Предмет римского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:46, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – определение роли римского права в системе права.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи: охарактеризовать общие идеи римского права; рассмотреть роль римского права в системе права.

Содержание

Введение 3
1. Понятие римского частного права 4
2. Общая идея римского права 10
3. Влияние римского права на развитие российского права 18
4. Значение изучения римского права для современного юриста 20
Заключение 24
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

Предмет римского права.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

      Истец являлся к претору и делал  заявление. Претор назначал день суда. Ответчик вызывался самим истцом. Ему дозволялось применить силу.

      Процесс протекал в форме борьбы за спорную  вещь. Сначала истец, затем ответчик налагают на нее (или ее часть, например, кусок дерна, если речь идет о земле) палочку-виндикту. При этом они произносят установленные обычаем формулы (каждая для данного случая). Тот, кто сбился или ошибся, автоматически проигрывал дело.

      От  названия этой палочки происходит термин «виндикация», под которым понимают истребование вещи из чужого неправомерного владения. По своему происхождению виндикта - «укороченное» копье - символ древнего способа завладения вещью.

      По  другому объяснению, “виндикация” происходит от vim dicere - объявлять о  применении силы.

      С окончанием этой процедуры спорящие стороны заключали своеобразное пари. Кто проигрывал дело - проигрывал и залог. Величина его равнялась нередко половине иска11.

      На  этом заканчивалась первая стадия процесса. Вторая стадия заключалась в том, что назначенный претором судья - любой из римских граждан, которого претор считал подходящим, - без особых формальностей рассматривал дело по существу: выслушивал свидетелей, знакомился с документами, выносил решение.

      При неявке одной из сторон (без уважительной причины) решение автоматически  выносилось в пользу ее противника.

      Гораздо проще обстояло дело в том суде, которым ведал перегринский претор. В спорах между иностранцами нормы Законов ХП таблиц были неприменимы. Претор сам решал дело от начала до конца. Эта практика оказала очень большое влияние на судьбы позднейшего (классического) римского права. 
 
 

     3. Влияние римского  права на развитие  российского права

      Римское право делается предметом изучения: оно начинает применяться в судах: оно переходит в местное и  национальное законодательство, совершается то, что носит название рецепции римского права. Во многих местах Corpus Juris Civilis Юстиниана делается прямо законом. Римское право воскресло для новой жизни и во второй раз объединило мир. Все правовое развитие Западной Европы идет под знаком римского права вплоть до настоящего времени: лишь со времени вступления в действие нового общегерманского гражданского уложения — лишь с 1 января 1900 г. исчезло формальное действие Юстиниановского Свода в тех частях Германии, в которых оно еще сохранялось. Но материальное действие его не исчезло и теперь: все самое ценное из него перелито в параграфы и статьи современных кодексов и действует под именем этих последних.

      Римское право определило не только практику, но и теорию. Непрерывное многовековое изучение римского права, в особенности остатков римской юридической литературы, формировало юридическое мышление Западной Европы и создавало сильный класс юристов, руководителей и деятельных помощников во всякой законодательной работе. Объединяя Европу на практике, римское право объединяло ее и в теоретических исканиях: юриспруденция французская работала все время рука об руку с юриспруденцией немецкой или итальянской, говорила с ней на одном и том же языке, искала разрешения одних и тех же проблем. Так возникала на почве римского права дружная общая работа всей европейской юриспруденции, продолжавшая работу мыслителей античного мира: факел, зажженный каким—либо римским Юлианом или Папиньяном, через бесконечную цепь сменявшихся рук дошел до современных ученых всех наций.

      Такова историческая судьба римского права. Явившись синтезом всего юридического творчества античного мира, оно легло затем в качестве фундамента для правового развития новых народов, и в качестве такого фундамента, общего для всех народов Западной Европы, оно изучается повсеместно — в Германии, Франции, Италии, Англии и т.д. Явившись базисом, на котором веками формировалась юридическая мысль, оно изучается и теперь, как теория гражданского права, как правовая система, в которой основные юридические институты и понятия нашли себе наиболее чистое от всяких случайных и национальных окрасок выражение. Недаром в прежнее время оно считалось за самый писаный разум, за ratio scripta.

