Пределы действия нормативных правовых актов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 02:07, курсовая работа

Описание работы

Установление пределов действия нормативных правовых актов имеет важное практическое значение, поскольку в значительной степени обеспечивает эффективность правового регулирования. С пределами действия актов связано осуществление прав и обязанностей субъектов права, удовлетворение жизненных потребностей и людей во всех сферах общественных отношений.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………. 3


Глава 1. Понятие юридического действия нормативных правовых актов………………………………………………………………….……… 5

Глава 2. Действие нормативных правовых актов во времени.

Обратная сила закона………………………………………………….…… 8


Глава 3. Действие нормативных правовых актов в пространстве. Случаи экстерриториального действия закона………………………… 15



Глава 4. Действие нормативных правовых актов по кругу

лиц. Особенности правового положения иностранцев и

лиц без гражданства.……………………………………………………… 19


Заключение…………………………………………………………..………. 24


Список использованной литературы……………………………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа .doc

— 138.50 Кб (Скачать)
ign="justify">      Соответствующее положение закреплено в ч. 2 (ст. 68) Закона “О нормативных правовых актах Республики Беларусь”: “Действие нормативно-правовых актов, за исключением случаев, установленных законом и международными договорами Республики Беларусь, распространяется на граждан и юридических лиц Республики Беларусь, а также находящихся на территории Республики Беларусь иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц”. Однако в приведённой правовой норме не названы иные организации, кроме юридических лиц, которые действуют на территории страны.

      Некоторые нормативные правовые акты распространяют своё действие лишь на определённые категории  лиц, государственных органов, организаций. Так Закон Республики Беларусь “Об органах внутренних дел” действует  в отношении сотрудников органов внутренних дел. Определённые акты распространяются только на военнослужащих, пенсионеров, инвалидов и т.п.

      В соответствии с законодательством  Республики Беларусь  иностранные  граждане и лица без гражданства  на её территории пользуются правами и свободами и несут обязанности наравне с гражданами страны, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами Республики Беларусь.20

      Определённые  лица пользуются на территории Республики Беларусь правом экстерриториальности, т.е. внеземельности. Так, в соответствии с международными соглашениями главы иностранных государств и правительств, сотрудники иностранных дипломатических представительств (послы, посланники, поверенные в делах, советники, торгпреды и их заместители, военные атташе и их помощники, секретари и др.), члены их семей и некоторые другие иностранные граждане в силу их определённой служебной принадлежности пользуются так называемым правом экстерриториальности, т.е. наделены дипломатическим иммунитетом. Он состоит в том, что эти лица обладают правом личной неприкосновенности и не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.21

      Вопросы уголовной или административной ответственности дипломатических  представителей иностранных государств в случаях совершения им соответствующих правонарушений на территории страны пребывания разрешаются дипломатическим путём. В то же время дипломатические представители обязаны уважать законы государства пребывания, не вмешиваться в его внутренние дела.

     Высокий уровень знания всех требований правоположений, касающихся пределов действия нормативных правовых актов, является необходимостью профессиональной черты сотрудников правоохранительных органов, в том числе органов внутренних дел. Без знания этих положений невозможно обеспечить требуемую законность в сфере правореализации. Недостаточная осведомленность может привести к ошибочным решениям и к серьезным негативным последствиям.

     В процессе разрешения конкретных юридических  дел сотрудники правоохранительных органов  сталкиваются с законными потребностями и интересами людей и их организаций, удовлетворение которых предусмотрено законодательством и предполагает осуществление различных прав и обязанностей.22

Особенности правового положения иностранцев и лиц без гражданства в Республике Беларусь.

    Правовое положение иностранцев в Республике Беларусь определяет ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 3 июня 1993 г. № 2339-XІІ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» с изменениями и дополнениями:

Закон Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. № 422-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 73, 2/197) ;

Закон Республики Беларусь от 4 января 2003 г. № 178-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 8, 2/927);

Закон Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. № 41-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 121, 2/1138) – новая редакция ;

Закон Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. № 300-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 305, 2/1397)

     Иностранцы  на территории Республики Беларусь пользуются правами и свободами и исполняют  обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами и международными договорами Республики Беларусь.

    Особенности правового положения иностранцев, ходатайствующих о признании  их беженцами или предоставлении им убежища в Республике Беларусь, а также иностранцев, которые  признаны беженцами или которым предоставлено убежище в Республике Беларусь, и членов их семей регулируются специальными законодательными актами Республики Беларусь.

    В случае, если другое государство ограничивает или нарушает общепризнанные нормы  правового положения иностранных граждан в отношении граждан Республики Беларусь, в Республике Беларусь могут быть установлены ответные ограничения в отношении прав и свобод граждан этого государства. Данные ограничения в случае их установления не распространяются на иностранцев, указанных в части второй настоящей статьи (ст.4).

    Иностранцы  в Республике Беларусь пользуются всеми  средствами правовой защиты прав и  свобод личности, предусмотренными законодательством  Республики Беларусь (ст.16).

    Иностранцы  не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы Республики Беларусь, а также принимать  участие в референдумах (ст.18).

    Иностранцы  не могут занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством  Республики Беларусь связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь (ст.19).

    Иностранцы, находящиеся в Республике Беларусь, не исполняют воинской обязанности (ст.20).

    Иностранцы, находящиеся на территории Республики Беларусь, обязаны соблюдать Конституцию Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь, уважать ее национальные традиции (ст.21).

