Предмет и методология теории государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 20:47, лекция

Описание работы

Предмет теории государства и права
Всякая наука изучает закономерности развития своего объекта.
Под закономерностями понимаются повторяющиеся устойчивые объективные существенные связи между объектами реальности.
Теория государства и права изучает закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. При этом изучаются:
а) закономерности, которые являются общими для государства и права;
б) закономерности, присущие только государству;
в) закономерности, присущие только праву.

Работа содержит 1 файл

ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

Таким образом, признаки нормы права совпадают с признаками права:

а) непосредственно  исходят от государства и им же охраняются;

б) общеобязательны;

в) взаимосвязаны, составляют многоуровневую систему;

г) регулируют общественные отношения, устанавливая права и обязанности участников.

2. Строение нормы  права

Норма права состоит  из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза — место, временя и другие обстоятельства, при которых действует правило  поведения данной нормы.

Диспозиция —  само правило поведения или деятельности.

Санкция — меры принуждения, применяемые в случае несоблюдения данного правила поведения.

Соотношение нормы  права и статьи закона

Включение в одну статью закона всех трех элементов  нормы права не практикуется. Обычно в одной статье излагаются либо два, либо один элемент нормы, либо часть одного элемента. Остальные элементы располагают либо в других статьях того же закона, либо в других законах. Это обусловлено: а) системностью права (связью норм разных отраслей друг с другом); б) необходимостью компактного изложения текста закона.

В связи с этим на практике различаются:

а) норма-предписание  — положение статьи закона, которое  обычно содержит от одного до трех элементов  правовой нормы;

б) логическая норма — находится в системе законодательства, всегда содержит три элемента.

Статья закона может  содержать одну или несколько  норм. Норма же в свою очередь  может располагаться в одной  или нескольких статьях закона.

3. Классификация  норм права

По виду регулируемых общественных отношений

(по отраслям права):

а) конституционные;

б) гражданские;

в) уголовные;

г) и других отраслей права.

По роли норм в  регулировании общественных отношений:

1. Типичные — содержат  правило поведения (деятельности)

а) регулятивные — рассчитаны на правомерное поведение;

б) правоохранительные — рассчитаны на неправомерное поведение (деятельность);

2. Нетипичные —  не содержат правила поведения,  а обеспечивают действие типичных  норм:

а) общезакрепительные — закрепляют определенное состояние общественных отношений;

б) нормы-принципы —  закрепляют принципы поведения (деятельности);

в) нормы-определения  — определяют политико-правовые понятия  и обязывают применять их в  юридической практике только в установленном  значении;

г) коллизионные — определяют порядок выбора между нормами, противоречащими друг другу.

По возможности  выбора участниками правоотношения (по степени обязательности):

1) императивные —  не позволяют выбирать. Жестко  предписывают определенный вариант  поведения;

2) диспозитивные  — позволяют выбирать участникам  правоотношений применение тех  или иных норм;

3) поощрительные  — санкция этих норм содержит  не меры наказания, а меры  поощрения за общественно-полезную  деятельность;

4) рекомендательные  — рекомендуют определенное поведение (деятельность); не содержат санкции.

По способу воздействия  на поведение (деятельность) участников общественных отношений

1) управомочивающие  — описывают права одной из  сторон правоотношения;

2) обязывающие —  описывают обязанности одной из сторон правоотношения;

3) запрещающие —  описывают обязанность обязанной  стороны правоотношения в форме  запрета на совершение определенных  действий.

Тема 7

ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА

1. Понятие источников  права

Источник права  в буквальном смысле — общественные отношения.

Источник права  в теории права — внешнее выражение  права. Используется в виде ответа на вопрос: «Где находятся нормы права?» 

2. Классификация  источников права

По виду регулируемых общественных отношений

(по отраслям права):

а) источники конституционного права;

б) источники уголовного права;

в) источники гражданского права;

г) источники трудового  права;

д) и др.

По субъектам правотворчества

Правотворчество (законотворчество) — деятельность, связанная с установлением, изменением и отменой норм права, о также признанием правовыми уже сложившихся правил поведения.

Субъектами правотворческой  деятельности могут выступать:

а) государство —  в лице своих органов;

б) негосударственные  организации — если им предоставлено  такое правомочие;

в) народ — при  принятии конституций и законов  на референдуме.  

Нужно подчеркнуть, что государство не творит закон, а всего лишь формулирует его, основываясь на объективных законах  функционирования общества.

По субъектам правотворчества  выделяются следующие виды источников права:

1. Правовые обычаи

Правовые обычаи — обычаи, санкционированные (утвержденные) государством. Государство признает уже сложившиеся в обществе правила  поведения и в дальнейшем обеспечивает их исполнение своей принудительной силой. Происходит это двумя способами:

а) в ходе судебной практики;

б) путем включения  в закон.

