Предмет и методология теории государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 20:47, лекция

Описание работы

Предмет теории государства и права
Всякая наука изучает закономерности развития своего объекта.
Под закономерностями понимаются повторяющиеся устойчивые объективные существенные связи между объектами реальности.
Теория государства и права изучает закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. При этом изучаются:
а) закономерности, которые являются общими для государства и права;
б) закономерности, присущие только государству;
в) закономерности, присущие только праву.

Работа содержит 1 файл

ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

3. Сущность государства

Сущность — это  главное в предмете, то, что характеризует  его на протяжении всего его существования.

Любое государство  занимается общественными делами, защищает общественные интересы (например, борьба с преступностью, эпидемиями, стихийными бедствиями и др.).

Любое государство  служит: 1) обществу в целом; 2) определенным социальным силам. Это соотношение  в разные периоды истории различно.

Современное демократическое  государство служит в первую очередь  всему обществу. Оно является средством  разрешения социальных противоречий и  средством достижения социального  согласия.

Тема 3

ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА

1. Понятие типологии  государства

Одни исследователи  отождествляют типологию и классификацию  и считают что это — распределение  объектов по классам на основе их общих  признаков.

Другие ученые полагают, что типология — это особый вид классификации, который занимается системными объектами и дает системное знание о них.

2. Формационный подход

Государства классифицируются по их принадлежности к той или  иной общественно-экономической формации.

Общественно-экономические  формации, в свою очередь, классифицируются по способу производства, т.е. сочетанию производительных сил и производственных отношений.

Исторически выделяются пять типов формаций:

1) первобытнообщинная;

2) рабовладельческая; 

3) феодальная;

4) буржуазная;

5) коммунистическая.

Оценка теории:

достоинства:

а) учет экономического фактора;

б) четкость критерия классификации;

недостаток —  недооценка других факторов, упрощенное искажение картины развития государства.

3. Цивилизационный  подход

Цивилизация — это  уровень развития общества. При этом учитываются не только экономический, но и другие факторы: образовательный, этнический, религиозный, культурный, географический и др.

Представители: Арнольд  Тойнби1, Освальд Шпенглер2, Питирим  Сорокин3.

Основные положения:

Историю человечества объясняют как историю самобытных цивилизаций, каждая из которых проходит в своем развитии этапы становления, расцвета и гибели.

Различают западные и восточные цивилизации, а также  западную христианскую, восточную христианскую, мусульманскую, буддийскую цивилизации.

Тип государства  определяется по типу цивилизации.

По отношению государства  и личности различают следующие  виды государств:

а) традиционные —  в них народ не является источником власти, полномочия государства не ограничены;

б) современные (конституционные) — народ является источником власти, полномочия государства ограничены конституцией, государство признает и гарантирует права и свободы личности.

Оценка:

достоинство — системность  анализа;

недостаток —  нечеткость критериев классификации.

Тема 4

ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА  ГОСУДАРСТВА

1. Функции государства

Понятие функций  государства

Функции государства  — это основные направления его  деятельности, которые объективно обусловлены  потребностями общественной жизни.

Классификация функций  государства

По сфере деятельности:

а) внутренние (в пределах государственной границы);

б) внешние (за пределами  государственной границы).

По продолжительности:

а) постоянные;

б) временные.

По значимости:

а) основные;

б) неосновные.

Функции современного государства

Внутренние:

а) регулирование  экономики;

б) сбор налогов;

в) сохранение и развитие культуры;

г) охрана прав и свобод граждан и обеспечение правопорядка;

д) социальное обеспечение;

е) охрана экологии;

ж) и другие.

Внешние:

а) национальная оборона  и внешняя агрессия;

б) сотрудничество с другими странами.

2. Государственный  аппарат

Государственный аппарат  реализует функции государства.

Государственный аппарат  — иерархическая система государственных  органов.

Некоторые исследователи  выделяют государственный механизм — деятельность государственных органов и полагают, что государственный аппарат — это порядок формирования госорганов.

Другие исследователи  полагают, что государственный механизм включает в себя кроме государственного аппарата еще и систему государственных  учреждений, поскольку они также участвуют в реализации функций государства.

Бюрократия —  часть государственного аппарата, работающая на постоянной основе (в отличие  от срочной выборной).

Принципы организации  и деятельности государственного аппарата

1. Принцип разделения властей

Вся полнота власти не может принадлежать одному лицу или органу. Это приводит к злоупотреблением властью. Следовательно, необходимо разделение властной компетенции между различными органами.

Разделение власти по горизонтали проводится на законодательную, исполнительную, судебную и контрольно-надзорную. Каждая из этих ветвей самостоятельная, независима в реализации своих функций от других властей, организационно обособлена. Взаимоотношения отдельных ветвей власти между собой регулируются системой сдержек и противовесов и сотрудничеством.

