Предмет римского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:46, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – определение роли римского права в системе права.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи: охарактеризовать общие идеи римского права; рассмотреть роль римского права в системе права.

Содержание

Введение 3
1. Понятие римского частного права 4
2. Общая идея римского права 10
3. Влияние римского права на развитие российского права 18
4. Значение изучения римского права для современного юриста 20
Заключение 24
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

Предмет римского права.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

      План 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

      Актуальность. Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир. Зародилось оно в далекой глубине времени — тогда, когда Рим представлял еще едва заметное пятно на территории земного шара, маленькую общину среди многих других подобных же общин средней Италии. Как и весь примитивный склад жизни этой общины, римское право являло собою тогда несложную, во многом архаическую систему, проникнутую патриархальным и узконациональным характером. И если бы оно осталось на этой стадии, оно, конечно, было бы давным-давно затеряно в архивах истории.

      Но  судьба вела Рим к иному будущему. Борясь за свое существование, маленькая  civitas Roma постепенно растет, поглощая в себя другие соседние civitates, и крепнет в своей внутренней организации. Чем далее, тем все более и более расширяется ее территория, распространяется на всю Италию, захватывает близлежащие острова, перебрасывается на все побережье Средиземного моря, — и на сцене истории появляется огромное государство, объединяющее под своей властью почти весь тогдашний культурный мир; Рим стал синонимом мира.

      Вместе  с тем Рим изменяется и внутренне: старый патриархальный строй рушится, примитивное натуральное хозяйство  заменяется сложными экономическими отношениями, унаследованные от древности социальные перегородки стесняют. Новая жизнь требует наивысшего напряжения всех сил, всех способностей каждого отдельного индивида. В соответствии с этим римское право меняет свой характер, перестраиваясь по началам индивидуализма: свобода личности, свобода договоров и завещаний делаются его краеугольными камнями.

      Цель данной работы – определение роли римского права в системе права.

      Для достижения цели необходимо выполнить  следующие задачи: охарактеризовать общие идеи римского права; рассмотреть роль римского права в системе права.

     1. Понятие римского частного права

      Римский историк Тит Ливии назвал законы XII таблиц "fons omnis publici privatique iuris" источником всего публичного и частного права. Слово "источник" в этой фразе употреблено в смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права; Ливии хотел термином "источник" обозначить начало, от которого идет развитие римского права.

      В римском праве на протяжении его  истории формами правообразования служили: 1) обычное право; 2) закон (в республиканский период - постановления народного собрания; в эпоху принципата -сенатусконсульты, постановления сената, которыми вуалировалась воля принцепса; в период абсолютной монархии — императорские конституции); 3) эдикты магистратов; 4) деятельность юристов (юриспруденция).

      В Институциях Юстиниана проводится различие между правом писаным (ius scriptum) и неписаным (ius поп scriptum). Писаное право — это закон и другие нормы, исходящие от органов власти и зафиксированные ими в определенной редакции. Неписаное право — это нормы, складывающиеся в самой практике. Если такие сложившиеся в практике правила поведения людей не получают признания и защиты от государственной власти, они остаются простыми обычаями (так называемыми бытовыми); если обычаи признаются и защищаются государством, они становятся юридическими обычаями, составляют обычное право, а иногда даже воспринимаются государственной властью, придающей им форму закона.

      Обычное право представляет собой древнейшую форму образования римского права. Нормы обычного права обозначаются в римском праве терминами: mores maiorum (обычаи предков), usus (обычная практика); сюда же надо отнести: commentarii pontificum (обычаи, сложившиеся в практике жрецов); commentarii magistratuum (обычаи, сложившиеся в практике магистратов) и пр., в императорский период применяется термин consuetude (обычай).

      По  мере укрепления и расширения государства  неписаное обычное право становится неудовлетворительной формой ввиду  неопределенности, медлительности образования и вообще затруднительности регулировать в этой правовой форме возрастающий оборот. Обычное право уступает дорогу закону и другим формам правообразования.