2. Судебные и административные  прецеденты

Судебный прецедент  — решение суда по конкретному  делу, обоснование которого становится правилом, обязательным при решении  аналогичных дел. При этом вопрос о применении аналогии решается также судом.

В некоторых странах  этот источник права является основным. Суд в этом случае становится правотворческим  органом. При этом существуют две  квалификации подобной деятельности суда: а) подтверждающая наличие правотворческой функции суда; б) утверждающая, что суд не занимается правотворчеством, а лишь формулирует нормы естественного права.

В советское время  наличие такого источника права  отрицалось, однако некоторые ученые полагали, что независимо от официальной позиции этот источник существует объективно — в практической деятельности судов.

В современной России правотворчество судов существует в ограниченной форме.

Административный  прецедент — решение органа исполнительной власти по конкретному делу, обоснование которого становится правилом, которое применяется при решении аналогичных дел.

3. Нормативные правовые  акты

Нормативный правовой акт — это документ, который  устанавливает, изменяет либо отменяет правовые нормы, и обладает следующими признаками:

а) рассчитан на многократное применение;

б) рассчитан на неопределенный круг лиц;

в) принят специальным  уполномоченным органом (или на референдуме);

г) принят в специально установленном порядке.

Нормативный правовой акт как официальный документ обладает следующими обязательными реквизитами:  

а) наименование вида акта (закон, указ и др.);

б) наименование органа, принявшего акт;

в) дата принятия документа  и его регистрационный индекс;

г) заглавие акта;

д) текст акта, изложенного  в виде последовательности статей, иногда разделенных на главы и разделы;

е) подпись управомоченного  лица.

4. Нормативные договоры

Как и нормативный  правовой акт, содержит нормы права  общего характера, рассчитанные на многократное применение. В отличие от нормативного правового акта является результатом волеизъявления двух и более сторон.

Нормативный договор  может быть как источником внутригосударственного права, так и источником международного права.

5. Другие источники  права

а) правовые принципы — основные начала, исходные положения права — применяются в случаях, когда нет конкретной нормы, регулирующей данное или сходное общественное отношение.

Существуют не во всех правовых отраслях.

б) правосознание  населения — одно из проявлений сознания, которое отражает правовую действительность сквозь призму должного, т. е. того, какой она должна быть.

По широте охвата различают следующие виды правосознания:

общественное —  взгляды, теории, убеждения, которые  распространены в данном обществе;

групповое — взгляды, теории, убеждения, которые отражают положение данной группы в обществе;

индивидуальное —  содержит групповое правосознание, скорректированное личным жизненным  опытом.

в) юридическая доктрина — система научных юридических  знаний и основанных на них убеждений.

Юридическая доктрина была значимым источником права в  Древнем Риме. В V в. до н. э. в специальном  законе о цитировании утверждалось, что на труды пяти выдающихся римских  ученых-юристов можно ссылаться  как на закон.

В настоящее время  широкое распространение юридическая доктрина получает в мусульманском праве, где труды юристов по толкованию Корана рассматриваются как источник права.

Ученые полагают, что в настоящее время юридическая  доктрина источником права не является4.

3. Классификация  нормативных правовых актов

По субъектам правотворчества:

а) государство;

б) негосударственные  организации;

в) народ непосредственно.

По времени действия:

а) неопределенно-длительного  действия;

б) временного действия.

По юридической  силе

Юридическая сила —  место данного акта в иерархической системе всех нормативных правовых актов.

1. Законы — это  нормативные правовые акты, которые: 

а) принимаются парламентами — выборными представительными  органами государственной власти;

б) принимаются в  особом порядке, установленном конституцией — законодательном процессе;

в) обладают высшей юридической  силой по отношению к другим нормативным  правовым актам, т. е. другие акты издаются:

— на основе закона, т. е. в случаях, установленных законом;

— во исполнение закона, т. е. по вопросам, предусмотренным законом;

— должны закону соответствовать  — не изменять и не отменять установленных  законом норм и не устанавливать  новых норм, законом не предусмотренных.

2. Подзаконные акты  — нормативные правовые акты, изданные управомоченным органом в пределах его компетенции на основе, во исполнение и в соответствие с законом.

Подзаконные акты могут  иметь разную юридическую силу, которая  зависит от компетенции принявшего их органа, но вместе с тем не может  превышать или быть равной юридической силе закона.

Тема 8

СИСТЕМА ПРАВА

1. Понятие системы  права

Система права —  это система всех норм права, существующих в данном государстве.

Системность норм права  выражается в том, что они:

а) иерархичны;

б) специализированы по отраслям;

в) одни нормы конкретизируют положения других норм;

г) одни нормы гарантируют  реализацию других норм.

В строении системы  права можно выделить следующие  основные уровни:

а) отрасли,

б) подотрасли,

в) институты,

г) отдельные нормы  права.

2. Критерии деления  норм права на отрасли, подотрасли  и институты…

Информация о работе Предмет и методология теории государства и права