     Иностранцы, прибывшие в Республику Беларусь, обязаны пройти регистрацию в  органах регистрации в порядке, установленном настоящим Законом  и Правилами пребывания, если иное не определено настоящим Законом (ст.22).

    Иностранцы  могут временно пребывать, временно и постоянно проживать в Республике Беларусь. Порядок временного пребывания, временного и постоянного проживания иностранцев в Республике Беларусь устанавливается настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь (ст.42).

     Право на воссоединение семьи имеют  супруг (супруга), несовершеннолетние дети и усыновленные (удочеренные), а также не состоявшие и не состоящие  в браке дети и усыновленные (удочеренные) старше восемнадцати лет, нетрудоспособные родители и усыновители, имеющие приглашение соответственно от супруги (супруга), родителей, усыновителей, детей, усыновленных (удочеренных), являющихся гражданами Республики Беларусь или иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь (ст.52).

    Иностранцы  могут быть подвергнуты депортации в случаях и порядке, определенных законодательными актами Республики Беларусь (ст.60).

    Иностранец  может быть выслан из Республики Беларусь в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц, если он не может быть подвергнут депортации. Решение о высылке принимается органом внутренних дел или органом государственной безопасности. Высылка может быть осуществлена путем добровольного выезда иностранца из Республики Беларусь или в принудительном порядке.

    Порядок осуществления высылки устанавливается  Советом Министров Республики Беларусь (ст.61).23 
 
 
 
 

Заключение 

      Целью работы являлся анализ нормативно-правовых актов как внешних форм права, где определяются общественные отношения, которые регулируют содержащиеся в акте нормы права, когда они начинают действовать, на какую территорию они распространяются, какой категории лиц касаются.

      В результате проведенного анализа, я  пришел к следующим выводам:

- действие нормативных актов во времени определяется двумя временными моментами (точками): моментом вступления нормативного акта в силу и моментом утраты им юридической силы, если в нормативном акте указано время начала действия нормативного акта, то с этого указанного времени он и вступает в силу, если в нормативном акте начало действия не определено, то вступают в силу общие правила для данного вида нормативных актов, установленные законом или иным актом. Также с действием нормативных правовых актов во времени связаны понятия, как переживание закона, который означает тот случай, когда отмененный акт продолжает какое-то время регулировать определенные отношения, возникающие до утраты им юридической силы, и обратная сила закона, который означает распространение действия положений нового нормативного правового акта на те отношения, которые возникли до его вступления в юридическую силу.

- действие нормативных актов в пространстве в первую очередь связано с понятием территорией государства, в состав которого входит вся суша в пределах его границ, включая недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство. Также связано понятие экстерриториальность, которое означает, что в соответствии с нормами международного права в пределах границ государства могут находиться некоторые территории

( и лица), на которые не распространяются  законы этого государства.

- действие  нормативных актов по кругу лиц в первую очередь касается граждан данного государства, граждан иностранных государств, лиц без гражданства, а также всех организаций, функционирующих на территории государства. Существуют вместе с тем исключение из общего правила как в отношении собственных граждан, так и в отношении граждан иностранных государств и лиц без гражданства, находящихся на территории соответствующего государства.

      Таким образом, установление пределов действия нормативно-правовых актов необходимо для правильной реализации норм права. Ведь любой нормативно-правовой акт издаётся для того, чтобы в установленный промежуток времени на определённой территории регулировать поведение определённого круга людей. Особо важное значение, как отмечалось ранее, эта проблема имеет для правоохранительной деятельности компетентных органов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 
 

  1. Алексеев  С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. 2. — М.: «Юридическая литература», 1981. С.238
  2. Бахрах Д.Н. Действие норм права во времени: теория, законодательство, судебная практика/ Д.Н. Бахрах. – М.: Норма, 2004. – 223 с.
  3. Блум М.И., Тилле А.А. Обратная сила закона. Действие советского уголовного закона во времени / М.И. Блум, А.А. Тилле. – М.: Юрид. лит. 1969. – 135 с.
  4. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: курс лекций. – Минск: Тесей, 2009. – 365 с. 
  5. Горбаток Н.А. Общая теория государства и права в вопросах и ответах: Учебн.пособие.-Мн.: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2005.-184 с., 110с
  6. З.М. Черниловский «Всеобщая история государства и права», М., «Юрист», 1996
  7. Каравай, А.В. Действие гражданско-правовых норм во времени / А.В. Каравай. – Минск: ООО «Тесей», 1999. – 221 с.
  8. Конституция  Республики Беларусь 1994 года(с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004г.)- Мн.: Амалфея, 2006. – 48 с.
  9. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права:Учебник для вузов.- 2-е изд., испр. и доп. –М.: Спарк, 2000. -511с.
  10. Медведев, А.М. Правовое регулирование действия закона во времени / А.М. Медведев // Государство и право. – 1995. – № 3. – С. 69–75.
  11. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г., № 361–З:  в ред. Закона Респ. Беларусь от 02.07.2009 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 7. – 2/136.
  12. Общая теория государства и права: учебник/    А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский; под общ. Ред. В.А.Кучинского.-Минск: Интегралполиграф, 2009.-552с
  13. Положение об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь: Декрет Президента Республики Беларусь, 10 декаб. 1998 г., № 22: в ред. Декрета Президента Респ. Беларусь от 4.11.2008 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.
  14. Тилле, А.А. Время, пространство, закон: Действие советского закона во времени и в пространстве / А.А. Тилле. – М.: Юрид. лит., 1967. – 203 с.

Информация о работе Пределы действия нормативных правовых актов