Разделение власти по вертикали осуществляется в унитарных  государствах между центральной  и местной, а в федеративных —  между федеральной властью и  властью субъектов федерации.

2. Принцип законности [этот принцип и нижеследующие  см. в учебнике]

3. Принцип демократизма 

4. Принцип гласности 

5. Принцип централизма 

6. Принцип гуманизма 

7. Принцип национального  равноправия 

3. Государственные  органы

Признаки государственного органа

1) имеет государственно-властные  полномочия:

а) по принятию обязательных для исполнения решений;

б) по применению мер  государственного принуждения.

2) формируется в  порядке, установленном законом; 

3) действует в  пределах, ограниченных предоставленной ему компетенцией;

4) сфера его компетенции  исчерпывающе описана в законе;

5) имеет установленное  строение.

Классификация

По ветвям власти:

а) законодательные;

б) исполнительные;

в) судебные;

г) контрольно-надзорные.

По территории:

а) центральные;

б) региональные.

По порядку формирования:

а) избираемые народом;

б) другие.

По универсальности  своей компетенции:

а) общей компетенции:

б) специальной (отраслевой) компетенции.

По способу принятия решения:

а) единоличные;

б) коллегиальные.

Тема 5

ПРАВО: ПОНЯТИЕ, ПРОИСХОЖДЕНИЕ, СУЩНОСТЬ

1. Правовые теории

Теория естественного  права

Соответствует договорной теории происхождения государства.

Период — XVIII в.

Представители этой теории различают:

а) естественное право  — порождение человеческой и общественной природы. Права и обязанности возникают объективно на основе общественных потребностей. Часть своих прав люди уступают государству, заключая договор о его создании;

б) позитивное право  — исходит от государства. Должно соответствовать естественному праву для обеспечения справедливости.

Государственная власть не распространяется на неотъемлемые неотчуждаемые права и свободы  индивида — т.е. такие, которые люди оставляют за собой при заключении договора об образовании государства.

Оценка:

достоинство — понимание права как меры социальной свободы и справедливости;

недостаток —  трактовка права как вечного, неизменного.

Юридический позитивизм

К. XIX — н. XX вв.

Представители: Остин, Шершеневич, Хейзинга.

Отождествляют право  с имеющимися в конкретном государстве законодательством. Полагают, что наука о праве должна изучать реально существующие законы. Естественного права не признают.

Марксизм

Неопозитивизм

Социологическая теория права

Теория распространена в странах с высокой ролью  судебного прецедента как источника права.

Основные положения:

Право — это не нормы, а правоотношения, т.е. реализация норм. Право — это судебные и  административные решения. Т.е. правом являются только те законы, которые  применяются судом.

Различают право:

а) книжно-мертвое — писанные нормы;

б) живое — судебные решения.

Психологическая теория

XVIII в., Россия, Петражицкий. 

Основные положения:

Право есть продукт  психики человека и представляет собой осознание человеком с  одной стороны своего долга и  обязанностей, а с другой стороны — своих прав, т.е. притязаний человека на определенное поведение других людей в своих интересах.

Оценка:

достоинство — учет субъективного фактора;

недостаток —  недооценка других факторов.

2. Трактовка права  в современной отечественной науке

Право — это социальный регулятор. Социальное регулирование  необходимо, поскольку обеспечивает нормальное функционирование общества. Суть социального регулирования  — в воздействии на поведение  людей и деятельность организаций.

В обществе существует система социальных регуляторов, которая состоит из следующих элементов:

1) обычаи — правила  поведения, сложившиеся в результате  многократного повторения и передачи  из поколения в поколение; 

2) нормы морали  — нормы поведения, отражающие  представление людей о хорошем и плохом, о добре и зле и т.д. Санкциями за нарушение норм морали выступают с одной стороны совесть человека, а с другой стороны, общественное порицание;

3) корпоративные  нормы — регулируют отношения  в трудовых коллективах; 

4) нормы права — а) формулируется либо санкционируется государством; б) их исполнение обеспечивается принудительной силой государства; б) они общеобязательны; в) они регулируют общественные отношения, закрепляя права и обязанности их участников.

3. Происхождение  права

Право возникает  по тем же причинам, что и государство.

Право возникает  и формируется одновременно с  государством.

4. Сущность права

Право регулирует общественные отношения в интересах общества в целом и в интересах определенных социальных сил. Соотношение этих интересов может быть различным в разные периоды развития общества. В современных обществах приоритет имеют интересы всего общества.

Тема 6

НОРМЫ ПРАВА: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, СТРОЕНИЕ

1. Понятие нормы  права

Норма права есть отдельная клетка единого организма — системы права.

Информация о работе Предмет и методология теории государства и права