      В республиканский период законы проходили  через народное собрание и назывались leges. Развитие жизни выдвигало этот источник права на первое место. Необходимо вместе с тем подчеркнуть, что законов в республиканском Риме все-таки издавалось не так много; получили огромное распространение специфические римские формы правообразования: эдикты судебных магистратов и деятельность юристов (юриспруденция). Консерватизму, характеризующему римское право, эти последние формы правообразования соответствовали гораздо более, чем издание новых законов. Кроме законов XII таблиц важное значение для гражданского права имеют: lex Poetelia (Пэтелиев закон), IV в.до н.э., отменивший продажу в рабство и убийство должника, не уплатившего долга; lex Aquilia (Аквилиев закон), примерно III в.до н.э., об ответственности за уничтожение и повреждение чужих вещей; lex Falcidia (Фальцидиев закон), 1 в.до н.э., об ограничении завещательных отказов и др.

      В период принципата народные собрания не соответствовали новому строю  и потому должны были, естественно, утратить значение. Но так как в  это время (первые три века н.э.) императорская власть еще была склонна прикрываться республиканскими формами, создавалось впечатление, что законы издавались сенатом (сенатусконсульты).

      Окончательное укрепление императорской власти привело  к тому, что единоличное распоряжение императора стало признаваться законом: "что угодно императору, то имеет силу закона", а сам император "законами не связан" (legibus solutus est). Императорские распоряжения, носившие общее наименование "конституций", существовали четырех видов: а) эдикты — общие распоряжения, обращенные к населению (термин, уцелевший от республиканских времен, когда он имел совсем другое значение); б) рескрипты — распоряжения по отдельным делам (ответы на возбуждавшиеся перед императором ходатайства); в) мандаты — инструкции, дававшиеся императорами чиновникам; г) декреты — решения по поступавшим на рассмотрение императора спорным делам. В период абсолютной монархии императорские законы стали именоваться leges; встречаются и новые термины: ieges generales, sanctio pragmatica и др. 

      Еще в 1835 году Эдуард Гиббон в своем Историческом обозрении римского права писал, что он с недоверчивостью принимается за изображение предмета, глубоко изученного многими учеными, юрисконсультами и наполнившего собой обширные книгохранилища1. Но, несмотря на широкомасштабность многовекового процесса, изучение наследия Древнего Рима, предмет римского права остается актуальным и по сей день.

      Значение  римского права проявилось и проявляется  до сих пор в самом явлении  его рецепции во всем мире. По меткому  выражению Э. Гиббона, законам Римской империи доныне повинуются многие народы, никогда не зависевшие от нее.2 Чем же можно объяснить столь пристальное внимание человечества к правовой системе, созданной древними римлянами? Разные исследователи по-разному отвечают на данный вопрос...

      К таким особенностям справедливо  относят то, что римское право  было приспособлено к мировому обороту, так как Рим активно поддерживал  торгово-экономические и политические отношения с соседними странами. Это способствовало разработке абстрактных фундаментальных юридических конструкций в сфере частного права. Таким образом, римское право прошло строгую техническую школу.3 С этим свойством тесно связан принцип консерватизма. Ученые видят положительное влияние консерватизма в том, что он придавал праву стабильность и постоянство. Новые идеи медленно, но прочно завоевывали себе почву.4 Консерватизм во многом обусловил многовековую крепость институтов и принципов римского права.

      Важным  достоинством рассматриваемой системы  права является ее дуализм, то есть одновременное существование сугубо национального ius civile и интернационального ius gentium.

      Именно  в праве народов римское право  соприкасалось с правовыми достижениями других государств. Таким способом происходило постепенное формирование тех существенных и общих элементов, которые составляют основу всякого права. К тому же в римском праве такие элементы были развиты и доведены до абстракции, как нигде, что дало возможность их повсеместного применения в современном мире с учетом национального своеобразия отдельных стран.