      Волею нашей исторической судьбы мы, русские, были долгое время отрезаны от общения  с Западной Европой, оставались чуждыми ее культуре, и, когда, наконец, отделявшие нас перегородки пали, мы очутились в хвосте общечеловеческого движения. Отстали мы и в области права. И если мы хотим в этом последнем отношении сравняться с Европой, если мы хотим говорить с ней на одном языке, мы должны, по крайней мере в школе, освоиться с основным фундаментом общеевропейского права — с правом римским. Если оно повсеместно является основой юридического образования, то у нас для этого причин еще больше.

      Но  изучение римского права отнюдь не должно приводить к слепой вере в его непогрешимость, к вере в то, .что дальше идти некуда. Такая вера была бы противна истории, была бы противна и тому духу свободного исследования, которым были проникнуты самые творцы римского права -римские юристы. Лозунгом современной юриспруденции является знаменитое изречение Иеринга — "durch das romische Recht, aber uber dasselbe hinaus" —"через римское право, но вперед, дальше его". Усвоив то, что было создано предками, потомки должны работать дальше сами, ибо правовые проблемы не таковы, чтобы они могли быть решены раз навсегда. Новые условия постоянно ставят на очередь новые задачи, и юриспруденция должна постоянно оставаться на своем посту. Ее высшим призванием, ее долгом перед народом является освещение изменяющихся в истории условий и возникающих в связи с ними проблем. Быть впереди народа, освещать ему путь, направлять его правосознание ко благу и правде в человеческих отношениях — такова истинная обязанность юриспруденции и ее отдельных представителей.

     4. Значение изучения  римского права  для современного  юриста

      Еще в 1835 году Эдуард Гиббон в своем Историческом обозрении римского права писал, что он с недоверчивостью принимается  за изображение предмета, глубоко  изученного многими учеными, юрисконсультами и наполнившего собой обширные книгохранилища12. Но, несмотря на широкомасштабность многовекового процесса, изучение наследия Древнего Рима, предмет римского права остается актуальным и по сей день.

      Значение  римского права проявилось и проявляется до сих пор в самом явлении его рецепции во всем мире. По меткому выражению Э. Гиббона, законам Римской империи доныне повинуются многие народы, никогда не зависевшие от нее.13 Чем же можно объяснить столь пристальное внимание человечества к правовой системе, созданной древними римлянами? Разные исследователи по-разному отвечают на данный вопрос...

      К таким особенностям справедливо  относят то, что римское право  было приспособлено к мировому обороту, так как Рим активно поддерживал  торгово-экономические и политические отношения с соседними странами. Это способствовало разработке абстрактных фундаментальных юридических конструкций в сфере частного права. Таким образом, римское право прошло строгую техническую школу.14 С этим свойством тесно связан принцип консерватизма. Ученые видят положительное влияние консерватизма в том, что он придавал праву стабильность и постоянство. Новые идеи медленно, но прочно завоевывали себе почву.15 Консерватизм во многом обусловил многовековую крепость институтов и принципов римского права.

      Важным  достоинством рассматриваемой системы  права является ее дуализм, то есть одновременное существование сугубо национального ius civile и интернационального ius gentium.

      Именно  в праве народов римское право  соприкасалось с правовыми достижениями других государств. Таким способом происходило постепенное формирование тех существенных и общих элементов, которые составляют основу всякого права. К тому же в римском праве такие элементы были развиты и доведены до абстракции, как нигде, что дало возможность их повсеместного применения в современном мире с учетом национального своеобразия отдельных стран.

      Поэтому многие авторы сходятся на том, что  универсальность и мировое господство римского права кроются в преодолении  национальной замкнутости. Единая централизованная система римского права с развитым индивидуалистическим подходом, не знавшая партикуляризма, корпоративных, имущественных и других ограничений, значительно превосходила средневековое право; и поэтому была в значительной степени воспринята странами Западной Европы.

      Особенно  решительно процесс восприятия римского права происходил в Германии, которая  страдала хронической раздробленностью16 и видела в едином праве средство ускорения политической централизации.

