политические – несогласие с политикой Федерального Собрания и других органов государственной власти в связи с образовавшимся экономическим, политическим кризисом и т.д.).

     Подача  в отставку и принятие Председателем  Правительства на себя выполнение обязанностей Президента имеют уже бесповоротный для Президента характер. Иначе говоря, Президент не может потом объявить, что он «передумал» и отзывает свое заявление об отставке.

     Правда, возникает практический вопрос: наступает  ли для Председателя Правительства исполнение обязанностей Президента при отставке последнего автоматически или же Председатель должен официально объявить о начале исполнения обязанностей? Во избежание недоразумений на этот счет было бы полезным толкование ст. 92 Конституции со стороны Конституционного суда РФ. Можно предложить следующее толкование: поскольку Конституция говорит лишь об отставке Президента и не предусматривает того, что кто-то такую отставку принять, начало развития событий вызывается фактором официального объявления Президентом об отставке, которая, как сказано, подается в письменной форме (с указанием не только года, месяца и дня, но также и часа, с которого начинается отставка), даже если Президент объявляет о ней в публичном выступлении, либо в заявлении по телевидению, радио и т.п. Причем отставка должна следовать в день объявления о ней; то есть Президент не может объявить сегодня о том, что через неделю или месяц он уходит со своего поста, потому как подобная ситуация и предполагает для Президента возможность «передумать» и отозвать свое заявление.

     C объявленного момента (дня и часа) Председатель Правительства считается автоматически приступившим к исполнению обязанностей Президента. В свою очередь и премьер незамедлительно делает заявление о том, что вступил в исполнение обязанностей. Такое его заявление необходимо для общественного спокойствия и обеспечения нормального продолжения общего хода государственных дел.

     Действующее законодательство ст. 82 Конституции РФ предусматривает порядок вступления Президента в должность, принесение народу присяги в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда, но не регулирует порядок ухода Президента в отставку.

     Возникают вопросы: кому должно быть адресовано его заявление об отставке, достаточно ли Президенту заявить о своей  отставке или эту отставку какой-то государственный орган (или органы) должен рассмотреть и принять по нему решение о принятии отставки или о ее отклонении? Ведь при всем уважении к личности, занимающей должность Президента, нельзя отрицать возможности заявления об отставке под давлением каких-то сил, под влиянием временного расстройства здоровья, в состоянии временной депрессии и т.п. Если закон предусматривает возможность принятия решения об отклонении заявления об отставке Председателя Правительства, то почему такой вариант должен быть исключен в отношении заявления об отставке Президента? Ответ на этот вопрос должен быть дан в будущем законодательстве. На наш взгляд, это может быть предусмотрено и Конституцией, и федеральным законом «О Президенте Российской Федерации».

 

3. Прекращение полномочий  в случае стойкой  неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия Президента РФ

     Президент РФ прекращает исполнение полномочий в случае стойкой неспособности  по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (ч. 2 ст. 92 Конституции РФ).

     К сожалению, и это основание для  прекращения полномочий Президента должным образом не регламентировано и вызывает много вопросов. В частности, не совсем ясно: «стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять полномочия» является основанием для прекращения полномочий Президента по воле последнего или вопреки его воле? Нет ответа в законодательстве и на вопросы, кто и каким образом устанавливает сам факт наличия стойкой неспособности, каковы ее критерии, как обеспечить такого рода решение, кто его обнародует и т.д. В любом случае должны быть созданы правовые гарантии, предупреждающие злоупотребления в процессе реализации этой конституционной нормы.

     В связи с этим Конституционный  Суд РФ 11 июля 2000 года принял Постановление по делу о толковании положений ст. 91 и ч. 2 ст. 92 Конституции РФ о досрочном прекращении полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия1. Поводом к рассмотрению дела явился запрос Государственной Думы. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании указанных конституционных положений в их взаимосвязи.

Информация о работе Прекращение полномочий Президента РФ