      Поэтому многие авторы сходятся на том, что  универсальность и мировое господство римского права кроются в преодолении  национальной замкнутости. Единая централизованная система римского права с развитым индивидуалистическим подходом, не знавшая партикуляризма, корпоративных, имущественных и других ограничений, значительно превосходила средневековое право; и поэтому была в значительной степени воспринята странами Западной Европы.

      Особенно  решительно процесс восприятия римского права происходил в Германии, которая страдала хронической раздробленностью5 и видела в едином праве средство ускорения политической централизации.

      В Англии влияние римского права было незначительным. Оно проявлялось  только в каноническом и в меньшей  степени в торгово-городском праве. Поэтому можно говорить о самобытном характере и национальной специфике английского общего права, составляющего одну из ведущих мировых систем.

      В России воздействие римского права  на законодательство не было исторически  интенсивным. Оно было, пожалуй, даже слабее, чем в Англии. Но тем не менее, русские романисты выделяют два этапа проникновения римского права в Россию.

      Сначала оно проникало через церковные  суды, которые руководствовались  Римско-Византийскими кодексами, а  значительно позже, после ПетраI, Римское право начало проникать в Россию с Запада.6 Однако уже во второй четверти XIX века вопрос о непосредственной рецепции встает и в России. Сперанский всячески отрицал ее возможность и необходимость, делая упор на самобытность российского права, но более поздние юристы утверждали, что пути создания русского гражданского права не способны привести к цели. Поэтому русское право не может потерять, а может только выиграть от соприкосновения с римским.7 С 70-х годов XIX века в России началось введение классической юридической школы в учебных заведениях, которая подразумевала преподавание не только духа, но и самой материи римского права.

      Многие  ученые сходятся на том, что юридическое  мышление, необходимое для решения  разнообразных и сложных задач, которые ставит законодательная и судебная практика, не может быть выработано без изучения римского права.

      Таким образом, с последней трети XIX века начинает складываться русская юридическая  школа. Ее представители так определяют значение римского права для русских юристов: "Российская юридическая наука целиком пересажена к нам с Запада, и поэтому в той же мере обязана своим методом и выводами римским юристам, в какой и наука западноевропейская".8 Глубокая связь с римским правом в российской науке поддерживается и до сих пор. Так, в данное время происходит разработка рецепции института emancipatio в российском гражданском праве.

      Менее решительно, чем в Германии, но интенсивнее, чем в Англии, рецепция протекала  во Франции, где в силу романских корней французов римское право не переставало влиять на туземное. На юге Франции, в "стране писанного права", основным источником права являлось римское. Принятый при Наполеоне I Code Civil "сплошь пропитан идеями римского права, в особенности в отделе обязательственного права". Последнее обстоятельство подтверждает то, что рецепция коснулась в основном норм римского частного права, так как эта область была разработана древними лучше других. А одной из важнейших конструкций римского частного права является институт договорного права.

      В договорном праве ярко отразились основные особенности и преимущества римского права, о которых частично уже  было сказано выше. Но поскольку  рамки настоящей работы не позволяют  охватить все многообразие договорных отношений в Древнем Риме, то представляется целесообразным исследовать лишь наиболее характерные и интересные проблемы в сфере основных положений договорного права римлян.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Общая идея римского  права

      1. Первая римская кодификация права восходит к середине V столетия до н. э. Она получила название «Законов XII таблиц». В течение многих веков они считались в Риме основным источником права - публичного и частного (fons omnis publici privatique juris).

      Свое  название Законы получили в связи  с тем, что были написаны на 12 деревянных досках, выставлявшихся на городской площади. Никто поэтому не мог «отговариваться незнанием закона». По некоторым сведениям, от всякого вступающего в ряды Граждан юноши требовалось знание законов наизусть. Считалось, что без этого нельзя выполнять обязанности гражданина, в особенности судейские.

Информация о работе Предмет римского права