      В Англии влияние римского права было незначительным. Оно проявлялось только в каноническом и в меньшей степени в торгово-городском праве. Поэтому можно говорить о самобытном характере и национальной специфике английского общего права, составляющего одну из ведущих мировых систем.

      В России воздействие римского права  на законодательство не было исторически  интенсивным. Оно было, пожалуй, даже слабее, чем в Англии. Но тем не менее, русские романисты выделяют два этапа проникновения римского права в Россию.

      Сначала оно проникало через церковные суды, которые руководствовались Римско-Византийскими кодексами, а значительно позже, после ПетраI, Римское право начало проникать в Россию с Запада.17 Однако уже во второй четверти XIX века вопрос о непосредственной рецепции встает и в России. Сперанский всячески отрицал ее возможность и необходимость, делая упор на самобытность российского права, но более поздние юристы утверждали, что пути создания русского гражданского права не способны привести к цели. Поэтому русское право не может потерять, а может только выиграть от соприкосновения с римским.18 С 70-х годов XIX века в России началось введение классической юридической школы в учебных заведениях, которая подразумевала преподавание не только духа, но и самой материи римского права.

      Многие ученые сходятся на том, что юридическое мышление, необходимое для решения разнообразных и сложных задач, которые ставит законодательная и судебная практика, не может быть выработано без изучения римского права.

      Таким образом, с последней трети XIX века начинает складываться русская юридическая школа. Ее представители так определяют значение римского права для русских юристов: "Российская юридическая наука целиком пересажена к нам с Запада, и поэтому в той же мере обязана своим методом и выводами римским юристам, в какой и наука западноевропейская".19 Глубокая связь с римским правом в российской науке поддерживается и до сих пор. Так, в данное время происходит разработка рецепции института emancipatio в российском гражданском праве.

      Менее решительно, чем в Германии, но интенсивнее, чем в Англии, рецепция протекала во Франции, где в силу романских корней французов римское право не переставало влиять на туземное. На юге Франции, в "стране писанного права", основным источником права являлось римское.20 Принятый при Наполеоне I Code Civil "сплошь пропитан идеями римского права, в особенности в отделе обязательственного права". Последнее обстоятельство подтверждает то, что рецепция коснулась в основном норм римского частного права, так как эта область была разработана древними лучше других. А одной из важнейших конструкций римского частного права является институт договорного права.

      В договорном праве ярко отразились основные особенности и преимущества римского права, о которых частично уже  было сказано выше. Но поскольку рамки настоящей работы не позволяют охватить все многообразие договорных отношений в Древнем Риме, то представляется целесообразным исследовать лишь наиболее характерные и интересные проблемы в сфере основных положений договорного права римлян.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

      По  существу творцом римского права был, таким образом, весь мир; Рим же явился лишь тем лаборантом, который переработал рассеянные обычаи международного оборота и слил их в единое, поразительное по своей стройности, целое. Универсализм и индивидуальность — основные начала этого целого.

      Мастерски разработанное в деталях беспримерной юриспруденцией классического периода, римское право нашло себе затем  окончательное завершение в знаменитом своде — Corpus Juris Civilis императора Юстиниана, и в таком виде было завещано новому миру. Железный колосс, державший в своих руках судьбы мира, дряхлел: разнообразные народности, входившие в состав всемирного римского государства, тянулись в разные стороны; с границ напирали варвары новые претенденты на активное участие в мировой истории. Наступил момент, они хлынули могучими потоками и затопили весь античный мир. Настала беспокойная эпоха великого переселения народов, и кажется, что вся богатая культура древности погибла навсегда, что порвались все связи между старым и новым, что история вовсе зачеркивает страницы прошлого и начинает писать все заново.

      Но  это "кажется" — обманчиво. На некоторое время, действительно, ход  человеческого культурного развития как будто приостанавливается; влившийся большой массой новый человеческий материал нуждается в предварительной обработке. Несколько веков проходит в беспрерывных передвижениях новых народов, в их взаимных столкновениях; пришельцы еще не могут освоиться на новых местах, двигаются, устраиваются. Много ценного, конечно, погибает при этом из античной культуры, но не все.

Информация о работе Предмет римского права